Что такое навыки чтения?
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Воробьева Светлана Владимировна

Данная презентация раскрывает, как можно развить навыки чтения обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Навыки чтения. Что это? Навык чтения принято характеризовать, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту). Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Слайд 2

Развитие навыков правильного чтения Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.

Слайд 3

Для формирования правильности чтения обеспечивают на уроках предварительное чтение многосложных слов, постановку ударения в этих словах и неправильно произносимых словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка.

Слайд 4

Для формирование беглости чтения, используются такие упражнения: – чтение текста про себя, комментирование его; – чтение жужжащее; – чтение хором; – чтение в темпе скороговорки; – “ прыжки” (чтение через слово) – круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз)

Слайд 5

Для формирования выразительности используют такие упражнения: – чтение труднопроизносимых слов; – выделение голосом то одного, то другого слова в предложении; – чтение одного предложения с разной интонацией; – “ эхо”: учитель читает 1–2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией; – чтение по ролям.

Слайд 6

Для формирования осознанности чтения используют группы упражнений, связанные с развитием речи (точные объяснения прочитанного, значения слов подбор синонимов, антонимов), вопросы и задания, направленные на обобщение полученных знаний, различные виды пересказа.

Слайд 7

Возвратное движение глаз Возвратное движение глаз — регрессия при чтении. Многие дети, сами того не замечая, читают слово дважды, как бы для верности. Рекомендуется закрывать прочитанные слова полоской бумаги. Для профилактики используются несколько упражений.

Слайд 9

Чтение по догадке Одна из самых распространённых ошибок начинающих (а иногда – и довольно опытных) читателей – так называемое «чтение по догадке», когда слово не дочитывается до конца, а угадывается по первым нескольким буквам. В результате слова могут быть искажены как по форме, так и по смыслу.

Слайд 10

«Чтение под догадке» - прием, которым пользуются при чтении взрослые. Его смысл заключается в том, чтобы читать только часть слова, восстанавливая вторую часть «по догадке» - в зависимости от контекста. За счет тренировки такого умения можно очень легко научить ребенка читать быстро. Для тренировки «чтения по догадке» существуют специальные тексты с повторяющимися словами, словами, имеющими только один вариант толкования или со словами, смысл которых легко восстанавливается из контекста. Такие тексты нужны для предупреждения разного рода ошибок и неправильного восстановления слов «по догадке» самим ребенком.

Слайд 11

Причины чтения по догадке 1. Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в, и др.) 2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно (р, а, м, а). 3. Искажения звукослоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др. 4. Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдаются расстройства технической стороны.

Слайд 12

Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка. Так, неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Ошибки происходят главным образом за счет того, что у ученика недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего он не представляет себе звукового состава слова. Этот школьник не может слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы ему уже известны. Читает, набирая слово по буквам, и, когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто и произносится совсем не то слово, которое написано в книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧТО ТАКОЕ ГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК.

Графический навык прежде всего это — очень сложное речерукодвигательное действие. Которое проявляет себя как интеллектуальное, и как двигательное. Как мы знаем, в формирование навыка выделяют три этап...

Занятия, способствующие развитию навыков волевой регуляции, навыков расслабления и телесного контакта.

Планны занятия, способствующих  развитию навыков  волевой регуляции, навыков расслабления и телесного контакта....

Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.

Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....

Что такое навык чтения и как его совершенствовать.

В статье дана краткая характеристика навыка чтения и предложены упражнения и задания для его совершенствования. Эти упражнения можно использовать на уроках чтения с 1 по 4 класс....

Технологическая карта урока литературного чтения1 класс (обучение грамоте) по теме "Звуки [м] — [м`], буква М м"

Технологическая карта урока в период обучения грамоте по ознакомлению с согласными звуками....

Урок литературного чтения1 класс "Гласный звук и буквы О, о."

Урок литературного чтения  по программе "Школа России" Раздел "Добукварный период" Тема   Гласный звук [o], буквы О, о. https://yadi.sk/d/XaSZhZ-fjvVtVw ...