Главные вкладки

    Пояснительня записка к рабочей программе по литературному чтению по образовательной системе Школа России с 1 по 4 класс
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Гапонова Надежда Анатольевна

                Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literatura.doc227 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».

            Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно - нравственному и эстетическому воспитанию.

            Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

            Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

    – овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

    – развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

    – обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

            Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

            Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

            Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

            В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

            На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

            Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

            Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:

    — развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

    — учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

    — формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;

    — развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

    — формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

    — обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

    — расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

    — обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

    — работать с различными типами текстов;

    —создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую

    самостоятельность.

    Программа

    Литературное чтение. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: «Просвещение», 2011.

    Учебник

    Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина

    М.В.

    Дидактические средства

    для учащихся

    Рабочая тетрадь. Литературное чтение. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

            «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

            Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

            Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

            Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

            Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

            Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

            Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

            Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

            Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно - познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

            Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

            При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

            Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

            Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и

    краткий (передача основных мыслей).

            На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

            Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

    МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

            Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель) и 92 часа в период обучения грамоте, во 2 – 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

    ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

            Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

    Личностные

    Метапредметные

    Предметные

    1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

    2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

    4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

    людей;

    5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

    6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

    7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

    деятельности и формирование личностного смысла учения;

    8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

    10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

    3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

    определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

    6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

    8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

    10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

    12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

    1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

    2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

    3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо — ведческих понятий;

    4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

    5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

    6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно — следственные  связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

    7) умение работать с разными видами текстов находить характерные особенности научно-

    познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение —

    письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на

    прочитанное произведение;

    8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения,  репродукции картин

    художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

    КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

    1 КЛАСС (34 ч)

            В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово — тематическому  принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

    Жили-были буквы (6 ч)

            Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

            Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.

    Сказки, загадки, небылицы (5 ч)

            Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

            Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора».

    Апрель, апрель! Звенит капель (4 ч)

            Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

            Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.

    И в шутку и всерьез (5 ч)

            Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

            Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя».

    Я и мои друзья (7 ч)

            Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.

    О братьях наших меньших (7 ч)

            Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского. Сравнение текстов разных жанров.

    2 КЛАСС (136 ч, из них 2 ч - резервные)

    Самое великое чудо на свете (5 ч)

            Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг.

    Устное народное творчество (15 ч)

            Русские народные песни, потешки и прибаутки, считал ки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и

    тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

    Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

            Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

    Русские писатели (14 ч)

            А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

    О братьях наших меньших (12 ч)

            Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

    Из детских журналов (9 ч)

            1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя

    Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

            И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».

    Писатели – детям (17 ч)

            Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли».«Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).

    Я и мои друзья (10 ч)

            В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

    И в шутку и всерьез (14 ч)

            1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».

    Литература зарубежных стран (12 ч)

            Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

    3 КЛАСС (136 Ч)

    Самое великое чудо на свете (5 ч)

            Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

    Устное народное творчество (14 ч)

            Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»).

    Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

            Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима».

    Великие русские писатели (24 ч)

            А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).

    Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

            Н.А.Некрасов. («Славная осень!Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»). К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»).

    Литературные сказки (8 ч)

    Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка — путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»).

    Были-небылицы (10 ч)

            М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».

    Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

    С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»).

    Люби живое (16 ч)

            М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».

    Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

            С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).

    Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

            Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»). А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»).

    По страницам детских журналов (8 ч)

            «Мурзилка» и «Веселые картинки».Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»).

    Зарубежная литература (8 ч)

            Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).

    4 КЛАСС (136 ч, 1 ч резервный)

    Былины. Летописи. Жития (12 ч)

            О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».

    Чудесный мир классики (22 ч)

            П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».

    Поэтическая тетрадь (12 ч)

            Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут надноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

    Литературные сказки (16 ч)

            В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Ба жов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

    Делу время — потехе сейчас (9 ч)

            Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

    Стран детства (8 ч)

            Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

    Поэтическая тетрадь (5 ч)

            В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

    Природа и мы (12 ч)

            Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Па устовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Ка бан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

    Поэтическая тетрадь (8 ч)

    Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка».

    Родина (8 ч)

            И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

    Страна Фантазия (7 ч)

            Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы». Зарубежная литература (16 ч)Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андер сен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ.

    № п/п

    Разделы, темы

    Количество часов

    Примерная программа

    Рабочая программа

    Рабочая программа по классам

    1 кл.

     2 кл.

     3 кл.

     4 кл.

    1

    Вводные уроки

    4

    4

    1

    1

    1

    1

    2

    Жили-были буквы

    7

    7

    7

    -

    -

    -

    3

    Сказки, загадки, небылицы

    7

    7

    7

    -

    -

    -

    4

    Апрель, апрель. Звенит капель!

    5

    5

    5

    -

    -

    -

    5

    И в шутку и всерьез

    6

    6

    6

    -

    -

    -

    6

    Я и мои друзья

    5

    5

    5

    -

    -

    -

    7

    О братьях наших меньших

    5

    5

    5

    -

    -

    -

    8

    Самое великое чудо на свете

    12

    12

    -

    4

    4

    -

    9

    Устное народное творчество

    29

    29

    -

    15

    14

    10

    Люблю природу русскую. Осень

    8

    8

    -

    8

    -

    -

    11

    Русские писатели

    38

    38

    -

    14

    24

    -

    12

    О братьях наших меньших

    12

    12

    -

    12

    -

    -

    13

    Из детских журналов

    17

    17

    -

    9

    8

    -

    14

    Люблю природу русскую. Зима

    9

    9

    -

    9

    -

    -

    15

    Писатели детям

    17

    17

    -

    17

    -

    -

    16

    Я и мои друзья

    10

    10

    -

    10

    -

    -

    17

    Люблю природу русскую. Весна

    9

    9

    -

    9

    -

    -

    18

    И в шутку и всерьез

    14

    14

    -

    14

    -

    -

    19

    Литература зарубежных стран

    35

    35

    -

    12

    8

    15

    20

    Поэтическая тетрадь

    56

    56

    -

    -

    31

    25

    21

    Литературные сказки

    24

    24

    -

    -

    8

    16

    22

    Были – небылицы

    10

    10

    -

    -

    10

    -

    23

    Люби живое

    16

    16

    -

    -

    16

    -

    24

    Собирай по ягодке – наберешь кузовок

    12

    12

    -

    -

    12

    -

    25

    Летописи, былины, жития

    11

    11

    -

    -

    -

    11

    26

    Чудесный мир классики

    22

    22

    -

    -

    -

    22

    27

    Делу время – потехе сейчас

    9

    9

    -

    -

    -

    9

    28

    Страна детства

    8

    8

    -

    -

    -

    8

    29

    Природа и мы

    12

    12

    -

    -

    -

    12

    30

    Родина

    8

    8

    -

    -

    -

    8

    31

    Страна Фантазия

    7

    7

    -

    -

    -

    7

    Резерв:

    -

    -

    2

    -

    -

    -

    Итого:

    448

    448

    40

    136

    136

    136

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

    1. Развитие навыков чтения

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Формирование навыков чтения целыми словами путем чтения слов со знаком ударения, расширение поля чтения,

    целенаправленных упражнений на целостное и дифференцированное

    восприятие слов

    Развитие навыка осознанного и правильного

    чтения. Выработка основного способа – чтения  целыми словами за счет:

    1) установки на плавное чтение целыми словами;

    2) проведения речевых зарядок или речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения (3 – 4 мин);

    3) проведения соревнований и конкурсов на звание лучшего чтеца;

    4) развития темпового чтения. Обучение чтению про себя

    Развитие навыков чтения

    Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного.

    Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объема и количестваь прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного)

    Развитие умений

    переходить от чтения

    вслух к чтению про

    себя

    Интенсивное развитие двух

    видов чтения – вслух и про себя; овладение беглым чтением различных по объему и жанрам произведений

    Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте

    2. Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение приемам выразительной речи и чтения

    Совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах.

    Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.

    Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и наоборот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания

    Организация практикумов по выразительному чтению:

    1) проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания («задувание пламени воображаемой свечи»), силы голоса, дикции;

    2) овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением;

    3) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическими ударениями, мелодикой речи и чтения).

    Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением

    Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания

    3. Требования к уровню сформированности навыка чтения

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных  слов. Темп чтения – 25-30 слов в минуту

    Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста – не меньше 40 слов в минуту

    Правильное,сознательное,

    достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 60 слов в минуту

    Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с

    соблюдением основных норм литературного произношения.

    Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

    Темп чтения – не меньше 80 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению

    4. Выработка умений работать с текстом

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание.

    Воспроизведение содержания текста по

    вопросам или картинному плану, данному в учебнике. Подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом

    Подробный и выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Установление

    последовательности действия в произведении

    и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий, подкрепление правильного

    ответа на вопросы выборочным чтением

    Самостоятельное выявление основного смысла прочитанного (формулирование главной мысли

    своими словами), установление взаимосвязи смысловых частей текста. Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на

    самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации, нахождение в тексте материала для

    составления рассказа на определенную тему

    Раскрытие содержания

    иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте

    предложений, соответствующих

    им. Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении. Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в контексте:

    различение простейших случаев многозначности слов, отыскивание в тексте (с помощью

    учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин

    Деление текста на части,

    озаглавливание их, выявление основной мысли прочитанного (с помощью учителя). Ориентировка в учебной книге:

    знакомство с содержанием,

    нахождение в нем названия

    нужного произведения, умение пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебных книгах Практическое различение художественных и научно-

    популярных текстов.

    Наблюдение над стилистическими особенностями текстов

    Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определение с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом. Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художетвенным текстам. Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса. Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий. Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя). Внимание к языку

    художественных произведений, понимание образных выражений,

    используемых в нем. Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в

    учебной книге произведений, близких по тематике, самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту

    Соблюдение при пересказе логической последовательности и

    точности изложения.

    Воспроизведение содержания текста с

    элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и

    рассуждения, с заменой диалога повествованием. Выявление особенностей

    речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам.

    Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую

    природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя, составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения. Обогащение и активизация словаря

    учащихся, развитие устной речи, ее содержательности,

    последовательности, точности, ясности и выразительности. Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно справочным аппаратом учебника, вопросами и

    заданиями к тексту, сноска, ориентировка в понятиях абзац, подзаголовок, красная строка.

    5. Обогащение и развитие опыта творческой деятельности эмоционально-чувственного отношения к действительности. Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений.Развитие творческих способностей школьников.

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру

    На основе проведения экскурсий обогащать опыт детей непосредственными наблюдениями за состоянием природы в разное время года, за поведением животных, их позами, выразительными

    движениями. Развитие у школьников способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире. Формирование умений передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настроению

    Развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года, видеть, открывать для себя многоцветье мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам, формировать свое видение окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах

    Накопление опыта живых

    впечатлений от общения с миром животных, которых дети видят в лесу, зоопарке, живомуголке,

    развитие умения подмечать позы, повадки,

    характерные движения животных в раз личных ситуациях, уметь рассказать об увиденном.

    Наблюдение за на строением людей в различных состояниях

    Формирование умений различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях, выраженное в позах, мимике, жестах, тембре и силе голоса, в поступках людей, видеть отношение человека к окружающему

    миру, размышлять над причинами, вызвавшими подобные эмоциональные состояния и отношения, давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций

    Коллективное слушание литературно-художественных произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях

    6. Развитие воображения, фантазии, ассоциативногомышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Выполнение заданий типа «С чем можно сравнивать данный предмет?», «На что похожи предметы?».

    Рисование красками этих предметов, их словесное описание, рассказ по собственному рисунку.

    Придумывание своей концовки к известным сказкам «Колобок», «Теремок» и др

    Рассматривание и описание сходных и различных предметов (например, ромашки и календулы, мыши и льва), проведение соревнований, конкурсов на лучшее сравнение; игры типа «Волшебные превращения вещей», которые помогают оживить реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружающего мира и ведут рассказ от их имени). Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, веселую или грустную, печальную. Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок «Красная Шапочка», «Лиса и Волк», «Лягушка-путешественница

    Рассказывание-импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным рассказам, сочинениям, стимулирование активности при их обсуждении

            7. Развитие умения выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние природы и человека

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Проведение игры «Найди меткое слово», активизирующей деятельность учеников в поисках подходящего слова для характеристики, описания предмета или героя прочитанной книги,

    коллективное сочинение различных историй.

    Устные и письменные рассказы детей на заданные им свободные темы

    Обучение приемам устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приемам рассуждения и повествования на заданную тему (по усмотрению учителя эти задания могут быть проведены письменно)

    1. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений

    Формирование потребности в общении

    с книгой, в постоянном чтении художе-

    ственной литературы, формирование

    желания обсудить услышанное и

    прочитанное, создание условий для возникновения у детей чувства радости, удовлетворения при встрече с произведениями известных авторов, при их перечитывании

    Приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием

    Развитие у детей умения

    испытывать радость, получать удовольствие от повторного слушания произведений художе-ственной литературы

    Размышление над содержанием произведений, умение выразить свое отношение к прослушанному. Сравнение стихотворных произведений, написанных на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора. Развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям. Формирование эмоционально-оценочных суждений

    Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности

    9. Активизация способности учащихся полноценно воспринимат художественные произведения на основе целенаправленной деятельности

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Знакомство со средствами

    художественной выразительности

    (эпитетами, сравнениями), воспитание интереса и уважения к писателям как художникам, волшебникам слова

    Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умения находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умения подбирать варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умения видеть и ценить их иносказательную выразительность

    Обучение детей умению

    сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее,

    учить их видеть и ценить

    образность в изображении

    предмета загадки

    Работа над загадками как развернутыми метафорами Работа над загадками как развернутыми метафорами

    Развитие умения использовать метафоры при составлении собственных загадок, развитие творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений

    Развитие внимания детей к средствам художественной выразительности, заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение вариантов подбора слов с авторским описанием.

    Целенаправленное формирование умений воссоздавать адекватные представления во время чтения литературно-художественных текстов на основе сопоставления реалистического и образного описания предметов или явлений

    Упражнения в отборе и

    синтезировании отдельных деталей словесной изобразительности  для

    создания целостного художественного образа (в стихотворении А. Пушкина «Вот север, тучи

    нагоняя...» дети находят словесныедетали)

    Развитие умения воссоздавать художественные образы литературного произведения на основе:оживления двух рядов представлений – реальных и образных (например, по стихотворениям С. Есенина «Береза» и И. Бунина «Листопад» – оживление реальных представлений о зиме, красоте заснеженной березы и красках золотой осени, сопоставление их со словесными образами стихотворений: осенний лес, как расписной терем, а заснеженные ветки березы, как бахрома серебристой шали); рисования портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описание портретов; сопоставления особенностей художественных образов, эмоционально- эстетическая оценка изображения героев в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном)

    Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя, исполнителя и создателя художественного текста. Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников

    Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка

    Ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров художественных произведений, как сказка (художественное

    произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного и фанта-

    стического; обычно различают сказки о животных, волшебные и

    бытовые); былина – жанр, имеющийся только в русском фольклоре

    (героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических

    событиях Древней Руси); басня (краткий рассказ в стихах, где в

    сатирической иносказательной форме изображаются человеческие

    поступки и недостатки. Персонажами басни являются чаще всего

    животные, растения, вещи. В начале или в конце басни даются

    нравоучения, вывод); рассказ (небольшое прозаическое

    художественное повествование о каком-то случае, эпизоде из

    жизни героя рассказа); стихотворение (небольшое художественное

    произведение, написанное стихами, оно ритмически организовано и

    имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью,передает чувства, настроения и мысли лирического героя)

    Наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости

    от подготовки детей в классе учитель может постепенно вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение

    Сочинение собственных загадок,

    небылиц, прибауток, дразнилок,

    считалок, страшилок.

    Коллективное придумывание

    различных концовок к известным

    сказкам

    Описание севера и вол-

    шебницы-зимы, делают рисунки этих поэтических образов и дают словесное описание. Учитель

    вместе с детьми размышляет над тем, насколько рисунки и

    описания соответствуют

    картинам, нарисованным поэтом

    Совмещение двух рядов представлений, благодаря чему происходит проникновение в авторское образное видение мира, изменение собственного отношения ребенка к окружающему, формирование эстетического отношения к действительности. Привитие интереса и

    потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки

    описываемого

    Придумывание варианта развития сюжета сказок, известных

    рассказов, изменение или

    перестановка героев

    произведения, перенесение действий в необычную обстановку (в подводное царство, на Луну, Марс)

    Сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу. Письменные отзывы о

    прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам. Первые пробы пера: собственные стихи,

    художественные рассказы

    Упражнение школьников в составлении миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя (с помощью учителя). Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу

    Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки. Коллективное, групповое и индивидуальное создание картин, диафильмов по прочитанным произведениям , озвучивание фильмов музыкальными произведениями

    Перечень проверочных работ по литературному чтению

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    I

    II

     III

     IV

    I

    II

     III

     IV

    I

    II

     III

     IV

    I

    II

     III

     IV

    Плановых

    проверочных

    работ

    -

    -

    2

    5

    3

    3

    3

    2

    3

    2

    4

    4

    -

    -

    -

    -

    Проекты

    -

    -

    -

    1

    1

    1

    -

    1

    2

    -

    1

    Комплексная

    работа

    -

    -

    -

    1

    -

    -

    -

    1

    -

    -

    -

    1

    -

    -

    -

    1

    Техника

    чтения

    2

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    1

    Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

    Особенности организации контроляпо литературному чтению

            В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

            При проверки техники чтения учитывается скорость чтения вслух и «про себя», но оценка по пятибалльной шкале не дается

    Нормы техники чтения в начальной школе

    Класс

     I полугодие

     II полугодие

    1

    Букварный период

    Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

    Темп чтения — не менее 25 - 30 слов в минуту.

