Рабочая программа по литературному чтению 4 класс ФГОС УМК «Школа России»
рабочая программа по чтению (4 класс)

Горбунова Людмила Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе программы начального общего образования по литературному чтению, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя  школа №41»

Рассмотрена и одобрена                      Согласована                         Утверждена

на заседании методического              с заместителем                      руководителем                  

объединения                                          директора по УВР                образовательного

руководитель ШМО                                                                             учреждения

______________________                      _________________              ________________

   / Е.В. Догадова /                                   /О.П. Забенкова/                     /В.В. Терёхин/

 «29» августа 2019 г.                             «30» августа 2019 г.              «02» сентября 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

УМК «Школа России»

4 «Б» класс

Количество часов: 102

Учитель начальных классов: Горбунова Л.Н.

Учебный год: 2019-2020

Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы авторов Л.Ф. Климановой,  В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2019 год.

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранска Республики Мордовия 2019-2020 учебного года.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность  изучения разделов литературного чтения с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа:

I. Пояснительная записка:

1. Нормативная база

2. Описание цели данного курса

3. Основные задачи курса

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

5. Описание учебно-методического комплекта

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

1. Личностные;

2. Предметные;

3. Метапредметные.

III. Содержание учебного предмета, курса:

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание;

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме);

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

2. Календарно-тематическое планирование:

1) дата проведения урока (планируемая и фактическая);

2) название разделов;

3) название тем уроков;

4) количество часов, отводимых на освоение каждой темы;

5) домашнее задание.

I. Пояснительная записка

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены  к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

1. Нормативная база

1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ от 22.12.2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;

4. Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО,

утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»;

8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413»;

9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

10. Устава образовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

11. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия на 2019-2020 учебный год;

12. Положение о рабочей программе МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия.

2. Описание цели данного курса

Цели, для достижения которых направлено изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • обогащение нравственного опыта школьников средствами художественной литературы;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова;
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  •  обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

3. Основные задачи курса

Задачи, в процессе осуществления которых реализуются цели рабочей программы по предмету «Литературное чтение»:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике

художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Филология».

В 4 классе начальной школы отводится 3 часа в неделю, 34 учебные недели в год. В том числе - на внеклассное чтение в 4 классе отводится 1 час в две недели (17 часов в год).

Согласно учебному плану МОУ «Средняя школа №41» г. Саранск Республики Мордовия на 2019-2020 учебный год на изучение курса «Литературное чтение» в 4 «Б» классе отводится 102 часа:

1. в I четверти – 24 часа,

2. во II четверти – 24 часа,

3. в III четверти – 30 часов,

4. в IV четверти – 24 часа.

5. Описание учебно-методического комплекта

Реализация учебной программы по предмету «Литературное чтение» УМК «Школа России» для 4 класса обеспечивается комплектом, в который входят следующие издания:

Для учителя:

1. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных  организаций. - М.: Просвещение, 2016.

2. Н.А. Стефаненко, Е.А. Горелова. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: учебное  пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019.

Для учащегося:

1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2019.

2. М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2019.

3. Н.А. Стефаненко. Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2019.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный)

или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей, учитывая условия, в которых действовал герой, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл

изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к

описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять

активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и

предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания;
  • осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
  • формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,

автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Требования к уровню подготовки учащихся

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом

1. Развитие навыков чтения

Навыки чтения

1

Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного.

2

Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом.

3

Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного).

4

Интенсивное развитие двух видов чтения – вслух и про себя; овладение беглым чтением различных по объему и жанрам произведений.

5

Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.

2. Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения

Выразительность чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения

1

Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение приемам выразительной речи и чтения.

2

Организация практикумов по выразительному чтению:

1) проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания («задувание пламени воображаемой свечи»), силы голоса, дикции;

2) овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением;

3) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическими ударениями, мелодикой речи и чтения).
Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением.

3

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу.

4

Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.

3. Требования к уровню сформированности навыка чтения

Уровень сформированности навыка чтения

1

Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения.

2

Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 100 слов в минуту.

3

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.

4. Выработка умений работать с текстом

Умения работать с текстом

1

Самостоятельное выявление основного смысла прочитанного (формулирование главной мысли своими словами), установление взаимосвязи смысловых частей текста.

2

Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации, нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему.

3

Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения.

4

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием.

5

Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам.

6

Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов).

7

Составление творческих пересказов от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя, составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения.

8

Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.

9

Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сноска, ориентировка в понятиях абзац, подзаголовок, красная строка.

Обогащение и развитие опыта творческой деятельности эмоционально-чувственного отношения к действительности

1. Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников

Эстетическое восприятие окружающей действительности на основе наблюдений

1

Формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру

2

Развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года, видеть, открывать для себя многоцветье мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам, формировать свое видение окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах

3

Формирование умений различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях, выраженное в позах, мимике, жестах, тембре и силе голоса, в поступках людей, видеть отношение человека к окружающему миру, размышлять над причинами, вызвавшими подобные эмоциональные состояния и от ношения, давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций.

4

Коллективное слушание литературно-художественных произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях.

2. Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений

Упражнения, с помощью которых идёт развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира

1

Рассматривание и описание сходных и различных предметов (например, ромашки и календулы, мыши и льва), проведение соревнований, конкурсов на лучшее сравнение.

2

Игры типа «Волшебные превращения вещей», которые помогают оживить реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружающего мира и ведут рассказ от их имени).

3

Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, веселую или грустную, печальную.

4

Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок «Красная Шапочка», «Лиса и Волк», «Лягушка-путешественница».

5

Рассказывание-импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным рассказам,  сочинениям, стимулирование активности при их обсуждении

3. Развитие умения выразить в слове свои впечатления,  свое видение предмета, состояние природы и человека

Умения выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние природы и человека

1

Обучение приемам устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приемам рассуждения и повествования на заданную тему (по усмотрению учителя эти задания могут быть проведены письменно).

2

Обучение приемам рассуждения и повествования на заданную тему (по усмотрению учителя эти задания могут быть проведены письменно).

4. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы

Опыт эстетического восприятия произведений художественной литературы

1

Формирование потребности в общении с книгой, в постоянном чтении художественной литературы.

2

Формирование желания обсудить услышанное и прочитанное, создание условий для возникновения у детей чувства радости, удовлетворения при встрече с произведениями известных авторов, при их перечитывании.

3

Приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием.

4

Размышление над содержанием произведений, умение выразить свое отношение к прослушанному.

5

Сравнение стихотворных  произведений,  написанных на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора.

6

Развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям.

7

Формирование эмоционально-оценочных суждений.

8

Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности.

5. Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности

Способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности

1

Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умения находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умения подбирать варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности, накапливать опыт восприятия и  осмысления метафор, умения видеть и ценить их иносказательную выразительность.

2

Работа над загадками как развернутыми метафорами. Работа над загадками как развернутыми метафорами.

3

Развитие умения использовать метафоры при составлении собственных загадок, развитие творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений.

4

Развитие внимания детей к средствам художественной выразительности, заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение вариантов подбора слов с авторским описанием.

5

Целенаправленное формирование умений воссоздавать адекватные представления во время чтения литературно-художественных текстов на основе сопоставления реалистического и образного описания предметов или явлений.

6

Развитие умения воссоздавать художественные образы литературного произведения на основе:

- оживления двух рядов представлений – реальных и образных (например, по стихотворениям С.А. Есенина «Береза» и И.А. Бунина «Листопад»);

- оживление реальных представлений о зиме, красоте заснеженной березы и красках золотой осени, сопоставление их со словесными образами стихотворений: (осенний лес, как расписной терем, а заснеженные ветки березы, как бахрома серебристой шали).

7

Рисования портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описание портретов.

8

Сопоставления особенностей художественных образов, эмоционально-эстетическая оценка изображения героев в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном).

9

Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя, исполнителя и создателя художественного текста.

10

Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.

6. Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами

Опыт работы с литературоведческими терминами

1

Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

2

Ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров художественных произведений, как:

- сказка - художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного и фантастического; обычно различают сказки о животных, волшебные и бытовые;

былина - жанр, имеющийся только в русском фольклоре (героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси);

- басня - краткий рассказ в стихах, где в сатирической иносказательной форме изображаются человеческие поступки и недостатки. Персонажами басни являются, чаще всего, животные, растения, вещи. В начале или в конце басни даются нравоучения, вывод;

- рассказ - небольшое прозаическое художественное повествование о каком-то случае, эпизоде из жизни героя рассказа;

- стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное стихами, оно  ритмически организовано и имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроения и мысли лирического героя.

3

Наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классе учитель может постепенно вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.

4

Совмещение двух рядов представлений, благодаря чему происходит проникновение в авторское образное видение мира, изменение собственного отношения ребенка к окружающему, формирование эстетического отношения к действительности.

5

Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания  и нравственно-эстетической оценки описываемого.

6

Сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу. Письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных   передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам. Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.

7

Упражнение школьников в составлении миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя (с помощью учителя).

8

Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.

9

Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.

10

Коллективное, групповое и индивидуальное создание картин  по прочитанным произведениям, озвучивание фильмов музыкальными произведениями.

III. Содержание учебного предмета, курса

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание

Предмет «Литературное чтение» играет важную роль в реализации основных целевых

установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;

формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

     Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации

 ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

Летописи, былины, сказания, жития (7 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (17 ч)

П.П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок); А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А.П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (8 ч)

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А.II. Плещеев «Дети и птичка»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над поля ми...»; Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И.А. Бунин «Листопад».

Литературные сказки (16 ч)

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»; П.П. Бажов «Серебряное копытце»; С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»; В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Делу время - потехе сейчас (6 ч)

Е.Д. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Стран детства (6 ч)

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»; К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; М.М. Зощенко «Елка».

Поэтическая тетрадь (4 ч)

В.Я. Брюсов «Опять сон»; В.Я. Брюсов «Детская»; С.А. Есенин «Бабушкины сказки»; М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М.И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы (9 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»;  А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; М.М. Пришвин «Выскочка»; К.Г. Паустовский «Скрипучие половицы»; Е.И. Чарушин «Кабан»; В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (4 ч)

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»;  С.А. Клычков «Весна в лесу»;  Д.Б. Кедрин «Бабье лето»; Н.М. Рубцов «Сентябрь»;  С.А. Есенин «Лебедушка».

Родина (5 ч)

И.С. Никитин «Русь»; С.Д. Дрожжин «Родине»; Л.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

Страна Фантазия (5 ч)

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычев «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (14 ч)

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»; Г.X. Андерсен «Русалочка»; М. Твен «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем

(понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

Практические занятия 4 класс

Внеклассное чтение:

  • Путешествие по земле русской, богатырской. Былины об Илье Муромце.

Настроение, выраженное в стихах. А. С. Пушкин «Осень», «Осеннее утро», «Уж небо осенью дышало» и др.

  • «Что за прелесть эти сказки!..». А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»,  «Сказка о попе и о работнике его Балде»,  «Сказка о золотом петушке» и др.
  • Нравственные уроки произведений. А.П. Чехов «Беглец», «Детвора»
  • Осень в произведениях поэтов, художников и композиторов.
  • Ожившие страницы прошлого. А. И. Куприн «Белый пудель», А.П. Чехов «Ванька»
  • В.Ф. Одоевский  «Сказки дедушки Иринея». Сказочное, фантастическое и реальное в произведениях автора.
  • Сказы П.П. Бажова. Анализ произведения «Голубая змейка»
  • К.Г. Паустовский «Похождение жука-носорога». Моделирование обложки произведения.
  • «Лес не школа, а всему учит» М.М. Пришвина «Лесной доктор», Н.И. Сладков «Рябчик и ёж».
  • «Волшебница – Зима». Стихи русских поэтов о зиме. Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою», «Зима недаром злится»,  И.С. Никитин «Встреча зимы» и др.
  •  «Где, что, как и почему». Рассказы – загадки обо всем на свете. Д. Родари «Почему, отчего, зачем»
  • Весна в произведениях поэтов, художников и композиторов.
  • «Чтобы помнили…» Произведения о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. С. Баруздин «Шёл по улице солдат», Л.А. Кассиль «У классной доски»
  • В мире фантастики. Кир Булычев  «Девочка, с которой ничего не случится»
  • Писатели и поэты курского края. Е.И. Носова «Разбой на большой дороге», «Белый гусь», А.П.

