Открытый урок А.П. Чехов "Мальчики"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Цыпкайкина Мария Евгеньевна

Тема урока: А.П.Чехов «Мальчики».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:  

Предметные:

1) познакомить детей с жизнью и творчеством А.П.Чехова;  

2)обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступке героя;

3) развить литературные способности: 

- прогнозировать содержание текста;

 - читать текст, понимать его содержание;

совершенствовать навыки выразительного чтения; 

отвечать на вопросы по содержанию словами текста;  

- относить произведение к жанру; 

обогащать словарный запас;

4) воспитывать целеустремленность.

Метапредметные:

формулировать тему и цели урока;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план);

-пользоваться словарями;

оценивать результат работы.

Личностные:

1) проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека;

2) определять  собственное отношение к поступкам героя;

3)  восприятие и понимание эмоционально

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_malchiki_chehov_4_klass.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.П.Чехов «Мальчики».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:  

Предметные:

1) познакомить детей с жизнью и творчеством А.П.Чехова;  

2)обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступке героя;

3) развить литературные способности: 

- прогнозировать содержание текста;

 - читать текст, понимать его содержание;

совершенствовать навыки выразительного чтения; 

отвечать на вопросы по содержанию словами текста;  

- относить произведение к жанру; 

обогащать словарный запас;

4) воспитывать целеустремленность.

Метапредметные:

формулировать тему и цели урока;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план);

-пользоваться словарями;

оценивать результат работы.

Личностные:

1) проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека;

2) определять  собственное отношение к поступкам героя;

3)  восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя.

    

 

Ресурсы урока презентация  по теме урока, учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 класс,1ч.; карточки для составления плана (для всех учеников), географический атлас.

Ход урока

1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу и нашим гостям! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растет.

Я хочу учиться.

3. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, мы продолжаем знакомиться с литературными произведениями. В каком разделе учебника мы сейчас работаем? (Чудесный мир классики)

- А с какими писателями мы познакомились? (Пушкин, Лермонтов, Толстой)

- Этих писателей относят к классикам русской литературы, которые внесли значимый вклад в развитие литературы. Они написали превосходные произведения, которые читают не только в нашей стране, но и во всем мире.

Обратите внимание на экран. Перед вами фамилии поэтов и писателей с пропущенными буквами. (Тют..ев, Ф..т, Ми..алков, Т..лстой, Лермонто..).

Попробуем их восстановить. Вставим пропущенные буквы, и узнаем какое слово получилось.

Какое слово у вас получилось? (Чехов)

-А сейчас мы проверим хорошо ли вы помните содержание произведений, с которыми мы знакомились? Проверим. Сейчас в парах вы выполните полученное задание.

Вставьте пропущенные слова в знакомые вам тексты

1. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь________________                                                       (Магуль-Мегери)

Обведите первую букву во вставленном слове

2.    Тут её тоска взяла, и царица умерла.

       Лишь её похоронили,______________ тотчас учинили         (свадьбу)

Обведите третью букву во вставленном слове

3…  «__________ пора! Очей очарованье!»                                                 (унылая)

Обведите четвертую букву во вставленном слове

4.    «Свет мой, ____________, скажи

         Да всю правду доложи…»                                     (Зеркальце)

Обведите шестую букву во вставленном слове

5.    Последняя ____________рассеянной бури!                           (туча)

       Одна ты несёшься по ясной лазури…

Обведите третью букву во вставленном слове

6. «Подруга дней _________ суровых,

     Голубка дряхлая моя!»                                               (моих)

Обведите третью букву во вставленном слове

7.     И жених сыскался ей,

        ______________Елисей.                                                      (королевич)

Обведите первую букву во вставленном слове

8. Тогда Ашик взял комок ____________ из-за пазухи, развёл его водою и намазал матери глаза…

Обведите пятую букву во вставленном слове        (земли)

Соедините обведённые буквы в слово и запишите его

__________________________________________                      (мальчики)

- Какое слово у вас получилось?

- Ребята, как вы думаете какое отношение имеют эти слова к нашему уроку? (это тема нашего урока)

- Сформулируйте цель нашего урока.

Слайд. (На экране. Познакомиться с творчеством и биографией … и его произведением «…»; учиться правильно и … читать произведение; отвечать на  … ;.)

(Появляется цель урока). Познакомиться с творчеством и биографией А. П. Чехова и его произведением «Мальчики»; учиться правильно  и  выразительно читать произведение; отвечать на вопросы.

Познакомимся кратко с биографией А. П. Чехова.

Слайд 2. Портрет Чехова, годы жизни. (1860-1904)

-В каком году родился писатель? Какой это век?

-В каком году умер? Какой это век?

-Откройте учебник на стр. 82-83. Что видите? (Дом Чехова, его кабинет. Фотография с писателем М. Горьким.)

-Прочтите в учебнике на стр. 84 статью М. Семановой, найдите, что она говорит о семье писателя.

Обратите внимание на слайд,  здесь изображена семья писателя.

-Чем отличался Антон с детских лет?

-Как он разыграл своего дядю?

-Послушайте Ваню, он немного расскажет о писателе.

Антон Павлович Чехов – один из известнейших на весь мир писателей. Он родился в 1860 году в городе Таганроге, в семье мелкого торговца. Отец разорился (довёл своё состояние до нищеты) и переехал в Москву. Антон остался один в Таганроге. Чехов учился в гимназии (учебное заведение), зарабатывал на жизнь частными уроками. Его писательский талант проявился уже в гимназии. В 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета, через пять лет получил звание врача.  Ещё студентом Чехов начинает печатать маленькие рассказы в юмористических журналах. Эти произведения приносят ему популярность. Чехов становится известен не только в России, но и во многих Европейских странах. Основная тема рассказов, повестей, пьес, написанных Чеховым – это жизнь обыкновенных людей. В настоящее время имя Чехова является одним из самых популярных в мировой литературе.

- Ребята, а какую профессию получил Антон Павлович Чехов?

- О чем писал Чехов?

Словарная работа

- А. П. Чехов жил более ста лет назад. В тексте мы можем встретиться в тексте с устаревшими  словами (архаизмами), с незнакомыми для нас словами.

-Накануне урока я просила вас в группах с помощью толковых словарей узнать лексическое значение некоторых слов.

1 группа. Розвальни, бизон, москит, термит. (пользуется словарём учебника)

2группа. Башлык, пампасы, мустанги, плантация. (словарь Ожегова)

3группа. Чечевица, самоеды, людская, флигель, урядник. (словарь Ожегова)

Салдакова настя

розвальни – низкие и широкие сани;

бизон –дикий североамериканский бык;

москит-мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран;

термит-насекомое жарких стран, вредитель древесины.

Базина Ксения

башлык –  суконный тёплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки;

пампасы – южноамериканские степи;

мустанги – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий;

плантация – место, засаженное плодоносными растениями; где разводятся: сахарный тростник, кофе, табак, хлопчатая бумага. 

Костин Кирилл

чечевица-бобовое растение

 самоеды - северные народы, ненцы;

урядник – низкий чин уездной полиции;

флигель- пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.

Зная название и некоторые слова из произведения, попытайтесь предположить, о чём пойдёт речь. (Дети высказывают свои предположения).

IV. Первичное восприятие текста.

- Сейчас мы определим чье предположение оказалось более точным. А помогут нам в этом Ваня, Настя и Артём. Они прочитают произведение, а остальные следите за ними.

V. Проверка первичного восприятия.

-Понравилось ли вам произведение?

 - К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, с небольшим количеством героев).

- Как вы думаете, это грустный или весёлый рассказ? Рассказ Чехова "Мальчики" скорее можно отнести к веселым произведениям, чем к грустным. Большую часть рассказа мы улыбаемся над героями, над серьезностью их сборов, несуразность которых автор специально подчеркивает поведением Володиных сестер. Конечно сам план мальчиков нельзя назвать веселым, но слава богу ник чему трагичному он не привел. скорее всего сами герои через некоторое время будут вспоминать свои планы с улыбкой. Поэтому этот рассказ мне кажется более смешным, чем грустным.

- Какой фрагмент рассказа вам запомнился?

VI. Динамическая пауза.  

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали.

Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем.

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем.

И работать продолжаем.

VII.   Закрепление нового материала (беседа по тексту)

-Почему Чехов назвал свой рассказ «мальчики»? (потому что мальчики — это главные герои и весь сюжет крутится вокруг их плана)

- Что можно сказать о семье Королевых? (Семья Королевых многодетная семья, в семействе четверо детей – три девочки Маша, Соня и Катя и мальчик Володя)

- Как сёстры относились к Володе?

- Что заметили сестры в поведении Володи?

-Куда собирались сбежать мальчики?

-Удалось ли им сбежать?

- Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? (Чтение приключенческих романов Майн-Рида.)

- Вспомните, как описывает автор мальчиков? (Володя – пухлый…Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками …)

- А что вы можете сказать о характере мальчиков? (Они совершенно разные: Чечевицын - целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный.)

- О чем мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли себе жизнь в Америке? (Они мечтали о приключениях и богатстве. Они хотели купить себе плантации и называли себя индейцами.)

В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи отличаются, чем они похожи? (Встречи мальчиков с семьей коренным образом отличаются, так как в начале рассказа семья Королевых радостно встречали мальчиков и очень обрадовались их приезду. А в конце произведения, когда мальчики нашлись, семья была взволнована и расстроена, и рассержена).

- Создавая свое произведение автор само выражается, он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими чувствами и эмоциями.

- Как вы думаете, мечтал ли Антон Павлович, когда был маленьким о таком путешествии?

- Можно ли осуществить такие задумки детям?

Подведем итог нашего урока

- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

 -Что вам запомнилось из биографии писателя?

 - Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?

- Чему учит рассказ Чехова «Мальчики»? (Беречь своих родителей и близких, не подвергать свою жизнь опасности, уметь отвечать за свои поступки и ставить цели)

Рефлексия

У вас на столах лежат листочки желтого цвета. Выберите любой листочек и нарисуйте смайлик как на слайде, который соответствует вашим знаниям по данной теме:

hello_html_1d435721.png

Д/З

Завтра мы продолжим работу над рассказом, будем говорить о главных героях, их характерах, поступках.

Дома

Вариант «Солнышки»: прочитать рассказ, разделить на части и озаглавить.

Вариант «Подсолнышки»: прочитать рассказ, составить и записать 5-7 вопросов к тексту

Вставьте пропущенные слова в знакомые вам тексты

1. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь________________                                                      

Обведите первую букву во вставленном слове

2.    Тут её тоска взяла, и царица умерла.

       Лишь её похоронили,______________ тотчас учинили        

Обведите третью букву во вставленном слове

3…  «__________ пора! Очей очарованье!»                                                

Обведите четвертую букву во вставленном слове

4.    «Свет мой, ____________, скажи

         Да всю правду доложи…»                                    

Обведите шестую букву во вставленном слове

5.    Последняя ____________рассеянной бури!                          

       Одна ты несёшься по ясной лазури…

Обведите третью букву во вставленном слове

6. «Подруга дней _________ суровых,

     Голубка дряхлая моя!»                                              

Обведите третью букву во вставленном слове

7.     И жених сыскался ей,

        ______________Елисей.                                                      

Обведите первую букву во вставленном слове

8. Тогда Ашик взял комок ____________ из-за пазухи, развёл его водою и намазал матери глаза…

Обведите пятую букву во вставленном слове        

Соедините обведённые буквы в слово и запишите его

__________________________________________                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...