С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Шавульская Евгения Сергеевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 52.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Тема: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством СТ. Аксакова; обогащать словарный запас; воспитывать любовь и уважение к родителям; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить давать характеристику героев, делить текст на части, делать выборочный пересказ.

Этапы

Характеристика деятельности учащихся

УУД

I        Организационный момент

предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества СТ. Аксакова.

II. Проверка домашнего задания

Какие сказки П.П. Бажова вы прочитали? Перескажите наиболее понравившиеся отрывки.

III. Сообщение темы и постановка целей урока

—  Прочитайте присказку медленно.

За темными лесами, под ходячими облаками,

под частыми звездами, под красным солнышком.

Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.

—  Назовите имена существительные.

—  Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.

—  Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные.

—  Прочитайте скороговоркой (еще: выразительно). Расшифруйте, что здесь написано. (Сергей Тимофеевич Аксаков.)

1

2

3

4

5

6

5

а

б

в

г

Д

е

4

ж

3

и

й

к

л

3

м

н

О

п

р

с

2

т

У

ф

X

Ц

ч

1

ш

Щ

ь

э

ю

я

6,3; 6, 5; 5,3; 4, 5; 6, 5; 4,4

1,2; 3,4; 1, 3; 3, 3; 3, 2; 6, 5; 6, 5; 3, 5; 3,4; 6, 2

1, 5; 5, 4; 6,3; 1,5; 5, 4; 3, 3; 3, 5

—  Что вы знаете об этом писателе?

—  Определите задачи урока.

—  Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказку. Прочитайте на с. 193 учебника ее название.

—  Кто из вас знает ее? Откуда?

(Как правило, ребята знакомы с этой сказкой по мультипликационному фильму, мало кто читал ее.)

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством СТ. Аксакова

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 г. в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские, редкие отношения. Мать разделяет и горести, и радости своего сына, является его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.

Сказку «Аленький цветочек» он услышал в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова- внука»:

«Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, не молодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала рассказывать сказку.

Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об аленьком цветочке. С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок».

В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 г. и с тех пор стала у детей любимой сказкой.

У СТ. Аксакова было два сына. Они, говорил Н.Г. Чернышевский, «принадлежат к числу образованнейших, благороднейших и даровитейших людей в русском обществе». Сыновья замечательного русского писателя СТ. Аксакова — Константин и Иван Аксаковы — были богато одаренными натурами: поэты, публицисты, критики, сатирики, авторы драматических произведений и литературоведческих исследований.

Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Словарная работа.)

ИМЕНИТЫЙ — почтенный и знаменитый.

ЗАМОРСКИЙ— (устар.) находящийся за морем, за границей, приехавший или привезенный оттуда.

НЕ ВЕДАЮ - не знаю.

ПАРЧА — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.

ТУВАЛЁТ — туалет, стол с зеркалом и всеми принадлежностями.

ВЕНЕЦ— 1) то же, что венок (устар.); 2) (перенос.) успешное завершение чего-нибудь как награда за труды, старания; 3) драгоценный головной убор, корона.

САМОЦВЕТНЫЙ— о драгоценных или полудрагоценных минералах, поделочных камнях.

САЖЕНЬ — старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м).

БЕСПОРОЧНЫЙ — (устар.) безукоризненный, честный.

ДОПОДЛИННЫЙ - (разг.) точный, верный.

СХОДНЫЙ — (разг.) подходящий, недорогой.

КОЛОДА — короткое толстое бревно (через пень-колоду — делать что-нибудь кое-как, плохо).

ПОЧИТАЙ — 1) (прост.) то же, что почти; 2) (вводи, слово) пожалуй что, вероятно.

ТОРНАЯ — о дороге: гладкая, ровная, наезженная. (Торный путь — образ действий, лишенный самостоятельности.)

ЧЕРТОГ — (устар.) пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА - сохранять, беречь больше, чем глаза.

УТЕШАЛСЯ- радовался.

ВО ЕДИНОЕ ОКА МТНОВЁНИЕ - очень быстро.

ГВАЛТ— (разг.) крик, шум.

ПЯЛЬЦЫ — рама для натягивания ткани, для вышивания. («Повскакали дочери из-за пялец своих...»)

ПОЧАЛИ — начали, стали.

ЛЕБЕЗИТЬ — заискивать, угодничать.

«И СКАЖУ ВАМ ОБ НЕЙ ЗАВТРАШНИЙДЕНЬ» - скажу завтра.

РЕХНУЛСЯ - (прост.) то же, что и помешаться.

ЗАУТРА — рано утром.

— Объясните значение слов и выражений.

ПРИГОРОК МУРАВАТЫЙ — (поросший мягкой и сочной травой).

ЯСТВА САХАРНЫЕ— ((устар.)яство еда, кушанье).

ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО - ((устар.) червонный – Красный, алый. ЧЕРВОННОЕ ЗОЛОТО — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок).

ОПОЧИВАТЬ ЛЕГЛА - ((устар.) спать легла).

«ЕСЛИСЕРЕДОВИЧ- БУДЬ МНЕ ДЯДЮШКА» - (средних лет).

«ОБО МНЕ НИКОЛИ НЕ УСЛЫШИШЬ» - (никогда не услышишь).

НАПАЛА НА НЕЕ ТОСКА НЕУСЫПНАЯ- (неусыпный - не теряющий бдительности).

ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ - (слуги, дворовые).

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику нас. 193-214.)

-  Какое впечатление произвела на вас эта сказка?

VII. Подведение итогов урока

—  С каким писателем вы познакомились на уроке? Что о нем узнали?

-  Какую сказку начали изучать?

IX. Рефлексия

—  Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

Домашнее задание

Прочитать текст на с. 193—204 учебника (до слов «Очутилась она во дворце зверя лесного...»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

материалы для проведения урока литературного чтения А.Аксаков "Аленький цветочек", 4 класс

Материалы включают в себя конспект урока, методические рекомендации, буклет, игру, презентацию к уроку...

Тест по литературному чтению в 4 классе С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"

Тест по литературному чтению "Аленький цветочек"...

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек".

Урок литературного цтения в 4 классе С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"....