Гайдар «Совесть», А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила» и др.

Тексты для заучивания наизусть:

  • А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»
  • А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок)
  • Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид...»
  • А.А. Фет  «Бабочка», «Весенний дождь»
  • А.Н. Плещеев «Дети и птичка»
  • И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»
  • В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»
  • М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»
  • Б.Л. Пастернак «Золотая осень»
  • Н.М. Рубцов «Сентябрь»
  • С.А. Есенин «Лебедушка» (отрывок)
  • С.Д. Дрожжин «Родине»

Еженедельная проверка навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

Формы проведения учебных занятий:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • работа в парах.

Формы контроля:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • тестирование.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • проблемный вопрос/проблемная ситуация;
  • исследовательский.

Технологии

  • игровые технологи: деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактические игры,
  • коммуникативные технологии: обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах, учебный диалог,
  • рефлексивно-деятельностные технологии;
  • уровневая дифференциация;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • проектная деятельность.

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся

Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные

работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Техника чтения

Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

Навыки чтения (темп, способ, правильность, понимание)

Отметка

Норма выполнения

«5»

Ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, для этого необходимые части прочитанного текста.

«4»

Ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.

«3»

Ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту вслух и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложен ному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

«2»

Ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 50 слов в минуту вслух и не меньше 70 слов молча; не определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного с помощью учителя; рассказ о герое не составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание, но может ответить не на все вопросы.

Техника чтения

Класс

Входной контроль

I полугодие

II полугодие

4

65 - 70

70 - 80

80 – 90, 115—120 (про себя)

Оценка выразительности чтения

Выразительность чтения проверяется по подготовленному тексту. Контроль может быть текущим (при проверке домашнего задания), периодическим (проверка при изучении отдельных произведений овладения интонационным рисунком, темпом, логическим ударением, паузами).

Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.

Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая – в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.

Итоговый контроль следует проводить один-два раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть. Форма конкурса способствует формированию самооценки у каждого учащегося, отработке навыка выразительности чтения (в сравнении с чтением одноклассников). Текст подбирается эмоционально ярко окрашенный, но небольшой по объему (полстраницы). Это может быть абзац или отрывок из произведения.

Отметка

Норма выполнения

«5»

Ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает свое отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствуют содержанию произведения.

«4»

Ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

«3»

Ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

«2»

Ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценить  по сумме верных  ответов.

Отметка

Норма выполнения

«5»

Если все задания выполнены верно.

«4»

Если выполнено не менее ¾ всех заданий.

«3»

Если выполнено не менее ½ всех заданий.

«2»

Если выполнено менее   ½ всех заданий.

Устные ответы

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

  • полнота и правильность ответа;
  • степень осознанности, понимания изученного;
  • языковое оформление ответа.

Отметка

Норма выполнения

«5»

Ученик  полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но  излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал; оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметки («5», «4», «3») могут ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Чтение наизусть

Отметка

Норма выполнения

«5»

Твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

«4»

Знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

«3»

Читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

«2»

Нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению

Отметка

Норма выполнения

  • Правильная постановка логического ударения
  • Соблюдение пауз
  • Правильный выбор темпа
  • Соблюдение нужной интонации
  • Безошибочное чтение

«5»

Выполнены правильно все требования.

«4»

Не соблюдены 1-2 требования.

«3»

Допущены ошибки по трем требованиям.

«2»

Допущены ошибки более, чем по трем требованиям.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям

Отметка

Норма выполнения

  • Своевременно начинать читать свои слова
  • Подбирать правильную интонацию
  • Читать безошибочно

Читать выразительно

«5»

Выполнены все требования.

