Н.Носов .Литературная викторина
методическая разработка по чтению (3 класс)

Таланова-Шелейко Юлия Геннадьевна

литературная викторина -игра по литературному чтению.можно использовать как внеурочное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nosov.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель ГБОУ СОШ №585 Таланова-Шелейко Ю.Г.

Внеклассное мероприятие по литературному чтению по теме: «Литературная викторина по произведениям Н.Носова

«Затейники и  фантазёры»

 проводится в форме коллективного творческого дела. Ученики заранее рисовали иллюстрации, делали поделки, писали сочинения, синквейны, составляли свои кроссворды к полюбившимся произведениям Н.Носова. В игровой форме систематизировались знания учащихся. Конкурсы: «Путанница», « Рифмовки », «Театральные подмостки» и др. содействовали развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать; способствовали активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа), прививалась любовь и интерес к книге, к слову, расширялся читательский кругозор учащихся.

Цель урока: -в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять читательский кругозор учащихся;

-содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора;

-прививать интерес к книге, к слову, воспитывать бережное отношение к книгам.

  

Решаемые проблемы

Развивать творческие способности школьников, умение самостоятельно вести поиск материала в первоисточнике, прививать интерес к творчеству писателя.

 - учить правильному поведению в обществе, расширить и углубить знания учащихся о творчестве писателя;

- развивать воображение и логическое мышление;

-воспитание нравственных качеств личности на материале произведений Н.Носова.

Регулятивные УУД:

формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность, уметь составлять план последовательности действий

Познавательные УУД:

развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.

Коммуникативные УУД:

развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению литературы, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Проявление интереса   активности в выборе решения. Самоорганизация.

          Воспитание чувства ответственности за свой вклад в совместную работу.

Оборудование:

 проектор, презентация, выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя , синквейны детей, костюмы, карточки,  рисунки , раздаточный материал для конкурсов.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня  нас ожидает необычное путешествие в литературную страну.  Почему в России 2015 год был посвящён литературе?   «Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине. М.Горький»

-  На чём можно путешествовать, как вы думаете?  А на чём отправимся  в путешествие мы? На воздушном шаре!  Да, как известные герои рассказов писателя, творчеству которого посвящён  наш праздник- на воздушном шаре. Много усилий нужно для того, чтобы шар взлетел, но он взлетит тогда, когда мы освободим его от мешочков с песком, его груза, в которых спрятаны очень интересные задания литературной страны.

-Желаю вам быть внимательными и легко со всем  справляться. Я верю, у вас все получится.

Предлагают свои решения, додумывают, отгадывают, пользуются плакатами.

Создание комфортной психологической атмосферы.

Личностные:самоорга-низация

Регулятивные:способ-ность регулировать свои действия;

Коммуникативные:

оформлять мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

                                                                                2.   Актуализация знаний

-В нашей литературной стране сегодня  будет править автор, родившийся в Киеве, на Украине в 1908 году. Сегодня ему было бы….. Сколько лет? (107)

Творчество этого автора  хорошо известно, как детям, так и взрослым;  рассказы и повести этого писателя –для детей и о детях, написаны с добротой, юмором, уважением и любви к ним.

Решают, осмысляют находят информацию в книжных источниках

Регулятивные: используют для выполнения  задания справочную литературу,ИКТ;

Познавательные: сопоставлять и отбирать полученную информацию;

Коммуникативные: читать вслух  текст научно-популярных книг, понимать прочитанное.

  1. Определение темы урока

-Кто же этот писатель, вы догадались? Н.Носов. На доске портрет писателя и коллаж из иллюстраций его книг.

-. Давайте вспомним, как  мы готовились к празднику.(просмотр презентации): провели много занятий в библиотеке, изучали биографию писателя, много читали его рассказы на уроках и дома, рисовали полюбившихся героев его книг, (выставка работ),сочиняли синквейны,  кроссворды по рассказам Н.Носова, провели большую подготовительную работу. (показ презентации)

Н.Носов

Все его книги о незнайках и для незнаек. Все книги помогают понять нам окружающий мир.

Герои рассказов Носова обязательно заняты каким-нибудь  интересным делом. Их пример побуждает читателей взяться за такое же увлекательное занятие

Создание мотивации к учебной деятельности. Вспоминают, комментируют, смотрят видео и фото.

.

Грамотное использование ТСО;

Коммуникативные:

Понимать других,высказывать свою точку зрения.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять.

                                                                     4. Работа по теме урока

- Давайте вспомним, что знаем про Н.Носова?

У вас на столах есть справочная литература, которой можно и нужно пользоваться при поиске информации.

- Первый рассказ его был напечатан в журнале «Мурзилка». Найдите информацию- какой  это рассказ, его название . («Затейники»)

-Как Носов стал писателем?

-Кто герои рассказов этого писателя?

Герои не просто мальчишки, а маленькие граждане своей страны, они принципиальны , изобретательны и умны. Писатель всегда говорил, что лучше знает мальчишек, поэтому и пишет для них и про них. Но его рассказы с удовольствием читают и девочки.

- Сегодня в наше путешествие   попросился самый известный персонаж  книг Н.Носова, житель Цветочного города, который   принёс своему  автору самую большую популярность. Как вы думаете- кто это?

Входит Незнайка и говорит:

Почему - то обо мне знают все на свете.

Знают даже на Луне взрослые и дети.

Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,

Что другим не по плечу, мне давно известно.

- Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.

-Какой ты хвастун! . Всему нужно учиться. Оставайся, смотри и учись, а

ребята тебе помогут.

-Незнайка! Ребята очень готовились к путешествию, у нас 3 команды. У них есть свои девизы, узнаешь ли ты как называются наши  команды?

1. конкурс « Театральные подмостки». Домашнее задание.

Проверим артистические способности. «Из какого рассказа эти диалоги?»

(мини-сценки отрывков из произведений Н.Н.Носова).

  • Рассказ «Живая шляпа».
  • Рассказ «Мишкина каша».
  • Рассказ «Огурцы».

Незнайка оценивает-  за каждый правильный ответ – жетон-цветочек(он из Цветочного города) . У меня есть для вас  слова-подсказки, которые помогут подняться шару. Вот первое….) слово – (работа)

2. конкурс  «Путаница»

-Незнайка:  Я тоже хорошо знаю рассказы Носова. Я сам лучший в мире рассказчик!

- Незнайка перепутал все названия рассказов и повестей Н.Носова. Помогите исправить его ошибки. Назовите правильные названия.

  (На доске)

Спрашивают ответы у   команд.  За каждый правильный ответ - балл.

Рассказы и повести Н. Н. Носова.

  • «Весёлая каша» («Весёлая семейка», «Мишкина каша»);
  • «Федина шляпа» («Федина задача», «Живая шляпа»);
  •  «Тук-тук-тук фантазёрам» («Тук-тук-тук», «Фантазёры»).

Незнайка: -Простите, братцы, я не нарочно, просто так получилось!

Я буду вам полезен в путешествии, я знаю, что такое воздушный шар и как им управлять( ведь с управлением  машины на газированной воде я справился). … слово- ….(детей)

. 3.конкурс «Чёрный ящик» («Цветочный ящик» ведь Незнайка из Цветочного города)

        В ящике лежат предметы. Нужно  угадать и  вспомнить из какого рассказа этот предмет. Незнайка уходит к командам учиться уму-разуму.

Нитки, иголки, ткань - «Заплатка»

Отвертка, винтики - сказка «Приключения Незнайки и его друзей»

«Винтик и Шпунтик»

Учебник математики – « Федина задача».

Половник- «Мишкина каша»

Банка с вареньем – «Фантазёры»

Кусок пластилина – «Замазка»

Краски и кисточка- «Незнайка и его друзья» Тюбик

Зеркало- «Бобик в гостях у Барбоса»

Карман – ««Незнайка и его друзья» Пончик

Незнайка вручает  жетоны  командам и слово-подсказку.(наилучшая)

4 конкурс «Музыкально-рисовальный»

Незнайка: Я самый лучший художник, музыкант и поэт! Я хочу, чтобы вы тоже были художниками, музыкантами и поэтами. У меня есть загадки, их нужно прорифмовать и отгадать, а отгадки –портрет коротышки, которого нужно нарисовать так, как я.

-Нет, Незнайка. Ребята справятся  лучше, чем ты, потому что они учатся всем наукам  в школе, в отличие от тебя.

Незнайка: -Посмотрим, братцы, как вы справитесь, это очень сложно, даже Гунька не смог.

-Ребята! А что такое рифма? Как об этом сказано у Н.Носова в книге «Приключение Незнайки и его друзей»? Какая глава нам нужна?

Ну, сначала вот про Знайку

-Он пошёл гулять на речку….(продолжи)    …перепрыгнул через овечку.

Про Пилюлькина прочту вам -
лучший стих - он доктор нам.

- "Доктор слёг сегодня в люльку,
глотал… (ПРОДОЛЖИ)……
горькую  пилюльку".

- Потерпите, вот закончу,
расскажу, что любит Пончик.
"Пончик любит сладко кушать,…….(продолжи)
про еду рассказы слушать".

-Винтик, Шпунтик, пусть услышат,
про них строчки жаром дышат.
"Винтик, Шпунтик - растопили
в кузне печь………….( и сталь варили")

Поиск  информации в первоисточнике

Девиз «Фантазёров»: Горы сдвинут «Фантазеры»!

Мы по жизни не бездельники
Любим всем мы помогать,
А зовемся мы
ЗАТЕЙНИКИ.

Вместе победим всегда, ведь мы весёлая  семья.

Играют, изображают в костюмах героев  выбранных произведений

Выходят к доске, исправляют. Объясняют свой выбор.

Участники  из каждой команды по очереди подходят к ведущему и угадывают предмет из цветочного ящика.

Глава 4 «Как Незнайка сочинял стихи»

Находят в книгах цитаты, зачитывают, анализируют.

Незнайка вручает жетоны и слово-подсказку

Смена видов деятельности: ответы на вопросы, слушание

Личностные: прояв-ление интереса и активности в выборе решения.

Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий,  осуществлять контроль по результату.

Познавательные: определяют круг своего знания, анализируют, группируют информацию.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражния учащихся

Личностные:осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение  регулировать свои дейс-твия, взаимодействовать в группе.

Познавательные:Уме-ние анализировать,выде-лять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Познавательные УУД: -анализируют,-Высказывают и формулируют задачу; -умение осознанно строить речевое высказывание;

Регулятивные: умение регулировать свои действия; Взаимодействовать в группе;

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий,  

Познавательные:.самостоятельно преобразовать и представить информацию

Коммуникативные: читать в слух и про себя текст художественной книги, понимать прочитанное.

                                                                                   5.Физкультминутка

Под музыку «В траве сидел кузнечик» выходят участники каждой команды к плакатам, чтобы дорисовать выбранного героя.

Получают жетоны и слово-подсказку.(для)

Танцуют, поют, рисуют, смеются.

Самооценка.

Оценка работы других команд.

Снятие физического, эмоционального напряжения

Коммуникативные:

Выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении задачи.

Регулятивные:

Определяют самостоятельно критерии оценивания. Дают свою оценку проделанной работе.

  1. Закрепление полученных знаний

5. Конкурс «Таинственное послание»  от Знайки.

   Участникам предлагается расшифровать таинственные послания – зашифрованные фразы из рассказов Н.Н.Носова и отгадать названия этих произведений. Незнайка учиться в одной из групп.

1 команда: Шифр – каждая цифра – порядковый номер буквы в алфавите:

  « 1.33.14.16.18.6.14.16.4.17.6.18.6.17.13.29.20.30». «А я море мог переплыть»-   рассказ «Фантазёры».

2 команда: Шифр – каждая цифра – порядковый номер буквы в алфавите:

 «14.29.19.3.1.13.6.11.9.1.20.6.11.15.10.12.10». «Мы с Валей затейники» - рассказ «Затейники».

3.команда «Я тоже хочу быть музыкантом.» «33.20.16.8.6.23.16.25.21.2.29.20.30.14.21.9.29.12.1.15.20.16.14» Незнайка

Вручение жетонов, проверка, слово – подсказка (сочинять)

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Учащиеся называют полученные ответы, остальные работают сигнальными карточками.

Получают жетоны и слово-подсказку.

Подводят итог литературной викторины.

Оценивают ответы и выступления всех команд, подчитывают баллы.

Грамотное использование ТСО

Регулятивные:

Планируют алгоритм выполнения, самостоятельно оценивают работу.

Личностные: принимают позицию другого,оценивание ситуации и поступков героев.

Познавательные:

Отвечают на вопросы, находят  и группируют информацию.

5.Обобщение  полученных знаний

Ребята! Наш воздушный шар готов взлететь. Мы освободили его от всех мешочков, но шар держит груз: что же за слова у нас на доске, о чём они, кому принадлежат  - как вы думаете?

На слайде слова – «все герои Носова  «как живые» ,а их фантазия, их поступки учат читателей добру». С.Михалков.

Наш шар готов подняться в воздух и отнести нас в путешествие по литературной стране. Ведь наше знакомство с Н.Носовым, его творчеством не заканчивается на этом. Мы продолжим читать и перечитывать его сказки , рассказы и повести. В шаре спрятались призы из рассказа Н.Носова. «Леденец»

  1. Рефлексия

Какое чувство вы унесете с литературного путешествия? Что запомнилось? Что понравилось?

Спасибо за наш литературный вечер! До новых встреч в Литературной Стране!

Собирают из слов высказывание Н.Носова

«Сочинять для детей – наилучшая работа…»

Объясняют, аргументируют свою точку зрения.

Дети получают призы, а шар взлетает в воздух.

Оценивают, подводят итоги.

Личностные и регулятивные:

Оценивают свою работу и работу других;

Уважительно выслушивают друг друга.

Познавательные:

Предполагают, анализируют. Сравнивают.

Коммуникативные: понимают точку зрения другог, критично относятся к своему мнению.

Положительные оценки работы учащихся

                                                                             

                                                                          Список литературы:

              1. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова  «Литературное чтение. 1-4 классы» . Поурочные разработки по курсу “Литературное чтение”: 4 класс, УМК “Школа России” — М.: “ВАКО”. 2010.

        2.     Сивоконь С.И. Весёлые ваши друзья. – изд. «Детская литература». Москва. 1986. – 270 с.

        3.     Тубельская Г.Н. Детские писатели России. – М.: «Русская школьная библиотечная ассоциация», 2007. – 391с.

        4.     Носов Н. Собрание сочинений. – изд. «Детская литература». Москва. 1980. – 415 с.

        5.     Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

        6.      Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я. Ю., Волгоград: Учитель, 2007

        7.      Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

         8.      Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О. Е., Москва: «ВАКО», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.Носов.Литературная викторина

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по произведениям Н.Носова....

Литературная викторина-КВН (сценарий) Литературная викторина-КВН (сценарий)

Данное внеклассное мероприятие во 2 классе развивает плавное выразительное чтение, грамотную речь, умение интонационно оформлять своё высказывание, закрепляет знания детей произведений и авторов русск...

Сценарий литературной викторины "Пушкинская викторина" (к 175летию со дня гибели А.С.Пушкина)

Викторина проведена 10 февраля 2012 года. Викторина проводилась на параллели 3х классов....

Избранные викторины из книги И.Г.Сухина "Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все" Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей

В материале собраны избранные викторины из книги И.Г.Сухина "Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все" Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей...

Литературная викторина по сказкам "В мире литературных героев"

Литературная  викторина по сказкам  "В мире литературных героев"...

Литературная викторина Н.Носов " Незнайка и его друзья"

Викторина состоит из 9 туров.В каждом туре задания для 3 команд.Каждое задание оценивается в 1 балл....

Технологическая карта проектного урока литературного чтения «Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина»

Технологическая карта разработана с целью формирования читательской компетентности, способности к осмыслению прозаических текстов и рефлексии на них, развития знаний и возможностей, использования их с...