Конспект урока Тема: «Б. Житков Про обезьянку» урок 2
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Епанова Дарья Вячеславовна

Для учащихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturonoe_chtenie_3.03.15.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 3.03.15        Учитель: Бисимбева Г.У.

Школа: Бородиновская МОУ СОШ        Студент: Епанова Дарья

Класс: 3        Группа: 45

Кабинет: №2

        Тема: «Б.С. Житков Про обезьянку»

Цели деятельности учителя:

- продолжать знакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова;

- расширять кругозор учащихся;

- учить детей гуманному отношению к животным;

- работать над развитием мышления, речи учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера;

Личностные: прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных; использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

Оборудование: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – «Просвящение», 2013. – 223 с.,

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивационный

Наглядн.: цитата на доске

Пракчтич.: чтениеи объяснение значения

8.30.

8.32

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите на цитату, которую вы видите на доске:

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский) (слайд№1)

- Как вы понимаете это высказывание? (мнения детей).

- Сегодня мы будем с вами продолжать читать. Я желаю вам хорошего настроения и ясных мыслей.

Приветствовать;

Читать цитату;

Объяснять её значение;

К: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения;

2

Постановка учебной задачи

Практич.: Речевая разминка хоровое чтение

Словесн.: ответы на вопросы;

8.32.

8.35

-Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку. На доске вы видите стихотворение:

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя. (слайд№2)

- О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень...)

- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает)

- Прочитайте медленно

- Прочитайте быстро,

- Прочитайте с радостью, гордостью.

- Прочитайте выразительно.

- Ребята, давайте вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Про обезьянку»). Кто автор этого произведения? (Б.  Житков). Мы прочитали это произведение полностью? (нет). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (продолжать знакомиться с творчеством  Бориса Житкова.

- Какие цели поставим на урок? (прочитать рассказ, проанализировать его).

Читать с разной интонацией и темпом;

Отвечать на вопросы;

Опредлять тему урока;

Ставить цели урока;

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

3

Решение частных задач

Словесн.: слово о писателе

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: чтение по цепочке

8.35.

8.45.

8.45.

8.55.

- Ребята, а кто может рассказать об авторе? Что вы знаете о его творчестве? Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде;(слайд №3)

Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, Мать — пианистка.

Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.

Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей.

Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях.

А вот стать писателем Борис Житков не собирался.

Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу.

Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги. ( Слайд №4 – 9)

Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами

или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы.

С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося во время шторма парусного судна (рассказ «Шквал»), удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода («Компас»), привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой («Беспризорная кошка»). И таких правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» — животным Борис Житков рассказал нам много.

Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 г.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

- Ребята, а  Кто является главным героем рассказа? (Мальчик Юхименко и обезьянка Яшка).

- Давайте сейчас дочитаем это произведение до конца.

Слушать;

Воспринимать новую информацию о писателе и его творчестве;

Отвечать на вопросы;

Читать по цепочке;

П: расширение общего кругозора учащихся;

К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

Словарная работа

Наглядн.: значение слов

8.55.

9.00

- Ребята, какие сложные слова встретились вам в этом тексте? Давайте объясним их значение. (Слайд№ 10,11)

Работа со словами:

Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки.

Как нужно кушать, вести себя за столом?

Глядел, прищурясь... - покажите как это? Когда человек щурится?

( Когда устают глаза)

Чтобы наши глаза отдохнули, сделаем гимнастику для глаз «Филин».

Перо и чернила - раньше не было ручек и писали перьями , чернила( как краски) брали из баночки.( Показ картинки).

Вавилоны - кривые линии.

Обвисшая морда - (показ на картинке мордочки макаки)

За пазуху - под рубаху

Набрюшник под курткой – брюхо - это живот.

Заскреб (показ детьми).

Сконфузился - застеснялся.

Сатана - ругательное слово, в речи употреблять не надо.

Разбирать незнакомые сова;

Объяснять значение слов;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

Р: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

Словесн.: ответы на вопросы

9.00.

9.10

- Итак, ребята давайте проанализируем прочитанный рассказ.

- Каковы по размеру обезьянки- макаки?

- Опиши поведение этих животных.

- Как они живут в природе группами или в одиночку?

- Чем питаются?

- Понравилась ли вам рассказ?

- Что именно вам понравилось?

-От чьего имени ведётся рассказ?

- Как обезьянка оказалась у мальчика?

- Как звали обезьянку?

- Какие неприятности она приносила домочадцам?

- Как хозяева решили приручить обезьянку?

- Почему она так себя вела?

- Что произошло во время чаепития?

- Что мальчик сделал с Яшкой, когда ушел в школу?

- Как себя вел Яшка, когда мальчик делал уроки?

- Как чувствовал себя Яшка в зимнее время? Почему?

- Как разыгрывал мальчик своих друзей?

- Как Яшка вел себя при гостях?

- Почему невозможно стало держать Яшку в доме?

Отвечать на вопросы;

Анализировать содержание рассказа;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков 

4

Рефлексия.

Подведение итогов. 

9.10.

9.15.

С каким произведением мы продолжили  знакомиться? Кто его автор? Понравилось ли тебе это произведение? Что бы вам хотелось сделать после этого урока? - Хотелось бы вам иметь такую обезьянку?- Как вы думаете, справитесь ли вы с ней?

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль