Читательский дневник - помощник и собеседник его владельца
статья по чтению

Красильникова Марина Николаевна

Статья посвящена формированию  и становлению  грамотного читателя , у которого есть стойкая привычка к чтению и духовная потребность в нем.  Представленные материалы затрагивают педагогическую проблему  развития  читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения. В данном материале находится информация о том, как организовать работу с читательским дневником. Читательский дневник – это инструмент, который поможет ребенку научиться работать с книгой.

Данная статья может быть полезна учителям начальной школы и родителям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема статьи: «Читательский дневник - помощник и собеседник его владельца»

Автор: Красильникова Марина Николаевна, учитель начальных классов

                                            Аннотация

       

Статья посвящена формированию  и становлению  грамотного читателя , у которого есть стойкая привычка к чтению и духовная потребность в нем.  Представленные материалы затрагивают педагогическую проблему  развития  читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения. В данном материале находится информация о том, как организовать работу с читательским дневником. Читательский дневник – это инструмент, который поможет ребенку научиться работать с книгой.

Данная статья может быть полезна учителям начальной школы и родителям.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию, и формируется грамотный читатель – человек, у которого есть стойкая привычка к чтению и духовная потребность в нем. На уроках русского языка и литературного чтения реализуются следующие сквозные  линии развития грамотных людей средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение приемам понимания, анализа текста;
  • овладение умениями, навыками, различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса « чтение и начальное литературное образование»:

  • овладение техникой чтения;
  • определение и объяснение своего эмоционально - оценочного отношение к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, писателях.

Для реализации данных линий развития используется программа и  учебно – методическицй комплекс «Перспектива». Настоящая программа предусматривает организацию самостоятельного  домашнего чтения детей, уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией,учебником, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают « в рамках книг для чтения»  другие рассказы или стихи авторов данного раздела. Или читают произведения  совсем других авторов, связанных тематически с темой раздела. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого раздела приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Внеклассное чтение - это  домашнее чтение и  чтение вне учебника. У  ребенка в начальной школе при изучении учебника «Литературное чтение» возникают определенные стереотипы и представления, ограниченные установленными в нем  рамками. Очень незначительны представления о мире книг  у ученика 1 – 2 класса. Существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг.  Поэтому внеклассное чтение нужно ребёнку для введения в мир книг, для  знакомства с ним.  Провести  связующую нить между необходимыми для взрослого и важными   для  ребенка вещами учитель может через внеклассное чтение.

Развитие читательской самостоятельности является одной из важнейших задач современного учебно-образовательного процесса, решить которую возможно в результате хорошо спланированного, целенаправленного процесса взаимодействия родителя – ученика - учителя. У каждого из перечисленных в цепочке участников учебного процесса своя роль, работа, но общая цель. Необходимо сформировать стойкий интерес к книгам как источнику знаний, желание и привычку читать. А вот задачи – разные. Для ребенка важно научиться находить «свои книги», то есть интересные для него. Задача родителей показать  личным примером свою любовь к чтению книг.

Для учителя достижение этой цели зависит от решения целого спектра взаимосвязанных задач:

  • систематически знакомить детей с широким кругом литературы, доступной для самостоятельного чтения;
  • учить ориентироваться в аппарате книги;
  • предполагать примерное содержание  книги  до чтения;
  • различать книги по существенным признакам (автор, серия, назначение и т.д.);
  • выбирать  книгу, используя библиографические средства;
  • учить читать книги,  размышляя над прочитанным;
  • использовать детскую литературу для воспитания ребёнка.

Все учебные задачи ученик, учитель, родители решают  на уроках внеклассного чтения и во внеурочное время. Ученику нужно работать  на уроке и делать домашние задания. Родителям нужно читать вместе с ребенком, по очереди. После прочтения следует обсудить, что понравилось в прочитанном произведении, привести примеры из книги. Потом предложить ребенку самому высказать его собственное мнение. Учителю нужно  продумать организацию уроков внеклассного чтения, чтобы справиться с поставленными задачами.

Сегодня школьникам приходится много читать, научиться  правильно  работать с книгой. Нужно прочитать все книги из длинного  списка литературы,   проанализировать  книгу,  героев, события, и правильно запомнить.

Без системного подхода тут никак не обойтись. На помощь детям и их родителям приходит одна давно забытая вещь – читательский дневник.

Читательский дневник – это инструмент, который поможет ребенку научиться работать с книгой.

Ведение читательского дневника приносит ученику большую пользу.

  • Улучшает письменную речь. Учит высказываться лаконично и по существу.
  • Развивает память. Записанное своей рукой  всегда лучше запоминается.
  • Помогает лучше понять самого себя. Почему нравятся или не нравятся те или иные герои и их поступки.
  • Дарит  личную свободу. В дневнике можно критиковать любых героев и авторов.
  • Развивает интеллект. Каждая прочитанная и осмысленная книга — важный этап личностного роста.

Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут  отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют его, и могут  корректировать направление чтения.

Цель ведения читательского дневника:

формировать правильный тип читательской деятельности

Достижение этой цели зависит от решения нескольких

взаимосвязанных задач:

  1. научить ребенка делать выводы о прочитанном,  понять произведение;
  2.  помочь ребенку лучше запомнить   произведение;
  3. формулировать свои мысли письменно;
  4.  совершенствовать технику чтения.

Для решения задач используют разные виды читательских дневников.

Виды читательских дневников:

  • Дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Решает задачу №4.
  • Дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения, могут быть также краткие замечания о книге. Решает задачу №2
  • Дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. Решает задачи №1,3
  • Комплексный дневник. Решает задачи №1 - №4

Как вести и оформлять читательский дневник

Современные модели читательского дневника очень разнообразны,  удобны.  Можно выбрать по вкусу и по необходимости.  Чтобы читательский дневник нравился, его нужно  сделать практичным  и красивым. Сначала  школьник будет описывать свое мнение о прочитанном всего одной фразой, а со временем начнет оставлять  более содержательные комментарии. Качество записей  будет расти по мере увеличения количества прочитанных  книг.

Многие педагоги считают, что начинать читательский дневник стоит, как только ребенок научится читать самостоятельно. Стоит ли так поступать – решать вам.

 Но в любом случае стоит следовать нескольким правилам:

  • не заставляйте ребенка высказывать мнение о книге до того, как он её дочитает;
  • не старайтесь повлиять на его мнение;
  • ребенок сам должен выбрать книгу и темп её чтения;
  • покажите личный пример.

Записи можно вести в свободной форме. В помощь детям даются памятки, помогающие вести записи в читательском дневнике, писать отзывы о прочитанных книгах, аннотации. Памятки для учеников 2-4  классов имеют  различия, они построены по принципу «от простого к сложному». Одна часть  заданий, которую ученик должен сделать, является обязательной. Другая часть «Для любознательных» является дополнительной. Эту часть  ребенок может выполнить в полном объеме или частично. А может не выполнять совсем.

 План оформления читательского дневника (2 класс)

 Дата начала чтения книги.                  Дата окончания чтения книги.

  1. Титульный лист (автор, название книги, издательство, год и место издания книги, художник)
  2. Главные герои:…  (перечислить)
  3. Отзыв (понравилась книга, скучно, интересно, хочу перечитать…)
  4. Об авторе (годы жизни,  место рождения, чем занимались родители, будущий писатель, чем интересовался, где и чему учился, награды)

Для любознательных:

   1.   Записать отрывок, который удивил, понравился.

   2.   Рисунок (иллюстрация к эпизоду или рисунок – заставка ко всему произведению)

Оформление:

   1.    Записи синим цветом и  прописными буквами

   2.   Рисунки, ключевые слова, рамки и т.д. по выбору (цвета и материалы по желанию)

План оформления читательского дневника (3 класс)

Дата чтения

1.   Информация о книге

1).  Титульный лист (автор, название, год издания, издательство, художник)

2).  Жанр  (роман, рассказ, сказка и т.д.)

3).  Тема (о чём или о ком говорится)

4).   Главная мысль, вывод автора

5).  Персонажи (герои) главные и второстепенные (кто они такие, их имена,     характеристики)

6).  *Цитата (предложение, отрывок) смешная или важная, иллюстрирующая тему, идею, особенную речь автора

7).  * Какие непонятные слова из книги я нашёл в словарях                

 8).  * Какие слова и фразы автора из книги я хочу запомнить

9).  * Иллюстрация к отрывку или рисунок - заставка к произведению

    2.    Об авторе

1) ФИО, годы жизни, в каких странах жил, на кого учился, кем работал      

 2) О чем писал автор (природа, приключения, фантастика, история,  и т.д.)    

3) Перечислить другие произведения автора

 3.     Отзыв по плану

1) Чем книга понравилась, а чем - нет?

 Какие места в книге тебе понравились и почему? Чем был впечатлён? Какие черты характера, поступки, подвиги героев  тебя взволновали? Чем восхищался?                                                                                Что возмутило в героях? Что в героях тебя раздражало?  

2). Что ты ожидал от книги?                                                                                                                 

Оправдались ли ожидания?

3).  Чему тебя книга научила?  

 Что полезного из неё узнал?  Какие ты сделал для себя открытия во время чтения? Над какими вопросами тебя книга заставила задуматься? О чём ты размышлял после прочтения книги? Что запомнилось из книги?   Что показалось необычным?

4. Хочется ли перечитать книгу снова, почему?

Советуешь ли эту книгу другим детям и почему?  Читал ли ты раньше этого автора?  Где взял книгу, как её нашёл, из-за чего начал читать?  Хочется ли прочесть ещё что-нибудь на ту же тему или того же автора?

* Пункты, отмеченные "звёздочкой", пишутся для желающих, для более углубленного изучения

План оформления читательского дневника (4 класс)

Дата чтения                                                                                                                                                  1.    Информация о книге                                                                                                                             1)  Титульный лист (автор, название, год издания, издательство, художник)
2)  Жанр  (роман, рассказ, сказка и т.д.)
3)  Тема (о чём или о ком говорится)
4)  Главная мысль, вывод автора
5)  Персонажи (герои) главные и второстепенные (кто они такие, их имена, характеристики)
6)  Цитата (предложение, отрывок) смешная или важная, иллюстрирующая тему, идею, особенную речь автора
7)   Какие непонятные слова из книги я нашёл в словарях                                                                                8) Какие слова и фразы автора из книги я хочу запомнить                                                                     Иллюстрация к отрывку или рисунок - заставка к произведению                                                             2.    Об авторе                                                                                                                                                         1)   ФИО, годы жизни (в каких странах жил, на кого учился, кем работал)                                                         2)   О чем писал (природа, приключения, фантастика, история,  и т.д.)                                                   3)   Перечислить другие произведения автора                                                                                                    3.     Отзыв по плану                                                                                                                               1)   Чем книга понравилась, а чем - нет? 

 Какие места в книге тебе понравились и почему? Чем был впечатлён?
 Какие черты характера, поступки, подвиги героев  тебя взволновали? Чем восхищался?    Что возмутило в героях? Что в героях тебя раздражало?  
2)    Что ты ожидал от книги?

 Оправдались ли ожидания?
3)    Чему тебя книга научила?

Что полезного из неё узнал?  Какие ты сделал для себя открытия во время чтения? Над какими вопросами тебя книга заставила задуматься? О чём ты размышлял после прочтения книги?
Что запомнилось из книги?   Что показалось необычным?                                                                           4)    Хочется ли перечитать книгу снова, почему?
Советуешь ли эту книгу другим детям и почему?  Читал ли ты раньше этого автора?  Где взял книгу, как её нашёл, из-за чего начал читать?
Хочется ли прочесть ещё что-нибудь на ту же тему или того же автора? Что?
  Пункты, отмеченные "звёздочкой", пишутся для желающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательский дневник

Ребёнку, который не умеет читать, очень трудно выполнять домашние задания. Ему не интересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения ...

Дневник – помощник в саморазвитии школьника

Дневники 1 – 4-го кл. Образовательная система «Школа 2100» (материал взят с сайта http://school2100.com/)...

Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника

В статье описаны составляющие читательский культуры, возможности читательский дневника в их формировании, описан опыт использования дневника в первом классе...

Презентация "Дневник помощник"

Данный материал будет полезен учителю 1 класса....

Статья "Читательский дневник - помощник осознанного чтения."

Читательский дневник - помощник осознанного чтения....

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....

Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников

Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...