Конспект урока по литературному чтению в 1 классе в технологии продуктивного чтения "Сергей Михалков. Мой щенок".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Касьянова Ольга Николаевна

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе в технологии продуктивного чтения "Сергей Михалков. Мой щенок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moj_schenok.docx296.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: С.Михалков. "Мой щенок"

Цели:

  1. Познакомить учеников с произведением С.Михалкова “Мой щенок”.
  2. Помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям.

Обучать самостоятельной работе с текстом.

  1. Развивать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.
  2. Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к животным.

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор, ПК, презентация, карточки с заданиями, портрет С.В.Михалкова, название произведения, иллюстрация щенка, напечатанные слова и предложения для работы над беглостью чтения, иллюстрации к стихотворению.

Этапы урока

Ход урока

УУД

1.Организационный момент.

2.Работа с текстом до чтения.

3. Работа с текстом во время чтения

- Прозвенел звонок на наш урок литературного чтения. Чтобы урок был интересным, познавательным, что надо делать?

- Быть активными и не боятся выражать свои мысли.

 1)Речевая разминка

- С чего начинаем урок литературного чтения? Почему?

1) - Чтобы наша дикция была четкой, научимся произносить скороговорку:

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

2) - Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложения, выделяя голосом выделенное слово:

Я люблю играть с щенком.

Я люблю играть с щенком.

Я люблю играть с щенком.

Я люблю играть с щенком.

3)Актуализация знаний

- Готовясь к нашему уроку, я вспомнила слова из повести «Маленький принц», которую написал Антуан де сент-Экзюпери:

- Внимательно прочитайте слова. Подумайте над их смыслом. Что они означают?

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Как вы думаете, почему это высказывание я предлагаю взять эпиграфом к уроку?

- Мы вернёмся к нему в конце урока. Я думаю, позже вы сможете объяснить, почему я взяла именно эти слова.

- У кого из вас дома есть питомцы?

- За что вы их любите?

- Посмотрите, какие вы приготовили рисунки, на которых изобразили своих любимых животных. Сразу видно, что вы их любите.

- Предположите о ком будем говорить на уроке?

3)Постановка темы, цели урока

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством писателя Сергея Владимировича Михалкова.

Сергей Михалков сочинил замечательное стихотворение.

- Прочитайте название этого стихотворения.

- Какова же тема урока?

- Какие задачи мы сегодня на уроке будем решать?

Продолжите предложения:

Мы познакомимся с… (с  произведениемС.В.Михалкова «Мой щенок».)

Мы научимся… (выражать  своё отношение к происходящим   событиям,  самостоятельно работать с текстом.)

Мы будем учиться… (выразительно и бегло читать, давать характеристику героям) 

4)Антиципация

- Откройте учебники.   Рассмотрите иллюстрацию на стр. 35.

- Что вы можете сказать о девочке? (Грустит)

- А вы можете сказать, почему она грустит?

- Давайте предположим с вами, что случилось.

Поработайте в группах. На ваших столах листочки щдля нашего дерева предсказаний, напишите на них, свои предположения.

 (Работа с деревом предсказаний).

- Что нужно сделать, чтобы узнать точно, что произошло? (Чтобы узнать, надо прочитать стихотворение).

 1)Первичное чтение и восприятие

- Сейчас мы узнаем, кто был прав, познакомившись с произведением. 

- Произведение прочитает нам сам автор (аудиозапись).

- А что должны делать ученики? (следить по учебнику, слушать)

 

- Какие чувства вызвало это стихотворение?

- Почему же девочка грустила?

- Как вы думаете, почему эта история произошла со щенком и девочкой?

- Предлагаю ещё раз прочитать произведение, провести диалог с автором и ответить на этот вопрос.

2)Перечитывание текста

Чтение за лидером.(Первая часть)

- Что значит «сбилась с ног»? ( После первой строчки.)

 

- Что можете сказать о девочке? Какая она?

 Девочка

  • Добрая
  • Ответственная
  • Заботливая
  • Внимательная

Чтение по цепочке.(Вторая часть)

- Как вы понимаете «он увидел одеяло – покрываться нечем стало»?

- Что такое «кладовка»?

- Что такое «жбан»?

- Как вел себя щенок с самого утра? Какой он?

Щенок

  • Озорной
  • Глупый
  • Любопытный
  • Непослушный
  • Шаловливый

- Что нужно было сделать, чтобы щенок не убежал на улицу? (Закрывать входную дверь, всегда быть рядом, у щенка должно быть свое место)

Выборочное чтение. (Третья часть)

- Как чувствовала себя девочка, потерявшая щенка? Докажите словами из стихотворения.

- Что значит «горевала»?

Чтение «буксир». (Четвертая часть)

- Почему щенка называют «страшный зверь»?

- Почему таким вернулся щенок домой?

-Какой опасности подвергся щенок на улице?

Самостоятельное чтение «про себя». (Пятая часть)

- Как теперь ведет себя щенок?

- Что значит «лежит пластом»?

- Как девочка относится к своему щенку?


Физминутка.

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова.
Три – налево поворот.
И помчался до ворот.
Вдруг он встал, вздохнул и сел
И на всех вокруг глядел.

Показывают движения

3)Беседа по содержанию в целом

- Почему эта история произошла со щенком и девочкой?

- Кто прав, кто виноват?

- Да, ребята, животное не виновато, что оно появилось дома именно у вас, что ей достался хороший или плохой хозяин.

- Наверное, каждый из вас мечтает иметь такого друга. Но что необходимо понимать перед тем, как завести дома животное?

- Сергей Владимирович Михалков написал свое стихотворение «Мой щенок» не просто так, он хотел вас чему-то научить. Чему же хотел научить вас Михалков?

– А над чем заставило вас задуматься? (Понимать, какую ответственность будешь нести, взяв собаку к себе домой).

- Да, ребята, я с вами согласна. Любое маленькое существо требует заботы о нем, ласки и любви.

Л: умение настроиться на работу

Л: опора на свой жизненный опыт

Р:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Р: высказывать свои предположения

П:

1) выявлять сущность,особенности объектов;

2) на основе анализа объектов делать выводы;

3) обобщать и классифицировать по признакам;

4) ориентироваться на развороте учебника;

5) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Р:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

К:

1)развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4)умение работать в паре.

Л:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1)воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2)гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

К: умение слушать, построить ответ на вопрос

4.Работа с текстом после чтения.

5.Итог урока.

1)Творческое задание (составление картинного  плана, работа над выразительным чтением)

а) составление алгоритма работы

- Читая стихотворение, мы увидели, как одно действие сменяется другим. Чтобы лучше понять содержание стихотворения, мы разбили его на части. Продолжим работу над стихотворением в группах. Каждая группа будет работать со своей частью.

- Откройте конверт с заданием. Прочитайте.

Читает задание 1 ученик.

Прочитайте отрывок из произведения, выберите иллюстрацию к отрывку, определите название части, определите настроение, с которым надо читать отрывок.

- Составим алгоритм выполнения задания.

Ученики составляют алгоритм:

1. Прочитать отрывок.

2. Подобрать иллюстрацию.

3. Озаглавить отрывок.

4. Выбрать настроение.

б) работа в группах.

- А теперь приступаем к работе. Песочные часы покажут вам время работы.

- Если группа закончит работу, то покажите знак дружбы.

 В каждой группе своя карточка и 5иллюстраций. Работают самостоятельно.

(Свой ответ каждая группа формулирует по плану, который напечатан на карточке)

Мы озаглавили часть _______________

Читаем её ________________________

Выбрали картинку номер____________

в) Проверка работы групп

-Поднимите руки, чья группа работала с 1 частью.

Проверим вашу работу:

- Какой заголовок вы подобрали?

-Как вы озаглавили эту часть?

- С какой интонацией вы будете его читать?

- Какую картинку вы выбрали?

- В каком темпе будем читать эти строки?

Поднимите руки, чья группа работала со 2 частью.

Проверим вашу работу.

Поднимите руки, чья группа работала с 3 частью.

Проверим вашу работу.

Поднимите руки, чья группа работала с 4 частью.

 Проверим вашу работу

Поднимите руки, чья группа работала с 5 частью.

Проверим вашу работу.

-Составление картинного плана помогло нам раскрыть содержание стихотворения и найти нужную интонацию.

- А сейчас я предлагаю юным артистам выйти на сцену и выразительно прочитать стихотворение.

 Выходят дети от каждой группы. Читают выразительно свою часть текста.

- С каким стихотворением вы сегодня познакомились?

- Кто из героев вам понравился больше? Почему?

- Как вы думаете, каким человеком станет девочка, когда вырастет?

- Почему стихотворение назвали “Мой щенок”?

- Что главное хотел сказать автор в этом произведении?

Давайте еще раз вернемся к словам А.Д.Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Как вы их теперь понимаете?

П:

1) выявлять сущность, особенности объектов;

2) на основе анализа объектов делать выводы;

3) обобщать и классифицировать по признакам;

4) ориентироваться на развороте учебника;

5) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1)развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4)умение работать в группе.

К: умение слушать, построить ответ на вопрос, выразительное чтение

Л: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

Л: объяснить самому себе что получилось, а что нет.

Р: оценка своей деятельности на уроке.

III.Оценка результатов деятельности

- Вспомните, какие задачи ставили перед собой в начале урока. Достигли ли?

- Выберите и продолжите любое предложение, оцените свою работу на уроке:

- Сегодня на уроке я научился…

- Сегодня на уроке я понял….

- Сегодня на уроке мне понравилось …

- Сегодня на уроке я испытывал трудности, когда..

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Домашнее задание.

На выбор:

Придумать свою историю про щенка.

  • Выучить наизусть понравившуюся часть.
  • Рисунок к понравившемуся эпизоду.

Приложение 1.

Карточки для команд. 

Название части

Возвращение щенка.

Проказы щенка.

Щенок пропал.

Девочка страдает.

Девочка лечит щенка.

Интонация

С удивлением.

С грустью.

С нежностью и любовью

С тревогой.

Со страхом, а потом с чувством жалости.

Иллюстрация

hello_html_m212f948.png hello_html_m1ce24584.png hello_html_m1b14eb88.png hello_html_mf518f67.jpghello_html_m7a265212.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации. Презентация позволяет совершить путешествие по произведениям С. Михалкова. Учит ориентирова...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Сергей Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Сергей Михалков "Мой щенок"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. С использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий Тема: «Загадки»

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. С использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий. Тема: «Загадки» ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «...