Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (1 класс)

Александра Владимировна Новицкая

Рабочая программа по литературному чтению включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием количества часов, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_liter._cht._1_klass_2020-2021.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малополпинская средняя общеобразовательная школа»

Брянского района

        РАССМОТРЕНО                    СОГЛАСОВАНО                     УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО учителей           Зам.директора по УР            Приказ №      от                   г.

Протокол №   от                      г.         ______________                Директор школы:

Руководитель МО __________          Михайлова С.Н.                 _______________

                              Олейник Н.П.                                                       Бондарева А.Ф.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по литературному чтению

класс 1

на 2020 – 2021 учебный год

Составила

учитель начальных классов

Новицкая Александра Владимировна

Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 декабря 2009 г. №373;
  2. основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Малополпинская СОШ»;
  3. Авторской программы по литературному чтению. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М. : Просвещение, 2014.
  4. Положения о рабочей программе учителя от 2020 г;
  5. Учебного плана МБОУ «Малополпинская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год;

Программа ориентирована на работу по учебнику Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Л.Ф. Климакова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина. – 10-е изд. – М. : Просвещение, 2018.

Уровень программы – базовый.

Сроки реализации рабочей программы – 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа рассчитана на 44 часа в год.

  На основе календарного учебного графика на 2020 – 2021 учебный год в рабочую программу     внесена корректировка: по факту 41 часов в год.

  Выполнение программы в полном объеме – за счет уплотнения тем.

ΙΙ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • Иметь ценностные представления о своей семье  и своей малой Родине.
  • Использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины, её писателей и поэтов, произведений о родной природе.
  • Осознавать свою принадлежность к определённому народу.
  • Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям УНТ своего народа.
  • Выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительно отзываться о  произведениях  искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья;
  • Проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике  читаемых произведений.
  • Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.
  • Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к уроку литературного чтения (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради, проявлять высокий уровень учебной мотивации.
  • Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.
  • Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки.
  • Проявлять  в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
  • Проявлять стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения («травка пить хочет», «солнышко спать ушло»), словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.
  • Проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно.
  • Проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
  • Называть простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения.
  • Оформлять их в этическое суждение из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.
  • Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
  • Соблюдать правила работы в группе, проявлять  доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
  • Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при чтении, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.

 Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • Осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя,   толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя).
  • Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
  • Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Познавательные УУД:

  • Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.).
  • Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений. Понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя.  Сопоставлять  эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради». Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.
  • Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.
  • Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему. 
  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
  • Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.
  • Коммуникативные УУД
  • Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять  инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
  • Строить связное высказывание из  3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
  • Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).
  • Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения.
  • Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. Оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта.
  • Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

 Предметные результаты:

К концу обучения в первом классе ученик научится:

  • воспринимать на слух различные виды текстов,
  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах;  мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
  • проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
  • различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
  • принимать участие в коллективных беседах  по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
  • уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  • анализировать  с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить  содержание произведения с пословицей и поговоркой;
  • читать, соблюдая  орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • пересказывать текст  подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).

 К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
  • читать  целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать  настроение автора читаемого текста;
  • ориентироваться в информационном аппарате учебной  книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.
  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания  со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
  • сочинять  свои загадки в соответствии с представленными тематическими  группами.
  • различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.
  • называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
  • отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами.
  • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

ΙΙΙ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Вводный урок по курсу литературного чтения (1)

   Знакомство с учебником по литературному чтению.  Система условных обозначений.  Содержание учебника. Словарь.

   Жили-были буквы (8 ч)

   В. Данько «Загадочные буквы», И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А», С.Черный «Живая азбука», Ф Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет», Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» И. Гамазкова «Кто как кричит?», И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука». С.Маршак «Автобус номер 26», Проверим себя. Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы».

   Проект №1: « Создаем музей «Город букв»

   Сказки, загадки, небылицы (8 ч)

   Е.Чарушин «Теремок», народные сказки: «Рукавичка», «Петух и собака», загадки, песенки, потешки, небылицы, английские песенки из книги «Рифмы Матушки гусыни», «Дом, который построил Джек», сказки А. С. Пушкина,  А. Толстой «Зай-цы и лягушки», К. Ушинский «Гусь и журавль», «Проверим себя и оценим свои достижения». Урок-обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы».

   Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)

   Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, Литературные загадки И. Токмаковой, Е. Трутневой, В. Берестов «Воробушки», Р. Сеф «Чудо», В. Майков «Христос воскрес», «Проверим себя и оценим свои достижения». Урок-обобщение по разделу «Апрель, апрель. 3венит капель!»

   Проект №2: «Составляем азбуку загадок».

   И в шутку и всерьёз (6 ч)

   И. Токмакова «Мы играли в хохотушки, Я Тайц «Волк», Г. Кружков «Ррры», Н. Артюхова «Саша-дразнилка», К. Чуковский «Федотка»,  О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон», М. Пляцковский «Помощник», «Проверим себя и оценим свои достижения». Урок-обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз».

   Я и мои друзья (6 ч)

   Ю. Ермолаев «Лучший друг»,  Е. Благинина «Подарок», В. Орлов «Кто первый?»,  С. Михалков «Бараны», Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня», С. Маршак «Хороший день» Ю. Энтин «Про дружбу», по М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль», «Проверим себя и оценим свои достижения». Урок-обобщение по разделу «Я и мои друзья»

   Проект №3: «Наш класс – дружная семья»

   О братьях наших меньших (8 ч)

Р. Сеф «Кто любит собак» С. Михалков «Трезор», В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку», М Пляцковский «Цап царапыч» Г. Сапгир «Кошка», В. Берестов «Лягушата», Как хорошо уметь читать.  «Проверим себя и оценим свои достижения». Урок-обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

ΙV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСВА ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

№ п/п

Тема раздела

Количество часов в рабочей программе

Промежуточная аттестация

Контрольные  и проверочные  работы

Проекты

Вводный урок

1

1

Жили-были буквы

8

1

1

2

Сказки, загадки, небылицы

10

1

3

Апрель, апрель. 3венит капель!  

5

1

1

4

И в шутку и всерьёз

6

1

5

Я и мои друзья

6

1

6

О братьях наших меньших

8

Итого:

44

4

3

                                                                                                          Приложение 1

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ урока в теме

Наименование темы

Общее кол-во часов

Вид и форма контроля

Дата

план

факт

1

1

Знакомство с учебником по литературному чтению

1 ч

02.03

Жили-были буквы (8 ч)

2

1

В. Данько «Загадочные буквы»

АРК. Без букв и грамматики не учатся и математике

1 ч

03.03

3

2

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

АРК. Глупый осудит, а умный рассудит

1 ч

04.03

4

3

С.Черный «Живая азбука»

1 ч

09.03

5

4

Ф Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет».

АРК. Делу время, а потехе час.

1 ч

10.03

6

5

Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» И. Гамазкова «Кто как кричит?»

1 ч

11.03

7

6

И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука». С.Маршак «Автобус номер 26».

1 ч

15.03

8

7

Проверим себя.   Обобщение материала по теме: «Жили-были буквы».

1 ч

Текущий, фронтальная

16.03

9

8

Проект №1: « Создаем музей «Город букв»

1 ч

Проект

17.03

Сказки, загадки, небылицы (10 ч)

10

1

Е.Чарушин «Теремок»

АРК. Родной свой край делами прославляй.

1 ч

18.03

11

2

Народные сказки: «Рукавичка», «Петух и собака»

1 ч

22.03

12

3

Народные сказки: «Рукавичка», «Петух и собака»

23.03

13

4

Загадки, песенки.

АРК. На родной стороне и камушек знаком.

1 ч

01.04

14

5

Потешки, небылицы.

АРК. Одна голова хорошо, а две лучше.

1 ч

05.04

15

6

Английские песенки из книги «Рифмы Матушки гусыни», «Дом, который построил Джек».

1 ч

06.04

16

7

Сказки А. С. Пушкина

1 ч

07.04

17

8

Сказки А. С. Пушкина

1 ч

08.04

18

9

А. Толстой «Зайцы и лягушки». К. Ушинский «Гусь и журавль»

1 ч

12.04

19

10

«Проверим себя и оценим свои достижения». Обобщение материала по теме: «Сказки, загадки, небылицы»

1 ч

Текущий, фронтальная

13.04

Апрель, апрель. 3венит капель!  (5 ч)

20

1

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака.

1 ч

14.04

21

2

Литературные загадки И. Токмаковой, Е. Трутневой.

АРК. По платью встречают, по уму провожают.

1 ч

15.04

22

3

Проект №2: «Составляем азбуку загадок».

1 ч

19.04

23

4

В. Берестов «Воробушки». Р. Сеф «Чудо». В. Майков «Христос воскрес»

1 ч

20.04

24

5

«Проверим себя и оценим свои достижения». Обобщение материала по теме:  «Апрель, апрель. 3венит капель!»

1 ч

Текущий, фронтальная

21.04

И в шутку и всерьёз (6 ч)

25

1

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки. Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «Ррры»

1 ч

22.04

26

2

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

АРК. Своя земля и в горсти мила.

1 ч

26.04

27

3

К. Чуковский «Федотка»,  О Дриз «Привет» О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»,         И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»

1 ч

27.04

28

4

К. Чуковский «Телефон».

АРК. Труд человека кормит, а лень портит.

1 ч

28.04

29

5

М. Пляцковский «Помощник»

АРК. Ученье-свет, а не ученье-тьма.

1 ч

29.04

30

6

«Проверим себя и оценим свои достижения».    Обобщение материала по теме: «И в шутку и всерьёз»

1 ч

Текущий, фронтальная

04.05

Я и мои друзья (6 ч)

31

1

Ю. Ермолаев «Лучший друг»,  Е. Благинина «Подарок»

АРК. Француз боек, да русский стоек.

1 ч

05.05

32

2

В. Орлов «Кто первый?»,  С. Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет»

АРК. Хвалился малах, ан пусто в головах.

1 ч

06.05

33

3

В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня»

1 ч

11.05

34

4

Проект №3: «Наш класс – дружная семья»

1 ч

12.05

35

5

С. Маршак «Хороший день»  Ю. Энтин «Про дружбу», по М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль»

АРК. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.

1 ч

13.05

36

6

«Проверим себя и оценим свои достижения». Обобщение материала по теме:  «Я и мои друзья».

1 ч

Текущий, фронтальная

17.05

О братьях наших меньших (8 ч)

37-38

1

Р. Сеф «Кто любит собак» С. Михалков «Трезор». Проверка техники чтения

2=1 ч

Итоговый, индивидуальная

18.05

39-40

2

В. Осеева «Собака яростно лаяла»

АРК. Что где родится, то там и годится.

2=1 ч

19.05

41-42

3

И. Токмакова «Купите собаку»

АРК. Щепкой море не перегородишь..

2=1 ч

20.05

43

4

М.  Пляцковский «Цап Царапыч» Г. Сапгир «Кошка»

АРК. Это еж, его руками не возьмешь.

1 ч

24.05

44

5

В. Берестов «Лягушата»

АРК. Кукушка кукует, по бездомью горюет. Подведение итогов.

1 ч

25.05

   

Промежуточная аттестация – проверка техники чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....