Исследовательская работа "Бродячие сюжеты"
творческая работа учащихся по чтению (3 класс)

Сказки - самые любимые первые  наши книги. Сказки зачаровывают нас, помогают проникнуть в мир добрых волшебников и злых ведьм, гномов и великанов; звери и птицы в них говорят человеческим языком, а волшебная палочка или золотая  рыбка исполняют желания.

Нам  очень нравится сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Мы ярко представляем  себе золотую рыбку, старика, просящего у неё исполнения очередного желания старухи, и море, постоянно меняющее свою окраску. Но как мы были удивлены, когда на уроке литературного чтения прочитали  сказку немецких сказочников  Вильгельма и Якоба  Гримм «Сказка о рыбаке и его жене», а также индийскую народную сказку «Золотая рыба».  В них очень много общего. Почему? Где взяли сюжет для своей сказки братья Гримм? Неужели Пушкин пересказал их сказку, переложив её на стихи?          Или может быть братья Гримм заимствовали сюжет у индийской народной сказки?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы обратилась к литературе и ещё раз перечитывали сказки. Результаты  исследований   представили в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brodyachie_skazki_korrekt_1.docx66.67 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖИНИЕ

Введение        3

Глава I. Теоретическая часть

1.1 Что такое "бродячий сюжет"?..............................................................................5

1.2  История возникновения бродячих сюжетов…………………………………..6

Глава II. Практическая часть

2.1 Анализ сказочных бродячих сюжетов разных стран………………………….7

2.2 Результаты исследования………………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………………….11

Список литературы        12

 Приложения ………………………………………………………………………..16


ВВЕДЕНИЕ

С детства нам знакомы пушкинские строки:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…

Сказки - самые любимые первые наши книги. Сказки зачаровывают нас, помогают проникнуть в мир добрых волшебников и злых ведьм, гномов и великанов; звери и птицы в них говорят человеческим языком, а волшебная палочка или золотая  рыбка исполняют желания.

Нам  очень нравится сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Мы ярко представляем  себе золотую рыбку, старика, просящего у неё исполнения очередного желания старухи, и море, постоянно меняющее свою окраску. Но как мы были удивлены, когда на уроке литературного чтения прочитали  сказку немецких сказочников  Вильгельма и Якоба  Гримм «Сказка о рыбаке и его жене», а также индийскую народную сказку «Золотая рыба».  В них очень много общего. Почему? Где взяли сюжет для своей сказки братья Гримм? Неужели Пушкин пересказал их сказку, переложив её на стихи?         Или может быть братья Гримм заимствовали сюжет у индийской народной сказки?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы обратилась к литературе и ещё раз перечитывали сказки. Результаты  исследований   представили в своей работе.

Гипотеза исследования: мы предположили, что есть наличие сюжетного сходства в сказках народов, проживающих в разных странах.

Цель: определить причины сходства и различия сказок  братьев Гримм «Сказка о рыбаке и его жене»,  А. С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке» и индийской народной сказки «Золотая рыба».

Задачи исследования:

1. Познакомиться с понятием «бродячий сюжет».

2. Узнать историю возникновения бродячих сюжетов.

3. Найти сходства и отличия в сказках братьев Гримм «Сказка о рыбаке и его жене», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и индийской народной сказки «Золотая рыба».  

4. Изучить особенности сюжетов и проблемы взаимоотношений героев в трех сказках.

5. Повысить интерес к чтению сказок у моих одноклассников.

6. Создать собственный  сборник докучных сказок «О золотой рыбке».

Объект исследования: тексты сказок.  

Предмет исследования: сходства и различия в сюжетах сказок и в мотивации  поступков героев.

Методы исследования:

  1. Поиск и отбор информации на основе литературных данных,             интернет  ресурсов, словарей.
  2. Приёмы систематизации и классификации, аналитическая обработка художественной литературы.
  3. Анкетирование одноклассников
  4. Опрос.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что мы глубже познакомились  с «бродячими сюжетами», смогли найти материал по этой теме, которого не было на уроках литературы.

Практическая значимость работы: материалы нашего исследования можно будет применить на уроках литературного чтения, внеурочной деятельности.


Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Что такое «бродячий сюжет»?

Читая сказки, мы обратили внимание на сюжеты, которые похожи, несмотря на то, что созданы в разных странах разными авторами. Чем это обусловлено? Как называется такой сюжет?

В словарях мы нашли несколько определений, и выбрали наиболее подходящие для исследования.

1.«Сюжеты бродячие»- устойчивые комплексы мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования. Сюжет данного произведения, порой даже его фабула, бывает настолько устойчив, что на всем пути остается почти неизменным; варианты же его, возникающие в зависимости от бытования сюжета в различных странах, дают возможность определить, путем сличения их, всю историю бродячих сюжетов. (Литературная энциклопедия)

2.«Бродячий сюжет» -  сюжет, встречающийся в творчестве разных народов. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка)

3.«Бродячий сюжет» - переходящий из одной литературы в другую, международный сюжет. ( Словарь Ушакова)

4.«Бродячий»  - встречающийся в художественном творчестве различных народов (о сюжетах, мотивах и т.п.). (Словарь Ефремовой)

Эти термины мы можем упростить и соединить в один, на который и будем опираться в процессе исследования.

        Бродячий (или кочующий) сюжет - это сюжет устного или письменного произведения, переходящего из одной страны в другую и меняющийся в художественных и сюжетных деталях в зависимости от окружающей среды.

1.2 История возникновения бродячих  сюжетов

Но откуда появились бродячие сюжеты? На этот вопрос нет однозначного ответа.

Версия 1.Родственные народы.

В 19 веке, бытовала версия о «родственных» народах. По этой версии, только у народов, которые постоянно взаимодействовали и проживали рядом друг с другом, могли быть схожие сказки. Но наличие у «неродственных» народов похожих сюжетов опровергало эту версию.

Версия 2. Заимствование.

Появилась необходимость найти родину всех сюжетов, откуда другие страны их заимствовали. Ученые изучили последовательность распространения сюжетов, и предположили, что их большинство пришло из Индии. И эта версия пользовалась большой популярностью.

Версия 3. Уровень духовного развития.

Так же была версия о том, что схожесть сюжетов у стран, которые между собой не контактировали, может быть объяснена одинаковыми уровнями духовного и культурного развития.  Сюжеты зарождались у народов самостоятельно, без заимствования из других стран. То есть, данная версия говорит  о том, что у разных народов могли быть похожие идеи и мысли.

В споре о происхождении бродячих сказок, лидирующую позицию заняли ученые с версией о заимствовании сюжетов из Индии. В нашей стране ученые также склонялась к этой версии, но при этом допускали и совпадения в мыслях народов и стран, не имевших общения друг с другом.


Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Анализ сказочных бродячих сюжетов разных стран

Что общего у сказок братьев Гримм «Сказка о рыбаке и его жене», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и индийской народной сказки «Золотая рыба».  И гриммовская, и пушкинская и индийская сказки сохранили народные традиции, они схожи действующими лицами, сюжетом, его развитием. (Приложение 2)

Герои в сказках отличаются друг от друга характерами, но в целом образы их похожи: старухи - жадные, злые, ворчливые, вызывают чувство осуждения, неприязни; старики - слабовольные и трусливые, их жалко; исполнители желаний - добрые, справедливые, вызывают симпатию. В авторских сказках у героев появляются чувства, также у авторов введён ещё один герой - море. Все рыбаки возвращают морю свою необычную добычу, каждое новое желание их жен море встречает с волнением, возмущением и под конец все остается, как было: ветхий шалаш, дрянная лачужка и ветхая землянка.

Но и различий у них немало.

Русская сказка передаёт колорит русской культуры, русской истории. Пушкин писал о русских людях. Язык его сказки пропитан русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

 Братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, описывая жизнь немецкой деревни и немецкие культурные традиции.  

Индийская сказка пропитана индийским укладом жизни: тут и упоминание о национальной еде -  рисе и любовь к нарядной одежде и праздникам.

Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку в стихах, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные мысли и представления о жизни.

В сказке братьев Гримм, мы видим образ жены немецкого рыбака, которая  стремилась в королевы, у Пушкина -  русская старуха, которая хотела быть царицей.

По сравнению с пушкинской злой старухой её немецкий вариант является этакой заботливой, любящей женой. А вот в индийской сказке жена старика представляется покорной и смиренной. Ведь только в этой сказке старик сам сразу принимает условие освобождения рыбы. В индийском варианте сказки старуха признает главенство мужа и требует, чтобы он попросил у рыбки сделать не ее, а его старостой, а потом махараджей. В пушкинском варианте старик - бескорыстный безотказный бедняк. Если в индийском варианте, да и в немецком тоже, старик со старухой соответствуют поговорке «муж и жена - одна сатана», в пушкинском варианте между персонажами сказки царит полный разлад.  Хотя во всех сказках именно жены оказались жадными и алчными.

Есть еще несколько любопытных деталей, которыми отличаются сказки. Например, в немецкой сказке муж ловит рыбу удочкой, на неё он и поймал камбалу, когда удочка опустилась глубоко на самое дно. Отпуская рыбу в море, он говорит: «Ну, чего меня уговаривать? Камбалу, что умеет разговаривать человечьим голосом, я и так отпущу на свободу». В пушкинской сказке, как и в индийской старик пользуется неводом, отпускает рыбку обратно в море и говорит ей  «ласковое слово»: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе».

А в немецкой сказке мы читаем: « …опустилась она на дно и оставила за собой длинную струйку крови».

Образ рыбы - камбалы страдательный,  чем у золотой рыбки  Пушкина.  Колдовство, некое проклятье так и не снято с принца до конца сказки, более того, эта самая струйка крови, которой удивляется рыбак, тоже напоминание о страдании, постижение которого вынесено за пределы произведения. В индийской же сказке старик называет рыбу «чудом» и отпускает ее, только попросив,  хороший  дом, еду и одежду: «Иди восвояси. Будет у тебя и дом, и еда, и одежда - отвечает ему рыба».

Камбалой - рыбой любуешься. Золотой рыбке сострадаешь, хотя она сама осложнила свое положение.

Камбала - рыба, просясь на волю, ничего не сулила рыбаку. Она была вольна во всех своих последующих поступках. А золотая рыбка зареклась исполнить все, что только старик ни пожелает. Силой данного золотой рыбкой слова и пользовалась старуха, рассчитывая на крепость уговора, который, как говорится, дороже денег. Штрих этот незначителен, но им начинается и заканчивается драматическое действие пушкинской сказки: золотая рыбка обязала себя заветом и … нарушила его, не исполнив последнего желания старухи, отказавшись от «чести» быть у нее «на посылках».

В ходе изучения сказок, мы также выяснили что, муж в немецкой сказке не просто заодно с женой, он одновременно испытывает «неловкость» перед волшебной рыбой, но не дает тех «неприятных характеристик» жене, какие срываются из уст русского старика: «Пуще прежнего старуха бранится, не дает старику мне покою... Избу просит сварливая баба... Пуще прежнего старуха вздурилась...Что мне делать с проклятою бабой».

И все же, уступая настояниям жены с неохотой, рыбак из немецкой сказки  фактически действовал с нею заодно, вкушая фантастические блага, любуясь своей женушкой «как красиво, когда ты императрицею стала!». Поэтому у братьев Гримм наказаны и жена, и рыбак. Пушкинский старик, всякий раз возвращаясь к золотой рыбке с очередным требованием старухи, также прибегает к повторяющимся речевым формулам, которые имеют другой  смысл, чем у братьев Гримм. Определяющим и неизменным в просьбах старика будет его обращение к золотой рыбке: «Смилуйся, государыня рыбка!».

2.2 Результаты исследования

В ходе исследовательской работы, мы провели анкетирование с целью узнать, насколько одноклассникам и родителям  знакомо понятие «бродячий сюжет».

В анкетировании приняло участие 25 учащихся 3 «Б» класса и 19 родителей.

Результаты анкетирования показали (Приложение 1) следующее:

1.  96% (24 чел.)  учащихся 3 «Б» класса  знают, что такое бродячий сюжет и только 37% (7 чел.)  родителей слышали это от своих детей.

2. 76% (19 чел.) школьников читали сказки с похожими сюжетами и 37%             (7 чел.) родителей читали вместе с детьми.

3. Большинство наших одноклассников знают, откуда берутся сказки с бродячим сюжетом, а также 72% (18 чел.) замечают отличия  бродячих сказочных сюжетов от русских народных сказок.

Опираясь на выше сказанное, мы решили наглядно показать феномен «бродячего сюжета». Поскольку в сказках добро всегда должно побеждать зло, то мы  предложили одноклассникам   творческую работу - сочинить собственную сказку «О золотой рыбке» со счастливым концом. Получили внушительный результат, который оформили в сборник бродячих сюжетов «О золотой рыбке».

Наши одноклассники смоли рассказать сюжет известной сказки каждый по-своему, чтобы лучше представить героев сказок, ребята изобразили их в виде рисунков.

Это наглядно нам показывает  процесс возникновения «бродячих сюжетов».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследовательской работы мы узнали, что в основу многих похожих сказок легли бродячие сюжеты, о возникновении которых до сих пор спорят. Бродячие сюжеты, как по цепочке, переходили из страны в страну, постоянно изменялись под действием традиций и бытовых условий жизни народов.

Мы стремились показать, как важно знать сказки  разных народов, так как сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.

Проанализировав сказки братьев Гримм «Сказка о рыбаке и его жене»,               А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и индийскую народную сказку «Золотая рыба», мы нашли 47% различий и 53% сходства. Но, несмотря на сходства и различия, принадлежность к разным культурам, сказки заставляют  удивляться богатству народной выдумки, задорного юмора.

Тем самым мы доказали свою гипотезу полностью.

С помощью анкетирования, опроса, мы выяснили что феномен «Бродячего сюжета» знаком в большей степени детям, чем взрослым.

Думаем, что наша работа будет интересна ученикам, желающим

глубже понять всю мудрость народных сказок, учителям, а так же всем любителям сказок.

Выполняя эту работу мы выявили, что сказки с бродячим сюжетом свойственны каждому народу. Сходные сюжеты помогает нам понять поступки  героев, оказавшихся в одной и той же ситуации, уважать культурные традиции, духовные ценности разных народов. Хотя мы знаем, что сказка - вымышленная история, но думаем, что в душе каждый иногда сравнивает себя со сказочными персонажами и надеется на чудо.

Читайте сказки! И пред Вами откроется необычный мир - сказочный мир! Мир полный тайн, чудес и добра! Желаем всем добрых чудес!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-1511.htm
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
  3. Ушаков Д.Н. Толковый словарь. http://ushakovdictionary.ru/
  4. Ефремова Т.Ф. Словарь. http://efremova-online.ru/
  5. Чуракова Н.А. Литературное чтение: 3 кл.: Учебник. Ч.1. – М.: Академкнига, 2010.
  6. Сборник народных индийских сказок.
  7. Сборник сказок братьев Гримм.
  8. Сборник русских народных сказок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Таблица 1. Результаты анкетирования родителей

ВОПРОС АНКЕТЫ

ДА

НЕТ

1

Знаете ли Вы, что такое бродячий сюжет?

7

12

2

Читали ли Вы сказки с похожими сюжетами?

7

12

3

Если читали, то какие?

  • Буратино и Пиноккио (1 чел.)
  • Спящая красавица (1 чел.)
  • По щучьему велению и Золотое кольцо (1 чел.)
  • Золотая рыбка (1 чел.)
  • Бременские музыканты (1 чел.)
  • Иван царевич и серый волк (1 чел.)

4

Знаете ли Вы, откуда берутся сказки с бродячим сюжетом?

5

14

5

Как Вы считаете, есть ли отличия в сказках с бродячим сюжетом от русских народных сказок?

9

10

6

Если в сказках есть отличия, как Вы считает почему:

  • В русских народных сказках больше быта

Таблица 2. Результаты анкетирования одноклассников

ВОПРОС АНКЕТЫ

ДА

НЕТ

1

Знаете ли Вы, что такое бродячий сюжет?

24

1

2

Читали ли Вы сказки с похожими сюжетами?

19

6

3

Если читали, то какие?

  • Золотая рыба (6 чел.)
  • Золотая рыбка А.С. Пушкина (5 чел.)
  • О рыбаке и его жене (1 чел.)
  • Хитрый шакал, черепаха, кролик и удав Маха (2 чел.)
  • Два жадных медвежонка(2 чел.)
  • О собаке, кошке и обезьяне(2 чел.)

4

Знаете ли Вы, откуда берутся сказки с бродячим сюжетом?

20

5

5

Как Вы считаете, есть ли отличия в сказках с бродячим сюжетом от русских народных сказок?

18

7

6

Если в сказках есть отличия, как Вы считает почему:

  • *********

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Сравнительный анализ сюжетов и языковых средств трех сказок

Таблица 3. Сравнительный анализ языковых средств трех сказок

название

«Золотая рыба»

«Сказка о рыбаке и его жене»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

автор

Индийская народная сказка

Сказка братьев Гримм

Сказка А. С. Пушкина

Исполнитель желаний

Золотая рыба

Камбала

(заколдованный принц)

Золотая рыбка

Образ старухи (жены)

Вредная, жадная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, требовательная, плохая, гадкая, своевольная

Вредная, жадная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, требовательная, плохая, гадкая, своевольная

Вредная, жадная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, требовательная, плохая, гадкая, своевольная

Образ старика

Добрый, пытается противиться старухе, не хватает смелости, твёрдости характера

Пытается возражать жене. На каждое требование жены уговаривает, убеждает её отказаться от желаемого, но не смеет жене перечить

,

Добрый, пытается противиться старухе, не хватает смелости твердости характера

Как старуха обращается со стариком

Приказывает старику, заставляет себе подчиняться

Проявляет ласку, берёт за руку. Но заставляет выполнять свои приказы

Приказывает, даже бьет старика: «Старика старуха забранила»; «Ещё пуще старуха бранится»; «На чём свет стоит мужа ругает»; «На него прикрикнула старуха,// На конюшне служить его послала»; «Ещё пуще старуха вздурилась»; «Осердилася пуще старуха, / По щеке ударила мужа»; «На него старуха не взглянула,/ Лишь с очей прогнать его велела

Количество исполненных желаний. Какие это желания?

2 желания: достаток в доме, староста

5 желаний: новая изба, каменный замок, быть королевой, быть кайзером, быть папой

4 желания: корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица

Какое желание не было исполнено

 Быть над всей землёй махараджей

Быть Богом

Быть владычицей морскою

Образ моря (реки)

Замутилась в реке вода

1) Море потемнело, и волны уже не так блестели.

2) Море изрядно потемнело и стало иссиня-серым, но ещё не волновалось.

3) Море было свинцово-серое и волновалось, и воды его были мутны.

4) Море совсем почернело и вздулось, и ходили по нему пенистые волны. 5) море плескалось и шумело, ударяясь о берег. 6) На море бушевала буря, волны ходили по морю, похожие на горы

1) Море слегка разыгралось.

2) Помутилося синее море.

3) Неспокойно синее море.

4) Почернело синее море.

5) На море чёрная буря: /Так и вздулись сердитые волны, / Так и ходят, так воем и воют

Как были наказаны старик и (или) старуха?

Всё вернулось на своё место

Возвращение к бедности

Осталась старуха у разбитого корыта

Каков урок сказки?

Жадность к добру не приводит

Нельзя жадничать, надо думать о других. Добиваться чего-либо нужно своим умом и трудом

Не жадничай, цени то, что имеешь, будь добр к другим, трудись, чтобы чего-либо добиться

Образные выражения в сказках

1. Будто из чистого золота.

 2. Буду благодарен до самой смерти.

 3. Поесть досыта. 4. Ума меньше, чем у младенца.

5. Большой человек.

6. Стать первым человеком.

7. Много хочешь — мало получишь

1. Пришлась не по вкусу.

2. Заживём припеваючи.

3. Тяжело на сердце.

 4. Всё, что душа пожелает.

5. Упасть духом. 6. Мороз по коже продрал

1. «Чай, теперь твоя душенька довольна?»

2. «Белёны объелся».

3. «Не садися не в свои сани».

4. «Остаться у разбитого корыта».

5. «Поперёк слово молвить».

6. «Быть на посылках».

7. «Простофиля»

Пословицы к сказке

«Много желать — добра не видать»

«Алчешь чужого — потеряешь всё»

«Дай с ноготок — запросит с локоток»,

Таблица 4. Сравнительный анализ сюжетов трех сказок

«Золотая рыба»

«Сказка о рыбаке и его жене»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

На берегу большой реки жили в ветхом шалаше старик да старуха. Бедно жили они: каждый день старик отправлялся на реку рыбу ловить, старуха эту рыбу варила или на углях пекла, тем только они и сыты были. Непоймаетстарикничего, так и вовсеголодают.

Рыбак с женою жили в дрянной лачужке у самого моря. Рыбак ходил  каждый день на море и удил рыбу. Так и сидел он однажды за ужением,  и  все смотрел на блестящие волны – сидел да посиживал.

Жил старик со своею старухой у самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Вот как-то раз стал старик сети из реки вытаскивать, чувствует что-то больно тяжелы нынче сети. Потянул он изо всех сил, кое-как вытащил сети на берег, заглянул - и глаза зажмурил от яркого блеска: лежит в его сетях огромная рыбина, вся будто из чистого золота отлитая, плавниками двигает, усами шевелит, во все свои рыбьи глаза на старика смотрит.

Вдруг удочка его погрузилась на дно глубоко-глубоко, и  когда  он  ее стал вытаскивать, то выволок вместе с нею и большую камбалу.

Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.

И говорит золотая рыба старому рыбаку: - Не убивай меня, старик, не уноси меня, старик, к себе домой. Отпусти ты меня лучше на волю, а за это проси у меня чего хочешь.

И сказала ему рыбина: "Слышь-ка, рыбак, прошу тебя, отпусти  меня  на волю: я не настоящая камбала, я - завороженный принц.  Ну,  что  тебе  в том, что ты меня съешь? Я тебе не по вкусу  придусь;  лучше  брось  меня опять в воду, отпусти меня на простор". -

Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»

Что  же попросить у тебя, чудо-рыба? - говорит старик. - нет у меня ни дома хорошего, ни рису, чтобы голод утолить, ни одежды, чтобы тело прикрыть. Если ты по великой милости своей все это мне пожалуешь, я тебе до самой смерти благодарен буду.

"Ну, - сказал рыбак, - напрасно ты и столько слов потратила; я бы и без того,  конечно,  отпустил  на свободу такую рыбину, которая по-нашему говорить может". И с этими словами он отпустил рыбину в воду, и пошла камбала на дно, оставляя следом по себе в воде кровавую струйку. Посмотрел рыбак, да и поплелся  к  жене  в свою лачужку.

Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо.

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Выслушала рыба старика, мотнула хвостом и сказала: - иди восвояси. Будет у тебя и дом, и еда, и одежда

Отпустил старик рыбу в реку, сам домой пошел. Только, когда пришел, узнать ничего не может: стоит вместо шалаша из веток дом из крепких бревен, а в доме томесть просторные лавки, чтобы гостей усадить, и стоят там целые блюда белого риса, чтобы досыта поесть, и лежат грудой одежды нарядные, чтобы в праздник людям на глаза показаться не стыдно было.

"Что же, муженек, - сказала жена, - или ты сегодня ничего не поймал?"

                                 -----------------

Говорит старик своей жене: - видишь старуха, как нам с тобой повезло: не было у нас ничего, а теперь всего вдоволь. Скажи спасибо золотой рыбе, что сегодня мне в сети попалась. Это все она нам дала за то, что я ее на волю отпустил. Кончилисьтеперьнашибеды и несчастья!

"Нет, - сказал рыбак, - я сегодня изловил камбалу, и она мне  сказала, что она не камбала, а завороженный принц; ну, я и отпустил  ее  опять  в море". - "Так разве же ты себе у нее ничего не выпросил?" - сказала  жена. "Нет, да и чего же мне у ней просить?" - "Ах, - сказала жена,  -  да ведь нам же так скверно живется в этой лачужке, и вони, и  грязи  у  нас вдоволь; выпросил бы нам у нее избушку получше.

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

 Услыхала старуха, что ей муж рассказал, и только вздохнула, головой покачала, а потом и говорит: - Эх, старик, старик!.. Много лет ты прожил на свете, а ума у тебя меньше, чем у младенца новорожденного. Разве так просят?.. Нусьедим мы рис, одежду сносим, а дальше - то что?.. Ступай сейчас обратно, проси у рыбы пятерых слуг, проси дом новый - да не эту жалкую лачугу, а большой, хороший, такой, чтобы самому царю в нем жить было не стыдно..

Ступай-ка да  вызови  ее из моря: скажи ей, что нам нужна изба понаряднее, и она наверно даст нам ее". - "Ах, - сказал рыбак, - ну что я там еще  пойду  шляться!"  -  "Да ведь ты же ее изловил и опять на волю выпустил - она  для  тебя  наверно все сделает".

        --------------------------------------

Не хотелось рыбаку идти, но не хотелось и жене перечить - и  поплелся он к морю.

                        -------------------------

Сел старик на берегу и стал звать:

Когда пришел он на море, море потемнело, и волны уже не так блестели, как утром. Подошел он и сказал:

Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,…

Выплыви, золотая рыба!

Рыба, рыбка, рыбинка,

   ---------------------------

Явись ко мне, чудо - рыба!

Ты, морская камбала!

   --------------------------

С просьбою к тебе жена

  --------------------------

Против воли шлет меня!

   --------------------------

Приплыла к нему камбала и сказала: "Ну, что ж тебе  надобно?"  -  "Да вот, - сказал рыбак, - я-то тебя сегодня изловил, так жена-то моя  говорит, будто я должен у тебя что-нибудь себе выпросить.  Не  хочет,  вишь, она больше жить в лачужке, в избу хочет на житье перейти". -  "Ну,  ступай, - сказала камбала, - все тебе будет".

Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?                       Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».»

Пошел рыбак домой и видит - жена-то его уж не в лачужке, а  на  месте лачужки стоит нарядная изба, и его жена сидит перед избою на скамье.

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.

И взяла его жена за руку, и сказала ему: "Войди-ка сюда да посмотри - теперь нам жить-то будет гораздо лучше".

«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?....

И вошли они в избу: в избе просторные сени и большая комната,  и  покойчик, в котором их кровать стоит, и чулан с кладовою, и везде-то  полки, и на полках-то всякого добра наставлено, и оловянной, и медной посуды - все необходимое. А позади дома небольшой дворик с курами и утками и маленький садик с зеленью и овощами.

                 -----------------------------

"Посмотри-ка,  -  сказала  жена,  - разве это не хорошо?" - "Да, - сказал рыбак, - мы теперь заживем  припеваючи". - "А вот посмотрим", - сказала жена. После этого они поужинали и пошли спать.

               -----------------------------------

Так прошло недели с две, и сказала жена: "Слышь-ка, муженек,  изба-то нам уж очень тесна, а двор и сад слишком малы; твоя камбала могла бы нам и побольше дом подарить. Я бы хотела жить в большом каменном замке; ступай-ка к камбале, проси, чтобы подарила нам каменный замок". - "Ах, жена, жена! - сказал рыбак. - Нам и в избе хорошо. Ну, как  мы  будем  жить  в замке?"

                -------------------------------

- "Ах, что ты понимаешь? Ступай к камбале:  она  все  это  может сделать". - "Нет, жена! - сказал рыбак. - Камбала только  что  дала  нам избу; не могу я к ней сейчас же опять идти: ведь она, пожалуй,  может  и разгневаться". - "Да ступай же! - сказала жена. - Она все это может сделать и сделает охотно. Ступай!"

Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

У рыбака куда как тяжело было на сердце, он и идти не хотел; он  сказал самому себе: "Этак делать не следует!" - и под конец все же пошел.

            -----------------------------

Когда он пришел к морю, море изрядно потемнело и стало иссиня-серым и не было уже таким светлым и зеленоватым, как прежде, однако  же  еще  не волновалось. Тогда он подошел и сказал:

Вот пошел он к синему морю,
(Помутилось синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку, …

Рыба, рыбка, рыбинка,

                           ………………………

Ты, морская камбала!

                        ……………………..

С просьбою к тебе жена

                         …………………….

Против воли шлет меня!

                     ……………………………….

"Ну, чего еще она хочет?" - спросила камбала. "Да вот, - сказал рыбак не без смущения, - она хочет жить в большом каменном замке". - "Ступай к ней, вон она стоит перед дверьми", - сказала камбала.

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».

Повернул  рыбак  к дому, стал подходить - и видит перед собою большой  каменный  дворец,  а жена его стоит на крыльце и собирается войти во дворец; и взяла  его  за руку и сказала: "Войдем со мною вместе".

Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.

Вошли и видят, что полы все в замке  выстланы  мраморными  плитами  и везде множество слуг, которые отворяли перед ними двери настежь; и  стены-то все блестели, обитые  прекрасными  обоями,  а  в  покоях  везде  и стулья, и столы золоченые, и хрустальные люстры спускаются с потолка,  и всюду ковры разостланы; всюду столы ломятся от яств и самых лучших  вин.

                ……………………………

 А позади замка большой двор с конюшнею и коровником; и экипажи в  сараях стоят самые лучшие. Был там сверх того большой и прекрасный сад с красивейшими цветами и плодовыми деревьями, и парк тянулся, по крайней  мере, на полмили от замка, полный оленей, диких коз и зайцев,  и  всего,  чего душа пожелает.

                    ----------------------------

"Ну-ка, - сказала довольная жена, - разве все это не прекрасно?" - "О да! - сказал рыбак. - На этом мы и остановимся, и станем жить в этом чудесном замке; теперь у нас всего вдоволь". - "А вот посмотрим да подумаем", - сказала жена. С этим они и спать легли.

                  ------------------------

На другое утро жена проснулась первая, когда уж совсем рассвело, и из своей постели стала осматривать благодатную страну, которая простиралась кругом замка.

                 -------------------------------

Муж все еще спал и не шевелился, и она, толкнув  его  локтем  в  бок, сказала: "Муженек, вставай да глянь-ка в окошко. Надумалось мне - отчего бы нам не быть королем да королевой над всею этою страною?  Сходи  ты  к рыбине, скажи, что хотим быть королями". - "Ах, матушка, - сказал рыбак, - ну, как это мы будем король да  королева?  Я  никак  не  могу  королем быть!"

«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

- "Ну, коли ты не можешь быть королем, так я могу быть королевой.  Ступай к рыбине, скажи, что хочу быть королевой". - "Ах, жена! Ну, где ж тебе быть королевой? Я этого ей и сказать не посмею!" - "А почему бы  не сказать? - крикнула жена. - Сейчас же ступай - я должна быть королевой!"

                --------------------------------

Пошел рыбак от жены и был очень смущен тем, что его жена задумала попасть в королевы. "Не следовало бы так-то, не следовало бы!" -  думал  он про себя. И не хотел идти к морю, однако пошел-таки. И  когда  пришел  к морю, море было свинцово-серое и волновалось, и  воды  его  были  мутны.

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)

Стал он на берегу и сказал:

Стал он кликать золотую рыбку.

Рыба, рыбка, рыбинка,

                     -------------------

Ты, морская камбала!

                     -----------------------

С просьбою к тебе жена

                    ----------------------

Против воли шлет меня!

                    ---------------------------

"Ну, чего там еще хотите?" - спросила камбала. "Ах, - сказал рыбак, - да ведь жена-то хочет королевой быть!" - "Ступай домой,  будет  по  воле ее", - сказала камбала.

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Пошел рыбак домой - и видит, что замок разросся и стал гораздо обширнее, и ворота у замка большие, красивые; а у входных дверей стоит  стража, и везде кругом много солдат с барабанами и трубами. Вошел во дворец, видит - везде мрамор да позолота, и бархат, и большие сундуки с золотом.

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчугиогрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.

Открылись перед ним настежь и двери залы, где весь двор был в  сборе,  и увидел он жену свою на высоком золотом троне с алмазами, в большой золотой короне, а в руках у нее скипетр из  чистого  золота  с  драгоценными камнями, а по обе стороны ее по шести девиц в ряд, одна другой красивее.

------------------------------

Стал он перед женою и сказал: "Ну, вот, женушка, ты теперь и  королевой стала!" - "Да, - сказала она, - я теперь королева!"

---------------------------------

Постоял он против нее, помялся, поглазел на нее и сказал: "А что, женушка, небось хорошо в королевах-то быть? Чай, теперь уж ничего не пожелаешь!" - "Нет, муженек, - сказала жена с тревогою, - соскучилась я быть королевой и не хочу больше. Поди, скажи рыбине, что я вот теперь королева, а хочу быть кайзером". - "Ах, женушка! Ну, на что тебе  быть  кайзером!" - "Муж! Ступай к рыбине: хочу быть кайзером!"

Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».



- "Ах, да нет же!  - отвечал рыбак. - Кайзером она не может тебя сделать, и я ей  об  этом  и слова замолвить не посмею; ведь королей-то много, а кайзер-то один!  Наверно знаю, что не может она тебя кайзером сделать - и не  может,  и  не может!"

Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».

- "Что такое? Я королева, а ты мой муж - и смеешь мне  перечить?  Сейчас пошел туда! Могла меня рыбина королевой сделать, сможет сделать и кайзером! Слышишь, хочу быть кайзером! Сейчас пошел к рыбине!"

Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».

Вот и должен он был пойти. И идучи к морю, он крепко тревожился и все думал про себя: "К плохому дело идет! Кайзером быть захотела  -  уж  это совсем бессовестно! Надоест она своей дурью рыбинке!"

-----------------------------

В этих думах подошел он к морю; а море-то совсем  почернело  и  вздулось, и ходили по нему пенистые волны, и ветер свистал так,  что  рыбаку было страшно. Стал он на берегу и сказал:

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.

Рыба, рыбка, рыбинка,

          ---------------------

Ты, морская камбала!

           ---------------------

С просьбою к тебе жена

---------------------

Против воли шлет меня!

Приплыла к нему рыбка, спросила:

"Ну, чего она еще хочет?" - сказала  камбала.  "Ах,  камбала-матушка!  Жена-то теперь кайзером быть хочет!" - "Ступай к ней, - сказала рыбка, - будет по ее воле".

«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Пошел рыбак домой - и видит перед собой громадный замок, весь из  полированного мрамора, с алебастровыми статуями и золочеными  украшениями.  Перед входом в замок маршируют солдаты, в трубы трубят и бьют в  барабаны; а внутри замка бароны и графы, и герцоги расхаживают вместо  прислуги: они перед ним и двери отперли (и двери-то  из  чистого  золота!).  

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.

И когда он вошел в залу, то увидел жену свою на троне  высоком-превысоком, из литого золота; на голове у нее золотая корона в  три  локтя  вышиной, вся усыпанная брильянтами и яхонтами; в одной руке у нее  скипетр,  а  в другой - держава; и по обе стороны трона стоят  в  два  ряда  стражники, один красивее другого, и выстроены по росту - от самого громадного  верзилы до самого маленького карлика, с мизинчик.

В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.

А перед троном стоят князья и герцоги.

-------------------------------

Стал перед женой муж и сказал: "Ну, женушка,  ты  теперь  кайзер?"  -

Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».

"Да, я теперь кайзер!" Посмотрел он на нее, полюбовался и  сказал:  "Небось, женушка, хорошо быть кайзером?" - "Ну, чего ты там стал? - сказала жена. - Я теперь кайзер, а хочу быть папой.  Ступай,  проси  рыбину".  - "Ах, женушка! Чего ты еще захотела? Папой ты быть не можешь:  папа  один на весь крещеный мир! Этого и рыбинка не может сделать". - "Муж! -  сказала она. - Я хочу быть папой! Сейчас ступай к  морю!  Сегодня  же  хочу быть папой!"

На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

- "Нет, женушка, этого не смею я сказать рыбине! Это и  нехорошо, да и слишком уж дерзко: папой не может тебя камбала сделать!"  - "Коли могла кайзером сделать, сможет и папой! - сказала жена.  -  Сейчас пошел к морю! Я кайзер, а ты - мой муж! Пойдешь или нет?" Перепугался он и пошел, и совсем упал духом; дрожал, как в лихорадке, и колени  у  него сами подгибались.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

Когда подошел он к морю, сильный ветер дул с моря, погоняя облака  на небе, и было сумрачно на западе: листья срывало с деревьев, а море плескалось и шумело, ударяясь о берег, и видны были на  нем  вдали  корабли, которые раскачивались и колыхались на волнах.

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.

Но все же на небе еще  был заметен клочок лазури, хоть и явно было, что с юга надвигается буря. Вышел он на берег, совсем перепуганный, и сказал:

Стал он кликать золотую рыбку.

Рыба, рыбка, рыбинка,

      -----------------------------

Ты, морская камбала!

            --------------------

С просьбою к тебе жена

--------------------

Против воли шлет меня!

              -----------------

"Ну, чего она еще хочет? - сказала камбала. "Ох, - проговорил  рыбак,

 Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»

хочет она папою быть!" - "Ступай к ней; будет по ее воле",  -  сказала камбала.

Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.

Позвал он раз, позвал другой, позвал третий... Но никто не выплыл на его зов из глубины вод, словно и не было в реке золотой рыбы. Долго ждал старик, потом вздохнул и домой поплелся.

Пошел он обратно и, когда пришел, то  увидел  перед  собою  громадную кирху, кругом обстроенную дворцами. Едва пробился он сквозь толпу  народа.

Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —…

А внутри кирхи все было освещено тысячами и тысячами свечей,  и  жена его в одежде из чистого золота сидела на высочайшем троне, а на голове уней были три большие золотые короны. Кругом ее толпилось  много  всякого духовенства, а по обе стороны трона стояли в два ряда свечи -  от  самой большой, толщиной с доброе бревно, до самой маленькой,  грошовой  свечурочки. А кайзеры и короли стояли перед ней на коленях и целовали ее туфлю.

"Женушка, - сказал рыбак, посмотревши на жену, - да ты, видно, папа?"

"Да, я теперь папа!"

Смотрел он, смотрел на нее, и казалось ему, что он смотрит на солнышко красное. Немного спустя и говорит он ей: "Ах, женушка, небось  хорошо тебе папой быть?" А она сидела перед ним прямо и неподвижно, словно  деревянная, и не двигалась, не трогалась с места.

И сказал  он:  "Женушка!  Ну, теперь, чай, довольна? Теперь ты папа и уж ничем  больше  не  можешь быть?" - "А вот еще подумаю", - сказала жена.

И затем они отправились спать; но она все еще не была довольна, и  ее алчность не давала ей уснуть, и все-то она думала, чем бы ей  еще  можно быть.

Муж, набегавшись за день, спал отлично и крепко, а жена, напротив того, совсем не могла заснуть и все ворочалась с боку на бок, и все придумывала, чего бы ей еще пожелать, и ничего придумать не могла.

А между тем дело шло к восходу солнца, и когда она увидала  зарю,  то пододвинулась к самому краю кровати и стала глядеть из окна на  восходящее солнце...

"А, - подумала она, - да разве же я не могу тоже повелевать и солнцу, и луне, чтобы они восходили?"

"Муж, а муж! - сказала она и толкнула его локтем под ребра.  -  Проснись! Ступай опять к рыбине и скажи, что я хочу быть самим Богом!"

Муж еще не совсем очнулся от сна,  однако  же  так  перепугался  этих слов, что с кровати свалился. Ему показалось, что он ослышался; он  стал протирать себе глаза и сказал: "Ах, женушка, что это ты такое  сказала?"

"Муженек, - сказала она, - я не могу повелеть ни  солнцу,  ни  месяцу, чтобы они восходили, да и видеть того не могу, как солнце и месяц восходят, и покойна ни на час не буду, пока не дано мне будет  самой  повелевать и солнцем, и месяцем!"

И так на него посмотрела, что его мороз по коже продрал.  "Сейчас  же ступай туда! Я хочу быть самим Богом!" - "Ах, женушка! - воскликнул  рыбак и пал перед нею на колени. - Да ведь этого камбала не может сделать!  Кайзером и папой она еще могла тебя сделать; так вот и прошу я тебя, образумься, останься папой!"

Тут она пришла в ярость, волосы у ней взъерошились на голове,  и  она крикнула во все горло: "Не смей со мною так говорить!  Не  смей!  Сейчас проваливай!"

Тогда он мигом собрался и побежал к морю, словно помешанный. А на море бушевала буря, да такая, что он еле на ногах держался: дома и деревья падали, и горы тряслись, и осколки скал, обрываясь, скатывались в  море, и небо было черным-черно, и гром гремел, и молния блистала, и волны  ходили по морю, похожие на горы, увенчанные белою пеною.

Выйдя  на  берег, он закричал во весь голос, и все же не мог расслышать  даже  собственных слов:

Рыба, рыбка, рыбинка,

Ты, морская камбала!

С просьбою к тебе жена

Против воли шлет меня!

"Ну, чего же еще она хочет?" - спросила камбала.  "Ах,  -  пролепетал он, - она хочет быть самим Господом Богом". - "Ступай же  к  ней  -  она опять сидит в своей лачуге".

Видит он : стоит на месте богатого дома ветхий шалаш и сидит в том шалаше его старуха. Сидит старуха и горько плачет. Посмотрел на нее старик и сказал: -Говорил я тебе : "Старуха не жадничай, потеряешь и то, что имеешь". Ты моих слов тогда не слушала! Так чего же теперь плакать?

Там они еще и по сегодня сидят да посиживают, на море синее  поглядывают.

Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Ш в предложениях, на основе сюжета « Приключения мышонка Шалуна».

Индивидуальное занятие для учащихся 1 класса по теме "Автоматизация звука Ш в предложениях,  на основе сюжета « Приключения мышонка Шалуна»....

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Жизнь сюжетов древних басен во времени (поэтическая басня

Жизнь сюжетов древних басен во времени (поэтическая басняИ.А.Крылова «Ворона и лисица»)...

Картины В.М.Васнецова на былинные сюжеты

Данная презентация может быть использована в курсе литературного чтения при изучении былин как визуальный ряд к уроку...

Мастер-класс "Конструирование сюжета проектной задачи"

Данная разработка познакомит с методикой конструирования элементарного сюжета проектной задачи в начальной школе....

Библейские сюжеты в мировой живописи

ОРКСЭ.  Основы мировых религий. Библейские сюжеты в мировой живописи...