«4»

Допущены ошибки по одному какому-то требованию.

«3»

Допущены ошибки по двум требованиям.

«2»

Допущены ошибки по трем требованиям.

Пересказ

Отметка

Норма выполнения

«5»

Пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

«4»

Допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

«3»

Пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

«2»

Не может передать содержание прочитанного.

Тесты

Отметка

Норма выполнения

«5»

Ученик  набрал  9 - 10  баллов  (90 - 100%).

«4»

Ученик  набрал  7 - 8  баллов (89 - 70%).

«3»

Ученик  набрал  5 - 6  баллов (69 - 50%).

«2»

Ученик  набрал  3 - 4  балла (49 - 30%).

Контроль уровня обученности

Автор, название

Издательство

Год издания

1

Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс

«ВАКО»

2019

2

Холодова О.А. Комплексные работы с текстом. 4 класс.

РОСТ»

2019

Проверочные работы и проекты

№ п/п

Раздел

Проверочная работа

Проект

Дата

I четверть

1

Летописи, былины, сказания, жития

«Летописи, былины, сказания, жития»

«Создание календаря исторических событий»

17.09

2

Чудесный мир классики

«Чудесный мир классики»

25.10

II четверть

3

Поэтическая тетрадь

«Поэтическая тетрадь»

20.11

4

Литературные сказки

«Литературные сказки»

25.12

III четверть

5

Делу время – потехе час

«Делу время – потехе час»

24.01

6

Страна детства

«Страна детства»

07.02

7

Поэтическая тетрадь

«Поэтическая тетрадь»

19.02

8

Природа и мы

«Природа и мы»

«Природа и мы»

11.03

9

Поэтическая тетрадь

«Поэтическая тетрадь»

20.03

IV четверть

10

Родина

«Родина»

«Они защищали Родину»

08.04

11

Страна Фантазия

«Страна Фантазия»

22.04

12

Зарубежная литература

«Зарубежная литература»

27.05

Итого:

12

3

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Летописи, былины, сказания, жития

7 ч

2

Чудесный мир классики

17 ч

3

Поэтическая тетрадь

8 ч

4

Литературные сказки

16 ч

5

Делу время – потехе час

6 ч

6

Страна детства

7 ч

7

Поэтическая тетрадь

4 ч

8

Природа и мы

9 ч

9

Поэтическая тетрадь

4 ч

10

Родина

5 ч

11

Страна Фантазия

5 ч

12

Зарубежная литература

14 ч

Итого:

102 ч

2. Календарно – тематическое планирование

Дата проведения

Название разделов  и тем уроков

Кол-во часов

Домашнее задание

план.

факт.

I четверть (24 ч)

Летописи, былины, сказания, жития (7 ч)

1

03.09

03.09

Внеклассное чтение Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

Читать с. 6-11. Выполнить задания.

2

04.09

04.09

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

Читать с. 12-16. Выполнить задания.

3

06.09

06.09

Из летописи «И вспомнил Олег коня

своего».

1

Читать с. 17-21. Выполнить задания.

4

10.09

10.09

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

1

Читать с. 22-31. Выполнить задания.

5

11.09

11.09

Прозаический текст былины  в пересказе И. Карноуховой.

1

Читать с. 32-34. Выполнить задания.

6

13.09

13.09

«Житие Сергия Радонежского». Куликовская битва.

1

Читать с. 38-61. Выполнить задания №1-5.

7

17.09

17.09

Наши проекты. Проверочная работа.

1

Читать с. 38-61. Выполнить задания №6-11.

Чудесный мир классики (17 ч)

8

18.09

18.09

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

1

Читать с. 38-61. Выполнить задания №12-13.

9

20.09

20.09

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

1

Читать с. 64-67. Выполнить задания №12-13.

10

24.09

24.09

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

1

Читать с. 67-69. Выучить с. 68.

11

25.09

25.09

А.С. Пушкин «Няне».

1

Читать с. 70-91. Выполнить задания №1-4.

12

27.09

27.09

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..».

1

Читать с. 70-91. Выполнить задание №5.

13

01.10

01.10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях».

1

Читать с. 70-91. Выполнить задание №6-8..

14

02.10

02.10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях».

1

Выразительно читать с. 96. Выполнить задания.

15

04.10

04.10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях».

1

Читать с. 97-111. Выполнить задания №3-6.

16

08.10

08.10

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

1

Читать с. 97-111. Выполнить задания №7.

17

09.10

09.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

1

Читать с. 114-118. Выполнить задания №3-5.

18

11.10

11.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

1

Читать с. 119. Выполнить задания.

19

15.10

15.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

1

Читать с. 122. Выполнить задания.

20

16.10

16.10

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство».

1

Читать с. 114-118. Выполнить задания.

21

18.10

18.10

Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал» - басня.

1

Читать с. 119. Выполнить задания.

22

22.10

22.10

А.П. Чехов «Мальчики».

1

Читать с. 122-134. Выполнить задания.

23

23.10

23.10

А.П. Чехов «Мальчики».

1

Читать с. 123-134. Выполнить задания.

24

25.10

25.10

Обобщение по разделу. Проверочная работа.

1

II четверть (24 ч)

Поэтическая тетрадь (8 ч)

25

05.11

05.11

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко…».

1

Читать с. 138-140. Выучить наизусть стихотворение.

26

06.11

06.11

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

1

Читать с. 141-142. Выучить наизусть любое стихотворение.

27

08.11

08.11

Е.А. Баратынский «Весна, Весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот…».

1

Читать с. 143-144. Нарисовать рисунок.

28

12.11

12.11

А.Н. Плещеев «Дети и птичка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

1

Читать с. 145-146. Выучить наизусть с. 146.

29

13.11

13.11

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».

1

Выучить наизусть с. 147-149. Выполнить задания.

30

15.11

15.11

«Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.

1

Читать с. 150-151. Выучить наизусть.

31

19.11

19.11

Внеклассное чтение. Родные поэты.

1

Приготовить стихи русских поэтов-классиков.

32

20.11

20.11

Оценка достижений. Проверочная работа.

1

Выучить любое стихотворение руского поэта-классика. Нарисовать рисунок.

Литературные сказки (16 ч)

33

22.11

22.11

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1

Читать с. 156-168. Выполнить задания 1-5.

34

26.11

26.11

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1

Читать с. 156-168. Выполнить задания №6-7.

35

27.11

27.11

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1

Читать с. 156-168. Выполнить задания №8-9.

36

29.11

29.11

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1

Читать с. 169-179. Выполнить задания №1-5.

37

03.12

03.12

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1

Читать с. 169-179. Выполнить задания №6-9.

38

04.12

04.12

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1

Читать с. 169-179. Выполнить задания 10.

39

06.12

06.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

1

Читать с. 180-192. Выполнить задания №1-5.

40

10.12

10.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

1

Читать с. 180-192. Выполнить задания №6-8.

41

11.12

11.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

1

Читать с. 180-192. Выполнить задание №9.

42

13.12

13.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

Читать с. 193-214. Выполнить задания №1-3.

43

17.12

17.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

Читать с. 193-214. Выполнить задания №4-5.

44

18.12

18.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

Читать с. 193-214. Выполнить задание №6.

45

20.12

20.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

Читать с. 193-214. Выполнить задание.

46

24.12

24.12

Внеклассное чтение.

1

Нарисовать рисунок.

47

25.12

25.12

Оценка достижений. Проверочная работа.

1

Приготовить пересказ литературной сказки.

48

27.12

27.12

Обобщение пройденного.

1

III четверть (30 ч)

Делу время – потехе час (6 ч)

49

14.01

14.01

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

Читать с. 4-16. Выполнить задания №1-3.

50

15.01

15.01

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

Читать с. 4-16. Выполнить задания №4-6.

51

17.01

17.01

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

Читать с. 17-23. Выполнить задания.

52

21.01

21.01

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

1

Читать с. 24-28. Выполнить задания.

53

22.01

22.01

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

1

Читать с. 29-34. Выполнить задания.

54

24.01

24.01

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. Обобщение по теме. Проверочная работа.

1

Читать книги о сверстниках, о школе.

Страна детства (7 ч)

55

28.01

28.01

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

1

Читать с. 38-46. Выполнить задания №1-4.

56

29.01

29.01

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

1

Читать с. 38-46. Выполнить задания №5-7.

57

31.01

31.01

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

Читать с. 47-58. Выполнить задания №1-4.

58

04.02

04.02

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

Читать с. 47-58. Выполнить задания №5-9.

59

05.02

05.02

М.М. Зощенко «Ёлка».

1

Читать с. 59-64. Выполнить задания.

60

07.02

07.02

Обобщающий урок «Страна детства». Проверочная работа.

1

Приготовить сообщение "Что такое серия книг и каково их назначение".

61

11.02

11.02

Внеклассное чтение. «Что такое серии книг и каково их назначение».

1

Читать книги русских писателей о детстве.

Поэтическая тетрадь (4 ч)

62

12.02

В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская».

1

Читать с. 68-70. Выучить любое стихотворение наизусть.

12.02

ДО. В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская».

1

Читать с. 68-70. Выучить любое стихотворение наизусть.

63

14.02

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

1

Читать с. 71. Выучить наизусть любое стихотворение Есенина.

14.02

ДО. С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

1

Читать с. 71. Выучить наизусть любое стихотворение Есенина.

64

18.02

М.И. Цветаева, «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».

1

Читать с. 72-73. . Выучить любое стихотворение Цветаевой.

18.02

ДО. М.И. Цветаева, «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».

1

Читать с. 72-73. . Выучить любое стихотворение Цветаевой.

65

19.02

Обобщение «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа.

1

Выполнить задания с. 74.

19.02

ДО. Обобщение «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

1

Выполнить задания с. 74.

Природа и мы (9 ч)

66

21.02

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

Читать с. 76-84. Выполнить задания 1-4.

21.02

ДО. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

Читать с. 76-84. Выполнить задания №1-4.

67

25.02

25.02

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

Читать с. 76-84. Выполнить задания №5-7.

68

26.02

26.02

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

Читать с. 85-91. Выполнить задания №1-3.

69

28.02

28.02

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

Читать с. 85-91. Выполнить задание №4.

70

03.03

03.03

М.М. Пришвин «Выскочка».

1

Читать с. 92-95. Выполнить задания.

71

04.03

04.03

Е.И. Чарушин «Кабан».

1

Читать с. 96-99. Выполнить задания.

72

06.03

06.03

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

Читать с. 100-110. Выполнить задания №1-8.

73

10.03

10.03

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

Читать с. 100-110. Выполнить задания №9-10.

74

11.03

11.03

Обобщающий урок по разделу «Природа и мы». Проект «Природа и мы». Проверочная работа.

1

Выполнить задания с. 111-112. Выполнить проект.

Поэтическая тетрадь (4 ч)

75

13.03

13.03

Б.Л. Пастернак «Золотая осень. С.А. Клычков «Весна в лесу».

1

Читать с. 114-117.  Выучить наизусть любое стихотворение.

76

17.03

17.03

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь».

1

Читать с. 118-119.  Выучить наизусть любое стихотворение.

77

18.03

18.03

С.А. Есенин «Лебёдушка».

1

Читать с. 120-126.  Выучить наизусть любую часть  стихотворения.

78

20.03

20.03

Обобщающий урок. Проверочная работа.

1

IV четверть (24 ч)

Родина (5 ч)

79

01.04

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

1

Читать выразительно с. 128-132. Выполнить задания.

80

03.04

С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».

1

Выучить наизусть с. 133-135. Читать выразительно с. 138.

81

07.04

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!».

1

Читать рассказы о Суворове. Пересказ  любого рассказа.

07.04

ДО. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

1

Читать выразительно с. 128-132. Выполнить задания.

82

08.04

Проект: «Они защищали Родину». Проверочная работа.

1

Выполнить проект с. 140-141.

08.04

ДО. С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».

1

Читать выразительно с. 133-135. Выучить наизусть с. 138.

83

10.04

Обобщение по разделу «Родина».

1

10.04

ДО. Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!».

