Урок по литературному чтению "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lev_i_sobachka.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

 Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Тип урока: освоение нового материала.

   Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Планируемые результаты.

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

из текста.

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Организация начала урока:

- Добрый день коллеги, дети присаживайтесь. Мы настраиваемся  на интересную работу, будем внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Для начала немножко разомнемся. Давайте вспомним скороговорку, которую мы выучили на прошлом уроке.

В недрах тундры

Выдры в гетрах

Тырят в ведра

Ядра кедров.

1 ряд, 2 ряд, 3й ряд! Молодцы!

Сегодня мы продолжаем изучать творчество Л. Н. ТОЛСТОГО, но для начала я предлагаю вам вспомнить биографию этого замечательного писателя. Так 3 человека подготовили общий проект. И готовы с ним выступить перед нами.

Весельев И.        

Никонов Д.

Зубарева В.

Ученик 1: 
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами. 
Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова. 

Ученик 2. 
Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал. 

Ученик 3. 
Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей. 
Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие. 

  Изучение нового материала:

Спасибо ребята. Освежили мы с вами память?  Ну что ж, а мы продолжаем, так как почти все литературные произведения Л. Н. Толстого мы прошли, многие наверняка догадались, что сегодня мы будем изучать, кто может ответить?

Ответы детей:

Верно! Быль "Лев и собачка" по некоторым данным была напечатана во 2 томе "Азбуки" в 1875г., а в официальных источниках, что впервые это произведение было опубликовано в 1880г. То есть 140 лет назад!

Для начала давайте разберём, что же значит " Быль"?

Кто может ответить? Верно, быль - это произведение основано на реальных событиях, которые когда то были.

Из названия мы уже можем понять, что главными героями будут у нас Лев и собачка. Но что же их может связывать?

Давайте охарактеризуем льва и собаку исходя из того, что мы о них знаем.

Лев (дикое животное, хищник, грозный, сильный, большой, царь зверей)

Собака  (домашнее животное, плотоядное, может быть всеядным, бывают и добрыми и злыми, собака - друг человека) 

Сейчас я предлагаю вам послушать эту историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии. 
Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал это произведение – «Лев и собачка». 
Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль? 

Чтение рассказа.

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль? 
(О любви и привязанности животных друг к другу) 
- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.) 
- Назовите главных героев были. (Лев и собачка). 
- Где происходит действие? (в зверинце) 
- Какой эпизод показался вам самым напряженным? 

Физкультминутка

Все ребята дружно встали         (Выпрямиться)

И на месте зашагали.                 (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись,          (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись.       (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели       (Присесть.)

И тихонько разом сели              (Выпрямиться и сесть.)

Гимнастика для глаз.

– Ребята,  сейчас мы с вами почитаем текст, читать будем в пол голоса.

Прочитали? Для начала разберем, смысл каких слов вам был непонятен?

Вот пояснение некоторых слов:

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

- В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки  и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.

- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

 Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

 - Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
    –
(Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)

 – Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
   
– Ему стало её жалко, она ему понравилась.

– Как лев относился к собачке?

– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)

Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
   
– Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку

 Как выглядят животные?
   
– Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится,  лев её защитит.

- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
    – Дружба животных. Нам вместе очень весело.

Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)

– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)

– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)

- Отчего лев умер?
  
  – Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

 Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
    – Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

Рефлексия:

Ребята, давайте еще раз повторим, что же такое быль? Хорошо, а если бы это была сказка,  какой конец вы бы могли предложить.

В конце урока, я вам предлагаю сделать творческую работу, у вас у каждого на парте лежит белый картон и конверт с геометрическими цветными фигурками, из этих фигур я предлагаю сделать вот такую аппликацию.

Наш урок хочется окончить вот такими словами:


Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица — с небом, как поле — с плугом,
Как ветер — с морем, трава — с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!..
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!..
Давайте будем беречь планету —
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?…

Всем спасибо, домашнее задание на доске:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 3 класса "Лев и собачка" Л.Н Толстой

Урок по литературному чтению разботан для учителей работающих в татарских классах....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Конспект урока по литературному чтению по программе "Школа России" для 3 класса...

Л.Н.Толстой "Лев и собачка" конспект урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе с использованием новых современных технологий....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

урок по литературному чтению "Л.Н. Толстой "Лев и Собачка""

Анализ произведения Льва Николаевича Толстого "Лев и Собачка"...