Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.chtenie_4a_kl.docx101.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

Рассмотрено:

на заседании педагогического совета

Согласовано:

Зам. директора по УВР

                                       Утверждаю:

Директор «МОУ «Коменская СОШ»

Протокол №___

______________ О.В.Кузькина

____________ М.С. Гончарова

от «___»_________201__г.

«____»___________201__г

Приказ №____ от «___»______________201__г

 «Коменская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

"Литературное чтение "

4 кл.

на 2020-2021 учебный год

Составитель:

Балаганская Г.П.

учитель начальных классов

 первой квалификационной категории

2020 год.

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче четвёртого года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств. 

Уровень изучения предмета – базовый. Изучение предмета "Литературное чтение " ведется в 4 классе согласно федеральному учебному плану. Тематическое планирование рассчитано на 3 учебный  часа  в неделю, что составляет 102 учебных часа в год.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, умений
    вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Планируемые результаты освоения программы

4 класс

Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.
  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности

 Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование.

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух.

Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя.

Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением.

Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи).

Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2

Летописи, былины, жития

7

3

Чудесный мир классики

15

4

Поэтическая тетрадь

7

5

Литературные сказки

11

6

Делу время - потехе сейчас

8

7

Страна детства

8

8

Поэтическая тетрадь

5

9

Природа и мы

9

10

Поэтическая тетрадь

6

11

Родина

6

12

Страна Фантазия

8

13

Зарубежная литература

11

Итого

102

Содержание программы (102 часа)

Наименование разделов и тем

Часы

Универсальные учебные действия

1

День Знаний

1

2

Вводный урок по курсу литературного чтения

Вступительная статья.

1

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3

Летописи. Былины. Жития.

«Ильины три поездочки...»

" Три поездки Ильи Муромца "

Летописи " И повесил Олег щит              свой на вратах Царьграда "

«И вспомнил Олег коня своего...»

«Житие Сергия Радонежского»

Проект Поговорим о саамом главном.

7

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

4

Чудесный мир классики

А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов " Покойная мать..."

«Ашик-Кериб».

Л. Н. Толстой «Детство», «В первый раз в своей жизни..."

А. П. Чехов «Мальчики». " Большое влияние..."

 К.Бальмонт " Русский язык ".

15

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач

5

Поэтическая тетрадь

К.Ушинский " Четыре желания "

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...».

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н. А. Некрасов «Саша»,

И. А. Бунин «Листопад»

7

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста

6

Литературные сказки

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

Т. Аксаков «Аленький цветочек»

11

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выразительного чтения;осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

7

Делу время - потехе час

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка».

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

8

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения призна1 ков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения

8

Страна детства

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

М. М. Зощенко «Ёлка»

8

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения

9

Поэтическая тетрадь

Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева  «Наши царства» , «Бежит тропинка с бугорка,  " Бабушкины сказки ".

5

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста

10

Природа и мы

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

С. Есенин "Лебёдушка "

М. М. Пришвин «Выскочка».

А.Куприн " Барборс и Жулька",

В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

9

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного

11

Поэтическая тетрадь

И.В Никитин " Русь"

С.Д.Дрожжин " Родине".

А.В.Жигулин " О ,Родина! В неярком блеске..."

Проект.

6

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста

12

Страна Фантазия

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

К. Булычёв «Путешествие Алисы»

8

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рас- суждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста

13

Зарубежная литература

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера

11

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла

Итого:

102

Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

Календарно- тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве 3 урока в неделю, всего 102 урока.

При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 102 уроков.

Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала

ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

ТК

Тематический  контроль

ТС

Тестирование

КР

Контрольная работа

ИК

Итоговый контроль

ПР

Предварительный контроль

Тк

Текущий контроль

п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Вид контроля

План

Факт

1 четверть 27 часов

Летописи, былины, сказания, жития 8 часов

1

Знакомство с разделом «Летописи. Былины. Жития.»

с.4-5

1

ПР

2

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

с.6-9

1

Тк

3

Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой.

с. 9-11

1

Тк

4

Особенности построения летописи.Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»с.14-15

Урок- презентация

1

Тк

5

Сравнение текста летописи и исторических источников

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» с.16-17

1

Тк

6

Особенности житийной литературы Житие Сергия Радонежскогос.18-22

1

Тк

7

Образ Сергия Радонежского с.23-25

Прооект

1

Тк

8

Закрепление и систематизация знаний по разделу «Летописи. Былины.Жития»

1

Тк

Чудесный мир классики – 19 часов

9

Знакомство с разделом «Чудесный мир классики»

1

Тк

10

Знакомство с биографией А.С. Пушкина Отношение автора к герою. А. С. Пушкин «Няне» с.34-35

1

Тк

11

Картины природы в произведениях А.С. Пушкина с.36-38 " унылая пора", " Туча ".

1

Тк

12

Сравнение героев сказки. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» с.39-44

1

Тк

13

Качества характера героев в сказке «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

С.45-50

1

Тк

14

Отличие авторской сказки от народной. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» с.51-57

1

ТК

15

Нравственный смысл сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» с.39 -57

1

Тс

16

 А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне...."Итоговый урок.

1

Тк

17

Знакомство с биографией  М.Ю.Лермонтова.с.60

1

Тк

18

Сравнение мотивов русской и турецкой сказок М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» с.61-65

1

Тк

19

Характеристика героевв произведенииМ. Ю. Лермонтова «Ашик – Кериб»с.67-71урок-викторина

1

Тк

20

Знакомство с биографией Л.Н. Толстого   с.74

1

Тк

21

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л. Н.Толстой «Детство»Урок- путешествиес.75-77

1

Тк

22

Основная мысль в произведенииЛ. Н.Толстой «Детство»с.78-81

1

Тк

23

Знакомство с биографией А.П.Чеховас.84

1

Тк

24

Сравнение поступков героев в рассказеА.П.Чехова «Мальчики» с.85-88

1

ТР

25

Отношение к героям произведения А.П.Чехова «Мальчики»с.89-93

1

ПР

26

Наедине с книгой

По книгам писателей раздела .

1

Тк

27

Закрепление и систематизация знаний по разделу «Чудесный мир классики»

с.94-96

1

Тк

Поэтическая тетрадь 10 часов

28

Страницы русской классики. Знакомство с названием раздела.

с.98-99

1

ТС

29

Сравнение картин природы, созданных художниками и писателями К.Д. Ушинский «Четыре желания» Литературная гостиная с.100-103

1

Тк

30

Средства художественной выразительности в стихотворениях Ф.И.Тютчева с.104-105

1

Тк

31

Художественные приемы в произведениях А.А. Фета с.106-107

1

ПР

32

Настроение в стихотворениях Е.А.Баратынского

с.108-109

1

1

Тк

Тк

33

Красота и выразительность в стихотворении И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»с.110

34

Настроение стихотворения Некрасов Н.А. «Саша»

с.111

1

Тк

35

Образ природы в стихотворении. И.А.Бунин «Листопад»с.112--113

1

Тк

36

Библиотечный урок по стихотворениям авторов раздела урок - презентация

1

Тк

37

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Поэтическая тетрадь» Проверим себя.

1

ТС

Литературные сказки – 11 часов

38

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Составление плана сказки.В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».С.118-122

1

Тк

39

Художественные особенности сказкиВ.Ф.Одоевского«Городок в табакерке».с.122-127

1

Тк

40

Основная мысль в произведенииВ.Ф.Одоевского«Городок в табакерке».с.118-127

1

Тк

41

Отношение автора к героям сказки.

П.Бажов «Серебряное копытце» Урок – сказкас.128-132

1

ТС

42

Мотивы народных сказок в авторском тексте

П.Бажов «Серебряное копытце»с.133-137

1

ПР

43

Нравственный смысл сказки.

П.Бажов «Серебряное копытце»с.128-132

1

Тк

44

Особенности волшебной сказки.

С.Аксаков «Аленький цветочек»

1

Тк

45

Характер героев произведения

С.Аксаков «Аленький цветочек»

1

Тк

46

Деление текста на части.

Урок-презентация

1

Тк

47

Проверочная контрольная работа по итогам I полугодия

1

Кр

48

Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний по разделу «Литературные сказки»Урок- викторина

1

ТК

Делу время – потехе час - 7  часов (2 часть)

49

50

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» с.4-10

Особенности юмористической составляющей произведенияЕ. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»с.11-15

1

1

Тк

Тк

51

Нравственный смысл сказки Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»с.4-15

1

ТК

52

Отношение автора к герою в произведении В.Драгунского «Главные реки»с.16-21

1

ТК

53

Смысл названия произведения В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».С.22-27

1

Тк

54

Инсценирование произведения

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». С.22-27

1

Тк

55

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Делу время – потехе час» с.28 Урок- презентация

1

Тк

Страна детства – 9 часов

56

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».с.32-38

1

Тк

57

Поступки героев произведенияБ.С. Житков «Как я ловил человечков».С.32-38

1

Тк

58

Тема и главная мысль произведения.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»с.с.39-42 Урок-практикум

1

Тк

59

Музыкальное сопровождение произведения К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»с.42-48

1

Тк

60

Составление плана произведения М.М. Зощенко «Ёлка»с.49-53урок-презентация

1

Тк

61

Образ героя в стихотворении М.Цветаевой «Наши царства»с. 54

1

Тк

62

Главная мысль в стихотворении М.Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка»

С.55

1

ТК

63

Отношение автора к героям произведенияС. А. Есенин «Бабушкины сказки». Урок- путешествие

1

ТС

64

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Страна детства»

1

ПР

Природа и мы – 11 часов

65

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»с.62-67

1

Тк

66

Сравнение художественного и научно-познавательного произведения

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»с.67-68

1

Тк

67

Средства художественной выразительности в стихотворении

С.Есенина «Лебедушка»с.70-71

1

Тк

68

Сравнение авторского стихотворения с фольклорными произведениямиС.Есенин «Лебедушка»с.72-73

1

КР

69

Отношение автора к герою произведения С.Есенин «Лебедушка» с.72-73

1

Тк

70

Характеристика героя на основании поступка М.М. Пришвин «Выскочка».с.74-76

1

Тк

71

Поступок как характеристика героя произведения А. И. Куприн «Барбос и Жулька».С.77-81

1

Тк

72

Главная мысль произведения

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».С.77-81

1

ПР

73

Образы героев  рассказа В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».урок-практикумс.с.82-88

1

Тк

74

Нравственные ценности в произведении

В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»с.89

1

Тк

75

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Природа и мы» Литературный марафон

1

Тк

4 четверть – 27 часов

Родина – 7 часов

76

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержанияОбраз Родины в поэтическом текстеИ.С. Никитин «Русь».С.94-96

1

Тк

77

Сравнение стихотворения с былиной. Образ Родины в поэтическом текстеИ.С. Никитин «Русь».с.94-97

1

Тк

78

Отношение автора к Родине. Средства художественной выразительности.С.Д.Дрожжин «Родине»

1

Тк

79

Тема произведения А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» Урок - наблюдение

1

Тк

80

Качества характера защитников Брестской крепости. Проект «Родина» с.101-103

1

Тк

81

Наедине с книгой. Литературный марафон

1

Тк

82

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Родина»

1

Тк

Страна Фантазия – 6 часов

83

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключение Электроника»урок-путешествие с.108-113

1

ПР

84

Особенности научно-фантастического рассказа Е. С. Велтистов «Приключение Электроника» с.108-113

1

Тк

85

Сравнение фантастической литературы со сказкой. К.Булычев «Путешествие Алисы» с.114-119

1

Тк

86

Сравнение героев рассказов фантастического жанраК.Булычев «Путешествие Алисы» с.114-119

1

Тк

87

Путешествие по Стране Фантазии урок-путешествие

1

Тк

88

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Страна Фантазия»с.120

1

Тк

Зарубежная литература – 14 часов

89

Знакомство с названием раздела. Учимся составлять список литературы. Урок –практикумс.122-123

1

Тк

90

Средства художественной выразительности в произведении Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». С.124-129

1

Тк

91

Герои приключенческой литературы.Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».С.128-129

1

ПР

92

Поступки главного героя сказки Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1

Тк

93

Отношение автора к героине сказки Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1

Тк

94

Составление плана сказки Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1

Тк

95

Нравственная проблематика сказки Урок-путешествие

1

Тк

96

Написание отзыва по сказке Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1

Тк

97

Проверочная контрольная работа по итогам года

1

КР

98

Сравнение героев, их поступки. М.Твен «Приключения Тома Сойера» с.150-155 Урок-презентация

1

Тк

99

Составление отзыва по книге М.Твена«Приключения Тома Сойера»

1

Тк

100

Обобщающий урок «Зарубежная литература»

1

Тк

101

Итоговое повторение

1

Тк

102

Обобщение и систематизация изученного материала за 4 класс

1

ТК

Описание материально-технического, учебно-методического и информационного

обеспечения образовательного процесса    

Литература

1. . Учебник для 4 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М.: Просвещение. 2020г.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, - М.:Рус. Язык, 2014;

3. Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс/Сост. С. В. Кутявина. – М.: Вако, 2014

Дополнительная литература

1 Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс/Сост. С. В. Кутявина. – М.: Вако, 2017г.

Информационные ресурсы

  1. Единая коллекция образовательных ресурсов «Компьютерный практикум для начальной школы».
  2. Единая коллекция образовательных ресурсов «Учим правила по алгоритму».
  3. Единая коллекция образовательных ресурсов «Учимся правильно говорить».
  4. Сайт «Прошколу.ру»http://www.proshkolu.ru/
  5. Сайт «Открытыйурок».
  6. Сайт «Социальная сеть работников образования»http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
  7. Сайт «Педагогический мир»  http://pedmir.ru/docs.php?cid=2
  8. Сайт «Школа АБВ»  http://shkola-abv.ru/index.html
  9. Сайт «Сеть творческих учителей»
  10.  Сайт «Детские клипы  и презентации»  http://viki.rdf.ru/
  11. Сайт «Учительский портал»  http://www.uchportal.ru/load/47
  12.  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
  13. Аудиоприложение к учебнику " Литературное чтение " Л.Ф.Климановой  4 кл.

Аппаратно-технические средства обучения

  1. Персональный компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран
  4. Принтер
  5. Акустические колонки (на рабочем месте учителя)
  6.  Доска

Наглядные материалы

  1. Стенды
  2. Плакаты
  3. Презентации к  уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...