Методическая разработка урока по обучению грамоте
методическая разработка по чтению (1 класс)

Казакова Александра Александровна

урок для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_r_i_r_.docx267.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р, р»


Тип урокаКомбинированный

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся

Планируемые результаты:

Предметные:

Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Отвечать на вопросы по иллюстрации. Называть знакомые комнатные растения, растения, которые есть в классной комнате, дома. Рассказывать об уходе за растениями. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст вслух. Определять значение слова в контексте.

Метапредметные:

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные:

-Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения


Ход урока.

  1. Организационный момент. (1 мин)

Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, друг другу. Ведь хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

А сейчас сядет тот, кто назовет слово с буквой Л (дети называют слова и садятся) Молодцы!

II. Актуализация знаний (6мин)

Ребята, а какие звуки обозначает эта буква? Дайте характеристику звуку (согласный, звонкий, может быть твердым или мягким)

ИГРА: «Разбей на группы»

(на доске буквы)

а, н, и, у, ы, к, л, о, с, т.

Назовите буквы?

-Разбейте на группы.(а, о, у, ы, и) (н, л, к, т, с)

-Какие звуки в первой группе? Почему мы их называем гласные? Какой гласный звук делает согласный мягким?

- Какие звуки во второй группе? Почему мы их называем согласные? Назови звонкие согласные звуки, глухие?

Читаем слоги (на доске)

На но ни ны ну Нина, Алик, салат, стол, кукла, луна

Са со си сы су

Ка ко ки ку

Та то ти ты ту

Ла ло ли лы лу (чтение в парах, группах)

Молодцы, ребята!

III. Постановка темы и цели урока. (3 мин)

Вороны кричат… (каррр).

Собаки рычат …(рррр).

- С каким звуком будем работать? ( [ р ])

Ребята, а кто сможет назвать тему урока?

С помощью опорных слов, давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке? (познакомиться с буквой Р, узнать какие звуки она обозначает, научиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой).А чтобы все хорошо усвоить, понять, запомнить как мы будем работать? (дружно, активно, слушать учителя и друг друга).А если у кого-то не будет получаться? (будем помогать ему) Молодцы!

IV. Работа над новым материалом. (20 мин)

Всем на уроке желаем успехов и отправляемся в путешествие за новыми знаниями. А чтобы узнать на чем, вы должны отгадать загадку.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (поезд)

Верно! Мы отправимся на поезде (слайд №1)

Рассаживаемся в поезде ( правильная посадка)

Выполним упражнения:

Мимическая гимнастика

Возьмите в руки зеркала . Давайте покажем человека улыбающегося, печального, сердитого, удивленного и вновь улыбающегося.

Дыхательная гимнастика

Дышим, будто спим (вдох и выдох через нос)

Нюхаем цветок (вдох через нос, выдох через рот)

Дуем на снежинку ( вдох и выдох через рот)

Артикуляционная гимнастика

«Зубки», «Лошадка», «Вкусное варенье» Молодцы!

Поезд отправляется.

Торопится поезд

Колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят. (дети хором)

1 станция «Звуковая» ( слайд №2)

Повторяем за мной.

Ра- ра- ра- начинается -----игра

Ры-ры-ры- у мальчиков---шары

Ро-ро-ро- у нас новое --------ведро

Ру-ру-ру- продолжаем мы -------игру

Какой звук во всех словах мы слышали? ([ р ] )

Что мы можем сказать об этом звуке? (согласный, звонкий)

Ребята, отгадайте загадку:

После дождика бывает, 
Что полнеба закрывает. 
Разноцветная дуга
Солнечная ...
(Радуга
) (слайд №3)

Выделим первый звук, какой он? (твердый)

Лентой вьётся на просторе,
А потом впадает  в море.
Широка и глубока...
Как зовём её? 
...(Река(слайд №4)

Выделим первый звук, какой он? (мягкий)

Вывод: [ р ] может быть твердым или мягким.

Обобщите все, что мы узнали-(Звук [ р ] -согласный, звонкий, сонорный, может быть твердым или мягким)

Эти звуки на письме обозначаются буквой Рр (показ буквы)

На что похожа буква Р? (дети называют) (слайд№5)

Игра «Живые буквы»

Встаньте из-за парт и изобразите букву Р (Дети изображают, далее определяется место буквы Р на ленте букв)

Игра «Твердый-мягкий» (Дети показывают сигнальные карточки)

(Рис, рыба, рулет, ремень, Артур, стрекоза ,адрес, строка, рысь)

Молодцы!

Отправляемся дальше на улицу «Слияния» слайд №6

Посмотрите нет ли здесь нашей новой знакомой? Давайте и ее подружим с гласными буквами. ( на доске слоги: ра,ро,ру,ри,ры)

Р протянула руку букве А получилось-Ра

А потом букве О-получилось Ро

И, конечно, букве У-получилось Ру

Подружилась с буквой И- получилось Ри

А потом и с буквой ы- получилось Ры (упраж-е в чтении слогов)

Мы очень хорошо подружили буквы и теперь нам нужно отдохнуть.

Мы выходим на лужайку.

Физкультминутка.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй!» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать

Следующая станция «Читайкиных» слайд№ 7

Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции?

- работа по учебнику с 65

(чтение слогов, слов, в выделенных словах найти и обозначить слоги с новой буквой)

.Слого-звуковой анализ слов «забор» и «дверь». Дайте характеристику звука [ р ]. (Согласный, твёрдый, звонкий). Звука[ р, ], (Согласный, мягкий, звонкий).

Чтение рассказа «Кактус».(хором, в парах, по одному) Подобрать проверочное слово к слову «уколола» (колет).

Как зовут девочку? Что она сделала? Что с ней случилось?

Ребята, а у нас в классе есть кактусы? (да)

Посмотрите какой у нас кактус. Как нужно ухаживать за этими растениями?

А где вы можете найти информацию о кактусах?

Станция «Сочиняйкиных» слайд№ 8

Ребята! Произошло ужасное недоразумение, буква потерялась!

Вам нужно вернуть ее на место. Соберитесь в группы. Выберите ответственного, который будет вписывать буквы. (Отрывок из сказки)

Какая группа готова? (Работа в группах)

(Читающие ученики читают текст)

Из какой сказки этот отрывок? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Правильно! ( Показ портрета, книг) слайд № 9

Беседа по иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина с. 64

Что изображено на рисунке? (Море, пляж, радуга, дерево, избушка, деревянное корыто, ведро). Кого вы видите на рисунке? (Деда, старуху, золотую рыбку, чаек). Какое явление природы изображено на рисунке? (Гроза: молния, дождь, тучи, радуга, волнение на море).

V. Итог урока.Рефлексия. ( 5 мин)

Наше путешествие подходит к концу. Вспомните поставленные цели в начале урока. Как вы думаете, мы их выполнили? С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает? Оцените свою работу по «светофору». Сюрпризный момент. (Раскраски с буквой Р)



Жил ста…ик со своею ста…ухой

У самого синего мо…я,

Они жили в ветхой землянке

Ровно т…идцать лет и т…и года.

Ста…ик ловил неводом ...ыбу,

Ста…уха пряла свою п…яжу.


Жил ста...ик со своею ста...ухой

У самого синего мо...я,

Они жили в ветхой землянке

овно т...идцать лет и т…и года.

Ста…ик ловил неводом …ыбу,

Ста…уха п…яла свою п…яжу.



hello_html_4342336a.jpg



hello_html_4342336a.jpg




hello_html_7ba5bda6.jpg


hello_html_6bfe855c.jpg












 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков по обучению грамоте

Знакомстов с буквой и звуком. Выработка умения находить изучаемый звук в словах, чисто его проговаривать. Умение обобщать полученные знания....

Методическая разработка урока по обучению грамоте "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н."

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внима...

Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема. Буква Б и звуки (б-б")

Эта презентация может быть использована на уроках по обучению грамоте в 1 классе....

Методическая разработка урока по обучению грамоте. Тема "Буква О и звук ( о ).

Эта презентация может быть использована на уроке обучения грамоте в 1 классе....

Методическая разработка урока по обучению грамоте на тему:"Знакомство с буквой и звуком Чч" в 1 классе

Познакомить с буквой Ч,ч и звуком , который она обозначает; научить писать заглавную букву Ч, читать плавно и осознанно; способствовать развитию фонематического слуха; способствовать формированию умен...

Методическая разработка урока по обучению грамоте "Закрепление изученных букв"

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся. Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся в написании букв, слов и предложений. Работа на уроке позволяет закрепить умение выде...

Методическая разработка урока по обучению грамоте - интегрированный урок "Согласные звуки[б],[б\']и буквы Б,б.

Методическая разработка содержит иллюстрации и схемы к уроку. В урок включено написание букв и слогов....