«Творчество А. А. Блока»,4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по литературному чтению на тему «Творчество А. А. Блока»,4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biografiya_bloka.docx28.3 КБ
Файл teh._karta.docx34.28 КБ
Файл 4b.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «А.А.Блок «Россия» 4 класс

«Стоит передо мной моя тема России... Этой теме я сознательно посвятил жизнь» А. А. Блок.

Цели и задачи урока: познакомить учащихся со стихотворением А. Блока «Россия»; способствовать формированию общеучебных умений; грамотно читать стихотворение, с помощью интонации передавать свои эмоции и эмоции автора при чтении произведения; способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение ; создавать условия для развития устной речи; создавать условия для расширения словарного запаса детей, кругозора учащихся; способствовать воспитанию чувства гордости, патриотизма, любви к Родине.

Оборудование: портрет писателя, учебник «Литературное чтение» часть 2, пословицы о Родине, распечатанное стихотворение на листах.

Ход урока:

1.Организационный момент.

А)На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно.

Спинки выпрямили.

Б) Работа с пословицами.

-Прочитайте слова (без голоса), восстановите из слов пословицы.

без Человек соловей Родины без песни что (Человек без Родины, что соловей без песни).

не За умирать Родину мать страшно (За Родину-мать не страшно умирать.)

и Земля в мила горсти Своя (Своя земля и в горсти мила.)

-Прочитайте получившиеся пословицы:

-жужжащим чтением;

-ударяя голосом на выделенное слово;

-чтобы звучал вопрос;

-выразительно.

-Что объединяет эти пословицы? (эти пословицы о Родине)

-Как еще называют нашу Родину? (Отечество)

-Как называется наша Родина? (Россия)

У: -Слово «Родина» у нас вызывает в воображении много образов.

Родина –это степи, луга, простор, деревня над рекой, Москва, заснеженные просторы Крайнего севера, запахи первых подснежников и поздних яблок.

-Эпиграф нашего урока звучит так: «Стоит передо мной моя тема, тема России... Этой теме я сознательно посвятил жизнь».

А еще Родину можно представить как галерею портретов людей, без которых Россия не была бы Россией.

У: -Каких великих русских людей вы знаете, которые прославляли нашу Родину? (Пушкин, Некрасов, Владимир Мономах, Шостакович, Чайковский, Андрей Рублев, Суворов).

У: Все эти великие люди любили свою Родину. И каждый по своему выражал свою любовь: будь то картины, музыкальные произведения, стихи, рассказы, песни или подвиги великих людей во имя Родины.

У. -Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О Родине).

2. Сообщение темы урока.

-Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока попробуем разгадать кроссворд. Отгадки как раз и будут слова, которые являются нам в воображении, когда мы произносим слово «Родина».

1.Дерево, которое является символом России. (Береза)

2.Что за птица, серенький на вид, зато пением знаменит? (Соловей)

3.Назовите синоним к слову «Родина». (Отечество.)

4.Назовите столицу нашей Родины. (Москва.)

У: -С произведением какого писателя мы познакомимся на сегодняшнем уроке? ( С произведением А.А. Блока)

У: Я хочу еще раз обратить ваше внимание на эпиграф. Прочитайте его про себя.

(Выразительное чтение 1 ученика.) ( Открываю имя автора под эпиграфом.)

У: Эти слова принадлежат А. А. Блоку. Он беззаветно любил свою Родину и посвятил ей много своих произведений. ( Открываю тему урока).

-Стихотворение с которым мы познакомимся так и называется «Россия».

3. Подготовительная работа

У: -Какие произведения А.А. Блока вы уже знаете?

( Названия стихотворений вывешиваю на доске. Определяем жанр.)

(«Ворона», «Зайчик», «Снег да снег»)

У.: -Определите жанр этих произведений? (Стихотворения.)

У.: -А.А. Блок писал стихотворения.

Рассказ о писателе.

-О жизни и творчестве поэта нам напомнят мои помощники. (2 ученика)

1-й ученик.

А.А. Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в дворянской семье. Детство и юность Блока прошли в семье матери в Петербурге. Летом мальчик часто отдыхал в подмосковном имении деда Шахматове. В пять лет начал писать стихи, с помощью мамы создавал книжечки стихов. В 14 лет выпустил рукописный журнал «Вестник». Специально для детей были написаны стихотворения: «Колыбельная песня», «Ворона», «Зайчик» и мн. др.

