Когда люди живут счастливо… или Жизненная мудрость сказки Е. Шварца
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Потапова Дина Яковлевна

Предмет: литературное чтение.    (Потапрова Д.Я.)

Класс: 4 «А»

Тема:  Когда люди живут счастливо… или Жизненная мудрость сказки Е. Шварца. 

Цель (локальная): формировать ценностное отношение к семье, внутрисемейным отношениям на примере произведения Е. Шварца «Два брата».

Задачи:

Познавательные:

  • учить извлекать, перерабатывать информацию из прочитанного, увиденного, преобразовывать из одной формы в другую (составление схемы развития сюжета);
  • совершенствовать различные виды чтения (просмотровое  - выделение смысла, сюжета по названию, автору; изучающее чтение -1 часть, 2 часть, 8 часть);
  • раскрыть идею и смысл сказки через анализ произведения.

Воспитательные:

  • раскрыть воспитательную направленность сказки;
  • учить дружбе, доброте, взаимопомощи;
  • формировать личностное видение окружающего мира.

Коммуникативно-развивающие:

  • формировать умение выражать свое отношение к прочитанному, делать выводы;
  • развивать воображение, познавательные умения, доказательную речь;
  • воспитывать культуру общения посредством создания атмосферы сотрудничества.

Здоровьесберегающие:

  • сохранять физическое и психологическое здоровье учащихся во время учебного процесса путем чередования труда, отдыха, смены поз, а также создание комфортной атмосферы во время работы.

Методическая цель: формирование правильного типа читательской деятельности через совместное учение.

Форма: урок-открытие.

Тип урока по дидактической цели: урок сообщения новых знаний.

По содержанию исследовательской деятельности: работа с источниками информации, наблюдение, слушание.

Критерии обученности:

минимум:

  • сформированность умения оценивать поступки, отделять оценку поступка от оценки главных героев;
  • формулировать простые правила поведения (общечеловеческие ценности); 

максимум:

  • прогнозирование последствий поступков главных героев с целью использования полученных знаний в жизни.

Принципы обучения: принцип обучения деятельности и  принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации.

Форма организации деятельности:   

  • учащихся – групповая (в паре, 3 группы по 8 человек), фронтальная;
  • учителя - речевая, слушание, помощь учащимся во время групповой работы.

Ведущие технологии:

  • технология продуктивного чтения;
  • технология проблемного диалога.

Литература:

учебник Литературное чтение. 4 класс. «В океане света» (2 часть) Бунеев Р.Н., М.: «Баласс» 2010. – 224 с. (с.62-81).

Оборудование:

для детей:

  • учебник,
  • простой карандаш,
  • таблицы для заполнения характеристик гл. героев и оценки их поступков;
  • листочки со словами Е. Шварца;

для учителя:

  • учебник,
  • ключевые слова для составления схемы произведения,
  • компьютер, проектор, презентация, фрагмент мультипликационного фильма по сказке Е. Шварца.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение.    (Потапрова Д.Я.)

Класс: 4 «А»

Тема:  Когда люди живут счастливо… или Жизненная мудрость сказки Е. Шварца.  

Цель (локальная): формировать ценностное отношение к семье, внутрисемейным отношениям на примере произведения Е. Шварца «Два брата».

Задачи:

Познавательные:

  • учить извлекать, перерабатывать информацию из прочитанного, увиденного, преобразовывать из одной формы в другую (составление схемы развития сюжета);
  • совершенствовать различные виды чтения (просмотровое  - выделение смысла, сюжета по названию, автору; изучающее чтение -1 часть, 2 часть, 8 часть);
  • раскрыть идею и смысл сказки через анализ произведения.

Воспитательные:

  • раскрыть воспитательную направленность сказки;
  • учить дружбе, доброте, взаимопомощи;
  • формировать личностное видение окружающего мира.

Коммуникативно-развивающие:

  • формировать умение выражать свое отношение к прочитанному, делать выводы;
  • развивать воображение, познавательные умения, доказательную речь;
  • воспитывать культуру общения посредством создания атмосферы сотрудничества.

Здоровьесберегающие:

  • сохранять физическое и психологическое здоровье учащихся во время учебного процесса путем чередования труда, отдыха, смены поз, а также создание комфортной атмосферы во время работы.

Методическая цель: формирование правильного типа читательской деятельности через совместное учение.

Форма: урок-открытие.

Тип урока по дидактической цели: урок сообщения новых знаний.

По содержанию исследовательской деятельности: работа с источниками информации, наблюдение, слушание.

Критерии обученности:

минимум: 

  • сформированность умения оценивать поступки, отделять оценку поступка от оценки главных героев;
  • формулировать простые правила поведения (общечеловеческие ценности);  

максимум:

  • прогнозирование последствий поступков главных героев с целью использования полученных знаний в жизни.

Принципы обучения: принцип обучения деятельности и  принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации. 

Форма организации деятельности:    

  • учащихся – групповая (в паре, 3 группы по 8 человек), фронтальная;
  • учителя - речевая, слушание, помощь учащимся во время групповой работы.

Ведущие технологии:

  • технология продуктивного чтения;
  • технология проблемного диалога.

Литература:

учебник Литературное чтение. 4 класс. «В океане света» (2 часть) Бунеев Р.Н., М.: «Баласс» 2010. – 224 с. (с.62-81).

Оборудование:

для детей:

  • учебник,
  • простой карандаш,
  • таблицы для заполнения характеристик гл. героев и оценки их поступков;
  • листочки со словами Е. Шварца;

для учителя:

  • учебник,
  • ключевые слова для составления схемы произведения,
  • компьютер, проектор, презентация, фрагмент мультипликационного фильма по сказке Е. Шварца.

Структура урока

Этап урока

Цель

1. Психологический настрой

создание положительного настроя на учебную деятельность

2. Формулирование проблемы урока

мотивация к изучению нового материала

3. Работа с текстом до чтения

3.1. Антиципация

3.2. Работа с ключевыми словами

развитие антиципации

обобщение знаний, имеющихся у детей

4. Работа с текстом во время чтения

достижение понимания текста на уровне содержания

              Физминутка

снятие утомления, сохранение физического здоровья учащихся

5. Работа с текстом после чтения

5.1. Просмотр фрагмента мультфильма

достижение понимания текста на уровне подтекстового смысла

ознакомление с целым произведением для полного осмысления

6. Обобщение

формирование умения делать выводы на основании работы

7. Рефлексия.

формирование оценочных суждений

8. Домашнее задание

мотивация на самостоятельную учебную деятельность

Ход урока

  1. Психологический настрой слайд 1 - заставка

- Прочитайте строки с поучительной интонацией.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стихотворение или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

- Чему учат нас уроки литературного чтения?  (Беседовать с книгой. Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям).

- Каким вы хотите видеть наш урок?

- Какие цели вы поставите перед собой? (Записать кратко на доске)

- Чтобы достичь целей, какие качества мы должны проявить? (Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на помощь.)

2. Формулирование проблемы урока

 На доске (2-я часть фразы закрыта)  слайд 2

«Когда люди живут счастливо?»

- Прочитайте проблемный вопрос. Как бы вы на него ответили? (Записываю на доске с обратной стороны). Эти предположения мы проверим в конце урока.

(Открываю вторую часть).

 «Жизненная мудрость сказки»

- Какое произведение поможет нам прийти к ответу? Почему именно сказка? (В сказке скрыта мудрость народа)

- Какие изречения о сказке вы знаете? (Сказка – ложь, да в ней намек…

«Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказке,
Сказка всегда права»

3. Работа с текстом до чтения

3.1. Антиципация

- Откройте учебник на стр. 62. (Изучите имя автора, название произведения, рассмотрите иллюстрацию.)

- Предположите, о ком будет произведение? На основании чего вы сделали такой вывод? (Название)

-  Рассмотрите первую иллюстрацию. О чём будет текст?

- Что можете сказать об авторе? Эпохе? (Шварц долгое время работал вместе с Маршаком в Ленинграде, на Киевском проспекте, на 6-м этаже Дома книги в Детском отделе Государственного издательства, т.е. там, где издавались журналы «Чиж» и «Ёж», где кипела веселая жизнь, где обериуты «ходили» на четвереньках)

3.2. Работа с ключевыми словами слайд 3 –портрет Е. Шварца, сказки

- Какие произведения писал Е. Шварц для детей? (сказки, пьесы, все, что назовут) 

- Почему такое несказочное название для сказки? («Два брата»)

- Знаете ли вы другие сказки с таким же названием? (Л.Н. Толстой. Главное в сказке: Каждый выбрал свой путь и был от этого счастлив)

 - Прочитайте ключевые слова (по щелчку), предположите, о чем будет сказка. (Лесничий, Честное слово, «Что я наделал?», «Не смей возвращаться»)

- Можете ли вы предположить, о чем будет текст? (Запись на доску по возможности)

4. Работа с текстом во время чтения

1 глава (читает учитель первые 4 абзаца, ведет диалог с автором)

- Начинаю читать я, если по ходу чтения у вас возникнут вопросы, отметьте вопрос на полях карандашом.

- Какие вопросы возникли по ходу чтения?

Предполагаемые вопросы (задать самой, если не возникнут у детей):

- Что радовало и что огорчало лесничего?

- Почему два брата носят такие необычные имена? (Чтобы мы не забывали, не путали их в течение сказки)

- Как думаете, к какой проблеме подводит нас автор? (На доске появляется схема)

- К чему они могут привести?  (Выстраиваем алгоритм рассуждений...)

- Предлагаю дочитать 1 главу, работая в группе. После чтения заполните  таблицу на одного из героев произведения. (Таблицы для заполнения)

1 глава (дочитывают дети, работая в группе по 8 человек, заполняют таблицу с характеристикой героя)

- Какое мнение сложилось у вас о Младшем? О Старшем? Об отце?  (отчёт групп)

- Какие вопросы к автору у вас появились по ходу чтения?

(- Почему отец заставил Старшего дать честное слово? Имел ли он на это право? Почему?

 - Какие главные слова были в его напутствии Старшему?

 - Можно ли сказать, что отец был строгим человеком? Почему?

 - Какие страшные слова произнес Старший брат?

 - Почему их можно считать страшными?

 - Как вы понимаете слово «покой»? (А вот так его объясняет В. И. Даль Слайд 4)

 - Как бы вы объяснили поступок Старшего?

 - Можно ли его считать жестоким человеком? Докажите. (Нет, это поступок жестокий, необдуманный, он опомнился и побежал искать Младшего).  

- Найдите в тексте вопросы автора? Какой вопрос он задает дважды? (Где Младший? Где твой младший брат?) Почему?

- Докажите, что отец глубоко переживает за Младшего. (Поседел)

-  Какое решение вынес отец?

- Каким бы вы назвали это решение?  (Тяжелое, жестокое, справедливое, мудрое…)

- Так к чему привели частые ссоры?

- Как вы думаете, что будет делать Старший? Почему? А как поступили бы вы?

(Чтение 2 главы – чтение про себя или в паре с соседом полушепотом)

- Что нового вы узнали о Старшем? Как это его характеризует?

- Зачем автор напоминает  нам о его возрасте во второй раз? (Даже в 12 лет люди должны нести ответственность за свои поступки и исправлять ошибки).

- Молодцы. Предлагаю отдохнуть вам и вашим глазам.

(физминутка-тренажер Базарного для глаз слайд  5

под хрустальную гармонику каждый самостоятельно)

- Примите удобную позу, закройте глаза и включите фантазию. Что вы слышите? Как думаете, где мы сейчас окажемся? Откройте глаза. Слайд 6 – ледяной лес по щелчку

- Приходилось ли вам бывать в ледяном лесу? Красив ли сказочный ледяной лес?

- Какое ваше впечатление?

- А какое впечатление ледяной лес произвел на Старшего?

3-7 главы – просмотр мультфильма (7,5 мин) слайд  7 По ходу просмотра – вопросы по содержанию

- Как называл себя новый герой? (Дедушка Вечной Мерзлоты)

- Как вы думаете, почему ему понравилось, что Старший выгнал Младшего на мороз? («Оставь меня в покое!» А Дедушка Вечной Мерзлоты любит покой.)

- Как думаете, что понимает под словом «покой» Дедушка? (мертвый мир, мир вечного покоя, смерть) Покой (буддизм) - состояние освобождения от страданий, буквально — уход от мучений.

Покой (православие) — мир, тишина, смерть.

- Как думаете, пройдя этот путь, будет ли Старший говорить младшему: «Оставь меня в покое?»

- Почему Дедушка был уверен, что Старший не убежит?

- Почему Старший подчинился Дедушке и стал успокаивать птиц? (Он хотел выручить брата)

- Что помогло Старшему выдержать ледяную жизнь? (Желание спасти Младшего)

- Какие попытки спасения он предпринимал? (На доске алгоритм сказки

После последнего кадра.

- Как думаете, что произойдет дальше? Почему вы так думаете?

(стр. 78 последний абзац - дочитайте самостоятельно главу 7)

- Оправдались ли наши предположения? (За добро добром платят, гласит народная мудрость)

- Как думаете, почему в сцене оживления Младшего брата так много союзов «и»? (Прочитайте выразительно. Если будет время)

8 глава – (в лицах) читает учитель с хорошо читающими учениками (или учитель в зависимости от времени)

5. Работа с текстом после чтения. Вывод по произведению

- Вот и закончилась наша сказка. Можете ли вы теперь ответить на основной вопрос урока? Слайд 8

- Когда можно жить счастливо? (Принимаются все ответы детей)

- На такой вопрос однозначно ответить нельзя, ведь каждый понимает счастье по-своему.

 - В чем жизненная мудрость сказки Е. Шварца? (Будь внимателен к своим ближним, живи дружно, и тогда ты будешь счастлив.)

- Сравним вывод с нашими предположениями в начале урока. Что видим? (В мире есть такие ценности, как …, и они необходимы для того, чтобы жить счастливо)

- Какова главная идея написания такой сказки для детей? Можно ли предположить, что эта сказка написана на основе реальности? Слайд 9 семья Шварца

- Определите жизненную позицию автора, подчеркнув верное, на ваш взгляд, предложение.

(На индивидуальных карточках: «Обман, коварство и лукавство не посмеют примешиваться к правде и откровенности. Мир, дружба и согласие воцарятся во всем свете. Справедливость уничтожит корысть и пристрастие».)

- Сошлись ли ваши мнения в паре? А в классе?

Дополнительно: - Хотели бы вы жить в такой семье? Почему? 

«Будь ты король или простой землепашец, ты будешь по-настоящему счастлив лишь тогда, когда в твоем доме будет мир и покой».  Иоганн  Вольфганг  Гёте)

6. Рефлексия.

- Что можете сказать о сегодняшнем уроке? Достигли ли мы намеченных целей?

- Чья работа на уроке заслуживает похвалы или высокой отметки?

- Что можете сказать о своей работе?

- А мне хочется надеяться, что этот урок заставил нас всех задуматься о хрупкости семейного счастья, благополучия, я думаю, что никогда с наших губ не сорвутся страшные слова «Оставь меня в покое».

7. Домашнее задание

- Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить  к следующему уроку?

(На следующем уроке мы будем продолжать работать над сказкой, выделять мир реальности и волшебства, искать доказательства жанра сказки, устанавливать сходства и отличия сказок Е. Шварца и Л.Н. Толстого, давать характеристику личности каждого героя, поэтому дома вам нужно:

1. перечитать 3-6 главы, т.к. жанр мультипликации может отличаться от самого произведения, и

2. отметить черты характера того героя, который вас заинтересовал.)

Если какие-то вопросы не решены для вас на сегодняшнем уроке, запишите их на листочках, мы ответим на них на следующем уроке. слайд 10

Вот и все. Волшебной сказки

Закрываем мы страницу.

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Были вы, друзья, отважны.

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно

За друзей стоять горою!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Тест по сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"...

Презентация к уроку "Люди живут в разных странах"

Презентация к уроку по теме "Люди живут в разных странах", Окружающий мир, 1 класс по системе Л.В.Занкова...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Люди живут в разных странах"

Одной из ведущих тенденций реформирования образования является внедрение новейших информационных технологий в учебно – воспитательный процесс с целью повышения его результативности.[1]  Таковыми ...

Конспект урока «Люди живут в разных странах».

Развивающая программа Л.В. Занкова...