Тема текста Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Меретилова Юлия Сергеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_teksta_e.i._charushin_strashnyy_rasskaz.docx46.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2  классе   (УМК «Школа России»

Тема

Тема текста Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с произведением Е.И. Чарушина; отрабатывать навыки выразительного чтения; произвести анализ данного произведения; способствовать развитию представлений о способах изображения персонажей, о роле изобразительных средств; формирование читательских и речевых умений.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Отрабатывать навык выразительного чтения; умения анализировать произведении; умение прогнозировать содержание произведения; уметь оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей по классу.

Уметь вести учебный диалог на уроке.

Личностные результаты

Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: применяют установленные правила в планировании способа решения, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: выбирают вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. 

Основные понятия и термины

Рассказ, герои рассказа, заголовок рассказа, сравнение героев рассказа, пересказ, авторское отношение к героям.

Методы, формы работы

Частично-поисковый, словесный, наглядный; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

Мультимедийная  презентация,  карточки, учебник Литературное чтение 2 кл, Часть 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

 Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте ребята!. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

-Присаживайтесь ребята.

Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Парта это не кровать

И на ней нельзя лежать

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

- Проверим вашу готовность к уроку, на партах у вас должны лежать учебники литературного чтения, дневник, пенал.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Речевая разминка

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению.

Упр. в отработке дыхания(стоя)

- Ребята, давайте проведем дыхательную гимнастику. Дыхательную гимнастику нужно выполнять стоя. Встаньте из-за своих рабочих мест.

-Представьте, что у вас в руках торт  с  тремя маленькими свечками. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

-Представьте, что перед вами большой именинный торт. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

-Молодцы!

- Восстанавливаем ровное дыхание, присаживайтесь.

Проводит дыхательную разминку. Показывает детям правила упражнения в отработке дыхания

Повторяют за учителем, выполняют упражнения в отработке дыхания

Упр. в отработке дикции

-Продолжим работу по подготовке к чтению, поработаем со скороговоркой.  (образцовое чтение учителя)

Говорил попугай попугаю:

Я тебя, попугай, попугаю.

Отвечает ему попугай:

Попугай, попугай, попугай.

-Как вы думаете, что это? (Скороговорка)

-А что такое скороговорка? (Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.)

Для чего нужны скороговорки? (Скороговорки развивают речь. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.)

- О ком эта скороговорка? ( О попугаях)

- Какой звук повторяется чаще всего? (звук [п],)

- Прочитайте скороговорку выразительно.

- Прочитайте с интонацией удивления. (читает учитель, потом повторяют дети)

- Прочитайте с интонацией восхищения. (читает учитель, потом повторяют дети)

- Прочитайте скороговорку медленно. (читает учитель, потом повторяют дети)

- Прочитайте, увеличивая темп чтения, прочитайте быстро.

-Прочитайте так, как читаются скороговорки-быстро, не пропуская не одного слова, проговаривая каждый звук.

- Ребята, в чем заключается сложность произнесения скороговорок? (Нужно произносить все звуки и не пропускать слова)

-Итак, мы с вами подготовились к чтению.

Ставит учебную задачу, следит за правильностью выполнения задания, даёт указания на чтение скороговорки

Ставит учебную задачу, следит за правильностью выполнения задания, даёт указания на чтение скороговорки

III. Проверка домашнего задания

Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

Пересказ рассказа по плану М.Пришвин “Ребята и утята”

-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М.Пришвин “Ребята и утята”).
- Вам нужно было подготовить пересказ, перескажите по плану.

(восстановить деформированный план к рассказу).

1.Утка повела утят к озеру.

2.Ребята ловили утят.

3.Приказ взрослого.

4.Семья продолжает путешествие

- Что полезного вы взяли из этого рассказа?( нельзя обижать животных.)

Молодцы ребята, вы хорошо подготовили домашнее задание, оценки. (выставление оценок с комментированием)

Выявляет пробелы, обобщает, выставляет оценки

Выполняют целевую установку учителя, пересказывают сказку.

IV. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока

 Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы?(писатель)

- А как называют человека, который пишет картины?(художник)

- Может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

- Чтобы узнать, автора произведения  вам нужно, разгадать ребус.

-У вас на столах лежат карточки с буквами, посмотрите  очень внимательно и попробуйте найти неповторяющиеся буквы.

-Назовите, что у вас получилось? Проверим. Сл.3                                                                          

-Какая фамилия у вас получилась? (Чарушин)

- Изучая природу, Евгений Чарушин пытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти и краски. 

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию

Ставят задачи перед собой, которые должны осуществить на уроке.

Определение темы и задач урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из рассказов Е.И. Чарушина.

Перед вами таблица. В левом столбике названия литературных произведений, в правом – фамилии авторов. Соедините  линией фамилию автора с произведением.

В. Бианки

 

«Двенадцать месяцев»

Д. Мамин-Сибиряк

«Мышонок Пик»

Е. Чарушин

 

«Аленушкины сказки»

С. Маршак

 

 

- Что вы успели заметить? (Не хватает одного произведения)

-Какому автору? (Чарушину)

-Название рассказа вы узнаете на стр. 97

-Прочитайте, как называется этот рассказ. (Страшный рассказ)

-Запишите в свои таблицы название этого произведения.

