Познавательно-развивающая игра "Литературное ассорти"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Цель: прививать интерес и любовь к литературе через игру, расширить литературный кругозор, учить работать в коллективе, сообща принимать решения, проявлять личную инициативу, высказывать своё мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_assorti.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Предмет Литературное чтение

Класс 3а,б,в

Цель: прививать интерес и любовь к литературе через игру, расширить литературный кругозор, учить работать в коллективе, сообща принимать решения, проявлять личную инициативу, высказывать своё мнение.

Необходимое оборудование: карточки с заданиями, портреты писателей, грамоты для награждения, художественные книги для выставки.

Ход мероприятия

До начала игры, дети разделились на 3 команды, вытянув разноцветные фишки.

  1. Организационное начало
  • Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на «Литературном ассорти»!

Приветствие команд, представление жюри.

  1. Вступительная часть
  • А что такое «ассорти»? ( Специально подобранный набор чего-либо).
  • И сегодня я вам подобрала литературное ассорти, состоящее из разных заданий, по литературным произведениям. И мы с вами, выполняя эти задания, выявим самую начитанную команду.
  • Итак, мы начинаем наше ассорти!

  1. Основная часть
  1. Разминка (1 балл за каждый правильный ответ)
  • Для начала проведём небольшую разминку. Каждой команде я задам по 8 вопросов, на которые нужно отвечать очень быстро и правильно. Если вы затрудняетесь, то говорите «Дальше».

Первая команда:

1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

2. Назовите героя французской сказки, который получил своё прозвище благодаря головному убору? (Красная шапочка)

3. Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино)

4. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)

5. Назовите магическое число в русских народных сказках? (3)

6. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)

7. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники»)

8. Герой сказки, который жил на крыше? (Карлсон)

Вторая команда:

1. Назовите героиню французской сказки, которая чистила печки и убирала в доме? (Золушка)

2. Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка)

3. Кем стал гадкий утёнок? (Лебедем)

4. Найдя денежку, она покупает новый столовый прибор и приглашает множество гостей? (Муха-цокотуха)

5. Кто написал сказку «Теремок»? (Русский народ)

6. Какой герой очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)

7.Кто такой дядя Фёдор? (Мальчик)

8. Чем ловил Волк рыбу в сказке «Лисичка- сестричка и Волк»? (Хвостом)

Третья команда:

 1.Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы)

2. Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка)

3. Назовите произведение, в названии которого содержится число? («Три поросёнка» и т.д.)

4. Как звали черепаху в сказке «Приключения Буратино» (Тортилла)

5. Что в сказках всегда наказывается? (Зло)

6. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)

7. Сколько раз старик бросал в море невод? (3)

8. Как звали джинна, которого освободил из бутылки Волька? (Старик Хоттабыч)

  • Молодцы, справились!

  1. Задание «Детективы» (1 балла за каждый правильный ответ)

  • А знаете ли вы, что такое детектив? Это вид литературы, в котором сыщики находят человека по самым незначительным деталям его внешности или характеру.
  • Я попрошу каждую команду узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил, прослушав эпизод из его жизни.

1 команда:

1) Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами. Он хоть роста небольшого, да сменит коня другого. “Как пущусь да побегу, так и беса настигну” - говорит о себе. (Конёк-Горбунок. П.П. Ершов “Конёк-Горбунок”)

2)  Когда он появился на свет, то был огромный и некрасивый, не как его братья и сёстры. Его мама считала, что он хоть и некрасив, но у него доброе сердце, что когда он вырастет, то похорошеет или станет со временем поменьше. Его долго все обижали, он перенёс много горя и бед. И в конце концов он стал прекраснейшим между прекрасными, но нисколько не возгордился: доброе сердце не знает гордости. (Гадкий утёнок. Г.Х. Андерсен “Гадкий утёнок”)

2 команда:

1) Героине этой сказки сделали колыбельку из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца — лепесток розы. В эту колыбельку её укладывали на ночь, а днём она играла на столе.... (Дюймовочка)

2) Этот козёл особенный. Ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая, а на рожках по пяти веточек. В каком месте топнет правой передней ножкой – там и появится дорогой камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней. (Серебряное копытце. П.П. Бажов “Серебряное копытце”)

3 команда:

1) Это страшный великан. Он рыжий, усатый, рычит и кричит, может шевелить усами. Его боятся все звери и разбегаются по лесам, по полям, лишь завидев его. Сидят и дрожат под кусточками, прячутся за болотными кочками. (Тараканище. К.И. Чуковский “Тараканище”)

2) Это маленький, но храбрый зверёк. В ночь, когда луна была полной и светлой, мама первый раз в жизни послала его к быстрому ручью за раками. Ему надо было перейти через большое дерево, которое было перекинуто через пруд. Но ему кто-то мешал. Не помог ни большой камень, ни палка, ни страшные рожи, а помогла выполнить поручение...улыбка. (Крошка Енот. Л.Муур “Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду”.)

  1. Задание «Сочинитель» (4 балла)
  • Чем поэты  пользуются, когда сочиняют стихотворения? (Рифмой)
  • А что такое рифма? (Рифма — это созвучие конца стихотворных строк.)
  • Каждой команде я дам рифмы, а вы попробуете сочинить небольшое стихотворение.

1 команда

_______________________ветер,

______________________светит.

________________________тает.

___________________прилетает.

                                          (Например, Дует ветер,

                                                      Солнце светит.

                                                      Сосулька тает,

                                                      Грач прилетает.)

2команда

__________________________________________________не обижаю.

__________________________________________________приглашаю.

_______________________________________________________играю.

_____________________________________________________угощаю.                

                                       

                                        (Например,   Я друзей не обижаю,

                                                      Их я в гости приглашаю.

                                                      С ними весело играю,

                                                      Сладким тортом угощаю!)

3 команда

____________________________________________погремушка.

______________________________________________подружка.

______________________________________________старушка.

_____________________________________________хохотушка.                  

                                      (Например, У меня в руках погремушка,

                                                          А рядом идёт подружка.

                                                          Впереди бежит старушка,

                                                          Наверное, хохотушка.)

  1. Задание “Сказочный алфавит” (баллы по количеству персонажей)
  • Каждая команда получает лист бумаги с написанным на нём алфавитом. Задание- вспомнить и написать персонажей произведений на каждую букву алфавита.

Примеры:

А – Алёнушка, Айболит, Алиса;

Б – Буратино, Базилио

В – Винни-Пух, Василиса Премудрая;

Г – Герда, крокодил Гена, Гулливер;

Д – Дюймовочка, дядя Фёдор;

Е – Емеля, Елена Прекрасная, Елисей;

Ж – Жучка;

З – Золушка;

И – Иванушка;

К – Колобок, Кай;

Л – лягушка-путешественница;

М – Мауги, Машенька;

Н – Незнайка;

О – Оловянный солдатик, Оле-Лукойе;

П – Пятачок;

Р – Рикки-Тики-Тави, Рике с хохолком;

С – Салтан, Суок, дядя Стёпа;

Т – Том Сойер, тараканище;

У – Урфин Джюс;

Ф – Финист, Федора;

Х – Хаврошечка, Хоттабыч;

Ц – Царевна-лягушка;

Ч – Чиполлино, Черномор;

Ш – Шапокляк;

Щ – щука;

Э – Элли, эльфы;

Я – баба Яга.

        

  1. Задание «Писатели» (2 балла)
  • Сейчас я  каждой команде дам листочек с напутствиями, по которым вы должны догадаться, о каком писателе идёт речь. За правильный ответ команда получит 3 балла.

1 команда:

  • Литературный жанр, чаще всего стихотворный рассказ.
  • Действующими лицами являются как люди, так и животные.
  • Произведение состоит из основной части и морали.
  • Названия его произведений «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица» и многие другие.
  • О ком идёт речь? (Иван Андреевич Крылов) (портрет)

2 команда:

  • Он известен не только как поэт, но и как писатель.
  • Родился в Москве, сочинять стихи начал с раннего детства.
  • В Москве есть памятник этому поэту.
  • Автор стихотворения «Зимний вечер».
  • О ком идёт речь? (Александр Сергеевич Пушкин) (портрет)

3 команда:

  • Первый его рассказ был напечатан в 1938 году в журнале «Мурзилка»..
  • Равнодушно читать его рассказы невозможно! Его книги дарят радость.
  • Основное его произведение состоит из трёх повестей.
  • Его герой жил в Цветочном городе, был в Солнечном городе и даже летал на Луну.
  • О каком писателе идёт речь? (Николай Николаевич Носов) (портрет)

  1. Задание «Телеграмма» (по 1 баллу за отгаданного героя)
  • К нам пришли телеграммы, но имена отправителей стёрлись. Попробуйте вы догадаться, кто их отправил.
  • Все осталось без изменений, вот только бабушку съел волк. (Красная шапочка)
  • Кто-то срубил ветви на дубе. Не на чем сидеть.   (Русалка)
  • Лиса выгнала из дома. Пустите переночевать  (Заяц. Из «Заюшкина избушка»)
  • Я не люблю один торт и восемь свечей, я люблю наоборот! (Карлсон)
  • Помогите, никак не могу сложить слово «вечность». (Кай)
  • Очень расстроена, нечаянно разбила яичко. (Мышка)

  1. Задание «Перевёртыши» (по 1 баллу за правильный ответ)
  • Каждой команде буду называть названия сказок, но только запутанно, а вы попробуйте их угадать.
  •  «Зелёный беретик»  - «Красная шапочка»
  • «Мышь босиком»  - «Кот в сапогах»
  • «Девочка с ладошку»  - «Мальчик с пальчик»
  •  «Квадратик»  - «Колобок»
  • «Вундеркинд на Марсе»  - «Незнайка на Луне»
  •  «Больной Ойздоров! - «Доктор Айболит»
  • «Щенок по кличке Мяу» - «Котёнок по имени Гав»
  • «Собака босиком» - «Кот в сапогах»

  1. Подведение итогов

  • Пришло время узнать с какими результатами мы заканчиваем наше «Литературное ассорти». Я поздравляю вас всех, ребята! Вы настоящие читатели!
  • Слово судьям.

Мы сегодня не скучали,

а с удовольствием играли.

И пусть была остра борьба,

сильней соревнования.

Успех решила не судьба,

а только ваши знания.

Читайте больше,

Читайте чаще,

И жизнь станет лучше,

И жизнь станет слаще!

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Экологическое ассорти", 2 класс

С помощью увлекательных конкурсов учащиеся обобщают знания по изученным разделам "Растения", "Звери", "Птицы", "Насекомые", "Рыбы" из курса "Окружающий мир" 2 класс...

познавательно-развивающего мероприятия во 2 классе- здоровье сберегающая викторина «Азбука дорожной безопасности»

Сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя на улице, вспомним правила дорожного движения, поближе познакомимся с дорожными знаками. Во время нашего мероприятия “Азбука безопасности” вы узнаете ...

2013 г. Открытое познавательно - развивающее занятие "Учитесь, читайте, размышляйте и удивляйтесь..."

В конспекте представлены занимательные задания, которые помогут педагогу развивать у детей внимание, память, мышление, фантазию, наблюдательность, речь  - то, что необходимо для формирования навы...

Познавательно-развивающий практикум для младших школьников «Путешествие во времени»

«Путешествие во времени», состоящее из двух частей. Первая часть -в занимательной форме познакомить учащихся с особенностями школьного обучения   в различные исторические эпохи и подвести к ...

Психологическая познавательно-развивающая игра «Крестики – нолики»

Цель и задачи:- тренировка логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти;- развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества со сверстниками, сплочение группы;- выявление...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

Комплексная познавательно-развивающая программа внеурочной деятельности

Данная программа – образовательный проект организации внеурочной деятельности младших школьников Щёлковского муниципального района, сформирована с учётом требований Федерального государственного...