Рабочая программа по литературному чтению 1 класс (УМК "Школа России")
рабочая программа по чтению (1 класс)

Казакова Любовь Сергеевна

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных связей и возрастных особенностей младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chtenie_1b_klass.docx100.21 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2"

 П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к основной образовательной      программе

начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению для 1 класса начального общего образования

(предмет, класс, уровень образования)

Казаковой Любови Сергеевны, высшая квалификационная категория

(Ф.И.О. учителя, категория)

2020/2021 учебный год,  срок реализации 1 год

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по

образовательному процессу

__________  И.В. Колесникова                            

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

протокол № 1 от

 «28»   августа    2020 г.

                                                                                           ______   С.А. Семенова,  руководитель ШМО

п.г.т. Уренгой

                                                              2020

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерной  основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы  Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой (Образовательная система «Школа России»). Программа  соответствует  основным положениям Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 года  и ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу:

  1. Горецкий. В.Г, Кирюшин. В.А, Виноградская и др. Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2019.
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 класс. – М.: Просвещение, 2018, 2019.
  3. Бойкина М.В. Рабочая тетрадь к учебнику Климановой Л.Ф. Литературное чтение. (ФГОС). – М.: Просвещение, 2019.
  4. Горецкий. В.Г. Электронное приложение к учебнику «Азбука», 1 класс (Диск СDROM)
  5. Климанова Л.Ф. Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс   (Диск СDROM)

Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Курс состоит из двух блоков «Литературное чтение. Обучение грамоте» и «Литературное чтение».

Основной целью блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» является формирование навыка чтения, развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. При этом решаются следующие задачи:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

   Обучение чтению идет параллельно с обучением письму с учетом принципа координации устной и письменной речи.

Блок «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Блок   нацелен на решение следующих основных задач:

-развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
           - учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

-развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
          -формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
         - обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

-формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
           - обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

-работать с различными типами текстов;

-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

В рамки предмета «Литературное чтение» включен материал учебного предмета «Литературное чтение на родном языке». В качестве родного языка изучается русский язык.

Обучение литературному чтению на родном языке совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Цели изучения материала предмета «Литературное чтение на родном языке»:

•        воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

•        совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

•        углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

•        совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Важнейшими задачами являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (первый год обучения в общеобразовательной школе).

Рабочая программа по  предмету «Литературное чтение» предназначена для учащихся 1б класса. В классе 23 ученика. По результатам психолого-педагогической диагностики учеников 30% учащихся имеют выше среднего уровень готовности к школьному обучению, 36% учеников - средний уровень, 30% учащихся – уровень ниже среднего, 4% - низкий уровень.  

В данном классе обучается 1 ребенок по АООП для детей с нарушениями речи ( II вариант).

  В период обучения грамоте реализуются основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, самостоятельности и учета индивидуальных особенностей учащихся.

             Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные, групповые. Каждый учитель вправе выбрать ту форму, которая, по его мнению, более эффективна для его учеников.

             Используемые методы обучения:

- по источнику знаний:

  • практические методы: опыты, упражнения и др.;
  • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
  • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
  • работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
  • видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль.

- по типу познавательной деятельности

  • объяснительно-иллюстративные методы;
  • репродуктивные;
  • методы проблемного изложения;
  • частично поисковые методы;
  • исследовательские.

 - по дидактическим целям:

  • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
  • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

 Используемые  технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • технология деятельностного  метода;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • проектная деятельность;   
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;           
  • система инновационной оценки «Портфолио».
  • При реализации рабочей программы учитываются результаты внешней оценки образовательных достижений обучающихся 1-х классов по чтению в соответствии с ФГОС НОО в 2020 году.
  • Анализ результатов выполнения мониторинговой работы позволил составить реестр затруднений учащихся.

№№

п/п

№№ зад

Блок содержания

Контролируемое предметное знание/умение

Уровень сложности

% выполнения заданий

11

99

 Задания с кратким ответом

Умение находить информацию,

заданную в явном и неявном виде, сделать на основе прочитанного несложный вывод

Повышенный

50

22

110

 Задания с развёрнутым

ответом

Умение определить авторский замысел, понять общий смысл текста

Повышенный

18

На основании результатов анализа мониторинга образовательных достижений обучающихся 1-х классов по чтению в соответствии с ФГОС НОО в 2020 году, с целью успешного достижения учащимися планируемых результатов обучения по предмету большое внимание на уроках литературного чтения будет уделено формированию умения выделять последовательность событий в тексте.

В соответствии с учебным планом  рабочая программа по литературному чтению в 1 классе  рассчитана на 132 часа в год при 4 часах в неделю. Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» - 92 часа, блок «Литературное чтение» - 40 часов.

ΙΙ. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);
  • чётко и правильно произносить все звуки;  плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения; читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;
  • определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;
  • определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;
  • восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;

 соотносить иллюстрации и текст;

  • называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;
  • уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;
  • выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;

 Темп чтения к концу обучения в 1 классе должен быть не ниже 20—25 слов в минуту, иначе ребенок не сможет дальше успешно учиться.

  • отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;
  • отвечать на вопросы о прочитанном произведении;
  • объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соотносить название рассказа с его содержанием; отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?»;
  • читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;

 читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);

 задавать вопросы по прочитанному произведению;

  • при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;
  • пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;
  • выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов;
  • определять особенности прозаического и поэтического текстов;
  • высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;
  • сравнивать разные произведения на одну тему.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;
  • составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце);
  • придумывать окончание сказок по образцу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям;
  • самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;
  • обсуждать прочитанное или прослушанные произведение;
  • соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или по-

ступков героя не совершал.)

Литературоведческая пропедевтика

Учащие научатся:

  • на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы; отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;
  • понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная,

татарская и т. д.);

  • отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);
  • знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко; сравнивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передается речь неживого);
  • определять тему произведения, выставки;
  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

ΙΙI.Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

 Литературное чтение

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебными другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Тематическое содержание

Добукварный период – 13 ч.

Букварный период – 61 ч.

Послебукварный период – 19 ч.

Блок «Литературное чтение»

Введение – 1 ч.

Жили – были буквы – 7 ч.

Сказки, загадки, небылицы – 8 ч

Апрель, апрель. Звенит капель… - 6 ч.

И в шутку, и всерьёз – 7 ч.

Я и мои друзья – 6 ч.

О братьях наших меньших – 5 ч.

При реализации образовательной программы по предмету используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

При реализации дистанционных образовательных технологий может осуществляться  дистанционное и электронное обучение, синхронное и асинхронное обучение. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Дистанционное обучение предполагает общение  учителя и обучающихся в реальном времени (например, на видеоконференции).

Электронное обучении - учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени.

Синхронное обучение - форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь).

Асинхронное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты).

Модели реализации обучения с применением дистанционных
(электронных) технологий

В зависимости от условий возможна реализация одной из четырех моделей дистанционного (электронного) обучения:

Модель/

Условия

Устройство (компьютер, планшет, ноутбук, смартфон)

Интернет

Модель 1

Модель 2

x

Модель 3

x

Модель 4

x

x

Модель 1.

При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы:

  • учебники и пособия на бумажных носителях;
  • учебники и пособия в электронном формате;
  • электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, «Учи.ру» и пр.);
  • федеральные и региональные образовательные телеканалы;
  • платформы для организации онлайн-уроков.

Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством:

  • дистанционных уроков (видеоконференций);
  • электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок на видеозаписи уроков, подкасты);
  • уроков на образовательных телеканалах;
  • самостоятельной работы ученика.

Модель 2.

        При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:

  • учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
  • образовательные телеканалы;
  • инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.

Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может осуществляться посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников или соседей.

Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; уроки на образовательных телеканалах.

Модель 3.

        При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:

  • учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
  • учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флеш-носителе);
  • инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю;
  • образовательные телеканалы.

Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах.

Модель 4.

При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:

  • учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
  • образовательные телеканалы;
  • инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.

Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в установленные дни.

Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями, уроки на образовательных телеканалах.

При обучении предмету может быть реализовано гибридное обучение. Гибридное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой часть участников процесса обучения находится в школе, а часть - дома.

Реализуются четыре формы организации образовательного процесса:

  • учитель - в классе (на дистант переведен только один класс), обучающиеся - дома;
  • учитель - дома (учитель в группе риска), обучающиеся - в классе, ассистент учителя - в классе;
  • учитель - в классе, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома (соблюдают самоизоляцию после поездки);
  • учитель - дома, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома, ассистент учителя - в классе.

