Конспект открытого урока "Образ зимы в литературе и музыке"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Дармаева Сэсэг Цыреновна

Интегрированный урок музыки и литературного чтения по теме "Образ зимы в музыке и литературе".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок музыки и литературного чтения

Тема: Образ зимы в музыке и литературе.

Цели:- воспитывать в детях интерес к пониманию музыки и литературы; желание не только понять художественные образы, созданные этими видами искусства, но и самим создать некий  продукт художественного творчества.

- учить детей находить подходящие эпитеты для  определения  характера музыки; объяснения редким в обычной речи словарным оборотам, пословицам и поговоркам.

- развивать интерес и любовь к родному языку и классической музыке; через образы родной природы развивать патриотическое чувство детей. Развивать творческие навыки.

  Задачи:

-прослушать музыкальные и прочитать литературные произведения, создающие неповторимый образ русской зимы.

- обсудить средства выразительности, передающие этот образ.

- поработать над выразительным чтением стихотворения из поэмы "Мороз, Красный нос" Николай Алексеевич Некрасова,   песнями  З.Роот «Музыка Зимы» и «Едет, едет Дед Мороз»и над исполнением танца «Вальс Дружбы» под музыку И.Штрауса «Сказки венского леса»

-создать в результате предпраздничное настроение.

Ход урока    

I. Приветствие. Создание ситуации успеха.

Г.Г.- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите друг другу улыбку. У нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Пусть улыбки взрослых помогут в нашей работе.

- Присаживайтесь!

О.С.- Давайте, возьмемся за руки в знак солидарности и единства. А теперь пожмём  руки, чтобы помогать друг другу.

- Сегодня у нас необычный урок. А что необычного?

  (урок чтения будет проходить вместе с уроком музыки).

Г.Г. Мы с вами разделились на группы. Посоветуйтесь, и распределите  роли в группе.

-Давайте, вспомним правила работы в группе: (работаем дружно, выслушиваем мнение каждого, соблюдаем дисциплину)

Девиз сегодняшнего урока: .......

- Также вы будете оценивать свою работу. Оценочный лист. Ознакомьтесь с этапами.

Слайд

  II Введение в тему.

О.С. - Ребята, какое сейчас время года? А вы любите зиму? Чем вам нравится зима?

- Посмотрите, как красиво изобразили вы зиму. (обратить внимание на рисунки детей)

- Значит, о чем будем говорить сегодня? О зиме

III. Постановка учебной задачи

- Конечно, мы должны с вами поговорим, как изображают зиму в музыке и в литературе.

Слайд 5  

-  Итак  тема  нашего урока. "Образ зимы в музыке и литературе

- В музыке это движение, мелодия, а литературе это образные выражения.

Значит, мы выясняем с помощью каких выразительных средств написаны произведения.

- Какую цель поставим на уроке?

Слайд 6

 Цель:  будем учиться находить образ зимы в музыкальных, литературных произведениях, учиться у авторов любви к природе.

 Задачи Познакомиться с произведениями...

  • Находить в произведениях  средства выразительности и изобразительности
  • прослушать музыкальные и прочитать литературные произведения
  •  обсудить средства выразительности, передающие этот образ зимы
  • поработать над выразительным чтением стихотворения

IV Работа над новым материалом

ЛИТЕРАТУРА

- Русская красавица – зима. Это время года вдохновляло многих творческих людей. Многие поэты воспевали в своих стихах красоту природы,  одним из них был Николай Алексеевич Некрасов. С творчеством которого мы познакомились на прошлом уроке.

- Что вы прочитали интересного о жизненном и творческом пути Николая Алексеевича Некрасова? Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов,  русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей юности:

Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей...

 Г.Г. -  Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с его произведениями.

- Давайте,  обратимся к учебнику. Откройте  страницу 169, прочитайте название стихотворения.

- Как вы думаете о чем это стихотворение? о зиме

Слайд

- Посмотрите из какой поэмы этот отрывок? (Из поэмы "Мороз, Красный нос") в 5 кл

- Почему слово "Красный" с большой буквы. Прозвище одушевленного лица

- Как называется литературный прием? (Олицетворение)

Слайд

  • Первичное восприятие текста ♫♫

    - Г.Г. - Давайте послушаем этот отрывок.

- Слушайте и подумайте какой образ зимы, Мороза в этом произведении и какое настроение передается в этом отрывке?

-  Садитесь поудобнее и внимательно слушаем.

Прослушивание видеозаписи

- Понравилось ли вам стихотворение?  Чем? (оно интересное, красивое, торжественное)

- О чем это произведение?

- Итак, тема этого произведения?  (Зима, о зимней природе, о Морозе)

- Портрет реального героя нарисовал  Некрасов или сказочного ? Почему вы так считаете?

- В словаре  Ожегова даётся двойное толкование  слова Мороз.

 Мороз- явление природы, холод  

 Мороз –сказочный волшебный старик , олицетворяющий ( оживляющий) зимний холод.

Здесь о каком Морозе говорится?

- Какое оно по характеру, настроению? Какое же настроение вы почувствовали? (бодрое, сердитое, возвышенное, задумчивое, радостное, сказочное, волшебное)

  • Самостоятельное чтение

-А сейчас вы прочитаете отрывок самостоятельно, при чтении отметьте непонятные слова, которые вам встретятся, измененные слова и слова с авторскими ударениями.

-  Читаем внимательно, будьте готовы отвечать на вопросы.

Слайд  

Словарная работа

дозор – обход для осмотра

палица – старинное оружие-   тяжёлая дубинка с утолщённым концом

гнёт – тяжесть, груз

обозы – несколько повозок с   грузом

казна – имущество, деньги   или иные средства

не скудеет – не беднеет

бор – хвойный сосновый лес

владенья – недвижимое имущество, земельный участок

алмазы – прозрачный драгоценный камень

Гранённый алмаз – бриллиант

жемчуг – твёрдое вещество, которое образуется в раковинах  моллюсков в виде зёрен.

Слайд   Читают дети

- В этом тексте есть изменённые слова и слова с авторскими ударениями. / На доске/

Прочитаем:   ТропЫ   ВодАх   По замёрзлой   Окияны   жемчУг     На  сОсну

Работа с текстом после чтения

  • Беседа по содержанию стихотворения

Первая часть. Чтение по строфам

- С чем автор сравнивает Мороза? (с ветром, с шумом горных ручьёв)

- Как Некрасов называет своего героя? (воеводой)

- Почему автор назвал Мороза воеводой?

(Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья)

- Образ “Мороза-воеводы” в стихотворении Н.А. Некрасова настоящий, он морозит, украшает, строит мосты ледяные, укрывает рыб подо льдом, чтобы не замёрзли.

 -Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).

Как можно озаглавить 1 часть? ( «Шествие Мороза», « Мороз шагает по планете», «Мороз- хозяин», «В дозоре», «Осмотр владений» и др.)

Вторая часть Чтение 2 части

- Каким войском он командует?(метелью, вьюгой, ветром, туманом, снегом)

- А что за владения у Мороза? (поля, леса, реки, моря)

-  Можно ли сказать, что он любит красоту?   (заботливый, хозяин, чуткий заботливый, строгий, умелый)

- Как природа относится к Морозу?(она рада, солнце играет- олицетворение, борода косматая – это эпитет)

Каким представили Мороза? (хвастливым ,всесильным, счастливым ,богатым, добрым ,потому что он создаёт красоту для всех)

Под какой гнёт собирается упрятать Мороз реки?(под лёд

Как можно озаглавить?( «Песня Мороза» , «Мороз-Властелин»)

Слайд   Изобразительные средства

Задания по группам. Жребий

- Найдем художественные выразительные средства с помощью которых автор рисует образ сказочного  героя.

- Что это за средства?

 Олицетворения– приписывание неодушевлённым  предметам  свойств  и  действий, присущих человеку.

Эпитеты  –  яркие  образные определения, помогающие описать  предмет.

Метафора – употребление слова в переносном значении (в песне Мороза)

1 группа -

Найдите слова ,которые показывают ,что мороз действует  как  живое существо, человек. (Олицетворения) ветер бушует; ручьи побежали; солнце играет; метели, снега и туманы покорны, обходит, Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.

- Для  чего  автор  использует олицетворения  в  своём  стихотворении?  (Чтобы показать  силу,  могущество , огромные размеры мороза)

2 группа - Найти эпитеты . косматая  борода,  удалая,  хвастливая  песня).

– Для  чего  автор  использовал эпитеты  в  стихотворении?

(чтобы  мы  яснее  представили портрет этого героя).

–3 ряду –Найти  метафоры? В песне– метафора “в алмазы, жемчуг, серебро”.“по веточкам палицей бьет”, “реки свободно текли”, “убираю в алмазы, жемчуг серебро”).

Проверка.  С этой работой мы тоже справились.

- Вот сколько вы нашли художественно- выразительных средств в этом стихотворении

Для чего автор их здесь употребил?

(Чтобы стихотворение стало ярче и  эмоциональнее)

Слайд    Физминутка ( повторение вслед за лидером движений под музыку)  

  • Продолжение работы по теме

- Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться).

-   Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? (Показать красоту природы, чтобы человек любил природу и берег её.) 

 - Какова основная мысль стихотворения?

(Только внимательный хороший человек мог заметить красоту окружающей природы и написать стихи, которые затронули нашу душу. Зима также прекрасна, как и любое время года.

  • Работа над выразительностью чтения

- Переходим к последнему этапу как надо читать стихотворение?

 Голос – громкий.

Тон – торжественный, величавый, приподнятый

Темп – медленный.

Паузы – там, где есть знаки препинания, расставьте эти паузы.

Логические ударения – при усилении смысла читаемого (глаголы в олицетворениях, эпитеты в описаниях).

-  Расставьте паузы и поставьте логические ударения. Подготовьтесь к выразительному чтению

Проверка.  Чтение вслух парами.

- А теперь вам  предстоит побывать   в роли артиста, стоящего на сцене перед аудиторией.   Каждого зрителя должно тронуть твоё чтение, каждый из них должен представить силу и мощь этого волшебника

- С какой интонацией читать первую? (Неторопливо, будто осматривая просторы, по-хозяйски).

- Вторую? (Горделиво, громко, хвастливо).

МУЗЫКА

   О.С   

Подведение итогов

Слайд    Цели и задачи

- Наша работа подходит к концу. В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Давайте посмотрим, на все ли вопросы мы ответили. Произведение  какого автора мы читали?  

- Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, что мы запоминаем на всю жизнь слова: "Не ветер бушует над бором..." Музыкальное произведение?

- Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли мы этой цели?  Выполнили поставленные задачи?

Домашнее задание (разноуровневое)

Задание на дом вы можете выбрать для себя сами

  • Выучите наизусть отрывок "Шествие Мороза" или  отрывок "Песня Мороза"
  • Нарисуйте иллюстрацию к тексту стихотворения
  • Подготовить выразительное   чтение стихотворения.
  • Выучить новогодние песни

Оценивание. Оценочный лист.

Рефлексия  "Звездочки желаний"

- Г.Г. - Ребята, а вы верите в исполнение желаний? У каждого из вас на столе лежит звезда, выберите того цвета, которое отражало бы ваше настроение. Загадайте желание и прикрепите её на наше «Небо». (Включаем гирлянду и небо светится)

О.С  Ребята, посмотрите на наше небо. Как много на нем звезд! Как много разных желаний!

«Говорят под Новый год,

Что не пожелается,

Всё всегда произойдет,

Все всегда сбывается!»

Пусть все ваши желания сбудутся!

Появилось ли у вас праздничное настроение?

А мы вас поздравляем с наступающим Новым 2018 годом и дарим подарочки.

- Всем спасибо за работу!

Выход под музыку: «Что такое зима?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Конспект открытого урока по башкирской литературе для 3 класса

Урок был проведен на конкурсе "Учитель года башкирского языка и литературы"...

Открытый урок по литературному чтению "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"

Открытый урок по литературному чтению "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"Система Л.В. Занкова. 3 класс...

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....

Конспект открытого урока на тему: "Осень в музыке, поэзии и изобразительном искусстве».

Красота осенней природы вдохновляла художников, поэтов и композиторов на создание многих замечательных произведений искусства. Знакомя детей с этим художественным наследием, мы приобщаем их к культуре...

2 КЛАСС. Интегрированный урок музыки и литературного чтения Тема: Образ зимы в литературе и музыке.

Цели:- воспитывать в детях интерес к пониманию музыки и литературы; желание не только понять художественные образы, созданные этими видами искусства, но и самим создать некий  продукт художествен...