Жанры детской художественной литературы. Басня. И.А.Крылов "Ворона и лисица"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Цель: обобщение знаний о творчестве И.А. Крылова, совершенствование навыков выразительного чтения; развитие  критичности  мышления учащихся, умения делать выводы; развитие творческого воображения,  формирование художественного вкуса; развитие графических умений для выражения главного в композиции, для передачи своего отношения к героям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vorona_i_lisica.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И. Крылов. «Ворона и Лисица». Герои басни. Иллюстрирование басни.
Цель: обобщение знаний о творчестве И.А. Крылова, совершенствование навыков выразительного чтения; развитие  критичности  мышления учащихся, умения делать выводы; развитие творческого воображения,  формирование художественного вкуса; развитие графических умений для выражения главного в композиции, для передачи своего отношения к героям.
Оборудование: портрет И. Крылова, аппликация по рисунку народного художника Е. Рачева, карточки с выдержками из изученных басен, слайды с изображением лисы, рабочая тетрадь.  

Ход урока
1.
Организационный момент.
2.  – О чем говорит портрет?

Тема, цель урока. 
Вступительное слово учителя:
Иван Андреевич Крылов
великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим русский? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, зло высмеивал дворян и слепое преклонение перед всем заграничным. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал около 200 басен. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями.
На доске записаны слова М. Исаковского,
посвященные юбилею И. Крылова:
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
(дети читают текст с доски)
3.
Актуализация УПД
В «волшебной шкатулке» лежат выдержки из басен Крылова; выходят несколько учеников, открывают шкатулку, читают выдержку из басни, остальные дети отгадывают название басни, действующих лиц и рассказывают наизусть эту басню, или инсценируют ее, или читают выразительно по ролям.
Шкатулка яркая, красочная. Содержание карточек:
1) «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона!»
                                                                         Выразительное чтение наизусть.
2) «да только воз и ныне там...»
                                                                         Вспомните действующих лиц, объясните выдержку.
3) «Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.       Инсценирование басни.
4) «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»
                                                                         Вспомните действующих лиц, объясните выдержку.
5) «Как ни полезна вещь— цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонить.
                                                                         Чтение по ролям по книге.
ИТОГ выполнения задания.
4.
Изучение нового материала.

Знакомство с новой басней И.Крылова «Ворона и Лисица». Чтение ее учителем наизусть.

Вопросы учителя: «Чем, ребята, вам хочется поделиться? Какие мысли у вас возникли? 

5. Закрепление изучаемого материала.

Чтение басни учащимися про себя.

(Что можно сказать об этой басне?                                            Ответы  детей)

- Какой вы представляете себе Лисицу? (Ворону)               Чтение басни в парах, обсуждение.

- Какие слова из басни раскрывают характер Лисицы? (Вороны)

- Как показать чтением хитрость Лисицы? ( глупость Вороны? )        Выразительное чтение.  

6. Обобщение.

_Иван  Андреевич Крылов образными  словами, точными  определениями , глаголами смог показать характер своих героев. А теперь давайте рассмотрим  рисунок  художника Е. Рачева.

- А какие выразительные средства использовал художник, чтобы раскрыть характеры басенных героев? (Изящное движение тела, острая вытянутая мордочка, опущенные  уши, поджатый хвост, зорко настороженный глаз  - характерные особенности Лисицы)

-А Вороны? ( глупой, доверчивой)

 А сможете ли вы в карандаше передать свое отношение к героям басни?  (Не отвлекаясь на мелкие детали  необходимо передать общую картину)

Самостоятельная работа учащихся над композицией в карандаше.  Анализ.

7. Контроль.  Выполнение задания в рабочей тетради. Проверка. Оценка деятельности.

8.Домашнее задание: подготовить чтение басни наизусть.

8. Итог. Выставление отметок.

9. Рефлексия: что дал сегодняшний урок? Что было интересно? В чем было затруднения?