-Как вы думаете, почему автор дал такое название своему произведению? ответы учащихся)

-А вас когда-нибудь охватывало чувство страха?(ответы учащихся)

-Что вас напугало? ответы учащихся)

-Хотите узнать, что напугало героев этого произведения? ответы учащихся)

-Какие задачи поставим на наш урок?

-(познакомимся с автором, прочитаем его произведение, поразмышляем над прочитанным, будем выразительно читать, находить ответы на заданные вопросы, составим план произведения)

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

V. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала.

Подготовка к восприятию Знакомство с автором рассказ о Е.И. Чарушине (на основе презентации)

Родился на Урале в семье архитектора.  Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства.  В основном зверей и птиц.  Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густонаселён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк - кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица - чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка – это был пес о трех лапах. Маленький Женя часто рассказывал ему о своих переживаниях. Любимым чтением Жени были книги о животных, в основном энциклопедии. После окончания средней школы. Чарушин был направлен на службу в красную армию. После службы Чарушин стал художником анималистом (художник, который рисует животных). Писать рассказы о животных Чарушину давалось нелегко. Он больше любил иллюстрировать чужие произведения, например произведения С.Я. Маршака. За все свои успехи в жизни, Чарушин был благодарен своим родителям. Именно они привили ему любовь к природе и родному краю. Мир животных посреди первозданной природы - его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

-Кого в основном рисовал Е.Чарушин?(зверей и птиц)

-Что любил читать Е.Чарушин? книги о животных )

-Кто прививал любовь к природе и родному краю?(родители)

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий

Анализируют полученную информацию. Знакомятся с биографическими сведениями автора.

Первичное восприятие текста

-Сейчас я вам прочитаю рассказ Е.Чарушина, а вы внимательно послушайте и скажите, почему он называется «Страшный рассказ»?

Дает целевую установку перед прослушиванием рассказа.

Слушают рассказ. Во время прослушивания размышляют над ним.

Проверка первичного восприятия

- Назовите главных героев рассказа «Страшные рассказы»? (Петя, Шура)

-О чем говориться в рассказе?(ответы учащихся)

-Понравился вам этот рассказ? (ответы учащихся)

-Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? (ответы учащихся)

-Какой эпизод из рассказа вам понравился больше всего и почему?( ответы учащихся)

Задает вопросы по прослушанному стихотворению. Обобщает ответы детей.

Отвечают на вопросы учителя. Передают свои впечатления по прослушанному стихотворению.

Словарная  работа

- Выясним значение трудных слов, которые встречаются в этом произведении.

СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах

НЕГРОМКО – тихо

СТЕМНЕЛО – наступил вечер

ШЛЁПАЕТ – топает

ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой

- Давайте объясним значение каждого слова. Что нам может помочь в этой работе?

Дает значение трудных слов, которые встречаются в рассказе.

Читают значение трудных слов, запоминают их.

Повторное чтение и анализ произведения

(под руководством учителя)

-Прочитаем рассказ еще раз. Мы будем останавливаться во время чтения и обсуждать прочитанное. (Читают по частям под руководством учителя)

-Как вы думаете, на сколько частей можно разделить данный рассказ? (4)

-Почему 4 части? ( т.к. говорится о 4 событиях)

1. Одни дома.
2. Очень страшно.
3. Неожиданная находка.
4. Ёжик остался на даче.

-Кто-нибудь из вас оставался дома один? Вижу, вам знакомо это
состояние. 
-Что делали мальчики, когда остались одни? Прочитаем об этом во 2
абзаце на с. 97. 
-Как это характеризует мальчиков? (самостоятельные, послушные,
соблюдают режим дня)
-Выберите из прочитанных 2х абзацев опорное слово для плана
(ОДНИ)
-Это слово будет первым опорным словом в нашем плане. Опорные
слова помогут нам составить план рассказа. 
-Что произошло дальше? (Они испугались непонятных звуков)
-Прочитаем по ролям этот отрывок. (стр. 97-98 учебника от слов
«Шура и говорит со своей кровати:…» до слов «…Они сюда не
придут,  отвечает Петя»)
-Почему мальчики испугались? (было темно, звуки были незнакомые)
-Можно ли осуждать мальчиков за трусость? (нет, испугаться может
каждый, ничего постыдного в этом нет) 
-Почему же мальчики испугались? (было темно, звуки были
незнакомые)
-Можно ли осуждать мальчиков за трусость? (нет, испугаться может
каждый, ничего постыдного в этом нет)
-Кем приходились друг другу мальчики? (они были братьями)
-Как мальчики вели себя во время страха. Как они реагировали на эти
незнакомые звуки? (Они по-братски подбадривали друг друга, что им
не страшно, они не смеялись, не дразнились, не плакали, а рассуждали,
не кричали, а притихли)
-Как вы думаете, какое одно основное слово, может охарактеризовать
основную мысль прочитанного отрывка? (СТРАШНО)
-Чем закончились эти страшные минуты для ребят? (пришли родители
и ребята рассказали им всё)
-Кто же пугал мальчиков? (ёж)
-Выберите и зачитайте, как вёл себя ёжик? (с. 98 «Пробежал и
свернулся в углу шариком») 
-Как вы думаете, какие чувства испытывал ёжик в тот момент?
-Как ёж оказался в домике? (дом стоял у леса, ёж «из леса забрался в
дом»)
Давайте подберём слово, которое может охарактеризовать этот 
отрывок? (НАХОДКА)
-Как люди поступили с животным? (угостили его молоком и мясом)
-Боялись ли мальчики потом тех же самых звуков? Почему? (не
боялись, так как все знали, кто топает ночами)
-Если посмотреть на найденные нами опорные слова, то хочется
подобрать ещё одно опорное слово, чтобы закончить данный рассказ. 
-Как вы думаете, что это будет за слово, подводящее итог?
(ОСТАЛСЯ)
– Почему ёжик не ушёл, а остался жить с людьми всё лето? (Ребята и
взрослые хорошо относились к животному, поэтому он не ушёл в лес,
а остался жить в домике людей)
-Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город? (нет)
-А как бы поступили вы? (Нельзя брать домой диких животных.)
-Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен их дом  лес. Только раненых зверей могут взять взрослые, чтобы помочь

им, но потом их нужно обязательно отпустить.
-Можно ли на самом деле считать рассказ страшным? (нет, скорее
интригующий) 

Дает целевую установку перед прочтением каждой части.

Анализируют и читают каждую часть рассказа.

ФИЗМИНУТКА

-Настало время отдохнуть,  встаньте со своих рабочих мест.

Мы сейчас потопаем.

Ручками похлопаем.

Раз присядем, быстро встанем.

Улыбнемся, тихо сядем,

И работу продолжаем.

Осуществляет профилактику утомления.

Повторяют движения за учителем.

VI. Закрепление изученного материала

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы.

Тестовая работа с самопроверкой.

- Сейчас проверим, внимательно ли вы прослушали рассказ.  У каждого на столе лежит тестовая карточка. Прочитайте внимательно вопрос и выберите правильный ответ.

Сл.7 (проверка теста)

Дает целевую установку.

Самостоятельно выполняют тестовую работу.

Обобщающая беседа,

-О чем заставил задуматься автор произведения?

-Чему можно поучиться у автора (у героя)

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, с творчеством какого автора мы сегодня познакомились?( Е. Чарушина)

-С каким произведением Е.Чарушина мы познакомились на уроке? (Страшные  рассказы)

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока.

Соотносят цель учебной  деятельности и её результаты, намечают дальнейшие цели деятельности.

VII. Итог урока

Цель: обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учебной деятельности.

Домашнее задание

(дифференцированное)

-Домашним заданием для вас будет чтение и пересказ рассказа  «Страшные рассказы» , стр. 136-138 

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/з

Усваивают необходимые и достаточные условия для успешного выполнения д/з в соответствии с уровнем своего развития

Рефлексия  (Оценочный лист), выставление оценок

- Ребята, все сегодня хорошо работали на уроке.

-На доске перед вами предложения, которые нужно дополнить до конца.

1.     Сегодня я узнал…

2.     Я приобрел…

3.     Было трудно…

4.     Я выполнял задания…

5.     Я понял, что…

6.     Теперь я могу…

Спасибо за работу, с вами было приятно работать!

-Урок окончен! До свидания!

Мобилизует учащихся на рефлексию

Рефлексия способов и условий действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2-м классе.Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».

Этот урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)....

урок литературного чтения во 2 классе на тему Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

Данный урок был разработан для участия в конкурсе "Учитель года 2010". К нему прилагается и презентация....

Проект урока по теме: «Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет». По произведению Е.И.Чарушина «Страшный рассказ». (Предмет: Литературное чтение. Урок слушания.)

Данный урок  учит  слушать и слышать художественное слово, формирует читательские умения у начинающего читателя.Урок поможет учителям успешно решать основные задачи уроков слушания: уч...

Урок с использованием интерактивных средств обучения. Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ» (2 класс) УМК "Школа России"

Тема  урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»   УМКШкола РоссииПредметЛитературное чтениеУчебно-методическое обеспечениеКлимановаЛ.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., учебн...

Урок с использованием интерактивных средств обучения. Приложение. Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ» (2 класс) УМК "Школа России"

Тема  урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»   УМКШкола РоссииПредметЛитературное чтениеУчебно-методическое обеспечениеКлимановаЛ.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.,...

Презентация к уроку литературного чтения. Тема Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

В презентации представлены основные этапы работы над литературным произведением....

Урок литературного чтения 2 класс. Тема : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

Тема: Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ». Цель урока: ознакомить с творчеством и произведением Е.И. Чарушина «Страшный рассказ» Задачи урока: Продолжить работу над совершенствованием н...