    2

    Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.

    Темп чтения - не менее 35 - 40 слов в минуту

    Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций.

    Темп чтения - не менее 45- 55 слов в минуту.

    3

    Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

    Темп чтения - не менее 60 - 65 слов в минуту

    Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.

    Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту

    4

    Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не

    только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.

    Темп чтения - не менее 80 - 90 слов в минуту.

    Беглое, осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.

    Темп чтения - не менее 95 - 100 слов в минуту

            В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

    1) способ чтения – чтение целыми словами;

    2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

    3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

    4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

            О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    В первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 30 – 40 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений.

    Во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и

    словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50 слов в минуту (на конец года); умение

    использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.

    В третьем классе наряду с

    проверкой сформированности

    умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанною текста при темпе чтения не менее 70 – 75 слов в

    минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту («про себя»); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного

    рисунка.

    В четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 100 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, лак и не подготовленного текста,

    самостоятельный выбор

    элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

            При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

            Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

            Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.         Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

            Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.

            Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

            Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

    Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

    Ошибки:

    – искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

    – неправильная постановка ударений (более 2);

    – чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

    – непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

    – неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

    – неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

    – нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

    – нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

    – монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

    Недочеты:

    – не более двух неправильных ударений;

    – отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

    – осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

    – неточности при формулировке основной мысли произведения;

    – нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

    Характеристика цифровой оценки (отметки)

    «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

    «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

    «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

    «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

            Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    В результате изучения курса выпускник начальной школы:

    • осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам;
    • получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями и воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства;
    • полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширяет кругозор;
    • приобретет первичные умения работать с учебной и научно-популярной литературой, будет находить и использовать информацию для практической работы
    • овладеет техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
    • научится самостоятельно выбиратьинтересующую его литературу, пользоваться словарями и справочниками;
    • осознает себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
    • научится вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного (прослушанного) произведения;

    Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

    Выпускник научится:

    • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
    • понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
    • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику
    • (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
    • оформлять свою мысль в монологическое речевой высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
    • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного и прочитанного произведения;
    • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
    • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать смысл прочитанного);
    • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
    • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
    • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
    • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
    • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
    • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
    • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
    • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующим возрасту словарями и справочной литературой.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
    • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
    • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
    • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
    • доказыватьи подтверждать фактами из текста собственное суждение;
    • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя);
    • писать отзыв о прочитанной книге;
    • работать с тематическим каталогом;
    • работать с детской периодикой

    Раздел «Опыт творческой деятельности»

    Выпускник научится:

    • читать по ролям литературное произведение;
    • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
    • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
    • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
    • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
    • способам написания изложения.

    Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

    Выпускник научится:

    • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три существенных признака;
    • отличать прозаический текст от поэтического;
    • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

    Выпускник получит возможность научиться:

    • равнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
    • определять позиции героев и автора художественного текста;
    • создавать прозаический или поэтический по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

    № п/п

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    1

    Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    УЧЕБНИКИ

    Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 1 класс. Часть 1, 2.

    Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 2 класс. Часть 1, 2.

    Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 3 класс. Часть 1, 2.

    Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 4 класс. Часть 1, 2.

    РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

    Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.

    Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.

    Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.

    Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

    Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.

    Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.

    Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс.

    Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс.

    Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

    14

    15

    16

    17

    Электронные учебные пособия:

    Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс

    (Диск CD-ROM), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко

    Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 2 класс

    (Диск CD-ROM), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко

    Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 3 класс

    (Диск CD-ROM), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко

    Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 4класс

    (Диск CD-ROM), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть

    Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...

    Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс II четверть

    В презентации представлены фотографии поэтов и писателей, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" для 3 класс...

    Рабочая учебная программа по литературному чтению по образовательной системе «Школа 2100»

    Программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Е.В. Бунеевой, Е.В. Бунеева. (3 часа в неделю)...

    Презентация "Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе «Школа 2100» 3 класс"

    Презентация к урокам литературного чтения в 3 классе составлена в помощь учителю, работающему по УМК "Школа 2100"....