2-й ученик.

А.А.Блок жил и творил на рубеже двух миров: в эпоху подготовки и осуществления величайшего в истории человечества перелома -Октябрьской революции. В то время, когда наша страна была разрушена, было много беспорядка. Крушение многих своих надежд он принял не как катастрофу, а как начало долгого тернистого пути, который достался и ему. Тема родины поэта уходит корнями в глубокое прошлое и нам предстоит выяснить какой именно образ Родины представил поэт в своем произведении.

4.Первичное восприятие текста.

(Учебники закрыты. Дети садятся как слушатели.)

-Послушайте стихотворение А.А. Блока «Россия» и подготовьтесь рассказать, какие чувства возникают, при прослушивании этого произведения. (Чтение под тихую музыку).

5.Проверка первичного восприятия текста.

-Какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения?

-Понравилось ли вам это стихотворение?

-А были ли слова, которые вам не понятны?

6. Чтение и анализ произведения.

1. Словарная работа. Работа над чтением трудных слов.

(Слова напечатаны на доске.)

Шлея- часть сбруи, ремень прикрепленный двумя концами к хомуту.

Крест –здесь: судьба.

Чародей –волшебник, колдун.

Плат –платок.

Острожная (песня) –тюремная.

Расхлябанные колеи –разбитые дороги.

Крест свой бережно несу –быть верным долгу, Родине.

7. Физминутка

8.Акцентное вычитывание стихотворения..

-Сейчас внимательно прочтем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием. Мои помощники подготовили выразительное чтение этого стихотворения.

1 ученик читает первую строфу). Послушайте и ответьте:

-Какой образ возникает перед мысленным взором, когда читали первую строфу? С чем это ассоциируется?

-Какой поэтический прием использует автор? (олицетворение)

Вспомните, что называется олицетворением?

2 ученик читает вторую строфу.) Ответьте на такой вопрос:

-Какие чувств наполняют эту строфу? (признательные чувства любви к России, Родине.)

-Какие слова выбирает автор, чтобы передать эти чувства? Зачитайте их.

3 ученик читает третью и четвертую строфу.)

Подумайте и ответьте на такой вопрос:

-Меняется ли настроение поэта? Почему?

-Как вы понимаете выражение из третьей строфы

«... И крест свой бережно несу...»?

У.: -В эпоху А.А. Блока было общеупотребительным выражение «нести свой крест», т.е. быть верным долгу.

4 ученик читает пятую строфу).

У.: -В образе кого представляет поэт нашу страну? ( Страна показана в образе русской женщины –труженицы.)

5 ученик читает шестую строфу)

-Каким чувством наполнена последняя строфа?

-Найдите подтверждение в тексте стихотворения. («... И невозможное возможно, дорога долгая легка

Как вы считаете, почему утомительная дорога становится для поэта легкой? (Поэт возвращается домой)

У.: Это стихотворение родилось в Шахматове в 1908 году. (Показ иллюстраций.)

9. Работа в тетради.

У.: -А теперь откройте тетради и найдите первое задание. Прочтите и подчеркните слова, которые выражают чувства поэта.

-Обратите внимание на третье задание. Внимательно прочтите задание и найдите, в какой строфе находится ответ? Допишите недостающие слова.

-Дочитайте стихотворение до конца (жужжащее чтение) и выполните четвертое задание.

-Ребята, у нас не выполнено еще одно задание. Прочтите его. А чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, давайте еще раз прочтем это произведение.

-Кто хочет выразительно прочитать? (Читает один ученик.)

-Сумел ли ученик своим чтением передать чувства автора?

-Дома научитесь выразительно читать это стихотворение.

10. Итог урока.

-Назовите произведение, с которым мы познакомились на уроке?

-Кто автор этого произведения?

-Что хотел донести до нас автор своим стихотворением?

-Чему учились на уроке?

-Какие задания были особенно интересными?

-Что узнали нового?

-Молодцы! Спасибо за отличную работу на уроке.

Конспект урока по литературному чтению 

Тема: Александр Александрович Блок. Россия. Рождество.

Цели: -продолжить знакомство с творчеством А.А. Блока; - совершенствовать навык чтения стихотворений; расширять кругозор и словарный запас детей; - воспитывать любовь к родному языку. 

Оборудование: учебник 4 класс, портрет А. А Блока.

