В .Осеева "Кто хозяин".В.Овсеева "На катке", 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по чтениюВ .Осеева "Кто хозяин".В.Овсеева "На катке", 1 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v._oseeva.pptx807.09 КБ
Файл oseeva_kto_hozyain_na_katke.docx37.86 КБ
Файл serdechki.docx323.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 1-Б класс

Слайд 2

Осеева В.А. «Кто хозяин ? » «НА КОТКЕ»

Слайд 3

Мало уметь читать, надо уметь думать.

Слайд 4

Поспешно – Г орячо спорили – Лесник – яростно, эмоционально. быстро, торопливо . работник лесного хозяйства, лесной сторож.

Слайд 5

1 часть 2 часть 3 часть «Находка» «Спор» «Хозяин»

Слайд 6

Кружился волчком – быстро вокруг себя. Лихо завернул – резко, неожиданно.



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения, проведенного в 1-Б классе

Предмет: Литературное чтение

УМК: «Школа 21 века».

Тема: «В.Осеева «Кто хозяин?. В. Осеева «На катке».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создать условия для ознакомления с произведение о детях,  для формирования нравственных понятий «зло- добро»  «честь- бесчестье».

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с произведениями, повторить биографию В. Осеевой.

Развивающая: развивать технику беглого чтения.

Воспитательная:  воспитывать доброжелательность по отношению к другим людям.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке;
  • отстаивать при необходимости свою точку зрения;
  • выражать свое собственное мнение;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:

  • планировать свои действия;
  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

  • эмоционально и осознанно воспринимать произведение;
  • самостоятельно находить в тексе необходимые сведения;
  • осуществлять поиск нужной информации, высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
  • анализировать поступки, выделять главное;
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу,  использовать речь для регуляции своего действия;
  • формировать умения работать в паре, группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
  • допускать существование различных точек зрения.

Оборудование к уроку: учебник, презентация.

Ход урока

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент
  1. 1. Эмоциональный настрой.
  2. 2. Приветствие.

-Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Романовна. Сегодня урок литературы проведу у вас я.

- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.

- Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.

-  Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните тревогу, беспокойство, а вдохните в себя весеннюю свежесть, тепло солнечных лучей.

- Я подарю улыбку вам, а вы подарите улыбки друг другу и мне.

- Приятной  всем работы на  уроке!

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Регулятивные:

организация рабочего места под руководством учителя.

  1. II. Актуализация знаний.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

- Чему вы учитесь на уроках литературного чтения? Зачем нам это надо?

-Посмотрите на слайд, чей это портрет?

- Что вы уже знаете об этой писательнице?  

- Какие произведения Осеевой вы уже знаете?

(«Кто  наказал  его?»,  «Потерянный день»,  «Три товарища», «Печенье», )

- Что объединяет все эти рассказы?      

- Чему они нас учат?  

- Какие недостатки людей затрагивает в произведениях В.Осеева?

-Это рассказы о детях

-Они учат нас быть вежливыми, внимательными, заботливыми, добрыми, честными милосердными

-Ложь, жадность, невнимательность,  лень, грубость, хитрость трусость

III. Сообщение темы и цели урока

-Сегодня мы познакомимся с еще одним ее произведениями, которые называются «Кто хозяин?» и «На катке».

-Сформулируйте тему урока.

IV. Работа о теме урока

1.Биография М. Осеевой

2. Словарная работа

3. Первичное чтение

4.Вторичное чтение

5.Анализ рассказа

-Валентина Александровна Осеева родилась в  Киеве 15 апреля 1902 года. В юные годы она мечтала стать актрисой. Работала воспитательницей с беспризорными детьми. В свободное сочиняла сказки и пьесы. Книги  Валентины Осеевой рассказывают о вечных ценностях – дружбе, порядочности, взаимовыручке. Поэтому герои её книг интересны и по сей день.

– В. Осеева так писала о себе: «Когда я была маленькой девочкой, я любила читать короткие рассказы. Я любила их за то, что я могла их прочесть сама, без помощи взрослых. Я читала их просто так, не задумываясь над смыслом. Но мама мне сказала, что мало уметь читать, надо уметь думать»

– Как вы понимаете эти слова?

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –

Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.

Заголовок – это не просто слова.

Эти слова – всему голова!

-Давайте обратимся к заголовку нашего произведения. Откройте учебники на стр. 66.

-Попробуйте определить, о чём пойдёт  речь в произведении.

-Кого называем  хозяином?

-Хозяин - человек, владелец,  который ведёт хозяйство, владеет чем- нибудь.

-О каком животном идёт речь?

-Посмотрите на слайд, объясните значение:

горячо спорили – яростно, эмоционально

Поспешно – быстро, торопливо

Лесник- работник лесного хозяйства, лесной сторож

-Сейчас я прочитаю произведение «Кто хозяин». Следите.

-Продолжает… (хорошо читающий ребенок)  

- Какие чувства у вас возникли после прослушивания рассказа?  

- Кто из героев рассказа вам понравился?  

-Почему?

-Для того, чтобы лучше прочувствовать рассказ прочитаем его еще раз по частям.

1 часть

– Как звали собаку? 

– Кто ухаживал за Жуком? 

-Почему Жук оказался у Вани и Коли?

– Кто из мальчиков захотел забрать Жука домой? 

–О ком говорится в первой части? 

– Как можно ее озаглавить? (Жук, Коля  и  Ваня  нашли  собаку. Находка.)

2 часть

- О чём горячо спорили мальчики? 

– Почему никто не хотел уступать в споре?


- Как можно озаглавить часть? 

 3 часть

– Что произошло в лесу? 

– Кто в трудную минуту пришел на помощь Жуку? 

- Как можно озаглавить? 

– Прочитайте заголовок еще раз.

–Ответьте на вопрос: кто хозяин Жука? 

– Почему? 

- Какие качества характера проявили  герои рассказа?

- Как бы вы поступили, оказавшись на месте Коли и Вани?

- Чему учит нас этот рассказ? 

-Друг - этот тот, который может помочь в трудную минуту, поддержать тебя во многих вопросах, он никогда не предаст, не обманет. Это человек, на которого можно положиться. Настоящая дружба проверяется не на словах, а на деле. Нельзя бросать друга в трудную минуту, ведь ты тоже можешь оказаться в подобной ситуации.

Физ.минутка.

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот» –

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

- чувства жалости. ответственности, сострадания

-Коля

-он спас собаку

-Жук

- мальчики Ваня и Коля

-оба

-о Жуке

-кто будет хозяином Жука, чья собака

-каждый считал ее своей

-спор

- выскочили собаки

- Коля

- Хозяин

- Коля

- он пришел на помощь Жуку

П: осознанное и

произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

V.Работа над произведением «На котке»

1. Первичное чтение

2.Словарная работа

3.Вторичное чтение

4.Анализ произведения

-Откройте свои учебники на странице 68 и прочитайте название произведения, с которым  мы сегодня познакомимся.  

-Можем мы предположить, о ком будет говориться в произведении?

- Проверить ваши предположения мы сможем после прочтения произведения.(чит. Уч.) Внимательно следите.

 

- К какому жанру относится это произведение? Докажите. (Рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни.)

- Кто главный герой данного рассказа?

- Был ли в рассказе эпизод, который вам показался неприятным? (Неприятным был тот момент, когда Витя бросил девочку одну с ее больной коленкой.)
- Подтвердились ли наши предположения?

- Кто герои этого текста?

- Как вы думаете, кто был старше - Витя или девочка? Почему?

– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

Невидаль-необычайное; не видали  (так говорили раньше) «Эка невидаль…?» - как по- другому это сказать? (ничего особенного).

Кружился волчком – быстро вокруг себя (провести связь с детской игрушкой – юлой).

Лихо завернул – резко, неожиданно.

- А теперь давайте еще раз прочитаем это произведение. Читаем по цепочке.

- Ребята, скажите, кто главный герой рассказа?

- Где происходит действие рассказа?

- Расскажите, что происходило на катке.

- Как катался Витя? Какое слово использует автор? Что значит «выделывал фокусы?»

- Как реагировали окружающие?

- Что почувствовал Витя? Какие его действия это доказывают?

-Что произошло? Из-за чего упала девочка? Зачитайте.

- Как отреагировал Витя?

-Почему изменилось его поведение?

- Как он себя повел?

-Как вы думаете, почему он так сделал?

-А как вы понимаете фразу Вити, Эка невидаль, попробуйте подобрать к нему синонимичное, похожее выражение.

-Скажите, почему плакала девочка?

-Как вы думаете, правильно ли поступил Витя, что оставил девочку?

-Почему?

-Как важно иногда бывает мнение других, и мы идем на поводу этого мнения, хотя и понимаем, что поступаем неверно. Стоит ли прислушиваться к чужому мнению, если ты знаешь, что оно не верное.

- Давайте подведем итог: о чем на самом деле это произведение?

-Чему оно нас учит?

- Мальчик Витя

- маленькая девочка, три школьника, одного из которых зовут Витя

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

V.Итог урока

1.Итог

2.Рефлексия.

- С какими произведениями мы познакомились? Кто автор?

- Если бы вы были  авторами этих рассказа, то как бы его озаглавили?

- Если бы вы встретились с мальчиками, то кому из них и какой совет дали бы?

- Как вы думает, Ваню будет мучить совесть?

- Как бы вы продолжили рассказ?

- Какие выводы сделали для себя?

-Ребята возьмите  «маленькие сердечки»,  которые лежат у вас на столах. Подержите их в ладонях. Передайте им  тепло своей души, доброту, любовь.

Давайте пообещаем, что мы никогда не будем чёрствыми, злыми, бездушными людьми. И тогда ваше маленькое сердечко превратится в большое доброе любящее сердце!

Р: осуществляют итоговый контроль.



Предварительный просмотр:

https://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.pnghttps://avatanplus.com/files/resources/original/5be9da2661df7167097c2601.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературного чтения по теме В.Осеева "На катке"

Разработка урока литературного чтения по теме В.Осеева "На катке", прописаны формируемые УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Урок чтения в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида В.А.Осеева "На катке".

Урок с использованием индивидуальной и дифференцированной работы на уроках чтения. В моем классе есть дети, которые даже в 10 лет с трудом читают и понимают предложенный текст, но воспринимают на слух...

Мастер-класс. Изготовление модели дорожного катка.

Дорожный каток может иметь различную конструкцию в зависимости от тех  условий, в которых ему придется работать. На малых площадках и в узких местах работают небольшие катки, а для асфальтировани...

Памятка "Правила безопасного поведения и техника безопасности во время катания на льду на катке"

Катание на коньках всегда было и остаётся одним из наиболее приятным времяпровождением для взрослых и детей. Поэтому, чтобы не навредить себе и окружающим, необходимо знать правила безопасности при ка...

Конспект урока по литературному чтению по теме: « В.Овсеева. «Волшебное слово».

Конспект урока по литературному чтению по теме: « В.Овсеева. «Волшебное слово»....

Чтение. Работа с текстом, 3 класс. Вариант 23 "На катке"

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к я...

Статья на тему "Изучение рассказа В.А. Овсеевой "Волшебное слово" в 3 классе с использованием методов проблемного обучения"

Статья на тему "Изучение рассказа В.А. Овсеевой "Волшебное слово" в 3 классе с использованием методов проблемного обучения"...