Рабочая программа по литературному чтению 4 б,в класс (класс) 132 часа
рабочая программа по чтению

Вера Викторовна Просекова

Рабочая программа

по   литературному чтению

 

4 б,в  класс

(класс)

132 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа61.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Приложение к основной образовательной

программе основного общего образования

приказ от 07.07.2017 № 134-о

Рабочая программа

по   литературному чтению

(учебный предмет, уровень изучения)

4 б,в  класс

(класс)

132 часа

                                                                                             Составитель: Просекова В.В.,

Васильева Р.Н.,

учитель начальных классов

Согласовано  

протокол заседания методического совета

 от 29.08.2018г. №1

                                                              Согласовано методист

                                                 _______________Е.С. Бабайлова

2020-2021 учебный год

г. Урай

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373" Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования";
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской «Об  утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №4(2015-2019г.г.);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта 2014 года N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 5 июля 2017 года);
  • Программа развития школы «Наша новая школа 2020»;
  • Учебный план на 2017-2018 учебный год;
  • Положение о рабочей программе;
  •  «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся», приказ  МБОУ СОШ №4 № 313 от 26.08.2014г.

Цели курса:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи курса:

  • формировать первоначальные представления  о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;
  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Литературному чтению»

Личностные результаты изучения курса:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, толерантности к людям иной национальной принадлежности;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки героев литературных произведений, сравнивать их со своими собственными поступками;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты изучения курса:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умений понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
  • умение договариваться и о распределении ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, осмыслять собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты изучения курса:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости систематического чтения для личностного развития;
  • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, успешности обучения по всем учебным предметам, потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое) для осознанного восприятия и оценивания содержания и специфики различных текстов, участие в их обсуждении, обосновании нравственной оценки поступков героев;
  • умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • умения работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
  • на практическом уровне владение некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев);
  • умение написать отзыв о прочитанном произведении;
  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  • отличать на практическом уровне прозаический текстот стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

4 класс

Учащиеся должны уметь:

  • сознательно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами (темп чтения не менее 90 слов в минуту);
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
  • придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • составлять план прочитанного (полный, краткий, картинный);
  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитаты из текста;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основных действующих лиц произведения;
  • полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чем  идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, о чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Учащиеся должны знать:

  • названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классиков;
  • наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • не менее 10 пословиц, 2-3 крылатых выражений, понимать их смысл и уметь объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить.

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться: 

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся: 

  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться: 

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • способам написания изложения

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся: 

  • сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться: 

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 75 – 95  слов в минуту.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях)

Календарно - тематический план. 4б,в класс

Учитель: Просекова В.В., Васильева Р.Н.

№ п/п

Тема

Дата прохождения

Скорректированные

сроки

4 г

4 г

Летописи, былины, сказания, жития – 8 часов

Летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

03.09

«И вспомнил Олег коня своего»

04.09

Былина – жанр устного народного творчества. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

07.09

«Три поездки Ильи Муромца» ( текст былины в пересказе И. Карнауховой)

10.09

Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»

11.09

Житие Сергия Радонежского Сергий Радонежский – святой земли Русской.

14.09

Житие Сергия Радонежского. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому».

17.09

Обобщающий урок-игра по разделу "Летописи, былины, сказания, жития". Проект "Создание календаря исторических событий"

18.09

Чудесный мир классики  - 19 часа

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

П.П. Ершов "Конек-Горбунок"

21.09

П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев.

24.09

П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев.

25.09

Подготовка сообщения о А.С. Пушкине. «Няне».

28.09

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»

1.10

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

2.10

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

05.10

(07.10-11.10-каникулы)

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

12.10

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана.

15.10

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

16.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Характеристика героев.

19.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Характеристика героев.

22.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Характеристика героев.

23.10

Каникулы из-за короновируса  

26.10-08.11.2020г

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа.

26.10

Л.Н. Толстой Басня «Как мужик камень убрал»

29.10

А.П. Чехов «Мальчики». 

30.10

А.П. Чехов «Мальчики».

02.11

А.П. Чехов «Мальчики».

05.11

Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики».

06.11

Поэтическая тетрадь - 8 часов

. Ф.И. Тютчев "Еще земли печален вид", "Как неожиданное и ярко..."

09.11

А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"

12.11

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!» , «Где сладкий  шёпот…»

13.11

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

23..11

(16.11-22.11 каникулы)

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении

26.11

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».

27.11

И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина

30.11

Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь".

03.12

Литературные сказки - 13 часов

 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 

04.12

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». 

07.12

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». 

10.12

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра.

11.12

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра.

14.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

17.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

18.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

21.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения.

24.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения.

25.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование

28.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование

31.12

(01.01.21-10.01.21 каникулы)

   48.

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

11.01

Делу время – потехе час  - 8 часов

49.

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». 

14.01

50.

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». 

15.01

51.

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

18.01

52.

В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»

21.01

53.

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

22.01

54.

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

25.01

55.

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения.

28.01

56.

Обобщение по разделу "Делу время - потехе час".

29.01

Страна детства - 8 часов

57.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

01.02

58.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

04.02

59.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». 

05.02

60.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». 

08.02

61

М.М. Зощенко «Елка»

11.02

62.

М.М. Зощенко «Елка»

12.02

63

Обобщение по разделу  "Страна детства".

15.02

64.

Обобщение по разделу  "Страна детства".

18.02

Поэтическая тетрадь  - 5 часов

65.

В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская».

19.02

(22.02-28.02- каникулы)

66.

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

01.03

67.

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…».

04.03

68

М.И. Цветаева «Наши царства»

05.03

69.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

11.03

Природа и мы - 13 часов

70.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе.

12.03

71.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

15.03

72.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

18.03

73.

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».Поступок как характеристика героя произведения.

19.03

74.

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».Поступок как характеристика героя произведения.

22.03

75.

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка

25.03

76.

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка

26.03

77.

Е.И. Чарушин «Кабан». 

29.03

78.

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

01.04

79

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

02.04

80.

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.

05.04

81.

Проект "Природа и мы"

08.04

82.

Обобщение по разделу "Природа и мы"..

09.04

Поэтическая тетрадь - 6 часов

83.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

12.04

(14.04.-18.04.-каникулы)

84.

С.А. Клычков «Весна в лесу». 

19.04

85.

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». 

22.04

86.

Н.М. Рубцов «Сентябрь» 

23.04

87.

С.А. Есенин «Лебедушка».

26.04

88.

Обобщающий урок-конкурс "Поэзии прекрасные страницы".

29.04

Родина - 3часов

89.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

30.04

90.

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». 

06.05

91

Обобщение по разделу «Родина». Проект «Они защищали Родину». Оценка достижений.

07.05

Страна Фантазия - 5часов

92.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

13.05

93.

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.

14.05

94.

Кир Булычев «Путешествие Алисы».

 Особенности фантастического жанра.

17.05

95.

Кир Булычев «Путешествие Алисы». 

Сравнение героев фантастических рассказов

20.05

96.

Путешествие по стране Фантазии.

21.05

Зарубежная литература - 6 часов

97.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

24.05

98.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».Особое развитие сюжета в современной литературе. Герои приключенческой литературы

25.05

99.

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Деление произведения на части. Характеристика героев.

27.05

100.

М. Твен «Приключения Тома Сойера».  Сравнение героев, их поступков.

28.05

101.

С. Лагерлеф «Святая ночь».

31.05

102.

С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство. Иисус и Иуда.

Итого: 102 часа

Система оценки планируемых результатов освоения предмета

Критерии оценивания

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задает вопросы. -

Критерии сформированности навыка чтения второклассников:

  • умение читать целыми словами и словосочетаниями;
  • осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года);
  • умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
  • безошибочность чтения.

К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

К концу второго полугодия во 2 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

  • индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов
    чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
  • индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
  • индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики,
    темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
  • индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
  • ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
  • интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

  • замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
  • ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению
    и жанровой принадлежности литературных произведений;
  • выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
  • выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
  • выполнение заданий по ориентировке в книгах;
  • наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой
    деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
  • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
  • наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
  • анализ читательского дневника;
  • анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
  • анализ творческих работ учащихся.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1 – 4 классы.-М. «Просвещение», 2011.
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч 1,2. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс. – М.: ВАКО, 2014.
  4. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО,2015.
  5. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс.-М.:Баласс. (Образовательная система «Школа 2100»)

                                                                                                                                                                                                                                       Приложение 1

Материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для учащихся:

  1. Литературное чтение.3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.В 2 ч. Ч 1 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,  М.В.Голованова и др.] -  6-е изд.-М.: Просвещение, 2016. – 224 с.: ил. - (Школа России).
  2. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  В 2 ч. Ч 2 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.] -  6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. – 224 с.: ил. - (Школа России).

            Для учителя

Кутявина, С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 384 с. – (В помощь школьному

учителю).

Дополнительная литература для учителя:

  • Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение. 2011. – 223 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
  • Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс / автор – составитель О.Ф.Брыскина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
  • Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации / автор – составитель А.Б.Носкова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.
  • Тикунова, Л.И. Литературное чтение: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ: 1-4 кл./ Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 192 с. – (Библиотека учителя начальной школы).
  • Титкова Т.В., Горбачёва Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2011.- 288 с. – (Мастерская учителя).

Средства обучения

ТСО

  • Компьютер с выходом в Интернет.
  • Интерактивная доска.
  • Проектор.
  • Цифровой фотоаппарат

 ЦОРы

Таблицы:

  • О тебе,  моя родина.
  • Фольклор народов России.
  • Малые жанры фольклора.
  • Фольклор народов мира.
  • Литературные сказки.
  • Русские народные волшебные сказки.
  • Сказки народов России.
  • Народные сказки.
  • Сказки писателей России.
  • Сказки зарубежных писателей.
  • Стихи о родной природе.
  • О детях и для детей.
  • О наших друзьях животных.
  • О родине и родной природе.
  • Волшебный мир сказок.
  • По страницам любимых книг.

       Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы.

  1. Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
  2. Газета «1 сентября» www.1september.ru
  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckool-collection.edu.ru
  4. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
  5. Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
  6. Каталог учебных изданий, электронного  оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
  7. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
  8. Методический центр.- Режим доступа:http://numi.ru/register.php
  9. МОиН  РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
  10. Музыкальная коллекция Российского  общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
  11. Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru
  12. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru
  13. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
  14. Презентации  уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193
  15. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
  16. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
  17. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
  18. Сайт "Начальная школа" .- Режим доступа: http://1-4. prosv.ru
  19. Сеть творческих учителей www.it-n.ru
  20. Учительская газета www.ug.ru
  21. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: www/km/ru/edu.ru
  22. Учитель-национальное достояние! Завуч. инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info
  23. Федеральный портал  «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
  24. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  25. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе Начальная школа 21 века

 Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что полностью соответствует авторской программе Л. А. Ефросининой....

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную з...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ( 3 часа в неделю)

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа России" из расчёта 3 часа в неделю...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний". Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...