Лягушка-путешественница
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Знакомство учащихся с произведением В. М. Гаршина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_mprya_331_gruppa_hudoeva_kseniya.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

Лягушка - путешественница

Составила студентка  331 группы

Худоева Ксения

МАОУ СОШ № …, класс  4    каб. № ___

Дата проведения занятия: _____________

Смена 1  Номер урока _________

Начало урока ________________________

ФИО учителя школы:

ФИО преподавателя-консультанта:

Киселёва Алина Константиновна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

                                                  (Подпись учителя)                                                                                                    

Цель: познакомить учащихся с произведением В. М. Гаршина.

Предметные:  

-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

-обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)

Метапредметные:

А) Познавательные:

-учиться находить информацию в тексте;

-фиксировать ее в виде плана;

-проводить анализ и синтез объектов;

Б) Регулятивные:  Оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха;

В) Коммуникативные: Уметь сотрудничать, слушать и слышать друг друга, осознавать себя частью команды, заинтересованно и активно принимать участие.

Личностные:

-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

-учиться определять свою позицию;

-мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения

Оборудование:

У учителя: конверт идей, текст сказки, презентация, вагончики

У учащихся: тетрадь, ручка.

Образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование


Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Андреевна, и я провожу у вас урок литературного чтения. Подготовьте, пожалуйста, ручки, тетрадки и учебники.

Мотивация:

Придумано кем–то  просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро».

«Доброе утро» солнцу и птицам,

«Доброе утро» улыбчивым лицам.

Актуализация:

- Молодцы! Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Кто автор?

-Сейчас мы проверим, какими внимательными вы были при чтении.

-Соедините вопрос с правильным ответом линией. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ, записывайте на листок номер ответа.

(Таблица на слайде)

-Поменяйтесь работами и проведём проверку по образцу (работа в парах).

-Поднимите руки те, кто выполнил работу  правильно.

-Поднимите руки те, кто допустил ошибки. Будьте внимательны на уроке.

ОНЗ:

- Сегодня мы с вами переходим к изучению нового произведения. Главная героиня произведения – животное. Попробуйте догадаться, о ком идёт речь (внимание на слайд):

Зелёная, но не трава.
Холодная, но не лёд.
Поёт, но не птица-
Вот такая небылица.
(Лягушка)

- Зелёная, бегает, всего боится, любит ловить мух.

- Правильно, а произведение называется лягушка-путешественница.

- Кто-то из вас знает автора данного произведения?

Тогда давайте попробуем назвать автора произведения вам необходимо из набора букв выбрать каждую третью букву.

Всеволод Михайлович Гаршин

Рассказ учителя об авторе.

- Послушайте внимательно биографию Всеволода Гаршина, я буду задавать вопросы.

Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Когда ему минуло девять лет, он был привезён матерью в Петербург и определён в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.

Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.

В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он учредил даже вместе с несколькими товарищами общество составления библиотеки: на добровольные пожертвования приобретались книги. В тоже время Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических рукописных журналах.

Сказка “Лягушка - путешественница” написана в 1878 году.

- Как Всеволод Михайлович учился в школе?

- Где он побывал с раннего детства?

- Что вы можете сказать про общение со сверстниками юного Всеволода?

- Что вы можете сказать про хобби Всеволода Гаршина?

- Молодцы, ребята, вы внимательно слушали биографию.

Знакомство со сказкой:

Так же перед прочтением сказки нам необходимо познакомиться с незнакомыми словами:

1. Как вы считаете, что значит уронить достоинство? Ваши предположения.

Уронить достоинство – потерять авторитет.

2.  Захватило дух - стало  трудно дышать от резких движений, волнений, страха, а так же от холода и ветра (на слайде)

3. восторг - восхищение, упоение (кто продемонстрирует)

4. стиснула - сжала, сдавила (на слайде)

5. восхитительный - замечательный, очаровательный (подберите синоним)

6. коряга-пень (на слайде)

  • 7. Паяц - шут, клоун (на слайде)

- А чтобы читать правильно и красиво, нам необходимо потренироваться.

- Сейчас вам необходимо прочитать текст со слайда, не смотря на то, что он перечеркнут. (Спросить пару человек)

Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на нее руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят.

- Отлично, вы справились с заданием.

Упражнение на развитие речевого аппарата.

Необходимо прочитать каждую строку меня ударение слов.

Не жалела мама мыла,

(НЕ ЖАЛЕЛА мама мыла,

Не жалела МАМА мыла

Не жалела мама Мыла)

Мама Милу мыла мылом.

Мила мыла не любила.

Ей без мыла было мило.

- Хорошо, теперь мы можем открыть страницу …, и приступить к чтению нашей сказки.

- А знаем ли мы, что такое сказка? Давайте, сейчас поработаем в парах, кто и что знает про сказку, вам необходимо обменяться мнениями и попробовать дать определение.

(На слайде).

- Итак, какое название у сказки, которую мы с вами будем читать? А кто такой «Путешественник», кого так называют? Подберите синонимы к данному слову.

- Давайте предположим, о чем может быть эта сказка.

«Конверт идей»:

Учитель раздаёт ребятам карточку, в которую необходимо написать своё предположение, о чем же может быть данная сказка. Затем каждый ребенок складывает свое предположение в конверт, который лежит на столе учителя. Когда все предположения будут собраны, учитель зачитывает предположения.

- После прочтения сказки, мы сверимся, верны ли были наши предположения.

Чтение сказки учителем попеременно с учениками. Иллюстрации к сказке на слайде.

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы она благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.

Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.( Слайд 11)

— Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! — думала она. — Какое это наслаждение — жить на свете!

Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке, капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, — на это есть весна, — и что, заквакав, она может уронить свое лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фыю-фью-фью — раздается в воздухе, когда летит высоко над вами стадо таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, опустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка. (слайд 12)

— Кря, кря! — сказала одна из них, — Лететь еще далеко; надо покушать.

И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть ее, большую и толстую квакушку, но все-таки, на всякий случай, она нырнула под корягу. Однако, подумав, она решила высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки. (слайд 13)

— Кря, кря! — сказала другая утка, — уже холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!

И все утки стали громко крякать в знак одобрения.

— Госпожи утки! — осмелилась сказать лягушка, — что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.

И утки окружили лягушку.

(слайд 14)

Сначала у них явилось желание съесть ее, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:

— Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные теплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!

Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце концов все-таки спросила, потому что была осторожна:

— А много ли там мошек и комаров?

— О! целые тучи! — отвечала утка.

— Ква! — сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать ее и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик.

— Возьмите меня с собой!

— Это мне удивительно! — воскликнула утка. — Как мы тебя возьмем? У тебя нет крыльев.

— Когда вы летите? — спросила лягушка.

— Скоро, скоро! — закричали все утки. – Кря! Кря! Кря! Тут холодно! На юг! На юг!

— Позвольте мне подумать только пять минут, — сказала лягушка, — я сейчас вернусь, я наверно придумаю что-нибудь хорошее.

И она шлепнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором она сидела, показалась ее морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.

— Я придумала! Я нашла! — сказала она. — Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно. (слайд 15)

Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и все стадо поднялось на воздух. (Слайд 16)

У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую ее подняли; кроме того, утки летели неровно и дергали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлепнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассмотреть, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что все-таки видела и радовалась и гордилась.

— Вот как я превосходно придумала, — думала она про себя.

А утки летели вслед за несшей ее передней парой, кричали и хвалили ее.

— Удивительно умная голова наша лягушка, — говорили они, — даже между утками мало таких найдется.

Она едва удержалась, чтобы не поблагодарить их, но вспомнив, что, открыв рот, она свалится со страшной высоты, еще крепче стиснула челюсти и решилась терпеть. (слайд 17)

Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:

— Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.

И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:

— Смотрите, смотрите! — кричали дети в одной деревне, — утки лягушку несут!

Лягушка услышала это, и у нее прыгало сердце.

— Смотрите, смотрите! — кричали в другой деревне взрослые, — вот чудо-то! (слайд 18)

— Знают ли они, что это придумала я, а не утки? — подумала квакушка.

— Смотрите, смотрите! — кричали в третьей деревне. — Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

— Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали, одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. (слайд 19)

Лягушка, дергая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.

Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во все горло:

— Это я! Это я придумала!

Но вокруг нее никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из воды, то с удивлением смотрели на новую. (слайд 20)

И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были свои собственные утки, которые носили ее, куда было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых. (слайд 21)

— Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, — сказала она. — Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся утки, которых я отпустила.

Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее.

Проверка первичного восприятия:

- Понравилось ли вам произведение?

- Что особенно понравилось /запомнилось?

- Когда вам стало жалко лягушку?

Игра «Прятки» 

-Сейчас проведём игру «ПРЯТКИ». Я буду читать начало каждой части, а вы должны отыскать начало в тексте сказки.

1 часть. Жила-была на свете лягушка-квакушка.

2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

3 часть. И она шлёпнулась с сучка, на который было, снова влезла.

4 часть. Утки летели над сжатыми полями.

5 часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи.

6 часть. Но вокруг неё никого не было.   

Сейчас нам необходимо озаглавить каждую часть, составить план рассказа, делю класс по 4-5 человек. Каждая группа работает над своей частью.

План:

1. Беззаботная жизнь лягушки.

2. Решение лягушки лететь с утками.

3. Сообразительность лягушки.

4. Удивление людей.

5. Результат самовосхваления.

6. Хвастливые рассказы путешественницы.

- Давайте закрепим наш план на доске.

Физминутка:

Долго ли работали? – Да!

(учитель жестами приглашает встать из-за парт)

Дружно вытянули руки

Будто крылышки у утки.

Опустили, помолчали

Как лягушки поскакали

Поскакали, поскакали

И в болоте все пропали

Но, закончилась игра

и учиться нам пора.

Анализ художественного произведения:

- Опишите жизнь лягушки на болоте. Чем она занималась?

- Как об этом сказано в тексте?

- Почему жизнь лягушки была не такой уж и благополучной, от кого ей приходилось прятаться?

-  Можно ли сказать, что жизнь лягушки на болоте имела больше плюсов, чем минусов?

- Какова была реакция лягушки на прилетевших уток? Найдите в тексте.

- Куда хотели лететь утки и почему?

- Вы когда- нибудь видели улетающих на юг уток?

- Что придумала лягушка, чтобы утки взяли её с собой? Прочтите из текста.

- Почему утки должны были не крякать, а лягушка не квакать?

-Вы когда-нибудь летали на самолёте или дельтаплане? Какое было ощущение?

- Давайте прочтём, что испытывала лягушка на такой высоте?

- Какова была реакция людей на увиденное?

- Вы бы наверное тоже очень удивились. Увидев, как утки на прутике лягушку несут? Верно?

- Почему лягушка все-таки упала?

- Если бы, придумали нового робота игрушку, вам бы захотелось поделиться с остальными, что это сделали вы?

- Опишите, куда приземлилась лягушка.

- Как вы считаете, поверили ли другие лягушки ей?

Вторичный синтез:

- С какого момента мы начинаем сочувствовать лягушке? Найдите этот эпизод.

- Как вы считаете, что испытывала лягушка, рассказывая своим сородичам о путешествии?

- Как вы считаете, чему учит данная история главную героиню?

-Изменилась ли лягушка к концу сказки?

- А сейчас, посмотрите на слайд, и обсудите в парах, какая из приведённых пословиц наиболее подходит к нашей сказке? И почему?

1. Сделал дело - гуляй смело.

2. Хвастовство само себя наказывает.

3. В ученье свет, а в не ученье тьма.

4. Старый друг лучше новых двух.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке:

- Ребята, вот и подходит к концу наше занятие.

-Сказку, какого  писателя мы сегодня изучали?

- Кто является главной героиней сказки?

- Давайте вернемся к нашему конверту идей, правильно ли мы предполагали?

- Чему учит данная сказка?

- Хорошо, давайте теперь, проверим, кто из вас что усвоил и как работал на уроке. У вас на парте лежат вагончики, вам необходимо написать в них свою фамилию и имя, затем что вам больше всего заполнилось, как вы работали на уроке, осталось ли что-то непонятным? Вагончики клеятся к одному большому Вагону «Знаний».

Проводится анализ рефлексии, смотрю по ответам детей.

Готовятся к уроку.

- Сказка про Храброго Зайца-Длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

-  Мамин-Сибиряк

- Лягушка

- Внимательно слушают.

- учился хорошо, оставил приятные воспоминания в своих учителях.

- с раннего детства он побывал в разных местах России

- у него было очень много друзей

- любил природу, летом возился с жуками,щерицами …

- варианты ответов детей

-Лягушка – путешественница

Путешественник – странник, человек побывавший в разных странах, много видел достопримечательностей.

-Каждый пишет свое предположение и складывает в конверт.

Внимательно слушают, следят, читают.

- да/нет

- делятся впечатлением

- Дети встают и выполняют движения

- Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. 

- Потому что в любой момент её мог съесть аист

- Каждый считает по-своему.

- И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть ее, большую и толстую квакушку, но все-таки, на всякий случай, она нырнула под корягу. 

- да/нет

- Я придумала! Я нашла! — сказала она. — Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать.

- Потому что иначе лягушка упадёт.

-страшно, тошнило и т.д.

- У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую ее подняли; кроме того, утки летели неровно и дергали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлепнуться на землю.

- они были очень удивлены, показывали пальцем, восхищались.

-да/нет

- Потому что она закричала, что это она все придумала, что восхищаться должны ею.

-да/нет

- В болото на краю деревни.

- Нет, ведь лягушки не летают, они обычно сидят на болоте и кушают мух.

-  Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, — сказала она. — Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся утки, которых я отпустила.

Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее.

- Надежду

- Что не надо хвастаться. Хвастовство никогда не приведёт к добру.

- нет.

- Ответы детей.

- Всеволода Михайловича Гаршина

- Лягушка

- Да/нет

- Что не надо хвастаться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница"

Конспект урока литературного чтения  для 3 класса . Тема урока: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница" ...

Конспект урока "Лягушка- путешественница". Часть 1.

Конспект урока "Лягушка- путешественница". Часть 1....

Презентация к уроку по литературному чтению по сказке "Лягушка- путешественница"

Презентация включает работу спословицей, словарную работу....

Урок чтения в 3 классе по В.Гаршину "Лягушка-путешественница"

Урок литературного чтения учит детей связно излагать свои мысли, развивать навык выразительного чтения, воспитывает интерес к урокам литературного чтения  и негативное отношение к хвастовству.На ...

литературное чтение 4 класс В.Гаршин "Лягушка - путешественница"

В течение всего урока велась работа над развитием речи. Начиная с начала урока. На этапе сообщение темы и целей урока дети учатся самостоятельно ставить цели, обращат...