Ход урока

I Организационный момент

Цель: настроить детей на работу

II Проверка домашнего задания

Цель: осуществление контроля за выполнением домашнего задания.

III Подготовка к восприятию нового материала

Цели: - настроить детей на работу над новым произведением; - создать эмоциональный настрой. 


  • Сегодня на уроке мы познакомимся со стихами уже известного для вас автора А.А Блока.

  • Вспомните стихотворения с которыми вы уже знакомы «Снег да снег», «Зайчик».а

  • А сегодня мы познакомимся с таким стихотворениями Россия. Рождество.

  • Обратите внимание, чему он, автор, посвятил эти произведения и как поэт выражает свои чувства. 


^ IV Первичное чтение произведениями

Цели: - познакомить с новым произведением; - дать образец выразительного чтения.

V Проверка первичного восприятия

Цель: выяснить, как дети восприняли произведение. 


  • О чем говориться в стихотворении?

  • Чему автор посвящает это стихотворение?

  • Какие чувства выражает автор в своем стихотворении?

  • Какие картины вы себе представили, пока я читала?


VI Повторное чтение

Цель: совершенствовать навык чтения


  1. Прочитайте стихотворение вполголова

  2. Читает один ученик


^ VII Анализ содержания 

Цель: совершенствовать навык работы с поэтическим текстом.

Какие чувства испытывает поэт к Росси? Какие слова выбирает, чтобы передать эти чувства?

Использует ли поэт олицетворение? Какие? И почему?


  • А теперь подумайте, меняется ли настроение поэта? Почему?


«И невозможное возможно, дорога долгая легла», - говорит автор. - Почему утомительная, тоскливая дорога становится для поэта легкой?

-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

^ VIII Подготовка к выразительному чтению

Цель: учить читать выразительно 

Давайте поучимся читать стихотворение выразительно, соблюдая логические ударения, указывая паузы, обязательно обращайте внимание на знаки препинания, соблюдайте темп чтения.

^ IX Подготовка к восприятию нового произведениями

Цель: настроить на работу с новым произведением

Еще одно стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, называется Рождество. 


  • Я думаю, что каждый из вас знает этот праздник. Что же это за праздник?


^ X Первичное чтение стихотворения 

Цель: дать образец выразительного чтения

XI Проверка первичного восприятия

Цель: выявит, как дети восприняли произведение.


  • О чем говорится в стихотворении?

  • Как вы представляли картины, описанные автором?


Н-р: Серебриться легкий иней. Прозрачен, белоснежен блеск узорных окон?

^ XII Повторное чтение детьми

Цель: совершенствовать навык чтения

Один ученик читает вслух

XIII Анализ содержания

Цель: совершенствовать навык работы с поэтическим текстом

-Ч каким чувством поэт рисует зимний вечер? Какие строки говорят о добром настроении людей? Чему радуются люди? О ком идет речь? «А уж там смеется дедка», «Светел отдых».

О чем так говорит поэт?


  • Как поэт рисует образ девочки?

  • Какие слова передают ее праздничное настроение?


XIV Подготовка к выразительному чтению

Цель: учить читать выразительно. Прочитаем стихотворение выбрав нужный тон, соблюдайте паузы, выделяйте логические ударения.

XVI Итог урока

Цель: систематизировать полученные знания

XVII Домашнее задание

-Выучить наизусть стихотворение «Россия», выразительное чтение стихотворения Рождество.

Эпитеты: спицы расписные, расхлябанные колеи, избы серые, разбойную красу 
Сравнения: как слёзы первые любви 
Олицетворение: Россия - женщина (какому хочешь чародею отдай разбойную красу) 
Метафора: забота затуманит.. . 
Риторическое обращение: Россия, нищая Россия.

Условные обозначения:

III – межстиховые паузы;

|| – цезуры (ритмические паузы);

| – интонационные паузы (мнимые);

слово, выделенное полужирным курсивом, – фразовое или логическое ударение;

слово, выделенное курсивом, – синтагматическое ударение



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Творчество А. А. Блока»

Цель: Познакомить обучающихся с творчеством и произведениями А.А. Блока.

Задачи:

- способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение ;

- создавать условия для расширения словарного запаса детей, кругозора учащихся;

- способствовать воспитанию чувства гордости, патриотизма, любви к Родине.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми; формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке; учебно-познавательный интерес к учебному материалу, выражают готовность к преодолению трудностей в освоении новых действий.

Познавательные УУД: способы быстрого воспроизведения ранее изученной информации; контролировать и объективно оценивать свои действия; учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные УУД: готовность слушать; сформировать понятия по теме; анализировать поэтический текст; воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений.

 Регулятивные УУД: управление своим эмоциональным состоянием; формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;  формулировать собственное мнение и позицию, умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от неизвестного самостоятельно; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» часть 2, дидактический материал

  1. Организационный момент

Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места.

-Приветствуют учителя.

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Подведение к теме

-Сегодня на уроке мы познакомимся с известным для вас поэтом и писателем  А.А Блоком.

Слушают учителя.

Познавательные: умение внимательно слушать и запоминать.

  1. Актуализация знаний

-Сейчас я расскажу вам о биографии А.А. Блока.

- 28 ноября 1880 — 7 августа 1921.

Александр Блок, величайший русский поэт и драматург.А. Блок родился 28 (16) ноября 1880 года и прожил 41 год. Родился  в семье профессора права и дочери ректора Университета Санкт-Петербурга. С трех лет Блок жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к  петербургской интеллигенции. Сочинять Блок начал в пять лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стали нормой его жизни. В 1903 году вышел первый сборник стихов поэта. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха. Блок любил свою родину и много стихов посвятил России. Подтверждением этого мнения стали работы «Родина», «Русь моя, жизнь моя», «Русь», «Моей матери», «На железной дороге» .

-Когда родился Александр Александрович Блок?

-Кем он был?

-В какой семье он родился?

-Во сколько лет он начал писать?

Слушают биографию поэта.

-Он родился 28 ноября 1880 года.

-Он был поэтом, писателем, драматургом.

-Родился в семье профессора права и дочери ректора.

- Писать он начал в 5 лет.

Познавательные: умение на основе рассказа отвечать на вопросы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

  1. Сообщение нового материала

  1. Изучение нового материала

1.Вступительная беседа.

2. Чтение учителем стихотворения А. Блока «Россия»

3.Словарная работа.

4.Чтение обучающихся

5. Анализ стихотворения

6.Знакомство со стихотворением А. Блока «Рождество»

7. Чтение стихотворения учителем.

8. Словарная работа.

9.Анализ стихотворения

10. Конкурс чтецов.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с такими произведениями как «Россия» и «Рождество»

- Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название? 
За ясные зори, умытые росами, 
За русское поле с колосьями рослыми. 
За реки разливные в пламени синем 
Тебя по-славянски назвали Россия.
 

-Ребята, я хочу познакомить вас с произведением А. А. Блока «Россия», сейчас я прочитаю его, а внимательно слушайте.

- Откройте страницу 23.

- А какие новые слова вы увидели в стихотворении?

-Верно, а давайте их разберем.

Треплются-находится в движении.

Шлеи-ремень прикреплённый двумя концами к хомуту.

Вязнут-застревают в чем-либо.

Расхлябанные- расшатанные, ослабленный тряской.

Колея-углубленный след от колеса.

Крест-здесь: судьба.

Чародей-волшебник колдун.

Плат-платок.

Острожная(песня)-тюремная.

Ямщик-крестьянин, занимающийся перевозкой людей.

- А сейчас прочитайте стихотворение по цепочке.

-Какие чувства выражает автор в своем стихотворении?

- Какие картины вы себе представили, пока читали произведение?

-Какое олицетворение автор использует в стихотворении?

-«И невозможное возможно, дорога долгая легла», - говорит автор. - Почему утомительная, тоскливая дорога становится для поэта легкой?

-Еще одно стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, называется Рождество. Я думаю, что каждый из вас знает этот праздник. Как вы думаете что такое-Рождество?

-Правильно, Рождество — праздник в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его 6 января. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание и попросить Бога, оно осуществится. Только желание должно быть обязательно добрым и мудрым. Доброте и мудрости учил людей Иисус Христос.

-А сейчас посмотрите на страницу 25,  послушайте стихотворение внимательно.

-Какие новые и непонятные слова вы встретили в стихотворении?

1.Рождество-праздник рождения Христа.

2.Твердь-здесь:небо.

-О чем говорится в стихотворении?

-С каким чувством поэт рисует зимний вечер?

-Какие строки говорят о добром настроении людей?

-«А уж там смеется дедка…»-о ком говорит поэт?

-Как поэт рисует образ девочки?

-Каким он представляет Рождество?

-Что приносит праздник людям?

-А сейчас давайте проведем конкурс чтецов. Каждый прочитает выразительно то, стихотворение, которое понравилось, с интонационными паузами и логическими ударениями.

Слушают речь учителя.

Слушают учителя.

1.Треплются.

2.Шлеи.

3.Вязнут.

4.Расхлябанные.

5.Колея.

6.Крест.

7.Чародей.

8.Плат.

9.Острожная.

10.Ямщик.

- Своей Родине, России.

- Любовь к России, к природе, жалость к Родине.

-Поля, серые избы, дорога по которой едет ямщик.

- Олицетворение: Россия - женщина (какому хочешь чародею отдай разбойную красу) 

-Потому что поэт едет на родину, в свой родной край.

Рождество — праздник в честь рождения Иисуса Христа.

Слушают стихотворение.

-1.Рождество.

  2.Твердь.

- Говорится о том, как девочка наряжала елку.

-Поэт рисует зимний вечер с радостным, восторженным настроением.

 

-«Подивятся, улыбнутся…»

- Поэт говорит о Деде Морозе.

-Как пушист и мягко нежен 
Золотой твой локон! 
Как тонка ты в красной шубке, 
С бантиком в косице! 
Засмеешься - вздрогнут губки, 
Задрожат ресницы. 

-Он представляет Рождество со звездами, хлопушками, с елкой, с игрушками.

-Рождество.

Дети читают стихи.

Регулятивные УУД:

осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные УУД:

умение высказать свою точку зрения, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя; подробно пересказывать прослушанное.

  1. Подведение итогов.

1.Рефлексия

2.Домашнее задание.

3.Итог урока.

-С творчеством,  какого вы сегодня познакомились?

-Что нового вы узнали?

-Какие произведения вы узнали?

-С какими новыми словами вы познакомились?

- На ваших партах лежат «смайлики настроения», покажите, какое у вас настроение осталось после урока.

-Итак, перейдем к домашнему заданию, по выбору выучить наизусть одно из стихотворения.

-К сожалению, наш урок подошел к концу, мне было приятно с вами работать. До свидания.  

Анализирую урок, отвечают на вопросы учителя.

Обучающиеся показывают свое настроение с помощью смайликов.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя.

Регулятивные: организовать своё рабочее место под руководством учителя.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: прощаться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Творчество Александра Александровича Блока»

Слайд 2

Александр Александрович Блок

Слайд 3

28 ноября 1880 — 7 августа 1921

Слайд 4

Родители Александра Блока Бекетова Александра Андреевна Александр Львович Блок

Слайд 5

Первое издание. В 1903 году вышел первый сборник стихов поэта. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.

Слайд 6

«Родина» Стихи: «Родина», «Русь моя, жизнь моя», «Русь», «Моей матери», «На железной дороге» и многие другие стихотворения.

Слайд 7

Треплются-находится в движении. Шлеи-ремень прикреплённый двумя концами к хомуту. Вязнут-застревают в чем-либо. Расхлябанные- расшатанные, ослабленный тряской. Колея-углубленный след от колеса. Крест-здесь: судьба. Чародей-волшебник колдун. Плат-платок. Острожная(песня)-тюремная. Ямщик-крестьянин, занимающийся перевозкой людей. Словарная работа:

Слайд 13

«Рождество»

Слайд 14

Рождество — праздник в честь рождения Иисуса Христа.

Слайд 15

1.Рождество-праздник рождения Христа. 2.Твердь-здесь:небо. Словарная работа:

Слайд 16

Александр Александрович Блок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по творчеству К.И. Чуковского. 1 класс.

Воспитательная работа Проектная деятельность в начальной школе Привитие интереса к чтению Развитие творческой активности детей...

Классный час: Жизнь и творчество Н.А. Некрасова" 3 класс

Презентация, которая даёт возможность познакомиться с детством Некрасова, его родителями, бытом....

Презентация по литературному чтению "Творчество В Бианки" 1-4 класс

Презентация знакомит с творчеством писателя Виталия Бианки. Может использоваться на уроках чтения по любой программе начальной школы...

«Поэт бессмертный и всегда молодой» Литературная викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова, 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Литературная викторина  по творчеству М.Ю. Лермонтова проведена рамках Фестиваля гуманитарных наук в честь 200-летия поэта. В ходе мероприятия закреплялись знания о биографии поэта и изученных пр...