Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса для детей с ОВЗ
рабочая программа по чтению (2 класс)

Королькова Светлана Юрьевна

Адаптированная рабочая  программа по    литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса используется учителем  для обучающегося с нарушение речи, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования  обучающихся  (вариант 5 .1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literaturnoe_chtenie_na_rodnomrusskom_yazyke_2_klass.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая  программа

по    литературному чтению на родном (русском) языке

для 2 класса

для детей с ОВЗ

(нарушение речи, вариант 5.1)

                                                                                                          Составител:

Королькова Светлана Юрьевна,

 учитель начальных классов.

г. Тамбов  

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по литературному чтению на родном (русском) языке  для 2 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  для обучающегося с нарушение речи, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования  обучающихся  (вариант 5 .1),с учебным планом образовательной организации  на 2020/ 2021 учебный год, Программы  начального общего образования УМК  «Перспектива. ФГОС НОО, на основе  авторской программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной, ориентированной на предметную линию учебников системы «Перспектива».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

          Программа направлена на решение следующей цели:

          – совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения.

          Основные задачи реализация содержания предметной области «Литературное чтение на родном (русском) языке»:

          - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

          - развитие диалогической и монологической устной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

          Изучение данной предметной области должно обеспечить:

          – воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

          – приобщение к литературному наследию своего народа;

          – формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

          – обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

( ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать виды речевой деятельности в разных ситуациях общения).

Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

(предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений: деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умение кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами; а также решение коммуникативно-речевых задач).

Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность

(нацелен на развитие художественно-этической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы).

Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

(определяет содержание и выбор книг для чтения: отечественных и зарубежных классиков, произведения литературы современных писателей России и других стран, произведения устного народного творчества)

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» отведено 17 часов в год, 1 час в неделю.

ОПИСАНИЕ  МЕСТА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  В   УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего — 17 часов.

I четверть –   0 часов

II четверть – 0 часов

III четверть – 9 часов

IV четверть – 8 часов

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ

Программа предусматривает многоуровневую систему контроля:

- самоконтроль (при введении нового материала),

- взаимоконтроль (в процессе его отработки),

- текущий тематический контроль (при проведении проверочных работ),

- итоговый контроль

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С  НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ СООТВЕТСТВУЮТ ФГОС НОО

Предметные результаты

 1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

 2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.          

3. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

4. Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

 5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.

 6. Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

7. Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.

8. Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.  

9. Умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Метапредметные результаты

           1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

          2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

          3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

          4. Формирование умения понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

          5. Использование знаково-символических средств представления информации о книгах.

          6. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

          7. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

          8. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

          9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

          10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

          11.Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.

          12. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Личностные результаты

          1. Формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России.

          2. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

          3. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

          4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

          5. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

          6. Овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу.

          7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

          8. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.  

          9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

          10. Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

          11. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.

Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» формирует следующие универсальные учебные действия (УУД):

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  •  владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  • вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

          Устное народное творчество (3 часа)

          Докучные сказки. Небылицы. Потешки. Русские народные песни. Отличительные черты разных жанров устного народного творчества. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Белая уточка».Былины  «Исцеление Ильи Муромца», «Никита Кожемяка». Проверочная работа по разделу «Устное народное творчество».

          Люблю природу русскую. Осень (1 час)        

Осень в художественных произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Майкова. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.         

Русские писатели (4 часа)

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Зеркало и обезьяна». Басни Л.Н. Толстого «Лев и мышь», «Муравей и голубка». Н. И. Сладков «Бюро лесных услуг».А.И. Солженицын «Утенок». «Шарик». Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», К.Д. Ушинский «Два плуга», «Ученый медведь». Л.Н. Толстой «Лев и собачка». М.М. Зощенко «Велекие путешественники».

          Люблю природу русскую. Зима (1 час)

Зима в художественных произведениях русских поэтов. Произведения устного народного творчества о зиме. Произведения устного народного творчества о зиме. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Зимние загадки.

          Писатели – детям (6 часов)

Н.И. Сладков «Суд над декабрем». Е.А. Пермяк «Волшебные краски». М.М. Пришвин «Журка». А.П. Платонов «Еще мама». В. Ю. Драгунский «Что я люблю». К.Г. Паустовский «Барсучий нос». Б.С. Житков «Про слона». В. В. Бианки « Как Муравьишка домой спешил». М. Горький « Случай с Евсейкой». Н.М. Артюхова «Подружки». В.В. Голявкин «В шкафу», «Как я под партой сидел». В.Ю. Драгунский «Не пиф, не паф!». Проверочная работа по разделу «Писатели – детям».

          Люблю природу русскую. Весна (1 час)

          Весна в художественных произведениях русских поэтов. Произведения устного народного творчества о весне. Произведения устного народного творчества о весне. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Весенние загадки.

          Люблю природу русскую. Лето (1 час)

          Лето в художественных произведениях русских поэтов. Произведения устного народного творчества о лете. Произведения устного народного творчества о лете. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Летние загадки.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основная учебная литература:

  • Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г.Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях, М.: «Просвещение», 2018г.
  • Климанова Л. Ф., Коти Т. Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс, М.: «Просвещение», 2018г.
  • М.В. Юдаева Хрестоматия для 2 класса. Книжное литературно-художественное издание для детей младшего школьного возраста, 2018г.

Учебно-методическая литература для учителя:

  • Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы, 2016г
  • Бойкина М. В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс, , М.: «Просвещение», 2016г.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • Иллюстрации к литературным произведениям.
  • Портреты писателей.
  • Репродукции произведений живописи.
  • Сканер, принтер, цифровая фотокамера.
  • Магнитная доска.
  • Экспозиционный экран.
  • Мультимедийный проектор.
  • Персональный компьютер.
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

  • Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» 2 класс. (диск CD-ROM)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке 1 класс "Школа России"

Часто встречается как родная литература, КТП разработано с расчетом 1ч в неделю со второго полугодия...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению  на родном (русском) языке 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования  по русскому языку, соответствующей Фе...

РП Литературное чтение на родном (русском) языке.4 класс

Рабочая Программа. Литературное чтение на родном (русском) языке. 4 класс...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке, 3 класс

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке предназначена для 3 класса, по программе "Планета знаний". Рабочая программа содержит в себе следующие разде...