Конспект занятия "Каша из топора"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Шаньгина Виктория Алексеевна

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия "Каша из топора"83.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Каша из топора ( 2 класс)

Литературное чтение 2 класс 1 часть Климанова, Горецкий, Школа России (стр. 44)

Цель: познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой.

Задачи:

  • Обогащать речь учащихся.
  • Учить работать с текстом.
  • Развивать мышление, внимание, память.
  • Отрабатывать навыки чтения.
  • Осознавать и объяснять своё эмоциональное отношение к происходящему в сказке;
  • Воспитывать у детей чувство помощи, сопереживания, великодушия, привитие духовно – нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.
  • Расширение и обогащение словаря учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Выделять суть нравственных поступков героев, видеть мотивы поведения героев.

2.Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности.

3.Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения

Личностные:

  1. Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
  2. Проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные.

Познавательные умения:

  1. Применять методы информационного поиска.

Регулятивные умения:

  1. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
  2. Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные умения:

  1. Слушать и вступать в диалог.
  2. Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
  3. Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
  4. Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Оборудование:

  • Экран, презентация, проектор, раздаточный материал, учебник.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

– Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо.

Актуализация знаний

– Какую тему мы изучали на уроке литературного чтения?

– Какие жанры относятся к устному народному творчеству?

(«Устное народное творчество».)

(Пословицы, песни, сказки, поговорки.)

Первичный синтез

- Сегодня мы с вами изучим один из жанров устного народного творчества, а для того, чтобы его узнать, вам необходимо отгадать загадки.

- Прочитайте загадки, а после, попробуйте дать ответ на них:

До обеда сгоряча.

 Поработает с плеча —
И в итоге, будь здоров,
Наломает столько дров!

- Для чего нужен топор? Где люди применяют этот инструмент?

Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша?!

Так вкусна на завтрак…

- Ребята, а вы любите кашу?

- А какую кашу вы любите больше всего?

- Из какой крупы можно сварить кашу?

- А теперь подумайте и скажите, почему я вам загадала загадки про топор и кашу?

- Как вы думаете, можно из топора сварить кашу?

- К какому жанру русского фольклора будет  принадлежать произведение, которое мы сегодня будем читать? Докажите!

- Откройте учебники на странице 44. Прочитайте название нашего произведения.

- По названию предположите, о чем будет говориться в сказке?

- Можно ли по названию сказки определить, кто будет главным действующим лицом сказки?

- Сегодня мы будем читать о том, как один солдат кашу из топора сварил. Хотите о нём узнать? Говорят, славная  каша получилась! 

Топор

Ответы детей

Каша

Из манной, овсяной, пшенной.

Затруднение

Сказку

Каша из топора

Ответы детей

Первичное восприятие.

- На странице 45, нам показана иллюстрация к произведению. Посмотрите на неё

- Кто сможет предположить, кто является главными героями сказки?

- В каком домике будут находиться герои сказки?

- К какому виду сказки относится эта сказка? (бытовая)

- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

- Какие предметы на иллюстрации доказывают, что это бытовая сказка?

- Как вы думаете, чем может закончиться эта сказка?

- В данном тексте вам могут встретиться незнакомые слова. Прочитайте их. Как вы понимаете значение данных слов?

Побывка – недолгое пребывание на родине.

Служивый – солдат.

Притомиться – устать.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – Прибавить к еде чего нибудь, для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – еслибы

Этакую – такую.

Сметка – смекалка

- А сейчас я предлагаю вам послушать сказку (Чтение учителем).

Рассматривают иллюстрацию

Ответы детей

Наши мнения разошлись

Проверка качества первичного восприятия.

- Пересмотрите сказку и найдите, как по-разному называют:

старуху (сирота, хозяйка).

- Пересмотрите сказку и найдите, как по-разному называют:

солдата (дорожный, служивый, добрый человек).

- Сколько раз повторяется в сказке слово «старуха»? Зачем автор это делает?

- Дайте характеристику солдату;

- Дайте характеристику старухе.

- Как народ относится к своим героям? Какими словами он их описывает?

- Что в сказке фантастическое, а что действительно могло случиться в жизни? 

Отвечают на вопросы

Постановка учебной задачи.

- Ребята, для того, чтобы понять, в чём же смысл данной сказки, я предлагаю вам выполнить необычное задание.

  1. – Сейчас, я раздам каждому карточку с вопросом. Прочитайте его.
  2. - Как вы считаете, старуха – жадный человек или экономная хозяйка?
  3. - Солдат положительный или отрицательный герой?
  4.  - Почему  солдат не ушел, после того как старуха отказалась накормить его?

- Правильно он поступил, обманув старуху?

  1. - Почему старуха «прикинулась сиротой?
  2. - Перечислить все продукты, которые солдат положил в кашу?

- Почему солдат ел кашу и посмеивался?

- Какую цель поставит каждый перед собой?

(Дети самостоятельно читают текст)

Найти ответ на вопрос в тексте.

Читают сказку

Вторичное восприятие текста.

- Итак, время, отведенное на поиск ответа, на ваши вопросы прошло – пора и поразмышлять и поделиться ответами. Для этого я попрошу вас разойтись по «экспертным группам». Как вы, наверно уже заметили, все карточки разных цветов. Сейчас вам под музыку нужно будет собраться по цветам.

- Какую цель ставит перед собой каждая команда? Посоветуйтесь.

- Выберите одного человека, который будет отвечать на вопрос.

Обсуждение ответов.

- Молодцы! Вы, верно, ответили на все вопросы.  

- Ребята, понравилась ли вам сказка? Чем понравилась?

– Чему учит эта сказка?

– Какова ее идея?

Делаться на команды

Сравнивать свои ответы с другими – прийти к единому ответу.

Дети сравнивают свои ответы, обсуждают, выбирают один ответ и командира.

Итог урока

– Прочитайте выделенную часть в конце сказки. Смётка дороже богатства. 

– Что вы прочитали? (Пословицу.)

– Объясните смысл этой пословицы.

– Можно ли солдата назвать обманщиком?

–Что такое обман?

Варианты ответов:

1. Обман – это хитрость.

2. Обман – это неправда, чтобы добиться желаемого.

3. Обман – это жульничество.

4. Обман – это смекалка, фантазия.

– Это положительная черта характера или отрицательная?

– Какое задание понравилось на уроке?

– Что показалось сложным?

– Оцените свою деятельность, с помощью предложений. Вам необходимо их дополнить теми словами, которые вам кажутся важными.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0c99/000dc838-3401b991/hello_html_m7797f97b.jpg

Ответы на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по литературе по теме: «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.

онспект по чтению, проведённого во 2 классе.Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 го...

конспект открытого урока по литературному чтению "Каша из топора" Русская народная сказка

Разработка урока составлена по требованиям фгос, хорошо показан деятельностный подход, приём антиципации....

Конспект урока по литературному чтению. Сказка "Каша из топора"

План-конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка "Каша из топора"...

Инсценировка в стихах по мотивам басни Эзопа «Дровосек и Гермес» и русской народной сказки «Три топора» (или «Золотой топор»)

Инсценировка в стихах по мотивам басни Эзопа «Дровосек и Гермес» и русской народной сказки «Три топора» (или «Золотой топор»)...

конспект урока литературное чтение (2 класс) по теме Каша из топора (РНС)

конспект урока литературное чтение (2 класс) по теме Каша из топора (РНС)...

Конспект урока по литературному чтению по сказке "Каша из топора"

Конспект урока по литературному чтению по сказке "Каша из топора"  + самоанализ...