1

Читать рассказы о Суворове. Пересказ  любого рассказа.

Страна Фантазия (5 ч)

84

14.04

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

Читать с. 144-149. Выполнить задания №1-3.

14.04

ДО. Тест №1. Проект «Они защищали Родину». Обобщение по теме "Родина".

1

Выполнить Тест №1. Задание №7 с. 142. Проект с. 140-141.

85

15.04

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

Читать с. 144-149. Выполнить задание №4.

15.04

ДО. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

Читать с. 144-149. Задание №4. Читать выразительно 1 страницу.

86

17.04

Кир Булычев «Путешествие Алисы».

1

Читать с. 150-157. Выполнить задания.

17.04

ДО. Кир Булычев «Путешествие Алисы».

1

Читать с. 150-157. Читать выразительно 1 страницу.

87

21.04

«Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных).

1

Читать книги о путешествиях и путешественниках.

21.04

ДО. Внеклассное чтение «В путь, друзья!». Обобщение по разделу «Путешествие по стране Фантазии».

1

Читать книги о путешествиях и путешественниках. Задание №8 с. 158.

88

22.04

Проверочная работа. Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

1

Выполнить задания с. 158.

22.04

ДО. Дж. Свифт "Путешествие Гулливера".

1

Читать с. 160-166. Выполнить задания. Задание №9 (по желанию).

Зарубежная литература (14 ч)

89

24.04

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

1

Читать с. 160-166. Выполнить задания №1-7.

24.04

ДО. Г.Х. Андерсен «Русалочка».

1

Читать с. 167-193. Выполнить задания. Задание №4 (по желанию).

90

28.04

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

1

Читать с. 160-166. Выполнить задания №8-9.

28.04

ДО. М. Твен "Приключения Тома Сойера".

1

Читать с. 194-200. Выполнить задания. Задание №8 (по желанию).

91

29.04

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

1

Читать с. 167-193. Выполнить задания №1-3.

29.04

ДО. С. Лагерлеф "Святая ночь", "В  Назарете". Святое семейство.

1

Читать с. 201-216. Выполнить задания.

92

06.05

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

1

Читать с. 167-193. Выполнить задания №4.

06.05

ДО. Внеклассное чтение "Путешествие по дорогам любимых книг". Обобщение по разделу "Зарубежная литература".

1

93

08.05

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

1

Читать с. 167-193. Выполнить задания №5.

08.05

ДО. Обобщение пройденного за год.

1

94

12.05

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

1

Читать с. 167-193. Выполнить задания №6.

95

13.05

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1

Читать с. 194-200. Выполнить задания.

96

15.05

С. Лагерлеф «Святая ночь».

1

Читать с. 201-208. Выполнить задания №1-3.

97

19.05

С. Лагерлеф «Святая ночь».

1

Читать с. 201-208. Выполнить задание №4.

98

20.05

С. Лагерлеф «В Назарете».

1

Читать с. 209-216. Выполнить задания №1-2.

99

22.05

С. Лагерлеф «В Назарете».

1

Читать с. 209-216. Выполнить задания №3-4.

100

26.05

Внеклассное чтение. Урок-отчет. Путешествие по дорогам любимых книг».

1

Читать произведения зарубежных писателей.

101

27.05

Проверочная работа. Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

1

Выполнить задания с. 217.

102

29.05

Обобщение пройденного за год. Урок-игра «Литературные тайны».

1

Итого:

102

91

Программный материал: скорректирован и пройден.

Учитель: Горбунова Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению 2 кл УМК "Школа России" ФГОС с ууд

Рабочая программа по литературному чтению  2 кл. включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и информационно-методическое обеспечение....

Рабочая программа по литературному чтению 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Пояснительня записка к рабочей программе по литературному чтению по образовательной системе Школа России с 1 по 4 класс

          Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской ...

Рабочая программа по литературному чтению 4 кл УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению 4 кл УМК "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению ФГСО 1-4 Школа России

Рабочая программа по литературному чтению Школа России 1-4...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ , "ШКОЛА РОССИИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ, "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 кл. "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе:- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...