Урок литературного чтения 2 класс УМК «Школа России» М. М. Пришвин «Ребята и утята»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

На уроке литературного чтения дети знакомятся с творчеством М.М.Пришвина и ег рассказом "Ребята и утята". Продолжают работу над развитием навыков выразительного чтения. Учатся выделять смысловые части и составлять план рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyata_i_utyata.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения

2 класс УМК «Школа России»

М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Задачи:

  1. Образовательные:

познакомить детей с творчеством М. М. Пришвина.

  1. Развивающие:

развивать  речь учащихся, навыки выразительного чтения; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить выделять смысловые части, составлять план рассказа.

  1. Воспитательные:

воспитывать любовь к природе, к животным;способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Планируемые результаты обучения:

П р е д м е т н ы е :  умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их,

составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует

автор для описания и характеристики героя.

Л и ч н о с т н ы е :  умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание

и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

М е т а п р е д м е т н ы е :

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за

помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах.  оценка действий партнера, умение с достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,

оценка

Тип урока:   урок отработки умений и рефлексии.

Наглядность и оборудование: презентация к уроку,  карточки с пословицами,  карточки с заданиями, цветок - ромашка

с заданиями.

Компьютер,  мультимедийный проектор, учебник.

Планируемые результаты обучения:

П р е д м е т н ы е :  умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их,

составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует

автор для описания и характеристики героя.

Л и ч н о с т н ы е :  умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание

и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

М е т а п р е д м е т н ы е :

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за

помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах.  оценка действий партнера, умение с достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,

оценка

Тип урока:   урок отработки умений и рефлексии.

Наглядность и оборудование: презентация к уроку,  карточки с пословицами,  карточки с заданиями, цветок - ромашка

с заданиями.

Компьютер,  мультимедийный проектор, учебник.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

        Ход урока

I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Прекрасно всё на небе!

Прекрасно на Земле!

Прекрасно всё вокруг!

Прекрасно всё   во мне!

II.Актуализация знаний

-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением автор которого нам уже известен. По опорным словам догадайтесь, кто автор этого произведения.

Писал о природе

Работал агрономом

Его произведения «Этажи леса», «Золотой луг», « Лисичкин хлеб»

-Кто это? (М.М.Пришвин)

III.Определение темы, постановка задач  урока:

Разгадайте анаграмму и вы узнаете, как называется произведение с которым мы сегодня познакомимся.

БЯРЕТА И ТЯУТА.

-Как вы думаете о ком пойдет речь на уроке? ( О детях и  утятах)

-Назовите тему урока.

- Сегодня мы познакомимся с произведением М. М. Пришвина « Ребята и утята»

-Какие задачи поставим перед собой? ( Познакомиться с жизнью писателя, с его произведением)

IV.Изучение нового материала.

Чтобы узнать больше об этом авторе вы поработаете в паре.

Вам будет дан текст, прочитав его, вы должны будете ответить на вопросы.

-Кем по образованию был Пришвин?

-Почему он выбрал именно эту профессию?

-С какой целью писатель отправлялся в путешествия?

-Какой цели мы достигли, выполняя задание? (познакомились с жизнью писателя)

-Что нам предстоит еще выполнить? (познакомиться с произведением)

-Что мы должны сделать, чтобы реализовать эту цель? (прочитать произведение)

Словарная работа

-В тексте вам встретятся незнакомые слова такие как - уточка чирок –свистунок.

Мы  бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ   подготовленного ученика).

Чирок – свистунок. (Рассказ подготовленного ребёнка) 

Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она  весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

Первичное восприятие текста

 А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте  этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом  отмечайте  непонятные слова. (Читает рассказчик).

  -  О ком этот рассказ?

Как вы понимаете значение этого  слова?

ХОЛМ - небольшой бугорок.

ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.

КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

ВОДА СПАЛА – меньше стало воды

МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.

  - Какие ещё вы отметили  слова? Назовите их. Что обозначает это слово?

В ОБХОД ДЕРЕВНИ  -  обходя стороной, не заходя в деревню.

ЗАШВЫРЯЛИ – закидали

Физкультминутка  

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки  шеи выгибают.  (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

V.Первичное закрепление изученного материала

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения
. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера?  
(3 версты.)
– Сколько это километров?  
(Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки? 
(Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. 
(В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? 
(Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)

 «Прием паспорт литературного героя»

Составим паспорт уточки.

Имя- уточка

Создатель-М.М. Пришвин

Прописка- рассказ «Ребята и утята»

Внешний вид-маленькая, дикая, чирок-свистунок

Где встречается-в лесу около озера

Личные качества-заботливая

Анализ и выборочное чтение произведения

 Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. 
(Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?  (
Мать.)
– 
А какая она мама? (Заботливая.)
– Вам её жалко?

– Докажите строчками из произведения.  (Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам? 
(Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок? 
(Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый? 

Прием «Хорошо плохо»

Давайте порассуждаем о том, какие ребята.

-Что плохого они сделали?

-Что хорошего в их поступке?

-Скажите предложение о ребятах другими словами: «Ребята были несмышленые»

Прием «Эмпатия»

-Представьте себе, что вы  уточка. Попытайтесь рассказать эту историю от ее имени.

Приём « Раскадровка»

- Перед вами кадры мультфильма « Ребята и утята». Какой эпизод пропустил художник? Расскажите о нём. Что бы вы нарисовали в недостающем  кадре.

Составление плана

-Как можно озаглавить первый кадр (путь к озеру)

-второй (ребята и утята)

-третий( до свидания, утята!)

VI.Обобщающая беседа.

-Как вы понимаете пословицы, подходят ли они к рассказу? Поработайте в группах.

1) Всякий человек в деле познается. (По тому, что совершает человек, помогает другим или нет, можно сделать вывод, какой он человек)

2) Кто скоро помог - тот дважды помог. (Если скоро и во время помочь человеку, можно изменить всю его жизнь)

3) За правое дело стой смело. (Если дело хорошее и поможет другим, то за него нужно браться, чтобы помочь окружающим)

4) Любить природу- это наблюдать и помогать ей. ( За природой нужно всегда наблюдать и если увидишь, что кто-то нуждается в помощи, обязательно помочь)

VII. Итог урока

-С творчеством, какого писателя мы познакомились?

-Как называется произведение?

-Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»?

- К чему нас призывает?

-С какой целью написан этот рассказ?

- Какие задачи были поставлены? ( Познакомиться с жизнью М. М. Пришвина, с его рассказом « Ребята и утята»)

-Достигли мы задач? (да)

VIII.Рефлексия.

-Что понравилось на уроке?

-Что запомнилось?

-Что было трудно?

Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: 

Мои молодцы друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя

Так давайте к ней мы будем

Относится как друзья

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе,

Но со знанием и умом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.М.Пришвин "Ребята и утята" 2 класс Школа России

Школа России. М.М.Пришвин "Ребята и утята" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "М.Пришвин "Ребята и утята", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Ссылка на открытый урок в 3 классе УМК "Школа России" М.М. Пришвин Моя Родина

Ссылка на открытый урок в 3 классе УМК "Школа России" М.М. Пришвин Моя Родина    https://youtu.be/8tuFiAItWfY...

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)

Приемы технологии развития  критического мышления  через чтение и письмо  на уроке литературного чтения  по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)...

Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс УМК "Школа России" Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков"

Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков".Класс: 2, УМК «Школа России»Тип урока: открытие нового знанияФорма урока: т...

Урок литературного чтения 2 класс УМК"Школа России" М.М.Пришвин "Ребята и утята"

Урок литературного чтения 2 класс УМК"Школа России" М.М.Пришвин "Ребята и утята"...