Конспект урока литературное чтение «Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь." (УМК "Перспектива"4 класс)
материал по чтению (4 класс)

Останина Алена Юрьевна

Цель:

-знакомство с творчеством С. Т. Романовского, А. Рылова;

Тип урока: Урок чтения и анализа художественного произведения.

Планируемые результаты:

предметные:

  • уметь прогнозировать содержание произведений
  • знать содержание произведения С.Т. Романовского, картины А. Рылова
  • иметь представление о жизни и творческом пути писателя С.Т. Романовского, художника А. Рылова
  • уметь правильно и выразительно читать рассказ Романовского «Русь»
  • уметь составлять синквейн на выбранную тему
  • уметь проводить сравнительный анализ произведения художественной литературы и живописи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 9.04.19

Школа: МОУ «Береговская СОШ»

Класс:4б

Кабинет:9

Студентка: Останина Алена Юрьевна

Учитель: Сафонова Луиза Фуатовна



Конспект урока

Тема урока: «Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь.»

Цель: 

-знакомство с творчеством С. Т. Романовского, А. Рылова;

Тип урока: Урок чтения и анализа художественного произведения.

Планируемые результаты:

предметные:

  • уметь прогнозировать содержание произведений
  • знать содержание произведения С.Т. Романовского, картины А. Рылова
  • иметь представление о жизни и творческом пути писателя С.Т. Романовского, художника А. Рылова
  • уметь правильно и выразительно читать рассказ Романовского «Русь»
  • уметь составлять синквейн на выбранную тему
  • уметь проводить сравнительный анализ произведения художественной литературы и живописи


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты, формируемые УУД

1. Этап самоопределения к деятельности 

1 мин

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять

И внимательно читать.

Звуки с буквами пришли

И порядок навели

Приветствуют учителя

готовность работать в паре и группе, чувствовать свой вклад в общую работу.

2. Актуализация знаний и мотивация 

3 мин

Давайте вспомним с каким поэтом мы познакомились на прошлом уроке!

-Какое произведение мы прочитали на прошлом уроке?

Давайте немного разомнемся и прочитаем сначала громко, а затем тихо

 Фон – фон – фон – мы купили телефон.

Фе - фе – фе – скоро мы пойдем в кафе.

Фет – фет – фет – съели килограмм конфет

Предполагаемые ответы

Предполагаемые ответы

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

 III.Постановка учебной задачи

Звучит песня Матусовского "С чего начинается Родина". Слайд 2

- О чем эта песня?

- Как еще называют нашу родину?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Определите тему урока.

Поставьте цели урока:

-что нового узнаем?

-чему научимся?

-что сможем?

Какую мысль мог вложить писатель в своё произведение?

Наша Родина!

И красива, и богата.

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы. (Слайд 3)

(Г. Ладонщиков)

- Прочитайте шепотом и медленно,

- громко и уверенно

- с интонацией восхищения

Отгадайте ребус. Как называется произведение, которое мы сегодня прочтем?

   Слайд 3

Попробуйте предположить о содержании произведения. О чём мы сейчас прочтём?

Какую мысль мог вложить писатель в своё произведение?

О Родине

Россия, Отечество, отчизна

О родине, о родном крае

узнаем содержание рассказа Романовского «Русь»

научимся читать красиво, выразительно

сможем понять замысел автора, главную мысль

Чтение стихотворения по указанным параметрам

рассказ С.Т. Романовского «Русь»

узнаем содержание рассказа Романовского «Русь»

научимся читать красиво, выразительно

сможем понять замысел автора, главную мысль

Мы прочтём о Родине, Отечестве

Мысль о любви к Родине, её красоте

составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока)

прогнозировать содержание произведений

оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

IV. Открытие нового знания

Физминутка

V.Первичное закрепление во внешней речи

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

VII. Включение в систему знаний

С чего мы всегда начинаем знакомство с литературным произведением?

Слайд 4

РОМАНОВСКИЙ СТАНИСЛАВ ТИМОФЕЕВИЧ ( 19 сентября 1936 – 1996)

Увлекался он очень многим. Прекрасно играл в городки. Знал все созвездия, все цветы в лугах. 
Герои и персонажи Романовского влюблены в свой край и делают все, чтобы наш город и села были более красивыми, поля плодородными, луга обильными на травы, реки и озера чистыми и рыбными, леса здоровыми, населенными зверями и птицами
С самого раннего детства он начал писать. Причем писал постоянно. Но делал это тайно. Никому не показывал. Когда не было бумаги, использовал старые газеты. Первой напророчила ему судьбу писателя учительница начальных классов.
Через всю жизнь Станислав Романович пронес любовь к своему родному краю, к дорогой его сердцу Елабуге, к любимому Прикамью. В рассказе "Речная жемчужина" он пишет: "Всю землю с одинаковой силой любить нельзя - не получится, не запомнить ее всю. Но милые моему сердцу поля, леса, реки, родники и овраги и малые впадинки люблю я со жгучей силой и нежностью". 
Родился 19 сентября 1936 года в городе Елабуга Республики Татарстан, здесь прошли детские и юношеские года писателя. 
Романовский много писал для детей, был связан с редакциями журналов "Смена", "Юность", "Пионер", "Мурзилка»

Он написал множество рассказов для детей, среди них рассказы о жизни сельских ребят, «Медведь и бабочка», «Дружище Тобик» и многие другие.

Давайте немножечко отдохнем !

Напишите левым локтем слово «Россия», носком правой ноги – слово «родина», правым локтем – слово «село», носком левой ноги – слово «дом».

Родина – хлопать 3 раза

Россия – топать 3 раза

Отечество – присесть

Теперь вы немного знаете об авторе. Можете уточнить свои предположения о содержании его рассказа «Русь»?

Как проверить наши предположения?

Что обозначает само это загадочное слово — Русь? Попробуйте ответить на вопрос (очень коротко). А как автор на него отвечает?

Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Русь. Русские. Россия. Россияне. – Что такое Русь?

Русь — это страна, где много рек и озёр, а русский — это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.

Значит, первое значение в книгах прочитал?

На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад.

Значит, и это значение старинное?

Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.

Что это значит?

 Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: — Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь— он и зацвёл!

Куда? Почему не с прописной буквы?

— На русь? — ахнул я. — На русь, — подтвердила хозяйка.

Почему ахнул? Чему удивился?

— На русь?! — На русь. — Что такое — русь?

Как вы думаете, что ответит Анна Ивановна? Проверим.

— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда? Я слова вымолвить не могу. У меня слёзы из глаз от радости.

Можно ли заплакать от радости? Какие слова вызвали радость у автора? … Проверим.

Русь — светлое место! Русь — страна света. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!

Какие чувства испытывает автор по отношению к Родине?

Как вы понимаете ряд слов «Русь, Родина, Родительница моя»?

О чем это произведение? Подтвердились ваши предположения?

Понравилось ли вам прочитанное? Чем?

Какое значение слова «Русь» вам более близко? Почему?

Найдите в тексте диалог автора и Анны Ивановны. Что такое диалог?

Прочитайте в парах диалог по ролям. Попробуйте передать выраженную в них любовь автора к своей Родине.

А теперь прочтем вслух и прочтет нам….

Чье выступление вам понравилось больше и почему?

Какую картину нарисовали бы вы к этому произведению? Что бы изобразили?

Рассмотрите репродукцию картины А. Рылова «Пейзаж с рекой».

Что означает термин «пейзаж»? Слайд 5

Расскажите, что вы на ней видите.

Что расположил Рылов на переднем плане? На заднем?

Почему автор выстроил именно такую композицию? Что хотел сказать этим?

Какие места изобразил автор? Почему не можем точно назвать место?

С помощью каких красок, тонов художник изобразил русскую природу?

Как вы думаете, что вдохновило художника на эту картину?

Понравилась ли вам картина? Чем?

Как бы вы нарисовали пейзаж русской природы?

Слайд 6

Родился художник в Вятке, на берегу широкой многоводной реки с таким же названием. Край лесов, озер и рек покорил художника своей красотой. А. Рылов любил природу страстно и всю жизнь.

Создавая пейзажи, художник стремился дать обобщенный, романтический образ страны.

Излюбленными темами художника стали водная стихия и движимые ветром деревья. Что свидетельствует о врожденной любви к природе.

Почему авторы учебника выбрали такую иллюстрацию?

Соотносится ли она с названием прочитанного нами произведения?

Соответствует ли она содержанию рассказа? Чем?

Можно ли сказать, что картина светлая, как и русь у автора?

Это картина иллюстрирует фрагмент текста или весь текст целиком?

Найдите в тексте строки, могущие относиться к картине.

С автора

О Родине, природе, любви к родине, красоте родины

Прочитать текст

Наша страна, родина

Да

Да

 

Слушал речь местных жителей, находя в ней устаревшие слова

Это место

Потому что знакомое слово дано в незнакомом значении

Можно.

Любит её, восхищается ей

Место, откуда ты родом

Диалог - это разговор двух или нескольких героев произведения

Выразительное чтение в парах

Чтение по ролям

Пейзаж – это жанр живописи, изображающий живую природу

Иллюстрация отражает смысл рассказа

Да, т.к. изображается наша родина

Русь – это страна, где много рек и озёр. Русь – светлое место.

Подходит к тексту

Да, изображена Русь

да, так как рассказывается о родном месте, светлом

Да

Фрагменты

Русь — это страна, где много рек и озёр… Русью светлое место зовём. Где солнышко.

оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

иметь представление о жизни и творческом пути писателя С.Т. Романовского

готовность работать в паре и группе, чувствовать свой вклад в общую работу

прогнозировать содержание произведений

любовь и уважение к Родине, интерес к чтению, к ведению диалога с автором

готовность работать в паре и группе, чувствовать свой вклад в общую работу

уметь эмоционально откликаться на произведение литературы и живопись

знать содержание произведения С.Т. Романовского, картины А. Рылова

уметь правильно и выразительно читать рассказ Романовского «Русь»

высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

уметь эмоционально откликаться на произведение литературы и живопись

оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

знать содержание картины А. Рылова

иметь представление о жизни и творческом пути художника А. Рылова

уметь проводить сравнительный анализ произведения художественной литературы и живописи

VIII. Рефлексия деятельности            

На какой вопрос мы сегодня отвечали вместе с автором?

Так что же такое Русь? Подтвердите цитатами из текста.

Слайд 7

Какая из этих цитат вам ближе? Почему?

В группах составьте синквейн на тему «Русь» (в тетради) Прочитайте полученное

Составьте словесную картину к рассказу «Русь»

Спасибо за урок! Слайд 8

Что такое Русь? 

Русь — это страна, где много рек и озёр… Русью светлое место зовём. Где солнышко.

Пример:

Русь

Светлая, большая

Живёт, любит, растит

Русь, я люблю тебя!

Родина

готовность давать оценку своим действиям и действиям одноклассников

готовность работать в паре и группе, чувствовать свой вклад в общую работу

оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

уметь составлять синквейн на выбранную тему

готовность работать в паре и группе, чувствовать свой вклад в общую работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.

Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...

Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России

Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г....

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.

Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....

Конспект урока литературного чтения "Х. К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"" (3 класс УМК Планета знаний)

Материал содержит три конспекта, т.к. на изучение этого произведения отводится три часа....