Исследовательская работа "Волонтёрство в детской художественной литературе"
проект по чтению (4 класс)

Федорова Евгения Викторовна

Исследовательская работа "Волонтёрство в детской художественной литературе" представлена на НПК младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0007a9b5-e0b90a67.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №140»

Секция: Литература

Кононенко Артём Алексеевич

Курышева Вероника Артёмовна

4 «Д» класс

Исследовательская работа

Тема: «Волонтёрство в детской художественной литературе»

                                                                 

                                                                         

                                     

                                                                                                                                  Федорова Евгения Викторовна,                            

                                                                   учитель начальных классов,

 без категории

 Контактный телефон:89130000225

                                                           

                                                                             

                                                                             

г. Новосибирск, 2019

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………… ..3
  2. Основная часть…………………..............…………………………….. 5
  3. Волонтёрство в детской художественной литературе…………….....7
  1. Агния Львовна  Барто  «Вовка – добрая душа» …………….....7
  2. Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»……………….……....8
  3. Николай Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»……………….. .8
  4. Юрий Яковлев «Мальчик с коньками»………………………....9
  5. Юрий Яковлев «Багульник»…………………………………….9
  6. Юрий Яковлев «Зимородок»……………………………………10
  7. Другие произведения для рекомендательного списка………...10
  1. Заключение ……………………………………………………………..11
  2. Список литературы……………………………………………………..12
  3. Приложения……………………………………………………………..13

Введение

Каждый из нас хотя бы раз делал что-то не за деньги, не за «спасибо», а «просто так» и не только родным и близким людям, но и просто незнакомому, случайному прохожему. И делая это, возможно, не знал о том, что в мире существует целое движение, которое состоит из добровольцев, или волонтеров. С каждым годом актуальность волонтерского движения все больше возрастает. Активные и заинтересованные люди, которые неравнодушны к нуждам и проблемам других, есть во всём мире, и именно они делают мир лучше, краше и добрее. К тому же 2018 год объявлен нашим президентом В.В.Путиным годом волонтёра!

На классном часе учительница сказала, что 2018 год - это год волонтёра. Нам стало интересно, кто такие волонтёры. При поиске информации мы заметили, что помимо словарей, энциклопедий, статей (в газетах, журналах и интернет- источниках) сведения о волонтёрстве можно найти в детской художественной литературе. Это показалось нам особенно интересным. На этой основе мы сформулировали тему нашего исследования "Волонтёрство в детской художественной литературе".

Свою работу мы начали с анкетирования обучающихся в 1-4 классах для того, чтобы выяснить, известно ли им, кто такие волонтёры. (Приложение 1) Проанализировав ответы, мы сделали вывод, что данная тема для них малоизвестна. Поэтому, мы решили не только изучить эту тему самим, но и составить рекомендательный список детской литературы для учеников начальной школы по теме "Волонтёрство", который поможет узнать младшим школьникам, кто такие волонтёры и научит видеть, и главное, творить, доброе вокруг.

Объектом исследования являются произведения детской художественной литературы.

Предмет исследования: отражение идей волонтёрства в произведениях детской художественной литературы.

Цель: познакомить учеников начальной школы с волонтёрским движением в произведениях детской художественной литературы.

Задачи:

  1. узнать о волонтёрстве в России;
  2. изучить, в каких произведениях детской художественной литературы и как отражено волонтёрство;
  3. заинтересовать своих одноклассников выбранной нами темой;
  4. показать на примерах детской художественной литературы насколько важно волонтёрское движение в нашей жизни;
  5. составить рекомендательный список произведений детской литературы по теме "Волонтёрство" для учеников начальной школы.

        Применяемые методы исследования: анкетирование, телефонный опрос, изучение научной и художественной литературы, анализ информации, обобщение собранного материала.

В ходе работы нами была выдвинута гипотеза: действительно ли многие произведения детской художественной литературы содержат в себе идеи волонтёрства и мотивируют своих маленьких читателей к добровольной помощи.

