Конспект урока по литературному чтению И.А. Крылов "Мартышка и очки" (УМК "Школа России 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Федорова Регина Дмитриевна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл martyshka_i_ochki.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Педагогические задачи

создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова; художественным жанром – басней; понимания содержания басни; способствовать развитию умений сравнивать басни: находить общие и различные черты, способы воздействия на чувства, мысли читателей, анализировать басни, осуществлять поиск главной мысли; логического мышления, творческого воображения, выразительной речи

Планируемый результат

Предметные:

научатся называть некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному

Метапредметные:

познавательные: воспроизводят информацию, полученную в ходе урока, фиксируют информацию в виде таблицы;

регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока;

коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников

Личностные:

проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

Основные понятия

Басня, мораль.

Образовательные ресурсы

портрет И. А. Крылова, рисунки учащихся, выставка книг, аудиозапись басен Крылова, карточки с отрывками из басен

Организация пространства.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

2 мин

Звенит звонок веселый

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе

Не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подровнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

Здравствуйте.

(самоконтроль готовности)

Личностные- личностное, профессиональное, жизненное определение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Регулятивные- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества.

II. Актуализация знаний и мотивация

и III. Постановка учебной задачи

10 мин

– Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, необычной творческой личности. Мы с вами знаем: если человек пишет прозаические произведения (рассказы, романы, повести), его называют... (Писателем.)

-А если сочиняет поэтические произведения? (Поэтом.)

-А того, кто пишет басни, называют баснописцем.

-Вот об этом человеке – великом русском баснописце Иване Андреевиче Крылове – мы будем говорить сейчас на уроке (демонстрирует портрет И. А. Крылова)

-Рассмотрите на доске репродукцию портрета И. А. Крылова. -Каким он вам представляется по характеру?

-Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Он был очень старательным и любознательным ребенком. Он сам, без помощи учителей овладел русским языком и математикой, а также изучил французский и итальянский языки.

Крылов переводил стихи и прозу. Великолепно знал литературу, интересовался театром. Более 30 лет он работал в библиотеке. Но самое главное он написал огромное количество великолепных басен. Его басни любят и взрослые, и дети.

Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглость, самоуверенность. Крыв замечательно читал свои басни. Он читал их просто и искренне, вернее даже не читал, а рассказывал, как бы беседуя со своими слушателями, обращаясь к ним. Поэт выставляет своих басенных героев в смешном виде и вносил этим долю юмора, доброты и тепла при рассказывании.

Ребята, а кто знает, что такое басня?

Посмотрите на рисунки, которые находятся на доске и скажите, о каком произведении Крылова мы с вами сегодня поговорим на уроке?

Добрый, умный.

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.

Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

IV. Открытие нового знания

10 мин

Правильно. Ребята, а сейчас, давайте послушаем басню в исполнении мастера художественного чтения. Итак, ребята, вы прослушали произведение, какие ваши впечатления?

Ребята, в этой басне встретились трудные слова:

Мартышка,

Дюжина,

Полдюжины,

Темя,

Нанижет,

К худу клонит,

Познатней,

Невежа,

Невежда.

А теперь, вы почитайте басню, сначала жужжащим чтением.

Молодцы, а теперь мы с вами будем читать цепочкой, друг за другом. (чтение)

- Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?

- Какие действия совершала мартышка с очками?

-Что обычно делают с очками?

-Почему мартышка решила, что ее обманули? Как мартышка применяла очки?

Ребята, сейчас я буду показывать вам картинки, а вы найдите и прочитайте отрывок в тексте

(Мнения детей)

Дети отвечают на вопросы.

Соотносят картинки с текстом.

Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.

Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

V.Первичное закрепление во внешней речи

5 мин

Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете и внес тем самым долю юмора, показал комичность этой ситуации.

- А что такое юмор?

- Что можно сказать о таких людях, которые поступают также как Мартышка?

- Какой совет можно им дать?

- Встречали ли вы в жизни таких людей?

Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т. п.

Юмор — это способность человека увидеть смешную сторону в каком-либо явлении или событии и представить её в шутливом виде.

Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.

Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4 мин

Выберите нравственные качества человека, которые высмеивает И.А.Крылов в басне «Мартышка и очки».

Самоуверенность, ложь, лень, неблагодарность, жадность, глупость, скупость, эгоизм, неве-жество, зазнайство, хвастовство, назойливость.

VII. Включение в систему знаний

6 мин

Более 200 басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт создал всеми любимых персонажей басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив (демонстрирует на доске фотографию), а рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Это памятник был сооружен на деньги, собранные народом всей России.

– Почему же народ так высоко чтит память о великом баснописце? 

– Да, дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях

(Он учил людей узнавать самих себя, помогал находить в себе недостатки, учил мудрости жизни.)

Личностные-эмоциональное восприятие Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3 мин

Кто такой Крылов?

С каким произведением познакомились?

Что такое басня?

Какие качества человека высмеивает автор в басне «Мартышка и очки»?

– Посмотрите на выставку книг И. А. Крылова. Кого вы видите на обложках?

(Это герои его басен.)

– Почему на обложках есть и звери, и люди?

– В чём сила басен?

– Понравился вам урок? Чем именно?

– Закончите предложения:

• Сегодня я узнал…

• Было интересно…

• Урок дал мне для жизни.

Баснописец.

«Мартышка и очки»

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людейожь, Лень, неблагодарность, жадность, глупость, скупость, эгоизм, неве-жество, зазнайство, хвастовств

Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.

Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"

На данном уроке  проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России

Технологическая карта урока по литературному чтениюЦель: познакомить учащихся с писателем В. И. Беловым и его произведением «Малька провинилась».Планируемые результаты:предметные: научатся выделять в ...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик" Школа России

Технологическая карта урокаЦель: познакомить с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Мышонок Пик»,  развивать навыки беглого,  выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте,...

Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...