Статья "Читательский дневник - помощник осознанного чтения."
статья по чтению (3 класс)

Кривоногова Наталья Николаевна

Читательский дневник - помощник осознанного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Читательский дневник - помощник осознанного чтения.

    «Надо знать книгу. Надо любить и верить в нее.

Надо выработать в себе уменье и практическую сноровку

работать при помощи книги».

Н.А. Рубакин 

                Современная жизнь сейчас наполнена различными интересными вещами, с точки зрения детей, это и планшет, сотовый телефон, компьютер, игровые приставки. Но в жизни детей совсем нет места книге. Дети уже с детского сада легко используют современные гаджеты, тратя все свое свободное время на игры. С приходом в школу интерес к книге минимален. Им достаточно учебника по литературному чтению. Прочитать какое-либо произведение, данное не на уроке, родителям приходится заставлять детей читать. Поэтому ведение читательского дневника в начальной школе является обязательным.

                    Под читательским дневником подразумевается тетрадь или блокнот со специальной структурой. Во время летних и других каникул ученики получают задания от учителя литературы — прочитать определенное количество книг по списку, который оглашается в классе. Уходя на каникулы, школьники не перестают учиться. Они продолжают получать основы школьной программы. А чтобы учитель смог после каникул их проконтролировать, все прочитанные за каникулы книги отмечаются в читательском дневнике.  

                    Главная цель ведения читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения записать свои выводы. Поэтому чтобы ученику было интересно и легко работать с читательским дневником, его можно составить в виде викторины. Смысл вопросов викторин в том, чтобы ученик смог вспомнить, каков сюжет произведения, интересные моменты из жизни героя, "незаметные" детали о которых говорит автор. Для ребенка такой читательский дневник может быть своего рода шпаргалкой.

                Также с помощью читательского дневника можно избавиться от затруднений при выполнении заданий, которые предложены во Всероссийских проверочных работах: Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.  Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение… Для того, чтобы ученик мог выполнять аналогичные задания, необходимо тренироваться. В этом  может  помочь читательский дневник. Необходимо составить вопросы в викторинах, которые способствовали бы развитию умений определять главную мысль произведения (не просто вопрос "о чем произведение?"), основное содержание текста и др.

      Примеры викторин к читательскому дневнику:

Л.Н.Толстой рассказ «Котенок»

 1. Произведение «Котенок» - это

  • Рассказ
  • Сказка
  • Стихотворение

2.Напиши, как звали брата и сестру___________________________________________________

3. Что обозначает слово амбар

  • Строение для хранения зерна, припасов, вещей или товаров.
  • Баня
  • Крытый загон для крупных домашних животных

4.Когда пропала кошка?   _______________________________

 5.Какого котенка оставили? Опиши его.________________________________________________________

6. Что означает число  5 в рассказе:

  • Количество рожденных котят
  • Количество собак охотника
  • Количество братьев и сестер

7. Кто спас котенка? И как? Напиши ____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Восстанови порядок пунктов плана:

  • Дети нашли кошку с котятами
  • Страшные собаки
  • Дети забыли котенка на дороге
  • Вася спасает котенка
  • Самый лучший котенок
  • У Кати и Васи пропала кошка

9. Какой была Катя? Выбери, подчеркни: хитрая, ловкая, трусливая, опасливая, смелая, маленькая

10. Каким был Вася? Выбери, подчеркни: храбрый, трусливый, смелый,  глупый, ответственный, злой.

11. Выбери главную мысль рассказа:

•        Человек, даже если он ещё маленький, должен нести ответственность за тех, кого приручил.

•        Тяга к учению должна быть у каждого человека, и даже самый маленький ребенок должен хотеть научиться чему-то новому.

12.  Напиши 2 пословицы к рассказу:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Л. Толстой рассказ «Слон»

1. Произведение «Слон» - это

  • Рассказ
  • Сказка
  • Стихотворение

2. Кто был хозяином слона?___________________________________________________

3. Индиец – это

  • Житель Индии
  • Крестьянин
  • Укротитель слонов

4.Выпиши второе предложение из рассказа___________________________________________________________

5. Каким был индиец? Выбери, подчеркни: злой, трудолюбивый, жестокий, жадный, хитрый, добрый.

6. Почему слон наступил на своего хозяина?___________________________________________________________

7. Каким был слон? Выбери, подчеркни: справедливый, добрый, жестокий, агрессивный, глупый, умный

8. Как поступила жена индийца?__________________________________________________________

9.Кто стал хозяином слона?_______________________________________________________________________

10. Какая пословица соответствует данному рассказу:

  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Любишь кататься – люби и саночки возить.

11. Закончи главную мысль данного рассказа

Если ты относишься к кому то плохо, несправедливо, то________________________________________________________________

                           Таким образом, ведение читательского дневника – весьма полезное и интересное занятие, которое положительно влияет на развитие ребенка. Дневник способствует развитию речи, умению работать с текстом, повышению темпа чтения, повышению качества чтения, развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование беглого осознанного чтения на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

В представленном материале можно ознакомиться с системой работы по формированию беглого осознанного чтения, пополнить свою методическую копилку упражнениями, способствующими достижению поставленной це...

Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения

В данной статье говорится о формировании навыков осознанного чтения на уроках чтения...

Дневник – помощник в саморазвитии школьника

Дневники 1 – 4-го кл. Образовательная система «Школа 2100» (материал взят с сайта http://school2100.com/)...

Читательский дневник - помощник и собеседник его владельца

Статья посвящена формированию  и становлению  грамотного читателя , у которого есть стойкая привычка к чтению и духовная потребность в нем.  Представленные материалы затрагивают педагог...

Презентация "Дневник помощник"

Данный материал будет полезен учителю 1 класса....