Рассказы о животных Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Меретилова Юлия Сергеевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе   (УМК «Школа России»)

 

Тема

Рассказы о животных Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения.

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Житкова; учить видеть и понимать поступки героев; развивать умения работать с текстом; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Познакомятся с жизнью и творчеством Б.С.Житкова; научатся понимать поступки героев; будут развивать умения  работать с текстом; отвечать на вопросы, выполнять задания по пройденному материалу.

Личностные результаты

Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков, к собственным переживаниям и переживаниям других людей; проявлять уважение и любовь к животным;  проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение и мужество.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

Познавательные: оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Основные понятия и термины

Рассказ, герои произведения

Методы, формы работы

Фронтальная, индивидуальная, словесный, групповой, практический

Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация, учебник «литературное чтение» 3 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

 Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

Правила посадки

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

- По тропинке к вам школьной спешила.

  Любовалась, как жизнь хороша.

  Солнце ласково в небе сияло,

  И моя улыбалась душа.

– Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. И предлагаю наш урок начать с улыбки. Возьмите за руку своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и скажите: "Сегодня на уроке я желаю тебе...".

- Но прежде чем мы начнём работу, давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник «Литературное чтение», пенал и дневник.

- Так же не забываем, что сидеть вы должны ровно, спинки держать прямо, руки лежат на партах, ножки стоят на полу.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Речевая разминка

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению.

Упр. в отработке дыхания (стоя)

Упр. «Одуванчик»

- Ребята, представьте, что гуляя на улице вы нашли одуванчик и захотели сдуть с него все его зонтики. Давайте попробуем все вместе сдуть с одуванчика его зонтики. На счёт «раз, два» - делаем глубокий вдох, на «три, четыре» - выдох, таким образом мы с вами постараемся сдуть все зонтики. (Слайд 1)

- Давайте посмотрим на одуванчик, с которого мы будем сдувать зонтики (Слайд 2)

- Начинаем! И раз, два (вдох) три, четыре (задуваем)

- Посмотрите, ребята, у нас не получилось сдуть сразу все зонтики. Но ничего мы попробуем ещё раз! И раз, два, три, четыре.

- Ребята, к сожалению, и в этот раз у нас не получилось сдуть сразу все зонтики. Но ничего мы попробуем ещё раз! И раз, два, три, четыре.

- Ребята, посмотрите, мы сдули с одуванчика все его зонтики!

- А сейчас восстанавливаем дыхание.

- Присаживайтесь на свои места.

Проводит дыхательную разминку. Показывает детям правила упражнения в отработке дыхания

Повторяют за учителем, выполняют упражнения в отработке дыхания

Упр. в отработке дикции (чтение скороговорки)

- Продолжим работу по подготовке к чтению, поработаем со скороговоркой.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты что не спишь, шуршишь?»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише.» (Слайд 3)

- О ком эта скороговорка? (О мыше и мышонке)

- Какой звук повторяется чаще всего? (звук [ш])

- Прочитайте скороговорку выразительно.

- Прочитайте скороговорку медленно, прочитайте увеличивая темп чтения, прочитайте быстро.

-Прочитайте так, как читаются скороговорки-быстро, не пропуская не одного слова, проговаривая каждый звук

- Ребята, в чем заключается сложность произнесения скороговорок? (В данной скороговорке всё время повторяется один звук, очень сложно быстро прочитать скороговорку и не пропустить ни одного звука)

-Итак, мы с вами подготовились к чтению.

Ставит учебную задачу, следит за правильностью выполнения задания, даёт указания на чтение скороговорки

Читают скороговорку с различной интонацией и темпом, отвечают на вопросы учителя

III. Проверка домашнего задания

Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

- Домашним заданием у вас было подготовить иллюстрацию к произведению «Мышонок Пик»

- Кто готов выйти к доске и рассказать какой эпизод изобразил на иллюстрации?

Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществления.

Отвечают на вопросы учителя, повторяют домашнее задание

IV. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока

-Ребята, а сейчас посмотрите за окно. Вы заметили, какой там холодный и пронизывающий ветер?

- На перемене ветер пробрался к нам в кабинет и перепутал все буквы на доске.

- Давайте составим слова, которые  изначально были на доске.

- Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.

- Какое слово получилось?

Бьназоеяк (обезьянка)

- Правильно.

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися задач, учебно – познавательной деятельности.

Воспринимают учебную задачу учителя, мысленно входят в тему урока, предугадывают содержание стихотворения

Определение темы и задач урока

- Ребята, как вы думаете, как называется произведение, которое мы будем сегодня изучать? (Про обезьянку). 

- Верно, ребята, сегодня мы познакомимся с произведением Б.С. Житкова, которое называется «Про обезьянку».

- Какие задачи поставим перед собой? (Познакомиться с произведением «Про обезьянку»; узнать об авторе)

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

V. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала.

Подготовка к восприятию произведения Б.С.Житкова «Про обезьянку»

-Ребята, откройте учебник на странице 83-ей.

- Ребята, кто же мне скажет, кто такая обезьянка? (Это животное)

-Верно, а что вы знаете об этом животном?

- А как вы думаете, о чём пойдёт речь в данном произведении? (б обезьянке)

-А вот что случилось в данном произведении, мы узнаем после знакомства с биографией поэта

Организует учебную деятельность  перед восприятием рассказа

Объясняют смысл названия, предугадывают содержание

Знакомство с автором  (на основе презентации)

- Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.

- Борис Степанович Житков был одним из родоначальников современной литературы для детей. Писал Житков только о том, что видел сам, что сам хорошо знал, чем ему приходилось заниматься. А знал он десятки ремёсел. Писатель Константин Федин считал Бориса Степановича Житкова мастером. Но не только потому, что тот многое умел делать руками, а ещё и потому, «что у него можно научиться письму; он писал, как никто другой, и в его книгу входишь, как ученик – в мастерскую». Каждый его рассказ, каждая книга – это опыт, поиск.

- Борис Степанович Житков написал очень много произведений для детей. Среди них: «Рассказы о животных», «Что я видел» и «Что бывало».

- Вы только посмотрите в каких красочных и ярких книгах печатаются рассказы Б.С.Житкова.

- Итак

Организует первичное знакомство с биографией автора. Задаёт вопросы

Слушают, воспринимают информацию, отвечают на вопросы; усваивают новые знания о поэте.

 Первичное восприятие произведения Б.Житкова «Про обезьянку»

-Послушайте внимательно рассказ.

-После прослушивания приготовьтесь ответить на вопрос:

О ком или о чём говорится в произведении?

Читает выразительно, организует внимание учащихся

Слушают, воспринимают произведение  в соответствии с целевой установкой

 Проверка первичного восприятия произведения Б.Житкова «Про обезьянку»

- Понравилось вам данное произведение?

- О ком говорится в произведении? (Об обезьянке)

- Какое настроение создаёт это произведение? (весёлое, поучительное)

- Что случилось с героем?

- Чем закончилось данное произведение?

Выявляет  уровень эмоционального воздействия на слушателей, понимание образной структуры произведения

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями об услышанном, определяют тему произведения

Повторное чтение и анализ произведения  «Про обезьянку»

(под руководством учителя)

- Ребята, а сейчас мы прочитаем ещё раз это произведение. Читаем по цепочке, пока я не остановлю. Слушайте внимательно, чтобы потом продолжить чтение и ответить на мои вопросы.

- Как встретили обезьянку в семье мальчика?

- Прочитайте, как Яшка провёл вечер в новой семье.

- Кто решил оставить Яшку на ночь? (Его решили привязать за жилет к кровати)

- Как ловили Яшку?

- Где переночевал Яшка? (Он спал в кровати мальчика, а тот даже не знал об этом. Видимо, он замёрз ночью на полу, вот и забрался под одеяло)

- Что мальчик сделал, когда пошёл в школу? (Он привязал Яшку к двери)

- А почему он это сделал, как вы думаете? (Оставшись один, он мог наделать много бед в квартире)

- Что означает выражение «отец поймал и отдул Яшку»? (Он его наказал)

- Расскажите, как Яшка вел себя с наступлением зимы. (Когда началась настоящая зима, Яшка стал грустным. Он постоянно мёрз. Мордочка у Яшки стала печальная, обвисшая, он повизгивал и жался к мальчику. Так мальчик и носил его на себе)

- Расскажите, пользуясь текстом, как Яшка примирился с отцом. (Дети пересказывают отрывок о конфетах, которые отец дал Яшке)

- Что Яшка делал, когда хотел понравиться? (Он становился очень ласковым, залезал на плечи и начинал в голове искать. Это значит, что он вас уж очень любит)

- Что начинал искать в голове Яшка? (Обезьянки так делают, они друг у другу ищут в шерсти блох. У людей, конечно, ничего не было. Но Яшка так демонстрировал свою любовь)

- Найдите в тексте и прочитайте выразительно отрывок о даме, которая приходила в гости (с.91-92 до слов «И вот настала весна»)

Формулирует учебную задачу, побуждает учащихся к вдумчивому чтению, организует  аналитическую и синтетическую работу по тексту,

организует выборочное чтение, обобщает и дополняет ответы учащихся.

Читают рассказ, отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, объясняют мотивы поведения героев, находят слова, характеризующие героев произведения, формулируют выводы.

Первичные выводы об идейно-тематическом своеобразии произведения

- Каждый писатель пишет своё произведение ради чего-то. Он хочет научить читателей чему-то. Давайте выясним, чему хотел научить Б.С.Житков своих читателей?

- Это произведение учит нас тому, что нужно любить животных и любоваться их проказами.

- Главный смысл рассказа «Про обезьянку» состоит в том, заводя домашних животных, следует думать о том, что они могут иметь свои привычки и могут причинить много неудобств.

Проясняет авторское отношение к изображаемому, подводит к пониманию идеи произведения.

Отвечают на вопросы учителя, объясняют мотивы поведения героев, определяют идею произведения.

ФИЗМИНУТКА

- Давайте немного отдохнём, встаньте из-за своих рабочих мест.

Очень ловко скачут зайки-

Раз, два, три, раз, два, три,

Скачут, скачут на лужайке-

Посмотри, посмотри!

Вот присели, встали – сели,

Вправо – влево поглядели.

А потом они опять

Дружно начали скакать.

Вправо – влево поглядели

И за парты тихо сели.

Снимает утомляемость, предотвращает рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Осуществляют практику утомления, повторяя движения за учителем.

VI. Закрепление изученного

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы.

Работа с иллюстрацией

- Ребята, посмотрите на картинку на странице 85-ой.

- Кто на ней изображен? (Мальчики, Яшка и мама)

- Ребята, а как вы поняли, что это Яшка? (На картинке только одна обезьянка по кличке Яшка).

- Подходит ли иллюстрация к произведению, которое мы с вами сегодня читали? (Да)

- Ребята, какой момент рассказа изображён на картинке? (Когда Яшку принесли домой)

Организует работу по развитию речи, объясняет роль иллюстрации в понимании идеи произведения

Рассматривают иллюстрацию, словесно описывают происходящие действия, соотносят с текстом.

Выборочное чтение

- Ребята, сейчас мы с вами ещё раз  поработаем с текстом. Найдите в тексте на странице 88-89 эпизоды, в которых автор рассказывает о проделках обезьянки. (Читают отрывки о том, как Яшка скакал с ножом; как сидел и грелся у лампы; как обрывал цветы; как сбрасывал известку с лестницы на отца).

- Найдите в тексте фрагмент, в котором описывается, как Яшка примирился с отцом. (Читают отрывок, в котором отец даёт Яшке конфеты)

- Прочитайте выразительно отрывок о даме, которая приходила в гости (Дети читают отрывок на странице 91-92)

Создает учебную ситуацию, акцентирует внимание на особенностях чтения произведения, выполняет разметку текста,

Воспринимают задачу учителя,

VII. Итог урока

Цель: обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учебной деятельности.

Обобщающая беседа

-Какие задачи ставили в начале урока?( познакомиться с биографией Б.С.Житкова; прочитать рассказ «Про обезьянку»)

-Все ли задачи мы решили на этом уроке? (Да)

-С какими произведениями познакомились? («Про обезьянку»)

-Назовите автора произведения? (Б.С.Житков)

- Чему учит произведение? (Это произведение учит нас тому, что что нужно любить животных и любоваться их проказами)

Подводит учащихся к выводам по результатам работы на уроке, оценивает работу учащихся

Формулируют выводы , оценивают свои достижения в учебной деятельности

Домашнее задание

Стр.83-96 выразительно читать

Информирует учащихся о домашнем задании

Запоминают содержание домашнего задания

 Рефлексия выставление оценок

Наш сегодняшний урок был посвящен в большей части работе над произведением «Про обезьянку», а сейчас подумайте, усвоили ли вы материал? Материал урока был полезен вам? Будете ли вы использовать знания полученные на уроке, в повседневной жизни? Если вы с уверенностью на данные вопросы можете ответить «ДА» тогда я предлагаю вам встать из-за парт, но если вам было скучно, вам этот урок был не полезен, тогда останьтесь сидеть на своих местах

Мобилизует учеников на рефлексию собственной работы на уроке

Анализируют работу на уроке, оценивают свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 3 кл. УМК «ШР». «Б. Житков «Про обезьянку. Герои произведения».

Цели деятельности учителя: продолжение работы над рассказом Б. С. Житкова «Про обезьянку»; формирование умений детей понимать глубину содержания произведения, видеть  и понимать посту...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема:Б.С.Жидков. «Про обезьянку». Герои произведения.УМК "Школа России".

Тема:Б.С.Жидков. «Про обезьянку». Герои произведения.Цели деятельности учителя: учить видеть  и понимать поступки героев;рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определени...