Статья на тему "ТЕМА ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"
статья по окружающему миру на тему

Rayhon72@mail.ru

Статья на тему "ТЕМА ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_ekologii_v_detskoy_hudozhestvennoy_literature.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Ганиева Р.И., учитель высшей категории

Ганиева В.Ф., учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения», город Казань, rayhon72@mail.ru

О чем люди думают? Как будут жить? 
Мне не все равно, будут расхаживать носороги 
по Земле или не будут. 
Хотя мне их не приходилось видеть никогда. 
Я люблю бегемотов!? 
Женька, героиня повести М. Москвииой 

Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорится в сказках, в произведениях многих  писателей прошлых веков и современности. Экологические идеи проникли и в художественную литературу. Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина». Так как в художественных произведениях важны не только научные факты и обобщения, но и те мысли и чувства, которые возникают в связи с этим у героев и читателей, эта литература способствует воспитанию морально- этического отношения к природе.

На уроках литературного чтения, внеклассного чтения, мы много встречаемся с произведениями экологического содержания, по - другому, такую литературу называют - природоведческая литература.

Если присмотреться повнимательней к русским народным сказкам, то тема экологии в них прослеживается постоянно.

Герои народных сказок, как правило, находятся с силами природы в доверительных отношениях, ведут с ними диалог. И ветер, и месяц, и речка, и деревья -  кто только им не помогает! Яблонька закрывает Алёнушку своими ветвями, Ветер рассказывает  герою, где находится спящая царевна. На помощь им приходят звери и птицы. Даже серый волк готов услужить: мчит через дремучие леса Ивана- царевича. Заметьте, что и  герои  сказок в долгу не остаются: вызволяют из западни медвежат, отпускают на волю птенцов, выпускают из невода в море Золотую рыбку. И получают  добрых друзей на всю жизнь. В сознание ребёнка, читающего, подобные сказки,  постепенно закладывается  представление о том , какими должны быть отношения у человека с природой. В  сказках это гармония и любовь.  Умение слушать и понимать язык природы, бережно относиться к ней- вот поведенческая норма, которую  должен усвоить вступающий в мир человек.

Русские народные сказки говорят с ребёнком ненавязчиво. Такова их традиция: самое сокровенное  передается не вербально, а заключено в  архитипичных образах.  Когда-то, сказки были рассчитаны не только на детей, но и на взрослых. Это очень древний пласт человеческой культуры.

Чему может научить ребёнка природоведческая литература? В первую очередь, образному мышлению и наблюдательности, а еще разовьет внимание, творческие способности, научит быть добрым и ласковым. Маленькие дети иногда гораздо больше нашего способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы - взрослые должны только помочь ребенку. На литературном чтении мы читаем произведения Бианки, Пришвина, Ушинского, Паустовского, Чарушина. Эта природоведческая литература и наблюдения – это не просто красивые слова, они служат могучим средством в экологическом воспитании детей. Они способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают  раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.

Рассказы Л.Толстого и К.Ушинского, короткие, насыщенные действием, создавались в первую очередь как познавательные. Они знакомят читателя с внешним видом, повадками, образом жизни животных и одновременно являются материалом для упражнений в технике чтения (!). Отсюда лаконичность, динамика, простота языка. А поскольку произведения в большей степени создавались как учебные, авторы не забывали о сообщении детям новых знаний, полезных сведений, пригодных в реальной жизни. Благородная цель развития маленького человека была важной для писателей-педагогов. Но и не менее важными были и воспитательные цели. Ушинский одним из первых отметил в детской литературе нравственное воздействие природы на человека («Дети в роще»). Рассказ психологически точен, автор одушевляет природный мир, зная, что именно таким, живым, себе подобным, воспринимают его дети.

Достойную роль в развитии художественной литературы сыграл Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Серая шейка», «Аленушкины сказки», где представлен реальный или сказочный природный мир, мир, полный драматизма и радости. Он тесно связан с человеческим: в природе, как и в человеческом обществе, свои несчастья, беды, проблемы. Но произведения для детей, особенно «Аленушкины сказки», которые, «писала сама любовь», несмотря на драматизм повествования, полны светлой надежды на изменение горестного положения героев, веселья, смеха, взрыва эмоций.

Мир природы изображается писателем гармоничным. Персонажи его произведений стараются жить в согласии друг с другом, находить компромиссы. Но самое главное для писателя – это гармония в отношениях человека и природы. Он говорит о приоритете разума в отношениях человека и природы, о понимании природы как животного организма, подобного человеку.

Такое же восприятие животного мира свойственно и А.П.Чехову. «Каштанка», «Белолобый». О рассказах Чехова говорили как об интересных явлениях в детской литературе. И в то же время не все рецензенты соглашались отнести их к детскому чтению

 «рассчитано не для детского понимания, слишком много тонкой отделки».

Это была настоящая, большая литература для маленьких. Создавая их, автор предъявлял к себе высокие требования, говорил о том, что писать для детей трудно, работал подолгу, оттачивая каждую деталь, редактировал, обсуждал написанное с издателями, специально искал художника-анималиста для оформления «Каштанки».

Чехова создал в своих  произведениях психологический образа животного. Его герои мыслят, анализируют свои поступки. Каштанка понимает, что заблудившись, она виновата сама. Автор описывает характер своих героев, их душевное состояние, те переживания, которые одолевают их: «Каштанкою  овладели  отчаяние  и  ужас».

Картины жизни животных, которые рисует сам Чехов, поразительно точны. Его рассказы пронизаны запахами, звуками, он знает повадки, образ жизни, привычки животных (обыкновенно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им поиграть с добычей). Благодаря этому литературный герой на какое-то время становится типичным обитателем мира природы.

Человек - творение природы. Ведь любовь к природе – это не надуманное понятие, это естественное чувство для любого нормального человека. И наверняка каждый из нас встречал людей, у которых  эта любовь особенная, даже немного загадочная: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, именно их ждет природа, чтобы раскрыть свои секреты. Такими людьми и были писатели Бианки и Пришвин, они раскрыли тайны природы и рассказали их нам!

Произведения Бианки легко читаются, дают детям прекрасный опыт эмоционального переживания, и несут действительную информацию о природе.

Профессиональные знания писателей оказали влияние на своеобразие природоведческих произведений. Это проявляется в сочетании научности, достоверности и вымысла, художественного отображения природы. Много пришлось потрудиться Мухе (Бианки «Хвосты»), чтобы уяснить: хвост каждому живому существу дан для дела, а не для красоты, как раньше наивно полагала она. Все персонажи этого произведения одушевлены, что естественно приближает их к ребенку-читателю и делает строгие научные истины доступными для него.

Писатели-природоведы пользуются особым жанром сказки-несказки, родоначальником которого является В.Бианки. Он хотел, чтобы во всех произведениях все было ясно, чтобы в каждом из них было какое-то открытие, чтобы читатель понимал взаимосвязь всего живого. 

Чарушин писал о животных-детенышах, по возрасту близких к тем читателям, кому адресована книга. Чарушина, конечно, нужно прежде всего не читать, а рассматривать! Он вошел в историю детской русской литературы не столько как писатель, сколько как иллюстратор и создатель нового стиля, имитирующего пушистую шерстку персонажей его произведений.

Н.Романова пишет о мелких живых существах («Ящерка без хвоста»), а ее книга «Муравей Красная точка» - это научно-художественное описание эксперимента, который проводился автором.

Автор для наблюдения помечает муравья красной точкой, чтобы удобней было за ним наблюдать. Он обретает имя, автор – возможность наблюдать за ним. У муравья есть семья, свой дом, подружка-тля, которая угощает его «сладкой каплей березового сока». Экспериментатор переживает драматический момент исчезновения муравья во время дождя и радостную встречу с ним, храбрым и сильным. Он постигает тайны муравьиной природы: оказывается, «муравьи умеют чувствовать время», крепко спят ночью, даже яркий свет фонарика не будет их; имеют общих детей, которых вместе кормят; касаясь усиками друг друга, сообщают новости. Благодаря муравью с красной точкой читатель не только узнал о муравьях, но и сам захотел быть исследователем.

Нравственность природоведческой литературы заключается в особой любви к природе тех, кто о ней пишет, любви искренней, заражающей других. Поэтому природоведческая литература как никогда сегодня важна и нужна детям. И чем раньше с ней познакомятся наши дети – тем лучше

                                                          Литература.
1. Экология. Учебник. ? М.: Знание, 1999. ? С. 3.

2. Моисеев Н. На пути к нравственному императиву. Философские заметки // Экология и жизнь. ? 1998. - ? 1. ? С. 7.

3. http://lafemmod.ru/kultura/literatura/411-prirodovedcheskaya-detskaya-literatura.html

4. http://www.litmind.ru/milits-973-1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанры детской художественной литературы. Басня. И.А.Крылов "Ворона и лисица"

Цель: обобщение знаний о творчестве И.А. Крылова, совершенствование навыков выразительного чтения; развитие  критичности  мышления учащихся, умения делать выводы; развитие творческого вообра...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества. Характеристика творческой деятельности. Психолого-педагогический аспект....

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

В этой статье представлен материал о том, какое влияние оказывают театрализованные игры и художественная литература на всестороннее развитие ребёнка....

Формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы

Сегодня, одним из приоритетных направлений шклы, является формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы....

Исследовательская работа "Волонтёрство в детской художественной литературе"

Исследовательская работа "Волонтёрство в детской художественной литературе" представлена на НПК младших школьников....

Нравственное воспитание младших школьников на примерах детской художественной литературы

  Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания....

Влияние детской художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста.

Влияние детской художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста....