Целеполагание Постановка учебной задачи |
продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; |
Наглядный: слайд
Словесный: беседа
Практический: тестирование
Словесный: беседа, практический: составление плана
| -Ребята, чтобы наш урок был плодотворным и интересным. Не достаточно только лишь моих действий , понадобиться и ваша помощь. Для этого давайте сопоставим слова на слайде. Урок Ученики
Интересный активные Познавательный внимательные Развивающий сообразительные Плодотворный думающие Творческий дисциплинированные
Послушайте стихотворение З. Маркиной «Моя семья – надёжный крепкий тыл»
Моя семья – надёжный крепкий тыл. Со мною мать, отец, сестрёнки, братья… Здесь могут охладить ненужный пыл, Тут я делюсь любым мгновеньем счастья. Дом пахнет пирогами и теплом, Да лаской добрых рук любимой мамы. И, если гроз и бед нагрянет гром, Помогут пережить легко, без драмы. Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди Успехи будут, только постарайся. Учись, трудись и с песнею иди, А если виноват, пойми, раскайся». Что общего в стихотворении З. Маркиной и рассказом Чехова «Мальчики» , с которым мы начали знакомство на прошлом уроке.? (Важность семьи для человека, все его поступки обусловлены теми условиями и обстоятельствами в которых вырос ребенок. Важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений , а тем более совершенных поступков) Как вы уже поняли сегодня мы продолжим работу по произведению А П Чехова «Мальчики» Но пред этим давайте проверим ваши знания по содержанию, решив тест
Когда вы отзываетесь о том или ином человеке, чем вы подкрепляете свои слова? (примерами его поступков, слов, чертами характера и т.д.) -итак, чтобы мы с вами могли охарактеризовать героев , что нам для этого нужно (проанализировать рассказ , дать описание внешности и характера героев, их поступков) Так, какую цель мы перед собой поставим? (проанализировать характер героев, определить свое отношение к поступкам героям) -Перед началом работы давайте составим план характеристики героев План: 1. Имя героя 2. Внешность и характер героев 3. Действия и поступки, совершаемые героем 4. Отношение автора к герою 5. Собственное отношение к герою |
Выполняют соотношение урока и ученика
Слушают стихотворение , анализируют, выделяют сходство с рассказом
Выполняют тестирование
Формулируют цель урока
Составляют план характеристики героев
| Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
|
Слайд
Тест
Слайд |
Контроль учителя
Контроль учителя
Контроль учителя
Самоконтроль , контроль учителя
Контроль учителя |
|
К:формулировать собственное мнение и позицию
К: учувствуют в учебном диалоге
К: учувствуют в учебном диалоге
К: учувствуют в учебном диалоге |
|
Открытие нового знания
|
развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).
развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).
воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности
формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале
|
Словесный:беседа
Практический: задание на карточках, наглядный: слайд
Словесный: беседа, наглядный: учебник
Словесный: беседа
Наглядный: учебник
Словесный:беседа
Словесный: беседа
Практический-наглядный (задание на слайде)
| 1. Имя героя
Итак, кто является главными героями рассказ? (Володя Королев и его друг Чечевицын)
2. Внешность и характер героев 3.Действия и поступки, совершаемые героем.
У вас на столах лежат карточки, в парах распределите описание внешности героев
Чечевицын: Смуглый, худой, веснушчатый, некрасив, щетинистые волосы, толстые губы , узкие глаза Володя: Белокожий, пухлый
-Давайте теперь найдем в тексте отрывок описания внешности и зачитаем его. (стр.128)
- Как гостя встретили в семье Королевых? Понравился ли он им? ( Он невольно вызвал у девочек уважение и интерес к своей персоне) - Как вел себя Чечевицын? Было ли что-то странное в его поведении ? (Неразговорчивый, был занят какой-то думой) - А как себя вел Володя по приезду домой? ( Мальчик был всегда улыбчивый и приветливый, но на этот раз был не разговорчивый, будто даже не рад тому, что приехал домой) - Как вы думаете с чем связано такое поведение мальчика? Повлияла ли как-то атмосфера в доме и то , что он приехал не один , а со своим товарищем? ( Давайте найдем в тексте отрывок подтверждающий в тексте , то что Володя всегда был частью общей атмосферы стр.129 - Володя был занят все время тоже какими-то мыслями , и судя по взглядам, какими он изредка обменивался со своим товарищем, видимо мысли у них были схожие. Так давайте , попробуем подумать , почему же поведение Володи изменилось? Мог ли на него так повлиять его товарищ? ( Вероятно он повзрослел , да и к тому же приехал домой не один) -Давайте еще раз вспомним как вел себя Чечевицын ( был задумчив и угрюм) - Как вы считаете , поведение Володи становится таким же ? ( Они все время о чем-то шептались , потом открыли какую-тот карту и начали рассматривать ее) - Как вы считаете, если бы не присутствовал товарищ, Володя бы продолжал оставаться таким же веселым, как и прежде? (Вероятнее всего Володя находится под сильным влиянием своего товарища по гимназии, у ребят есть своя тайна, и то что происходит в семье Володе совсем не интересно. - Кто из ребят был более увлечен книгами Майн-Рида? (давайте подтвердим свое мнение строчками из текста стр. 130) (Книгами Майн-Рида был увлечен Чечевицын.) - Давайте прослушаем аудиокнигу (отрывок рассказа) и попробуем проанализировать отношение Володи к побегу, почему он в последний момент начал отказываться от побега? ( В глубине души он понимал, что это плохой поступок, ему стало жалко маму.) Но влияние товарища все таки сыграло роль и побег состоялся) - Как вы считаете, удается ли Чечевицыну заразить своим увлечением окружающих? ( Он настолько увлечен приключениями и далекой Америкой, что влияет на не только на Володю , но и на его сестер. Он казался девочкам необыкновенным , замечательным. Для них он казался героем, решительным, неустрашимым.) -Как девочки отреагировали на планы мальчиков? ( Они не возмутились от ужаса, а только пришли в восторг и видели в Чечевицене героя) - Как Володя вел себя по возращению после побега? Осознал ли он , что это был не правильный поступок?( зачитаем отрывок на стр 135.) - А Чечевицын, как он себя вел?( Он был горд, он не признавал свою вину. Потому , что он был грубый и не воспитанный мальчик, которому нет дела до чувств других людей. Он продолжает жить в своем литературном мире своих героев) Даже уезжая ее лицо было суровое и надменное. Даже его прощальный поступок, надпись в тетради Кати говорит о том, что мальчик не испытывал ничего, кроме равнодушия.
4.Отношение автора по отношению к герою
Автор Антон Павлович Чехов по-доброму иронизирует над стремлением мальчиков к приключениям. Он их и не осуждает, потому что понимает, что мальчишки во все времена будут мечтать о подвигах и путешествиях. Автор понимает , что мальчики плохо учили географию и не понимали, что они в любом случае не доберутся до Калифорнии. Так же автор не одобряет такое поведение мальчиков, по отношению к родителям.
5. Собственное отношение к герою
- Ребята, как вы считаете , обсудите в паре Герои решились на побег, потому что: Были смелыми и решительными Были глупыми и самонадеянными Мало знали и плохо представляли трудности пути Не любили своих близких Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными Любили путешествовать и узнавать новое. На какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы быть похожим? - Чему же автор рассказа учит нас? (Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей. Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий. Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться) - Хотели бы вы оказаться вместе с мальчиками? - Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы избавиться? Задание в группе (Ребята, давайте немного пофантазируем, представьте себя на меня Володи и Чечевицына, как бы вы рассказали эту историю , от лица главных героев)
|
Выполняют первый пункт
Выполняют второй и третий пункты
Выполняют задание на карточках
Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме
Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме
Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме
Выполняют четвертый пункт
Выполняют пятый пункт
Выполняют задание в паре
Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме
|
Фронтальная
Парная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Парная
Фронтальная
Групповая
|
Карточки с заданием, слайд
Учебник стр.128
Учебник стр. 129
Учебник стр.130
Учебник стр.135
Слайд
|
Контроль учителя
Взаимоконтроль
Контроль учителя
Контроль учителя
Контроль учителя
Контроль учителя
Контроль учителя
Контроль учителя
Взаимоконтроль
Контроль учителя
Взаимоконтроль |
научиться анализировать текст( Внешность, характер , поведение персонажей)
отвечать на вопросы по содержанию
научиться анализировать текст( Внешность, характер , поведение персонажей)
отвечать на вопросы по содержанию
отвечать на вопросы по содержанию
Научиться анализировать текст(авторская позиция)
Научиться анализировать текст( собственная позиция)
Научиться анализировать текст( собственная позиция) |
П:читают текст, понимают его содержание, находят в тексте ответ на заданный вопрос
Р: оценивают результаты работы, выбирают способы с текстом в зависимости от учебной задачи
П:читают текст, понимают его содержание, находят в тексте ответ на заданный вопрос
П:читают текст, понимают его содержание, находят в тексте ответ на заданный вопрос
Р: оценивают результаты работы, выбирают способы с текстом в зависимости от учебной задачи
|
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.
|