Конспект урока А.П.Чехов Мальчики
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Ильчук Светлана Петровна

На данном уроке дети знакомятся с творчеством А.П.Чехова и его произведением "Мальчики". Методика предусматривает непосредственное активное и осознанное участие школьников в уроке, мобилизацию их внимания, развития мышления, обогащение словарного запаса и речемыслительной  деятельности.

1.Первая возможность активно и осознанно  участвовать в  проведении урока предоставляется на этапе формулирования его темы и цели. Я предложила материал, анализируя который школьники с помощью мыслительных операций самостоятельно  сформулировали нужную тему. Формулирование учащимися цели урока осуществляется с опорой на тему урока с использованием опорных фраз, слов.  Школьники, отталкиваясь от темы урока, определяя по смыслу и логическим связям пропущенные слова в опорных фразах, сформулировали в виде связного текста цель урока.

Такая работа  приводит ученика к пониманию, осознанию содержания и способов осуществления предстоящих действий, создаёт внутреннюю установку школьника на достижение цели.

2. Подготовительный этап урока состоял из двух частей:

1)сообщение об авторе;

2)словарная работа.

В первой части школьники не просто слушали биографию писателя, а составляли план рассказа. Этой работой задействованы важнейшие интеллектуальные процессы, как память, внимание, мышление.

При словарной работе малознакомые слова были представлены в нетрадиционном виде: зашифрованные. Лексическое значение нового слова формулировали сами  учащиеся, а потом уже корректировала я.

3.Прогнозирование содержания произведения учащимися осуществлялось по двум ориентирам одновременно: по названию произведения и некоторым новым словам, с которыми учащиеся познакомились в ходе словарной работы. Такой вид работы придаёт процессу прогнозирования содержания текста целенаправленный, упорядоченный характер, облекает его в форму умозаключения, сделанного на основе анализа нескольких данных.

4.При анализе текста тоже создавались условия для активной деятельности:

Необходимо было восстановить вопросы и ответить на них, составление вопроса к данной части текста.

5.Проведение работ синтетического характера связано с дальнейшим увеличением доли активного и осознанного участия школьников.

Это работа в творческих группах. В данном случае:  инсценирование.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Учебный предмет: литературное чтение.

Класс: 4.

Учитель: Ильчук Светлана Петровна.

УМК: «Школа России» 4 класс, ч.1, М.: «Просвещение», 2011г.

Тема урока: А.П.Чехов «Мальчики».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:  

Предметные:

1) познакомить детей с жизнью и творчеством А.П.Чехова;  

2)обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступке героя;

3) развить литературные способности: 

- прогнозировать содержание текста;

 - читать текст, понимать его содержание;

- совершенствовать навыки выразительного чтения; 

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;  

- относить произведение к жанру; 

- обогащать словарный запас;

4) воспитывать целеустремленность.

Метапредметные:

- формулировать тему и цели урока;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план);

-пользоваться словарями;

- оценивать результат работы.

Личностные:

1) проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека;

2) определять  собственное отношение к поступкам героя;

3)  восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя.

    

 

Ресурсы урока:  презентация  по теме урока, учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 класс,1ч.; карточки для составления плана (для всех учеников), географический атлас.

 

 

                                 

                                                              Ход урока.

 I. Организационный  момент.

Чтение учителем наизусть:

“Невозможно без вниманья,
Получить образованье!”

(Все сосредоточились, все настроились на работу, все успокоились)

Упражнение с детьми в аутотренинге: ВДОХ!

“Мы спокойны,

Мы внимательны,

Мы – само внимание!”

- Сегодня мы познакомимся с неизвестным для вас автором и его произведением.

II.Формулирование  учащимися темы и цели урока.

Слайд.  Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы,  соедините их между собой, и вы узнаете фамилию автора, с произведением которого мы будем работать на уроке. 

Тют…ев      Ф…т      Апу…тин      Т…лстой      Ершо…

Тютчев      Фет      Апухтин      Толстой      Ершов 

Слайд. Вы правильно определили. Сформулируйте первую часть темы урока. (Произведение А.П. Чехова).

-Узнаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

Слайд. Перед вами две таблицы:  одна с буквами, входящими в состав названия произведения; другая – со схемой, показывающей последовательность соединения букв. Используя схему, прочитайте название  произведения.

к

и

л

а

и

ч

ь

м

 

 

 

 

 

 

 

.  

       

        

-Что получилось? Правильно. «Мальчики»

Слайд. Сформулируйте тему нашего урока.(А.П. Чехов и его произведение «Мальчики».)

( Появляется тема урока).

-Сформулируйте цель нашего урока.

Слайд. (На экране. Познакомиться с творчеством … и его произведением «…»; учиться правильно и … читать произведение; отвечать на  … ; делить …  на части.)

(Появляется цель урока).Познакомиться с творчеством А.П.Чехова и его произведением «Мальчики»; учиться правильно  и  выразительно читать произведение; отвечать на вопросы; делить текст на части.

III. Подготовительная работа.

- Приступим к работе.

Слайд.(Показ портрета А.П.Чехова)

1.Сообщение об авторе.

-Что вы знаете об авторе произведения?

Послушайте биографию автора по частям.

 Внимательно слушая, составьте план рассказа. Каждый пункт плана должен быть озаглавлен с помощью одного слова. (Дети работают с карточками).

1.Антон Павлович Чехов – один из  известнейших на весь мир писателей.

Слайд. Он родился в 1860 году в городе Таганроге  

Слайд  в семье мелкого торговца. Отец разорился (довёл своё состояние до нищеты) и переехал в Москву. Антон остался один в Таганроге. (Озаглавьте.)

2.Антон учился в гимназии (учебное заведение), зарабатывал на жизнь частными уроками. Его писательский талант проявился уже в гимназии. В 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета, через пять лет получил звание врача. (Озаглавьте).

3.Ещё студентом Чехов начинает печатать маленькие рассказы в юмористических журналах. Эти произведения приносят ему популярность. Чехов становится известен не только в России, но и во многих Европейских странах. (Озаглавливаем).

Слайд

4.Основная тема рассказов, повестей, пьес, написанных Чеховым – это жизнь обыкновенных людей. В настоящее время имя Чехова является одним из самых популярных в мировой литературе.(Озаглавливаем).

- Проверим, какой план у вас получился. (Дети рассказывают, как они озаглавили каждый пункт плана).

2.Словарная работа.

- В новом произведении вам встретятся новые или малознакомые слова.

Слайд.  Попробуйте объяснить значение этих слов.

розвальни                                          кучер                                     бизон

башлык                                              джин                                      пампасы                флигель

сюртук                                               Калифорния                         мустанги                

полоскательная  чашка                 самоеды                               урядник

 (Выслушиваются сначала предположения детей, а потом учитель корректирует их предположения).

Слайд.

- Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком;

 - башлык –  суконный тёплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки;

- сюртук - длинный двубортный пиджак, обычно в талию;

Слайд .

-полоскательная чашка - блестящая металлическая миска для мытья чайной посуды.

- джин - английская водка;

- кучер-  слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.

- самоеды - северные народы;

- Калифорния - полуостров на западе Северной Америки в Мексике.

- бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык;

- пампасы – южноамериканские степи;

- мустанги – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий;

- урядник – низкий чин уездной полиции;

-флигель- пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.

- Зная название и некоторые слова из произведения, попытайтесь предположить, о чём пойдёт речь. ( Дети высказывают свои предположения).

IV. Первичное восприятие текста.

- Послушайте   произведение А.П. Чехова «Мальчики» и определите, чьё предположение окажется более точным. (Учитель или подготовленные ученики читают текст произведения  вслух, а ученики следят за чтением по учебникам).

V. Проверка первичного восприятия.

-Понравилось  ли вам  произведение?

-Чьё предположение оказалось более точным?  

- К какому  жанру относится это произведение? (Это рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность,  с небольшим количеством героев).

- Как вы думаете, это грустный или весёлый рассказ? Объясните свой ответ.

- Какой фрагмент рассказа вам запомнился?

VI.  Динамическая пауза.  

VII.   Закрепление нового материала.

1) Беседа по прочитанному тексту.

-Откуда приехали мальчики?

-Кто приехал к Королевым?

- Как сёстры относились к Володе?

-Что заметили сестры?

-Куда собирались сбежать мальчики?

-Удалось ли им сбежать?) 

- Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? (Чтение приключенческих романов Майн-Рида.)

- Просмотрите текст и нарисуйте словесный портрет мальчиков.

(Володя – пухлый…

Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками …)

- А что вы можете сказать о характере мальчиков? (Они совершенно разные: Чечевицын - целеустремленный, смелый, решительный.

Володя – нерешительный.)

- Можно ли Володю назвать трусом?(Ответы детей.)

2)Работа с географической картой.

- Проведем небольшую исследовательскую работу. По карте (на парте географический атлас) наметим маршрут движения мальчиков. (Сначала Пермь…)

- Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь?

3) Выборочное чтение.

- Что происходило в семье после побега? (Словами из текста)

- Встреча после побега.(Прочитать)

- Можно ли так поступать? 

- В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи отличаются, чем они похожи?

4)Продолжение беседы.

- Как вы относитесь к мальчикам? (нравятся, не нравятся и чем)

- А как писатель относится к мальчикам? (Монтигомо Ястребиный коготь, непобедимый вождь индейцев)

- Как Чехов смог так рассказать о предстоящем путешествии, чтобы нам было интересно? - Как вы думаете, кем будут мальчики, когда вырастут?

VIII. Итог урока. Рефлексия  

- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

 - Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?

Работа в группах .

-Напишите «Синквейн» 1группа и 2 группа – А.П.Чехов ,а  3группа и 4 группа – к произведению  «Мальчики».

 Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

 IХ. Домашнее задание. 

 Разделить текст на части и озаглавить .

Творческое задание: составить тест или кроссворд по данному произведению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 4 класс Тема: А.П.Чехов «Мальчики».

Урок в технологии проблемного обучения УМК "Школа России"...

Конспект урока Е. Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "р"".

конспект урока по литературному чтению, в 1 классе, УМК  "Школа России"...

Открытый урок А.П. Чехов "Мальчики"

Тема урока: А.П.Чехов «Мальчики».Тип урока: изучение нового материала.Цель:  Предметные:1) познакомить детей с жизнью и творчеством А.П.Чехова;  2)обучить аде...

Конспект урока: А.П.Чехов «Мальчики».

Конспект урока: А.П.Чехов «Мальчики»....

Конспект урока обучения грамоте "Как мальчик Женя научился говорить букву Р" Е. Чарушин

Материал представляет собой конспект открытого урока обучения грамоте по Азбуке Горецкого...

Презентация к открытому уроку А.П. Чехов "Мальчики"

Конспект урока и материал к открытому уроку по произведению А.П.Чехова "Мальчики" 4 класс литературное чтение УМК Школа России...