2. Кто такие волонтёры

        Слово волонтёр произошло от французского слова volontaire и означает лицо, поступившее на военную службу по собственному желанию[2]. Для поиска определения слова «волонтёр», мы обратились к толковому словарю Ожегова. В нём мы узнали, что синонимом слова волонтёр является слово доброволец. Доброволец - тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу (преимущ. добровольно вступивший в армию) [6]. Такое, узкое, значение волонтёрства существовало вплоть до 20-х годов XX века. Именно тогда во Франции был осуществлён первый волонтёрский проект. В нём участвовала немецкая и французская молодёжь. Волонтёры восстанавливали фермы, разрушенные в ходе боёв Первой Мировой войны. Денег за свою работу волонтёры не получали, но обеспечивались местом проживания и питанием. В России волонтерское движение стало зарождаться только в конце 80-х годов XX века.

        С тех пор волонтёрство значительно расширило свои рамки. На сегодняшний день волонтёрские движения развиваются в нескольких направлениях:

  • культурное волонтёрство (помощь в музеях и библиотеках, в проведении культурных мероприятий);
  • социальное волонтёрство (помощь детям-сиротам, людям с инвалидностью, бездомным, пожилым людям и т.д.);
  • медицинское волонтёрство (помощь в больницах);
  • спортивное волонтёрство (помощь при организации крупных спортивных событий);
  • экологическое волонтёрство (помощь животным, приютам для животных, зоопаркам, заповедникам).

Любая волонтёрская деятельность строится на         единых принципах:

  • добровольность (участие в добровольческой деятельности только по собственному волеизъявлению);
  • гуманность (выполнение миссии добра и служение другим);
  • бескорыстие (участие в волонтёрской деятельности не может являться источником дохода);
  • социальная значимость (деятельность отвечает потребностям местного сообщества);
  • законность (волонтёрская деятельность не должна противоречить законодательству).

Таким образом, волонтёры – это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу общества и государства. Труды и старания волонтёров не оплачиваются, волонтёром может быть любой желающий, не зависимо от социального статуса, возраста и т.п. Любой человек, который сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтёром.

Президент РФ Владимир Путин во время торжественной церемонии вручения всероссийской премии «Доброволец России — 2017» объявил 2018 год в России Годом добровольца и волонтёра.

Он напомнил, что волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу и культуру, устанавливают личности погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий. 

«Убеждён: именно из тысяч, миллионов искренних, душевных поступков складывается доверие, уважение, взаимная поддержка в обществе в целом. А это значит, что нам с вами по плечу любые самые сложные задачи», — считает В.В. Путин. [9]

        Волонтёров называют по-разному: добровольцы, посредники, внештатные помощники. Их всех объединяет бескорыстие. Их душа наполнена добротой, состраданием, желанием помочь.

3. Волонтёрство в детской художественной литературе

        «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». - сказал Вольтер. Эту фразу можно назвать девизом каждого волонтёра. Его душа наполнена добротой, состраданием, желанием помочь. Такие проявления благородства, патриотизма, милосердия мы находим в произведениях детской художественной литературы.

        Узнав в результате анкетирования учеников начальной школы, что произведения по теме «Волонтёрство» им не известны, мы обратились к опыту старших поколений. Мы произвели телефонный опрос родителей одноклассников. Им предлагалось ответить на вопрос: Какие произведения детской художественной литературы о добре, взаимопомощи, благородстве вам известны? Опрос позволил нам составить список произведений детской художественной литературы.

Рассмотрим некоторые из них.

3.1. Агния Львовна Барто «Вовка – добрая душа»

        Главный герой цикла стихотворений – маленький мальчик по имени Вовка, ему всего 5 лет. Однако у него не по годам развита ответственность. Вовка всегда поможет. Он утихомирит капризных младенцев и старшего брата для девочки заменит, и футбольное поле от листвы расчистит.

        Вовка совершает добрые дела не только по отношению к друзьям, родственникам и домашним животным. В стихотворении «Жарко» он проводит целую волонтёрскую акцию. «Вовка добрая душа, да ещё три малыша, да ещё мальчишек восемь» [1] спасали жителей своего городка  Загорска от невыносимой жары. Они изготавливали веера и раздавали их прохожим.

        Мальчик Вовка может считаться волонтёром.

  1. Он добровольно выбирал совершение добрых поступков, нежели бездействие.
  2. Поступки Вовки говорят о его добрых намерениях.
  3. Вовка делился добром бескорыстно, не ожидая награды или похвалы.
  4. Вовка помогал именно тогда, когда эта помощь требовалась.

3.2. Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»

        Тимур - смелый, решительный, отважный герой повести Аркадия Гайдара, настоящий пионер. Он создал свой отряд, который помогает местным жителям в хозяйственных делах. Ребята берут под свою защиту семьи военных, ушедших на фронт. Следят за порядком. Все свои добрые дела они совершают тайно, часто ночью или рано утром – пока все спят.

Тимур – ответственный человек, верный и надежный друг, хороший товарищ. Справедливый и честный мальчик, он ведет непримиримую борьбу против шайки Квакина, местного хулигана, охраняет покой местных граждан.

Тимура, вместе с его командой можно назвать волонтёрами.

  1. Тимур и его команда помогают жителям дачного посёлка добровольно.
  2. Ребята не ожидают похвалы, они остаются в тени своих добрых дел.
  3. Команда Тимура Гараева берёт под опеку людей, нуждающихся в помощи – молочницу, чей сын ушёл на фронт, девочку 4 лет и её маму, чей папа и муж – лётчик погиб на границе.
  4. Поступки Тимура не дают нам усомниться в его добрых намерениях.

Повесть А.Гайдара была написана в 1940 году. После выхода книги в СССР началось движение юных «тимуровцев», пионеров, помогающих людям, которые нуждались в такой помощи: семьям в годы Великой Отечественной войны, старикам.

3.3. Николай Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

        Дед Мазай – одинокий добродушный старик, охотник. Он с уважением относится к лесу, к его обитателям. Во время весеннего половодья он спасал зайцев. Его добрый поступок становится ещё ярче на фоне поступков других охотников, которые «Ловят, и топят, и бьют их баграми» [5].

        Дедушку Мазая можно назвать волонтёром.

  1. Он сознательно и добровольно спас зайцев и переправил их на сухое место.
  2. Дед Мазай не только не ждал похвалы, но и не заботился о непонимании со стороны односельчан. Ему достаточно было знать, что звери в безопасности.
  3. Спасение не было запланировано. Мазай отправился за дровами, но интересы беззащитных зверей стали ему важней своих потребностей.
  4. Дедушка Мазай – пример доброты и сострадания.

3.4. Юрий Яковлев «Мальчик с коньками»

Имени главного героя этого рассказа мы не знаем. Он школьник, живёт с мамой в коммунальной квартире. Вся его одежда мала, но под мышкой очень хорошие коньки. Он спешит на каток. Катание на коньках – его страсть. В переулке человеку, шедшему навстречу, становится плохо. Мальчик, отодвигая свои личные интересы, провожает мужчину домой. Но и теперь он не может бросить старого фронтовика одного. Он бежит в аптеку, а потом и за скорой помощью. Он отправляет телеграмму и ждёт в больнице окончания операции. Что интересно, имя мальчика остаётся неизвестным не только для нас, читателей, но и для спасённого им Бахтюкова.

Мальчик с коньками – яркий пример волонтёра, добрый, чуткий, отзывчивый.

  1. Он по собственной воле помогал седому фронтовику.
  2. Мальчик не ждал награды, хотя его и злило, что сына Бахтюкова не было рядом с отцом.
  3. Интересы раненого фронтовика стали для мальчика важнее собственных.
  4. Свой поступок школьник сделал из искренних добрых побуждений.

3.5. Юрий Яковлев «Багульник»

Главный герой этого рассказа – мальчик Коста, молчальник, как его называли в классе. Люди относились к нему недоверчиво. Он был добрым, ответственным мальчиком, любил всё живое. Именно он принёс в класс пучок тонких прутиков, менял каждый день воду и наконец, ветки багульника зацвели. Коста – человек дела, он не говорит ни с кем о своих добрых поступках, не хвастает. А ведь он всё своё время посвещал помощи людям и животным. Он гулял с сеттером, хозяин которого – инвалид и не мог гулять с питомцем. Дальше бежал кормить и гулять с боксёром, который жил на балконе. Потом он гулял с таксой прикованного болезнью мальчика и к вечеру спешил к морю, где жила собака, лишившаяся хозяина.

Косту несомненно можно назвать волонтёром.

  1. Он помогал безвозмездно и сознательно.
  2. Коста обладал широкой и доброй душой, которой он делился с подопечными.
  3. Про добрые поступки мальчика не знали ни родители, ни одноклассники, ни учителя.
  4. Он всегда помогал попавшим в тяжёлую ситуацию, как  бы ни было ему тяжело.

3.6. Юрий Яковлев «Зимородок»

Среди героев этого рассказа есть мальчик Марат. Именно он, услышав о подвиге неизвестного героя от седого мужчины в тире, решил восстановить справедливость. Он на протяжении нескольких месяцев кропотливо, по крупицам, продвигался к правде. Каждый тупик становился для него трамплином. Мы видим его как целеустремлённого, справедливого подростка с добрым сердцем.

Марата мы так же можем считать волонтёром.

  1. Он проделал большую работу по поиску человека под именем Зимородок добровольно.
  2. Марат делал это лишь для того, чтобы люди знали имя своего героя, не имел своей выгоды.

3.7. Другие произведения для рекомендательного списка

Эдуард Успенский «Жил был один слонёнок» - история о помощи взрослого потерявшемуся малышу.

Валентин Катаев «Цветик-семицветик» - сказка о том, что один поступок для другого человека может сделать тебя счастливее, чем всё то, что ты делаешь для себя.

Алан Александр Милн «Винни Пух и все-все-все» - сказка о взаимопомощи

Павел Бажов «Серебряное копытце» - сказка показываяе тяготы сиротки Дарёнки, наскалько важно иметь рядом любящих людей (Приложение 2). 

  1. Заключение

 В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Помощь, доброта, сострадание, желание помочь – это часть души каждого человека. Поэтому, носителем идей волонтёрства можно считать каждого.

Роль добровольческой деятельности в обществе сегодня очень велика. Она возрождает, особенно среди молодёжи, такие ценности, как гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность. А в основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

В ходе работы мы:

  • выяснили, что тема волонтёрства мало известна ученикам начальной школы;
  • узнали, кто такие волонтёры;
  • определили круг произведений детской художественной литературы по теме;
  • изучили и проанализировали произведения детской художественной литературы;
  • составили рекомендательный список по теме «Волонтёрство» для младших школьников.

Гипотеза исследовательской работы подтвердилась: многие произведения детской художественной литературы содержат в себе идеи волонтёрства и мотивируют своих маленьких читателей к добровольной помощи.

Мы планируем продолжить работу над данной темой:

  • распространим наш рекомендательный список по теме «Волонтёрство» среди младших школьников;
  • совместно с библиотекарями нашей школы,  проведём викторину по произведениям рекомендательного списка.

Список литературы

  1. Барто А.Л., Вовка – добрая душа, М.: «Детская литература», 1974.- 32с.
  2. Васюкова И. А., Словарь иностранных слов - М:АСТ-ПРЕСС, 1999.- 640с.
  3. Гайдар А.П., Тимур и его команда. Рассказы., Ростов-на-Дону: ИД «Проф-Пресс», 2017, 128с.
  4. Даль В.И., Толковый словарь живого русского языка: Т.1 - 4. - М.: Русский язык, 1978 - Т.1. А - З. 1978. 699с.
  5. Некрасов Н.А., Дедушка Мазай и зайцы: стихотворение, СПб.: «Речь», 2016.- 16с.
  6. Ожегов С.И., Словарь русского языка:\ С.И.Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И.Скворцова.-24-е изд., испр.-М.:ООО"Издательство"Мир и оброзование,, , 2005.-1200с.
  7. Успенский Э.Н., Чебурашка, Матроскин и все – все- все… - М.: «АСТ», 2009, - 128с.
  8. Яковлев Ю.Я., Багульник. М.: «Детская литература», 1975. – 415с.
  9. https://russian.rt.com/russia/article/457029-putin-god-dobrovolca

Приложения

Приложение 1

Анкета для учеников начальной школы

Подчеркни выбранный ответ

  1. 2018 год – это …

год космоса                 год волонтёра                А. С. Пушкина

  1. Знаешь ли ты, кто такой волонтёр? (Да, нет)

Волонтёр – это ___________________________________________________

  1. Приходилось ли тебе оказывать помощь кому либо, не ожидая награды за это? (Да, нет)

Расскажи об этом: __________________________________________________

  1. Читал ли ты книги о помощи, милосердии, сострадании? (Да, нет)

Какие? _________________________________________________________

Приложение 2

Рекомендательный список

произведений художественной литературы

для учеников начальной школы

по теме «Волонтёрство»

 «Не упускайте случая делать добро».

Марк Твен

Волонтёры – это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу общества и государства. Труды и старания волонтёров не оплачиваются, волонтёром может быть любой желающий.  Любой человек, который сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтёром.

Президент РФ Владимир Путин во время торжественной церемонии вручения всероссийской премии «Доброволец России — 2017» объявил 2018 год в России Годом добровольца и волонтёра.

Он напомнил, что волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу и культуру, устанавливают личности погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий. 

        Волонтёров называют по-разному: добровольцы, посредники, внештатные помощники. Их всех объединяет бескорыстие. Их душа наполнена добротой, состраданием, желанием помочь.

        Произведения данного списка помогут Вам посмотреть на обычные, каждодневные дела со стороны добра, благородства, взаимопомощи. Среди героев каждого произведения есть тот, кого можно назвать гордым именем Волонтёр.

        Мы предлагаем ознакомиться с рекомендованными произведениями* и поучаствовать в викторине. О времени и месте проведения викторины будет сообщено дополнительно.

Вся представленная литература имеется в библиотеке МБОУ СОШ №140.

* произведения 8,9,10 рекомендуются для прочтения только ученикам 4ых классов.

  1. Бажов Павел Петрович, «Серебряное копытце»,

Сказка показывает тяготы сиротки Дарёнки, насколько важно иметь рядом любящих людей. (0+)

  1. Барто Агния Львовна, «Вовка – добрая душа»

Цикл стихотворений о том, что добро можно творить в любом возрасте. (0+)

  1. Гайдар Аркадий Петрович, «Тимур и его команда»

овесть о том, что добро не требует награды). (6+)

  1. Катаев Валентин, «Цветик-семицветик» 

(Сказка о том, что один поступок для другого человека может сделать тебя счастливее, чем всё то, что ты делаешь для себя). (6+)

  1. Милн Алан Александр, «Винни Пух и все-все-все» 

(Сказка о взаимопомощи). (6+)

  1. Некрасов Николай Алексеевич, «Дедушка Мазай и зайцы»

тихи о спасении беззащитных животных в трудную пору). (6+)

  1. Успенский Эдуард Николаевич, «Жил был слонёнок» 

(История о помощи взрослого потерявшемуся малышу). (0+)

  1. Яковлев Юрий Яковлевич, «Мальчик с коньками» -

ассказ о том, что помощь другому может быть дороже, чем свои интересы). (12+)

  1. Яковлев Юрий Яковлевич, «Багульник»,

(Рассказ о любви к животным). (12+)

  1. Яковлев Юрий Яковлевич, «Зимородок» -

(Рассказ о том, как было восстановлено имя героя) (12+)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанры детской художественной литературы. Басня. И.А.Крылов "Ворона и лисица"

Цель: обобщение знаний о творчестве И.А. Крылова, совершенствование навыков выразительного чтения; развитие  критичности  мышления учащихся, умения делать выводы; развитие творческого вообра...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества. Характеристика творческой деятельности. Психолого-педагогический аспект....

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

В этой статье представлен материал о том, какое влияние оказывают театрализованные игры и художественная литература на всестороннее развитие ребёнка....

Статья на тему "ТЕМА ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

Статья на тему "ТЕМА ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"...

Формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы

Сегодня, одним из приоритетных направлений шклы, является формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы....

Нравственное воспитание младших школьников на примерах детской художественной литературы

  Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания....

Влияние детской художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста.

Влияние детской художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста....