Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ФГОС УМК «Школа России»
рабочая программа по чтению (1 класс)

Горбунова Людмила Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе программы начального общего образования по литературному чтению, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

E:\Титул ГОР\Scan10017.JPG

Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы авторов Л.Ф. Климановой,  В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2020 год.

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранска Республики Мордовия 2020-2021 учебного года.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность  изучения разделов литературного чтения с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа:

I. Пояснительная записка:

1. Нормативная база

2. Описание цели данного курса

3. Основные задачи курса

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

5. Описание учебно-методического комплекта

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

1. Личностные;

2. Предметные;

3. Метапредметные.

III. Содержание учебного предмета, курса:

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание;

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме);

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

2. Календарно-тематическое планирование:

1) дата проведения урока (планируемая и фактическая);

2) название разделов;

3) название тем уроков;

4) количество часов, отводимых на освоение каждой темы;

5) домашнее задание.

I. Пояснительная записка

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены  к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

1. Нормативная база

1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ от 22.12.2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;

4. Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО,

утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»;

8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413»;

9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

10. Устава образовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

11. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия на 2019-2020 учебный год;

12. Положение о рабочей программе МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия.

2. Описание цели данного курса

Цели, для достижения которых направлено изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • обогащение нравственного опыта школьников средствами художественной литературы;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова;
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  •  обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

3. Основные задачи курса

Задачи, в процессе осуществления которых реализуются цели рабочей программы по предмету «Литературное чтение»:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике

художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Филология».

В 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, 33 учебные недели в год.

Согласно учебному плану МОУ «Средняя школа №41» г. Саранск Республики Мордовия на 2020-2021 учебный год на изучение курса «Литературное чтение» в 1 «Б» классе отводится 129 часов:

1) в I четверти – 31 часа,

2) во II четверти – 30 часов,

3) в III четверти – 38 часов,

4) в IV четверти – 30 часов.

5. Описание учебно-методического комплекта

Реализация учебной программы по предмету «Литературное чтение» УМК «Школа России» для 1 класса обеспечивается комплектом, в который входят следующие издания:

Для учителя:

1. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных  организаций. - М.: Просвещение, 2020.

2. Н.А. Стефаненко, Е.А. Горелова. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: учебное  пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2020.

Для учащегося:

1. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская и др. Азбука. 1 кл. в 2-х ч. М.: «Просвещение», 2020

2. В.Г. Горецкий Прописи. 1 кл. в 4-х ч. М.: «Просвещение», 2020

3. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2020.

4. М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2020.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный)

или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей, учитывая условия, в которых действовал герой, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл

изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к

описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять

активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся: 

  • воспринимать на слух различные виды текстов,
  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах;  мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
  • проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
  • различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
  • принимать участие в коллективных беседах  по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
  • уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  • анализировать  с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить  содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
  • читать  целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать  настроение автора читаемого текста;
  • ориентироваться в информационном аппарате учебной  книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая  орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • пересказывать текст  подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания  со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
  • сочинять  свои загадки в соответствии с представленными тематическими  группами.

Литературоведческая пропедевтика:

Учащиеся научатся:

  • различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.
  • называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами.
  • Находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Обогащение и развитие опыта творческой деятельности эмоционально-чувственного отношения к действительности

1. Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников

Эстетическое восприятие окружающей действительности на основе наблюдений

1

Формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру

2

Развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года, видеть, открывать для себя многоцветье мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам, формировать свое видение окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах

3

Формирование умений различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях, выраженное в позах, мимике, жестах, тембре и силе голоса, в поступках людей, видеть отношение человека к окружающему миру, размышлять над причинами, вызвавшими подобные эмоциональные состояния и от ношения, давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций.

4

Коллективное слушание литературно-художественных произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях.

2. Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений

Упражнения, с помощью которых идёт развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира

1

Рассматривание и описание сходных и различных предметов (например, ромашки и календулы, мыши и льва), проведение соревнований, конкурсов на лучшее сравнение.

2

Игры типа «Волшебные превращения вещей», которые помогают оживить реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружающего мира и ведут рассказ от их имени).

3

Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, веселую или грустную, печальную.

4

Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок «Красная Шапочка», «Лиса и Волк», «Лягушка-путешественница».

5

Рассказывание-импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным рассказам,  сочинениям, стимулирование активности при их обсуждении

3. Развитие умения выразить в слове свои впечатления,  свое видение предмета, состояние природы и человека

Умения выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние природы и человека

1

Обучение приемам устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приемам рассуждения и повествования на заданную тему (по усмотрению учителя эти задания могут быть проведены письменно).

2

Обучение приемам рассуждения и повествования на заданную тему (по усмотрению учителя эти задания могут быть проведены письменно).

4. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы

Опыт эстетического восприятия произведений художественной литературы

1

Формирование потребности в общении с книгой, в постоянном чтении художественной литературы.

2

Формирование желания обсудить услышанное и прочитанное, создание условий для возникновения у детей чувства радости, удовлетворения при встрече с произведениями известных авторов, при их перечитывании.

3

Приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием.

4

Размышление над содержанием произведений, умение выразить свое отношение к прослушанному.

5

Сравнение стихотворных  произведений,  написанных на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора.

6

Развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям.

7

Формирование эмоционально-оценочных суждений.

8

Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности.

5. Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности

Способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности

1

Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умения находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умения подбирать варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности, накапливать опыт восприятия и  осмысления метафор, умения видеть и ценить их иносказательную выразительность.

2

Работа над загадками как развернутыми метафорами. Работа над загадками как развернутыми метафорами.

3

Развитие умения использовать метафоры при составлении собственных загадок, развитие творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений.

4

Развитие внимания детей к средствам художественной выразительности, заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение вариантов подбора слов с авторским описанием.

5

Целенаправленное формирование умений воссоздавать адекватные представления во время чтения литературно-художественных текстов на основе сопоставления реалистического и образного описания предметов или явлений.

6

Развитие умения воссоздавать художественные образы литературного произведения на основе:

- оживления двух рядов представлений – реальных и образных;

- оживление реальных представлений о зиме, красоте заснеженной березы и красках золотой осени, сопоставление их со словесными образами стихотворений: (осенний лес, как расписной терем, а заснеженные ветки березы, как бахрома серебристой шали).

7

Рисования портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описание портретов.

8

Сопоставления особенностей художественных образов, эмоционально-эстетическая оценка изображения героев в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном).

9

Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя, исполнителя и создателя художественного текста.

10

Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.

6. Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами

Опыт работы с литературоведческими терминами

1

Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

2

Ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров художественных произведений, как:

- сказка - художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного и фантастического; обычно различают сказки о животных, волшебные и бытовые;

былина - жанр, имеющийся только в русском фольклоре (героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси);

- басня - краткий рассказ в стихах, где в сатирической иносказательной форме изображаются человеческие поступки и недостатки. Персонажами басни являются, чаще всего, животные, растения, вещи. В начале или в конце басни даются нравоучения, вывод;

- рассказ - небольшое прозаическое художественное повествование о каком-то случае, эпизоде из жизни героя рассказа;

- стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное стихами, оно  ритмически организовано и имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроения и мысли лирического героя.

3

Наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классе учитель может постепенно вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.

4

Совмещение двух рядов представлений, благодаря чему происходит проникновение в авторское образное видение мира, изменение собственного отношения ребенка к окружающему, формирование эстетического отношения к действительности.

5

Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания  и нравственно-эстетической оценки описываемого.

6

Сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу. Письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных   передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам. Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.

7

Упражнение школьников в составлении миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя (с помощью учителя).

8

Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.

9

Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.

10

Коллективное, групповое и индивидуальное создание картин  по прочитанным произведениям, озвучивание фильмов музыкальными произведениями.

III. Содержание учебного предмета, курса

  1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание

Название раздела

Кол-во часов

Краткое содержание

Обучение грамоте

Добукварный период

15

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, отличающихся одним или несколькими звуками. Различие гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатели твёрдости- мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Букварный период

55

Чтение. Формирование навыков слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Послебукварный период

19

Как хорошо уметь читать! Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить». К. Ушинский «Наше Отечество». В. Крупин «Первоучители словенские». В. Крупин «Первый букварь». Сказки А.С. Пушкина. Л.Н. Толстой Рассказы для детей. К.Д. Ушинский Рассказы для детей. К.И Чуковский «Телефон», «Путаница». В.В. Бианки «Первая охота», С.Я Маршак Стихи, М.М. Пришвин Рассказы, А. Л. Барто Стихи, С.В. Михалков Стихи, Б.В. Заходер Стихи, В.Д. Берестов Стихи. Презентация «Живая азбука».

Литературное чтение

Вводный урок

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Жили - были буквы

В. Данько «Загадочные буквы», И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А», С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет.» Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?», С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

Сказки,  загадки,  небылицы

Е. Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка», Загадки, песенки. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книжки «Рифмы Матушки Гусыни», Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы».

Апрель, апрель!   Звенит  капель

А. Плещеев «Сельская песенка», А. Майков «Ласточка промчалась», «Весна». Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель», И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?». Обобщение по теме «Апрель, апрель! Звенит капель…».

И в шутку и всерьез

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «Ррры!», И. Артюхова «Саша – дразнилка», К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», И. Пивоварова «Кулинаки - пулинаки», М. Пляцковский «Помощник». Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».

Я и мои  друзья.

Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок», В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны», Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик», А. Барто «Вот так защитники», Я. Аким «Моя родня», С. Маршак «Хороший день», Пляцковский «Сердитый дог Буль», Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». Обобщение по теме «Я и мои друзья».

О братьях наших  меньших.

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак», В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку», С. Михалков « Важный совет», М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка», В. Берестов «Лягушата», Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и ёж». Обобщение по теме «О братьях наших меньших».

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем

(понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» (89 часов)

Виды речевой деятельности

Слушание Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетании, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и

стихотворений.        

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Круг детского чтения

Сказки А.С. Пушкина. Рассказы для детей Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. Сказки К.И. Чуковского. В.В. Бианки «Первая охота».

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршака, А. Барто, В. Осеевой. Весёлые стихи

Б. Заходера, В. Берестова.

Блок «Литературное чтение» (40 часов)

Виды речевой и читательской деятельности

Слушание. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимать её особенности.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста). Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, ее эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, на основе художественного произведения или произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

«Жили-были буквы». Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.

«Сказки, загадки, небылицы». Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Загадки.

Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки. Небылицы. Сказки К. Ушинского и Л. Толстого. Сказки А.С. Пушкина.

«Апрель, апрель. Звенит капель!». Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Литературные загадки.

«И в шутку и всерьёз». Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, И. Пивоварова, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

«Я и мои друзья». Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

«О братьях наших меньших». Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой, Г. Сапгира, М. Пляцковского.

Рассказы В. Осеевой. Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,  выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла.  Сказки  (о животных,  бытовые,  волшебные). Художественные  особенности  сказок:  лексика (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности при выполнении действий, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе

Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбрать из данного списка произведения для самостоятельного чтения учащимися. Представленные произведения дети могут читать в качестве дополнительной литературы дома  вместе с родителями.

Малые жанры устного народного творчества

Потешки

Побасенки

Частушки

Небылицы

Приговорки

Русские народные сказки 

Лихо одноглазое

Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что

Иван меньшой - разумом большой

Сказка об Иване-богатыре

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке

Царевна-лягушка

Сивка-Бурка

Русская классика для детей

Крылов И. А. «Стрекоза и Муравей», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Лисица и Виноград», «Чиж и Голубь», «Слон и Моська», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна» и др.

 Куприн А. И. «Барбос и Жулька», «Белый пудель», «Слон», Изумруд» и др.

Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо», «Песня- молния», «Что ни страница: то слон, то львица» и др.

Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила» и др.

Толстой А. Н. «Приключения Буратино, или Золотой ключик» «Детство Никиты», «Князь Серебряный», «Прожорливый бани мак» и др.

Толстой Л. Н. «Филипок», «Акула», «Прыжок» и др.

Тургенев И. С. «Воробей», «Лес и степь» и др.

Русская литература для детей

Александрова  3. А.  «Маленькой  ёлочке холодно зимой», «Мой мишка», «Смешные человечки» и др.

Александрова Т. «Домовёнок Кузя» и др.

Баруздин С. А. «Алёшка из нашего дома», «Как Снежок в Индию попал», «Равви и Шаши», «Светлана пионерка» и др.

Берестов В. Д. «Читалочка», «Первый листопад» и др.

Бианки В. В. «Кто чем поёт», «Лесная газета» и др. Василевич Алёна. «Бабушкины квартиранты», «Как я был доктором», «Друзья» и др.

Гайдар А. П. «Голубая чашка», «Горячий камень»,  «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости», «Военная тайна», «Судьба барабанщика»

Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы», «Двадцать лет под кроватью» и др.

Ершов П. П. «Конёк-горбунок» и др.

Заходер Б. В. «Кит и кот» и др.

Чуковский К. И. «Бармалей», «Федорино горе», «Телефон»,

«От двух до пяти» и др.

Шварц Е. Л. «Голый король», «Сказка о потерянном времени»,'

«Обыкновенное чудо», «Дракон» и др.

Зарубежная литература для детей

 Андерсен Г. X. «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Соловей», «Свинопас», «Принцесса на горошине» и др. Барри Д. М. «Питер Пен» и др.

Милн А. «Вини Пух и Все-Все-Все»

Перро Ш. «Мальчик-с-пальчик», «Красная Шапочка», «Спящая

красавица» и др.

Пройслер О. «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной»

Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»

Топелиус Ц. «Сказки»

Энде М. «Бесконечная история», «Волшебный напиток», «Мо-мо» и др.

Научно-популярная литература для детей

Баруздин С. А. «Сказка о трамвае»

Беляев Е. «Как человек научился летать»

Гагарин Ю. А. «Вижу Землю!»

Глухов А., Лавринович И. «Юным друзьям книги»

Гурьян О. «Мальчик из Холмогор»

Дорохов А. А. «Про тебя самого»

Дуров В. Г. «Мои артисты»

Дуров В. Л. «Мои звери»        

Зубков Б.В. «Из чего сделаны машины» «Как построить небоскрёб»

 Ильин М.. Сегал Е. «Рассказы о том, что тебя окружает»

Кургузов О. «Почемучка»

Лев Ф.Г. «Про завод и про то, как он живёт»

 Левин Б.Ю. «Астрономия в картинках»

Лучесскои К. «От пирамиды до телебашни»

Map Е. П. «Воздух, которым мы дышим»

Маршак С. Я. «Как печатали вашу книгу»

Осипов Н.Ф. «В воде и у воды»

Плешаков А. А. «Атлас-определитель»

Сахарнов С.С. «Про дельфина и  осьминога»

Тихонов А. В. «Про птиц.  Моя  первая  книга о животных»

«Про моря и океаны»        

Усачёв А.А. «Прогулки по Третьяковской галерее»

 Чаплина В. В. «Питомцы зоопарка»

Юрмин Г. «Про тетрадь и карту, карандаш и парту»

Книги-справочники

Дмитриев Ю. «Кто живёт в лесу и что в лесу растёт»

 Житков Б. С. «Семь огней»

Журналы «Юный натуралист», «Мурзилка», «Филя» и др.

Сладков Н. И. «Азбука леса»        

Шибаев А «Язык родной, дружи со мной»

Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся

Наименование раздела

Кол-во часов

Проверочные работы

Проверка техники чтения

1

Добукварный период

15

2

Букварный период

55

3

Послебукварный период

19

1

1

4

Вводный

1

5

Жили - были буквы

7

1

6

Сказки,  загадки,  небылицы

8

1

1

7

Апрель, апрель!   Звенит  капель

4

1

8

И в шутку и всерьез

7

1

9

Я и мои  друзья.

7

1

10

О братьях наших  меньших.

6

1

1

Итого:

132

7

2

Формы проведения учебных занятий:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • работа в парах.

Формы контроля:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • тестирование.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • проблемный вопрос/проблемная ситуация;
  • исследовательский.

Технологии

  • игровые технологи: деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактические игры,
  • коммуникативные технологии: обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах, учебный диалог,
  • рефлексивно-деятельностные технологии;
  • уровневая дифференциация;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • проектная деятельность.

Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные

работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Техника чтения

Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса

1. 1. Тематическое планирование по обучению грамоте (чтение)

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Добукварный период

15

2

Букварный период

55

3

Послебукварный период

19

Итого:

89

2. 1. Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (чтение)

Дата

Тема урока

Кол-во часов

план.

факт.

I четверть

31

Добукварный период

15

1

01.09

01.09

«Азбука» — первая учебная книга.

1

2

03.09

03.09

Речь устная и письменная. Предложение.

1

3

04.09

04.09

Устная речь. Слово и слог.

1

4

07.09

07.09

Слог. Ударение.

1

5

08.09

08.09

Слог. Ударение.

1

6

10.09

10.09

Гласные и согласные звуки.

1

7

11.09

11.09

Гласный звук.

1

8

14.09

14.09

Повторение – мать учения. Гласные и согласные звуки.

1

9

15.09

15.09

Вн. чт. «Потешки, прибаутки». Звуки и буквы.

1

10

17.09

17.09

Азбука – к мудрости ступенька. Гласный звук [а], буквы А, а.

1

11

18.09

18.09

Кто скоро помог, тот дважды помог. Гласный звук [о], буквы О, о.

1

12

21.09

21.09

Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Гласный звук [и], буквы И, и.

1

13

22.09

22.09

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Гласный звук [ы], буква ы.

1

14

24.09

24.09

Ученье – путь к уменью. Гласный звук [у], буквы У, у.

1

15

25.09

25.09

Повторение. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Букварный период

55

16

28.09

28.09

Труд кормит. А лень портит. Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

1

17

29.09

29.09

Старый друг лучше новых двух. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.

1

18

01.10

01.10

Каков мастер, такова и работа. Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.

1

19

02.10

02.10

Сказки А.С. Пушкина. Согласные звуки [т], [т’],  буквы Т, т.

1

20

05.10

05.10

Буквы, обозначающие согласные звуки. Имена собственные.

1

21

06.10

06.10

К.И. Чуковский. Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л.

1

22

08.10

08.10

Вн. чт. Л.Н. Толстой «Косточка». Чтение слов с буквой Л, л.

1

23

09.10

09.10

Сказки А.С. Пушкина. Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

1

24

12.10

12.10

Век живи – век учись. Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

1

25

13.10

13.10

Русская народная сказка. Гласные буквы Е, е.

1

26

15.10

15.10

Вн. чт. «Пословицы и поговорки о школе». Чтение с слов с буквой Е, е.

1

27

16.10

16.10

Красуйся, град Петров! Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

1

28

19.10

19.10

Москва – столица России. Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

1

29

20.10

20.10

Все работы хороши, выбирай на вкус! Чтение с слов с буквой М, м.

1

30

22.10

22.10

О братьях наших меньших. Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

1

31

23.10

23.10

Чтение с слов с буквой З, з. звонкие и глухие звуки.

1

II четверть

30

32

05.11

Сказки А.С. Пушкина. Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

1

33

06.11

Книга – лучший друг. Чтение слов с буквой Б, б.

1

34

09.11

Терпенье и труд всё перетрут. Буквы Д, д.

1

35

10.11

Профессии. Чтение слов и предложений с буквой Д, д.

1

36

12.11

Россия – Родина моя. Буквы Я, я.

1

37

13.11

Природа и человек. Чтение слов с буквой Я, я.

1

38

16.11

Чтение слов с буквами Е, е, Я, я.

1

39

17.11

Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Буквы Г, г.

1

40

19.11

Основная мысль текста. Чтение слов с буквой Г, г.

1

41

20.11

Делу время, а потехе час. Буква Ч, ч.

1

42

23.11

Ученику – удача, учителю – радость. Чтение слов с буквой Ч, ч.

1

43

24.11

Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква ь.

1

44

26.11

Разделительный мягкий знак.

1

45

27.11

Мало уметь читать, надо уметь думать. Буквы Ш, ш.

1

46

30.11

Уважай старших, и тебя уважать будут. Чтение слов с буквой Ш, ш.

1

47

01.12

Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Буквы Ж, ж.

1

48

03.12

Чтение слов с буквами Ж, ж и Ш, ш. Правописание буквосочетаний жи и ши.

1

49

04.12

Чтение слов с буквами Ж, ж и Ш, ш. Правописание буквосочетаний жи и ши.

1

50

07.12

Люби всё живое. Буквы Ё, ё.

1

51

08.12

Чтение слов с буквой Ё, ё.

1

52

10.12

Жить – Родине служить. Буквы Й, й.

1

53

11.12

Чтение слов с буквой Й, й.

1

54

14.12

Без труда хлеб не родится никогда. Буквы Х, х.

1

55

15.12

Хлеб – всему голова. Чтение слов с буквой Х, х.

1

56

17.12

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

57

18.12

«Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршака. Буквы Ю, ю.

1

58

21.12

Чтение слов с буквой Ю, ю.

1

59

22.12

Хороша потеха, когда много доброго смеха. Буквы Ц, ц.

1

60

24.12

Чтение слов с буквой Ц, ц.

1

61

25.12

Чтение слов с изученными буквами.

1

III четверть

28

62

11.01

Как человек научился летать. Буквы Э, э.

1

63

12.01

Чтение слов с буквой Э, э.

1

64

14.01

Русские народные сказки. Буквы Щ, щ.

1

65

15.01

Чтение и словарная работа

1

66

18.01

Играют волны, ветер свищет… Буквы Ф, ф.

1

67

19.01

Правила дорожного движения. Чтение слов с буквой Ф, ф.

1

68

21.01

В тесноте, да не в обиде. Буква ъ.

1

69

22.01

Правописание слов с ъ и ь.

1

70

25.01

Разделительные знаки.

1

Послебукварный период

19

71

26.01

Как хорошо уметь читать!

72

28.01

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву р».

1

73

29.01

Наше Отечество.

1

74

01.02

Создатели славянской азбуки.

1

75

02.02

Первый букварь.

1

76

04.02

А.С. Пушкин.

1

77

05.02

Л.Н. Толстой.

1

78

08.02

К.Д. Ушинский.

1

79

09.02

К.И. Чуковский.

1

80

11.02

В.В. Бианки.

1

81

12.02

С.Я. Маршак.

1

82

15.02

М.М. Пришвин.

1

83

16.02

А.Л. Барто.

1

84

18.02

С.В. Михалков.

1

85

19.02

Б.В. Заходер.

1

86

01.03

В.Д. Берестов.

1

87

02.03

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения».

1

88

04.03

Творческий проект «Живая азбука». Конкурс чтецов.

1

89

05.03

Прощание с «Азбукой».

1

Итого:

89

2. 1. Тематическое планирование по литературному чтению

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Вводный

1

1

Жили - были буквы

7

2

Сказки, загадки,  небылицы

8

3

Апрель, апрель!  Звенит капель

4

4

И в шутку  и всерьез

7

5

Я и мои друзья.

7

6

О братьях наших меньших.

6

Итого:

40

2. 2. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Дата

Тема урока

Кол-во часов

план.

факт.

III четверть

10

1

09.03

Вводный.

1

Жили-были буквы

7

2

11.03

В. Данько «Загадочные буквы».

1

3

12.03

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

1

4

15.03

Г. Сапгир «Про медведя».

1

5

16.03

И. Гамазкова «Кто как кричит?»; И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука».

1

6

18.03

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

1

7

19.03

Поговорим о самом главном. С. Черный «Живая азбука».

1

8

22.03

Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы».

1

Сказки,  загадки,  небылицы

8

9

23.03

Введение в раздел.

1

10

25.03

Е. Чарушин «Теремок».

1

IV четверть

30

11

05.04

Русская народная сказка «Рукавичка».

1

12

06.04

Русская народная сказка «Петух и собака».

1

13

08.04

Загадки, небылицы.

1

14

09.04

Английские народные песенки и небылицы.

1

15

12.04

Поговорим о самом главном. К. Ушинский.

1

16

13.04

Обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». Введение в новый раздел.

1

Апрель, апрель!   Звенит  капель

4

17

15.04

А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна»; А. Плещеев «Травка зеленеет…»; Т. Белозеров «Подснежники».

1

18

16.04

С. Маршак «Апрель»; стихи И. Токмаковой, Е. Трутневой.

1

19

19.04

Р. Сеф «Чудо». Поговорим о самом главном.

1

20

20.04

Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель! Звенит капель…». Проверочная работа по разделу «Апрель, апрель!   Звенит  капель».

1

И в шутку и всерьез

7

21

22.04

Введение в раздел. В мире книг.

1

22

23.04

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки»; И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

1

23

26.04

. Г. Кружков «Ррры!»; К. Чуковский «Федотка», «Телефон».

1

24

27.04

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

1

25

29.04

Поговорим о самом главном. К. Ушинский.

1

26

30.04

М. Пляцковский «Помощник».

1

27

06.05

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез».

1

Я  и  мои  друзья

7

28

07.05

Введение в раздел. В мире книг.

1

29

11.05

Ю. Ермолаев «Лучший друг»; Е. Благинина «Подарок».

1

30

13.05

В. Орлов «Кто первый?»; С. Михалков «Бараны».

1

31

14.05

Р. Сеф «Совет»; В. Орлов «Если дружбой дорожить…»; И. Пивоварова «Вежливый ослик».

1

32

17.05

С. Маршак «Хороший день».

1

33

18.05

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»; Д. Тихомиров «Находка».

1

34

20.05

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».

1

О  братьях  наших  меньших

6

35

21.05

Введение в раздел.

1

36

24.05

С. Михалков «Трезор»; Р. Сеф «Кто любит собак…»; И. Токмакова «Купите собаку».

1

37

25.05

Н. Сладков «Лисица и Еж»; В. Осеева «Плохо».

1

38

27.05

М. Пляцковский «Цап Царапыч»; Г. Сапгир «Кошка»; В. Берестов «Лягушата».

1

39

28.05

С. Аксаков «Гнездо»; В. Лунин «Никого не обижай».

1

40

31.05

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших». Урок-викторина «Знай и люби родную литературу».

1

Итого:

40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению 2 кл УМК "Школа России" ФГОС с ууд

Рабочая программа по литературному чтению  2 кл. включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и информационно-методическое обеспечение....

Рабочая программа по литературному чтению 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Пояснительня записка к рабочей программе по литературному чтению по образовательной системе Школа России с 1 по 4 класс

          Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской ...

Рабочая программа по литературному чтению 4 кл УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению 4 кл УМК "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению ФГСО 1-4 Школа России

Рабочая программа по литературному чтению Школа России 1-4...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ , "ШКОЛА РОССИИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ, "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 кл. "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе:- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...