Целесообразен переход на гибридные форматы обучения в следующих случаях:

  • часть обучающихся соблюдает самоизоляцию (например, по решению семьи или по предписанию врачей);
  • дорога до школы связана с использованием общественного транспорта, семья хочет минимизировать контакты;
  • обучающиеся или педагог находятся в группе риска (например, педагог старше 60 лет, педагог/обучающийся страдает хроническими заболеваниями и др.).

ΙV. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата урока

Характеристика деятельности учащихся

Добукварный период (13 часов).

1

«Азбука» - первая учебная книга. Правила поведения на уроке.

1

01.09

Предметные результаты: Обучающийся научится

- отличить устную и письменную речь;

- отличить буквы и звуки;

- выделять из короткого текста предложения;

- оформлять предложение в устной речи;        

- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;

- разделять слово на слоги с использованием графических схем;

- делить слова на слог;

- определять ударный слог в слове;

- определять главную мысль предложения;

- отличать гласные звуки от согласных;

- отличать буквы от звуков;

- обозначать гласные звуки буквами;

Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:

 - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;

- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;

- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове;

определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения

- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;

- понимать смысловое значение интонации;

- рассматривать гласные а, о, у, и  как букву, слог слово;

наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);

-  Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.

КоммуникативныеУУД:

- Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:

- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

Личностные результаты::

- Принимать новый статус «ученика», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

-Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков

2

Речь устная и письменная. Предложение. Первые школьные впечатления.

1

03.09

3

Слово и предложение. Пословицы о труде и трудолюбии.

1

04.09

4

Слог. Дикие и домашние животные. Забота о животных.

1

07.09

5

Ударение. Семья. Взаимоотношения в дружной семье.

1

08.09

6

Звуки в окружающем мире и в речи. Игры и забавы детей.

1

10.09

7

Звуки в словах. Природа родного края.

1

11.09

8

Слог-слияния. Повторение и обобщение пройденного материала. Любимые сказки.

1

14.09

9

Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.

1

15.09

10

Гласный звук [ о], буквы О, о. Взаимопомощь.

1

17.09

11

Гласный звук [ и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями.

1

18.09

12

Гласный звук [ ы], буква ы. Учение – это труд. Обязанности ученика.

1

21.09

13

Гласный звук [ у], буквы У, у.  Учение – путь к уменью.

1

22.09

Букварный период (61 час)

14

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине.

1

24.09

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- давать характеристику согласным звукам,

- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

- читать слова с изученными буквами,

- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,

- группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;

- обозначать йотированные звуки вначале слова и

после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я.;

- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;

- называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;

- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;

- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных; - выделять в однокоренных словах корень;

- объяснять значение многозначных слов,

- отгадывать буквенные ребусы;

-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;

- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;

-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;

- находить рифму;

- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;

- различать значения многозначных слов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстративный ряд.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы

учебника (под руководством учителя)

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные результаты:

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и

переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах

15-16

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу.

2

25.09

28.09

17

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к.  Труженики села.

1

29.09

18-19

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников.

2

01.10

02.10

20-21

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников.

2

05.10

06.10

22

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р.  

1

08.10

23-24

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в.   Спортивные игры.

2

09.10

12.10

25

Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели.

1

13.10

26

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей.

1

15.10

27

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Москва – столица России.

1

16.10

28

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Наша будущая профессия.

1

19.10

29

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке.

1

20.10

30

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. Игры и занятия детей.

1

22.10

31

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

23.10

32

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

1

26.10

33

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. В библиотеке.

1

27.10

34

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д.  Терпенье и труд все перетрут

1

29.10

35

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д.  Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1

30.10

36

Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя.

1

09.11

37

Гласные буквы Я, я. Маяк.

1

10.11

38

Гласные буквы Я, я. Растения сада.

1

12.11

39

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Не делай другим того, что себе не пожелаешь.  

1

13.11

40-41

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

2

16.11

17.11

42

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час.

1

19.11

43-44

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Чтение слов с буквами Ч,ч.

2

20.11

23.11

45

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного.

1

24.11

46

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Досуг детей.

1

26.11

47

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать.

1

27.11

48

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Машины – помощники человека.

1

01.12

49

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

1

02.12

50

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

1

03.12

51

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое.

1

04.12

52-53

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Загадки про природные явления.

2

07.12

08.12

54-55

Звук [ј,], буквы Й, й. Жить – Родине служить.

2

10.12

11.12

56

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда.

1

57

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда.

1

        14.12

58

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Игра в слова.

1

15.12

59

Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».

1

17.12

60-61

Гласные буквы Ю, ю. Игры и игрушки детей.

2

18.12

21.12

62

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час.

1

22.12

63

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Стихи С. Маршака для детей.

1

24.12

64

Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать.

1

25.12

65

Гласный звук [э], буквы Э, э. Стихи и рассказы про животных.

1

11.01

66

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению».

1

12.01

67-68

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Загадки и стихи про овощи.

2

14.01

15.01

69-70

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Играют волны, ветер свищет…

2

18.01

19.01

71-72

Мягкий и твердый разделительные знаки. Бог не в силе, а в правде.

2

21.01

22.01

73

Русский алфавит.

1

25.01

Послебукварный период (19 часов).

74-75

Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина.

2

26.01

28.01

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;

- соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);

- определять тему, главную мысль произведения;

- правильно строить ответы на поставленные вопросы;

- ставить вопросы по содержанию прочитанного; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

рассуждать на заданную тему;

- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);

- сравнивать различные по жанру произведения;

- кратко характеризовать героев произведений,

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

Личностные результаты:

Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. 5.

6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

7.Адекватно воспринимать оценку учителя.

76

К, Д. Ушинский. Наше Отечество.

1

29.01

77

В. Крупин. Первоучители словенские.

1

01.02

78

В. Крупин. Первый букварь.

1

02.02

79

Творчество А.С. Пушкина – сказки.

1

04.02

80

Л.Н. Толстой о детях.

1

05.02

81

К.Д. Ушинский – великий педагог и писатель. К. Д. Ушинский о детях.

1

15.02

82

Творчество К. И. Чуковского «Телефон», «Путаница». В. Бианки «Первая охота».

1

16.02

83

Творчество К. И. Чуковского «Путаница».

1

18.02

84

Творчество В. Бианки «Первая охота».

1

19.02

85

Творчество С. Я. Маршака.

1

22.02

86

Творчество М. М. Пришвина.

1

23.02

87

Творчество А. Барто. Творчество С. Михалкова.

1

25.02

88-89

Б.В. Заходер. Два и три. Творчество В.Д. Берестова.

2

26.02

01.03

90

Проект «Живая азбука»

1

02.03

91-92

Наши достижения.

2

04.03

05.03

Блок «Литературное чтение»

        

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата урока

Характеристика деятельности учащихся

Введение (1 час)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием.

1

01.03

Предметные результаты:

обучающийся с помощью учителя научится предполагать содержание изучаемого раздела.

Метапредметные результаты:

Познавательные: ориентироваться в учебнике;

Коммуникативные: вступать в диалог, отвечать на вопросы;

Регулятивные: организовывать рабочее место.

Личностные результаты:  Принимать статус ученика, внутреннюю позицию школьника.

Жили – были буквы (7часов)

22

В. Данько «Загадочные буквы». Понятия «автор», «писатель», «произведение».

1

02.03

Предметные результаты:

- будет владеть понятиями «автор», «писатель», «произведение»: будет использовать эти понятия в речи, понимать и различать их значения.

 - обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться создавать свои двустишия о буквах.

- обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо».

 - обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность

- научиться составлять картинный план.

- обучающийся научится находить заглавие текста, называть автора произведения, в процессе выборочного чтения находить ответы на вопросы.

- обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться инсценировать художественное произведение, подбирать пословицу для доводов в споре.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

-  понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

-  сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

-  вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

-  сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

-  в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Личностные результаты:

- воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка, соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

- проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать

образ «хорошего ученика».

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

-  выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

- внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

- адекватно воспринимать оценку учителя

3

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Понятие «действующие лица».

1

09.03

4

С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

1

11.03

5

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».

1

12.03

6

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

1

15.03

7

Проектная деятельность. Создаем «Город букв».

1

16.03

8

Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы».

1

18.03

Сказки, загадки, небылицы (8часов)

9-10

 Сказки  авторские и народные. Е.Чарушин «Теремок». Русская народная  сказка «Рукавичка».

2

19.03

29.03

Предметные результаты:- обучающиеся научатся подбирать книги, в которых содержатся стихи и загадки о весне, рассказывать о книге и ее содержании.

- обучающийся научится определять жанр стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию; читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимать содержание прочитанного.

 - обучающийся научится находить заглавие текста, называть автора произведения; различать в практическом плане рассказ, стихотворение;

 - обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, различать литературные жанры.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Личностные результаты:

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

11

Загадки, песенки.

1

30.03

12

Потешки. Небылицы.

1

01.04

13

Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

1

02.04

14

Сказки А.С.Пушкина

1

05.04

15

Русская народная сказка «Петух и собака».

1

06.04

16

Произведения К.Ушинского и Л.Толстого.

1

08.04

Апрель, апрель. Звенит капель… ( 6часов)

117

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась».

1

09.04

Предметные результаты:

- определять жанр стихотворения,-  отвечать на вопросы по содержанию,

-  читать целыми словами с элементами слогового чтения,

- понимать содержание прочитанного,

- находить заглавие текста, называть автора произведения,

-  различать в практическом плане рассказ, стихотворение

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Коммуникативные УУД :

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета:здороваться, прощаться, благодарить.

-  вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

-  осуществлять контроль в своей работы с заданным эталоном.

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»

Личностные результаты:

- воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка, соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

-  внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной литературой.

18

Т. Белозёров «Подснежник».

С. Маршак «Апрель».

1

12.04

19

Литературная загадка. Сочинение загадок.

1

13.04

20

Проект. Составляем сборник загадок

1

15.04

21

Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа.

1

16.04

22

Произведения из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель, звенит капель…..»

1

219.04

И в шутку, и в серьез. (7 часов)

223

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц«Волк». Г.

Кружков «Ррры!»

1

220.04

Предметные результаты:

- работать с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками;

- читать целыми словами с элементами слогового чтения;

- отвечать на вопросы, работать в парах;

- познакомиться с звукоподражанием и рифмой;

- понимать содержание прочитанного;

- научиться расценивать мотивы поведения героев;

- различать жанры литературы;

- пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, давать характеристику герою по его поведению.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

-  сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

- осознанно строить свое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре

- устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

- умение разрешать конфликты.

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

- осуществлять контроль в своей работы с заданным эталоном.

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Личностные результаты:

- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

24

Н. Артюхова «Саша – дразнилка».

1

22.04

25

К. И. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук».

1

23.04

26

И. Пивоварова «Кулинаки – пулинаки». И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». К. Чуковский «Телефон».

26.04

27

М. Пляцковский «Помощник».

1

27.04

28

С. Маршак «Хороший день».

1

229.04

29

Из старинных книг. Урок – обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»

1

30.04

Я и мои друзья (6 часов)

330

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок».

1

003.05

Предметные результаты:

- работать с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками;

- читать целыми словами с элементами слогового чтения;

- отвечать на вопросы, работать в парах;

- познакомиться с звукоподражанием и рифмой;

- понимать содержание прочитанного;

- научиться расценивать мотивы поведения героев;

- различать жанры литературы;

- пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, давать характеристику герою по его поведению.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Коммуникативные УУД :

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

-  вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

-  осуществлять контроль в своей работы с заданным эталоном.

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»

Личностные результаты:

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу

31

В. Орлов «Кто первый?».

С. Михалков «Бараны».

1

04.05

32

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить….», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня».

1

06.05

33

Проект «Наш класс – дружная семья»

1

07.05

34

Итоговая контрольная работа по теме: «И в шутку, и всерьёз».

1

10.05

35

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу».

1

11.05

О братьях наших меньших (5 часов)

336

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…». В. Осеева «Собака яростно лаяла».

1

113.05

Предметные результаты:

- работать с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками;

- читать целыми словами с элементами слогового чтения;

- отвечать на вопросы, работать в парах;

- познакомиться с звукоподражанием и рифмой;

- понимать содержание прочитанного;

- научиться расценивать мотивы поведения героев;

- различать жанры литературы;

- пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, давать характеристику герою по его поведению.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

-  понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

-  сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

-  вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

-  сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Личностные результаты:

- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

37

Проверка техники чтения

1

14.05

38

И. Токмакова «Купите собаку». Г Сапгир «Кошка».

1

17.05

39

В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков  «Важный совет».

1

18.05

40

 Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж».

1

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....