Конспект урока по литературному чтению "Ю. Владимир Чудаки" (УМК "Школа России", 2 класс)
материал по чтению (2 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ю. Владимирова; развивать внимание, уменение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и четкую дикцию.

 

Планируемые результаты:

Предметные:  должны ументьпрогнозировать содержание произведения, придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответсвии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книг, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.

Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению литературного чтения.

 

Оборудования:  учебник УМК «Школа России», часть первая (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.), презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята!

-Прозвенел звонок, начинается урок.

Приветствуют учителя.

К: планирование сотрудничества с учителем

II. Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

Прежде чем начать, нам необходимо выполнить речевую разминку. Ша- ша- ша- мама моет малыша. Шу- шу- шу- я письмо пишу. Аш- аш- аш- у Марины карандаш.

Упражнение для интонации: Саша шапкой шишки сшиб. Прочитай с чувством радости, с чувством огорчения, с увлечением.

Воспринимают информацию на слух.

Л: включение в учебную деятельность

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

-Ребята, сегодня мы прочитаем еще одно юмористическое стихотворение- «Чудаки» Юрия Дмитриевича Владимира.

Под Руководством учителя формируют учебную задачу; контролируют и корректируют свою деятельность; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить.

Л: самоопределение к деятельности

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р: целеполагание как постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

Юрий Дмитриевич Владимиров (1909—1931) — русский поэт, прозаик, автор книг для детей. Родился в Петербурге в дворянской семье. По материнской линии он был правнуком знаменитого архитектора Александра Брюллова и правнучатым племянником художника Карла Брюллова. Его мать, Лидия Павловна Брюллова, была бессменным редактором журнала «Аполлон», поэтому мальчик рос в литературном окружении.

Стихи он начал сочинять в раннем возрасте, когда еще не умел писать. Мать Юрия после Первой мировой войны работала в Театре юного зрителя (ТЮЗе) секретарем директора, и мальчик часто бывал в театре, водил туда друзей. Сам он играл в школьном драмкружке, был знаменитым школьным поэтом.

После окончания школы Юрий Владимиров перебивался случайными заработками. Его первый роман «Секретный список» был посвящен спортсмену. Первую книгу Владимирова «Ниночкины покупки» напечатали в издательстве «Радуга» в 1928 г. Со своим стихотворением он направился к знаменитому С. Маршаку в детский отдел ленинградского издательства «Госиздат».

К этому времени в детской литературе возникло оригинальное и значительное явление — группа обэриутов. В нее входили Д.И. Хармс, Н.А. Заболоцкий, А.И. Введенский. Вместе с К.И. Чуковским и С.Я. Маршаком они стояли у истоков «веселой книги» для детей. На вопрос, что такое ОБЭРИУ, они отвечали: «Объединение реального искусства». И добавляли: «"У" здесь только для красоты».

Юрий Владимиров присоединился к ним и вскоре стал известен как мастер словесной игры, фантазер. Рассказывают, что однажды он дал ехавшему в Москву Д. Хармсудве пятирублевые бумажки и попросил купить ему на одну пятерку книг, а на другую — рыболовных принадлежностей. Хармс, любивший розыгрыши, вернулся без покупок и сказал, что ничего не купил, потому что забыл, какая купюра на что. Юрий не обиделся, хотя и закричал: «Я придумаю такую месть!» Вскоре он написал такие стихи: «Я на рынок послал чудаков...»

Юрий Владимиров умер от туберкулеза в 22 года. При жизни Владимирова, помимо «Ниночкиных покупок», было опубликовано шесть его книг для детей: «Оркестр» (1929), «Евсей» (1930) и др.

-Что вы запомнили из моего рассказа?

-Каким вы его представляете? Послушайте одно из его стихотворений и скажите, почему оно называется «Чудаки».

-Понравилось вам стихотворение?

-О чем оно?

-Почему автор назвал свое стихотворение «Чудаки?»

-Я хочу знать, все ли слова в стихотворении вам были понятны. Попробуйте объяснить значение некоторых слов:

Пятак - это монета в 5 копеек.

Кушак- головной убор округлой формы.

Базар- это торговля продуктами, одеждой и т.д.

Чудак- это странный, чудной человек.

Создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, делают выводы.

Применяют правила сотрудничества.

Отвечают на вопросы.

Л: смыслообразование

П: анализ и структурирование этапов

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

Повторное чтение и анализ стихотворения

-Прочитаем стихотворение еще раз (читаю ученики по пятистишиям- 3 чел)

-Какая беда произошла с чудаками?

-Почему?

-Почему автор называет их чудаками?

-Соответствует ли название стихотворения его содержанию?

-Почему?

-Ребята, чему учит это произведение?

Читают стихотворение по пятистишиям.

Отвечают на вопросы по содержанию стихотворения.

Р: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и проделыванию препятствий.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

Предлагаю вам выполнить самостоятельно задание на карточках.

-Вам нужно вставить пропущенные слова в стихотворение.

Я послал на базар _______________________,
Дал чудакам ____________________:
Один пятак на кушак,
Другой пятак - на _______________,
А третий пятак - __________________.

По пути на ________________ чудаки
Перепутали все __________________:
Который пятак - на кушак,
Который пятак - на ___________,
А который пятак -_______.

Только ______________ пришли чудаки,
Принесли мне назад ___________.
- Извините, но с нами ______________:
Мы забыли - который куда.
Который пятак - на _____________,
Который пятак - на ______________,
А который пятак - так.

- А сейчас мы проверим вашу самостоятельную работу по эталону.

Выполняют задание по карточкам.

Проверяют по эталону свою работу.

Познавательные

VII. Включение в систему знаний

7-8 мин

Организует проведение игры «Доскажи словечко».

- Ребята Юрий Владимиров любил писать стихи, а помогала ему в этом деле госпожа рифма. Скажите, ребята, а вы дружите с рифмой?

Хотите почувствовать себя настоящими поэтами? Тогда, я предлагаю вам выполнить творческое задание.

Доскажите словечко в стихотворении, соблюдая рифму.

1.Есть сладкое слово – конфета.

Есть быстрое слово – ракета.

Есть кислое слово – лимон.

Есть слово с окошком – вагон.

Есть слово колючее – ёжик.

Есть слово промокшее – дождик.

Есть слово упрямое – цель.

Есть слово колючее – ель.

Есть книжное слово – страница.

Есть слово лесное – синица.

Есть слово пушистое – снег.

Есть слово весёлое – смех.

Слушают учителя.

Смотрят на экран.

Выполняют творческое задание.

Личностные

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3 мин

-Стихотворение какого поэта изучали на уроке?

-Как называется стихотворение, которое вы изучили.

-Чему учить это стихотворение?

-Спасибо за урок, урок окончен.

Подводят итоги урока.

Р: самоанализ, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Родина" 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению по теме - "Родина"....

Конспект урока по литературному чтению "С. Михалков .Если" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "С.Михалков . Если". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России&quo...

Конспект урока по литературному чтению "Зима недаром злится..." 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока по литературному чтению. Тема : А.Куприн «Слон». Класс: 3 «а». УМК «ШКОЛА РОССИИ»

С целью проверки , как поняли дети прочитанный материал, умение ориентироваться в тексте проведен тест....

Конспект урока по литературному чтению А. Куприн "Слон", 3 класс, "Школа России"

Цели: ознакомить учащихся с рассказом А. Куприна «Слон»; расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать...