Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения в 4 классе А .П. Чехов "Мальчики"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Делова Ирина Анатольевна

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, по программе "Школа России". Предлагаемая разработка является завершаемым этапом работы с текстом произведения и предполагает анализ характеров героев с помощью блок - схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_lit_cht.zip273.41 КБ

Предварительный просмотр:


                                            Урок литературного чтения в 4 – м классе по программе «Школа России»

Тема урока. Тип урока.

А.П.Чехов «Мальчики». Урок построения системы знаний.

Цель урока

Проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев.

Задачи

  1. Систематизировать и обобщить содержание прочитанного рассказа.
  2. Выявить общие черты и различия в характерах главных героев.
  3. Защитить творческие проекты.
  4. Сформулировать для себя правило взаимоотношения с миром и людьми.

Планируемый результат (УУД)

Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста; знаково – символические действия (моделирование);

Логические УУД:  анализ,  синтез, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение точно выражать свои мысли  в монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании  прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык.

Ресурсы

Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карточки для проектной деятельности, блок-схемы, компьютер, медиа проектор, мультимедийная презентация, карта России.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг  - другу! Сегодня на уроке помощь друга будет вам необходима. Прочтите девиз урока: « Дорогу осилит идущий». 

-Как понимаете эти слова? Почему именно они начинают наш урок?

-Кто объяснит мне появление индейца на нашем уроке?

- Предложите тему урока.

Для чего нужно проанализировать прочитанный текст?

(Стремиться вперёд, не отступать, не бояться трудностей)

Мальчик в костюме индейца:

- Вы читали Майна Рида?

«Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а  в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут. А так же индейцы нападают на поезда, но хуже всего это москиты и термиты. Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются! А знаете, кто я?

Я Монтигомо Ястребиный Коготь – вождь непобедимых. Хэй!

(А.П. Чехов «Мальчики»).

-Прибыл из Америки, куда собирались бежать Володя и Чечевицын из рассказа А.П. Чехова «Мальчики».

( Анализ содержания рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Понять , что хотел сказать автор, для чего был написан рассказ.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

3.Локализация индивидуальных затруднений.

Познавательные общеучебные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические: анализ, синтез, выбор оснований.

Регулятивные: контроль, коррекция по эталону, Прогнозирование.

Познавательные УУД:

-структурирование знаний;

-рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

- целеполагание; планирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные УУД:

(общеучебные универсальные действия)

- поиск и выделение необходимой информации,

-выбор наиболее эффективных способов решения задач,

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

Логические УУД:

- анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

Работа в группах.

- Распределимся по группам и каждая группа будет защищать свой творческий проект. Задание вы получите, если верно ответите на вопросы теста.

(Слайд №1)

            Тест.

  1. Имя одного из главных героев:

А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын.

2.  Мальчиков встречали:

А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс.

3. Розвальни это:

А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В)развалины избы.

4. События рассказа происходят накануне:

А) Пасхи; Б)Рождества; В)Крещения.

5. В Калифорнии вместо чая пьют:

А)компот; Б)кофе; В)джин

6. Мальчики решили сбежать в :

А)Африку; Б)Америку; В)Австралию.

7. Пампасы это:

А)Южноамериканские степи; Б) местное население; В)плоды дерева.

8. В путешествии мальчикам придётся:

А)сражаться с тиграми; Б)поступать в морские разбойники; В) жениться на красавицах.

9. По мнению Маши это нужно кушать в пост:

А)манную кашу; Б)горох и чечевицу; В)ничего.

10. Урядник это:

А)нарядно одетый человек; Б)управляющий хозяйством;

В)полицейский чин.

Самопроверка по образцу. Фиксация результатов.

(слайд №2)

-Подтвердите ответы на вопросы №4,8,9 – словами текста.

Выборочное чтение.

-Оцените свою работу в оценочных листах.

Этап урока

    +

   _

+/-

1Тест

2работа над проектом

3защита проекта

4рефлексия

-Мы  помним цель нашего урока?

-Для реализации цели необходимо составить план нашей работы на уроке.

(слайд №3)

-Что нужно знать для анализа текста?

-Как показал тест, содержание рассказа вы знаете. Что ещё важно для понимания текста?

-Для решения этой задачи выполним следующее задание.

- Переверните карточку. Прочтите задание к следующему этапу работы.

Работа в группах.

I группа.

Восстановить порядок следования плана; прочесть и сравнить первый и второй приезд Володи.

       

II группа.

-Определить маршрут путешествия по карте флажками; подтвердить свои действия словами текста.                

ПЕРМЬ

         ТЮМЕНЬ

   ТОМСК

КАМЧАТКА

     

( На лодках

Через Берингов пролив - )

     АМЕРИКА

- Оцените свою работу в оценочных листах (+ - +/-).

Дети отвечают на вопросы теста на карточках.

Дети оценивают свою работу в группе.

-Проанализировать , понять поступки героев, попытаться их объяснить.

-Содержание .

Последовательность событий в рассказе.

Дети расставляют карточки плана текста на доске в нужном порядке.

Находят в тексте соответствующие заданию отрывки и выбирают чтецов.

-

Дети работают с картой у доски, отмечая флажками маршрут путешествия мальчиков, опираясь на слова текста произведения.

Дети делают пометки во второй графе оценочного листа.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

5.Реализация построенного проекта.

6.Обобщение затруднений во внешней речи.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации,  структурирование знаний,  знаково – символическое моделирование,

Преобразование модели с целью выявления общих сходств и различий.

Логические УУД:

Анализ объектов, синтез – составление целого из частей;

Построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

Коммуникативные УУД:

Партнёрство в деятельности, умение слушать и вступать в диалог,

Выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества;

Познавательные УУД:

Смысловое чтение; осознанное построение речевого высказывания, свободная ориентация в тексте.

-Вернёмся к главной цели урока: «Понять поступки героев». А что нужно знать, чтобы оценить поступок человека?

-Для этого перейдём к следующему этапу работы

(слайд №3)

Проектная работа.

Составить модель сравнения характеров героев и сделать: «Что их объединяет?»

I группа. Блок- схема характеристика Володи.

(Левая часть доски)

II группа. Блок- схема характеристика Чечевицина

(Параллельно на правой части доски)

               

                                                                   

        (не подходит)

(не подходит)

                                                             

Защита проектов.

- Подтвердите черты характера героев словами текста (выборочное чтение);  словесными зарисовками (выборочный пересказ).

- Что объединяет этих двух таких разных мальчиков?

(Соединить обе схемы словами : ровесники; гимназисты; мечтатели).

- Как объяснить выражения : «слабый духом – сильный духом»?

- Попробуйте сформулировать  мысль более точно, так что же объединяет героев рассказа «Мальчики»?

- Оцените своё участие в проектной работе в третьей графе оценочных листов.

Беседа. (Вопросы эмоционально – оценочного характера)

- Кто в этой паре лидер? Докажи словами текста.

- Как вы думаете, раскаялись ли ребята в своём поступке. Как автор говорит об этом? Кто по вашему откажется от побега в будущем, а кто нет? Почему?

 Что можете сказать о семье Володи? О семье Чечевицина? Сравните взаимоотношения близких людей в этих семьях. Повлияло ли это на формирование характеров мальчиков?

-  Это грустный или весёлый рассказ? Что особенно  запомнилось ? Какой момент понравился особенно? Перечитай.

- В чём главная мысль автора? Что он хотел донести своим рассказом. Почему рассказ назван «Мальчики».

- Его характер.

Дети составляют блок – схему при помощи карточек, выбирая нужные и откладывая лишние, не соответствующие характерам героев.

Дети предлагают разные версии сходства героев; совместно выбираются наиболее подходящие.

-Они дополняют друг друга. Володе не хватает твёрдости Чечевицына, а тому доброты и умения любить, как Володя.

Дети подтверждают свои ответы словами текста (выборочное чтение); высказывают свои мысли о прочитанном.

7.Рефлексия деятельности на уроке.

Личностные УУД:

- нравственно – этическая ориентация.

Регулятивные:

-саморегуляция, оценка.

-Вернёмся к девизу урока «Дорогу осилит идущий». Как вы считаете, ребята, удалось ли нам осилить сегодняшний путь?

Стал рассказ А.П.Чехова вам более понятным ? Что для себя вы взяли, прочитав рассказ « Мальчики».

- Книги какого автора вам бы хотелось прочитать?

-Оцените свою деятельность  на уроке, посчитайте общее количество значков в оценочном листе (+,-,+/_), поставь себе отметку.

- Выбери смайлик, который соответствует вашему настроению на уроке, прикрепите его к оценочному листу.

- Домашнее задание будет  творческим: найти информацию об индейцах, сделать рисунок и краткую презентацию.

-Нужно мечтать, стремиться к исполнению своей мечты, жить интересной жизнью, но помнить о своих близких и не причинять им боль.

- Хотелось прочитать книги А. Майна Рида. Узнать о жизни индейцев.

                                

            А.П.Чехов                                         Майн Рид


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта с дидактической структурой урока литературного чтения во 2 классе по теме "Сказочные человечки" (Школа 2100)

Изменения, происходящие в настоящее время в начальном образовании, не могут не влиять на систему контроля и оценки образовательных достижений. Существенное расширение составляющих понятия «качество об...

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс по теме: "Обобщение по разделу «Страна Фантазия»

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 4 класс УМК "Школа России", учебник Л.Ф.Климанова "Литературное чтение" 4 класс....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта ПНШ для проведения урока литературного чтения в 3 классе Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Технологическая карта урокаЛилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»Цели урока: учить выдел...

Технологическая карта ПНШ для проведения урока литературного чтения в 3 классе Т. Пономарёва «Помощь» Г. Остер «Вредные советы»

Технологическая карта урокаТ. Пономарёва «Помощь» Г. Остер «Вредные советы»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: «Татьяна Пономарева «Помощь»Цели урока: учить выделять черты детской наблюд...