Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Воротынская Ольга Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс 21 век

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_chtenie.doc343.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа составлена в соответствии с ФОГС начального общего образования на основе авторской программы «Литературное чтение » Ефросининой Л.А. – М., Издательский центр» Вентана-Граф», 2011, (СУ «Начальная школа ХХI века»).

Основная цель урока литературного чтения в начальных классах – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задачи курса «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета  литературного чтения во 4 классе отводится 136 часов в год (34 учебные недели по 4 часа в неделю)

Изменения.

В связи с досрочным окончанием 2019-2020 уч.года не изученные произведения в 3 классе переносятся в 4 класс 2020-2021 уч.г.

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения,чтения и письма);
  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
  • дифференцированное обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка- и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, самовоспитание.

Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика:

  • на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов о героях литературных произведений;
  • на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
  • на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произведений;
  • на уроках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, коллективное творчество (аппликация, лепка по изученным произведениям или разделам);
  • на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций ученика и художника.

Формы организации учебного процесса.

Индивидуальные, групповые, работа в парах.

Планируемые результаты освоения программы

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоение курса, заложенных в ФГОС НОО

Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У четвероклассника продолжится:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей  и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У четвероклассника продолжится:

1) овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей  изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и  коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных статей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) формирования готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрении и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержание конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У четвероклассника продолжится формирование:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимания роли чтения, использования разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладения техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:

  • проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
  • воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
  • понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;
  • понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
  • осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;
  • проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
  • работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников;
  • пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
  • пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
  • читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;
  • пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
  • различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;
  • ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно- следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
  • работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по текс ту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;
  • понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение о них соотносить поступки с нравственными нормами;
  • передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;
  • различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
  • пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке

Ученик получит возможность научиться:

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
  • сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;
  • работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;
  • сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);
  • использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;
  • практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
  • подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
  • находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;
  • различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
  • создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
  • выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
  • писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.

Ученик получит возможность научиться:

  • пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
  • пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
  • писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить информацию в тексте произведения;
  • прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
  • работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
  • использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;
  • находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;
  • собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.

        

Содержание  учебного предмета.

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни – 7 ч.

Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

Басни. Русские баснописцы – 6 ч.

И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И. Хемницер. «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»; И.И. Дмитриев. «Муха».

В.А. Жуковский – 5 ч.

Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

А.С. Пушкин – 5 ч.

«Осень» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»; В.И. Даль. «Из воспоминаний».

М.Ю. Лермонтов – 4 ч.

«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Горные вершины...», «Утёс».

В результате изучения раздела учащийся должен

П.П. Ершов – 5 ч.

«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении).

В.М. Гаршин – 5 ч.

«Лягушка-путешественница».

Н.Г. Гарин-Михайловский – 5 ч.

«Детство Темы» (отдельные главы).

Произведения зарубежных писателей – 16 ч.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокращении); Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Дети года».

Мифы народов мира – 4 ч.

Древнегреческие мифы: «Арион», «Дедал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение».

Книги Древней Руси – 3 ч.

«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха».

Л.Н. Толстой – 9 ч.

«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».

А.И. Куприн – 4 ч.

«Скворцы».

А.А. Блок – 3 ч.

«Россия», «Рождество».

К.Д. Бальмонт – 6 ч.

«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».

И.А. Бунин – 5 ч.

«Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия...», «Листопад» (отрывок).

С.Я. Маршак – 10 ч.

«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».

Н.А. Заболоцкий – 3 ч.

«Детство», «Лебедь в зоопарке».

Произведения о детях войны – 4 ч.

В.П. Катаев«Сын полка», К.М. Симонов «Сын артиллериста».

Н.М.Рубцов – 3 ч.

«Берёзы», «Тихая моя родина».

С.В. Михалков – 6 ч.

«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».

Юмористические произведения – 4 ч.

Н.Н. Носов. «Федина задача»; И.Л. Гамазкова. «Страдания».

Очерки – 4 ч.

А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»; И.С. Соколов-Микитов. «Родина»; Н.С. Шер. «Картины-сказки».

Путешествия. Приключения. Фантастика – 6 ч.

Н.П. Вагнер. «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж. Свифт. «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П. Найдёнова. «Мой друг»

Календарно-тематическое планирование.

      №

Темы урока

      Сроки

Характеристика деятельности учащихся

план

факт

1

Повторение.С.Я.Маршак Урок  родного языка», «Ландыш», «Кошкин дом»..

2

Произведения Л.Пантелеева. «Честное слово», «Камилл и учитель».

3

А.Гайдар. Рассказ «Горячий камень». Стих.С.В.Михалкова «Аркадий Гайдар».

4

М.Пришвин Очерк «Моя Родина», рассказ «Выскочка», рассказ описание «Жаркий час»

5

Дж.Лондон «Волк»

6

Э.Сетон-Томпсон «Чинк»

7

Повторение.

Фольклор.

Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.

Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность

8

Русская народная сказка «Иван-

царевич и Серый волк

Знать основное содержание былины, тему произведения

Уметь анализировать содержание, составлять план; рассказывать по плану, подробно пересказывать отдельные эпизоды

9

Русская народная сказка «Иван-

царевич и Серый волк

10

Былина "Волх Всеславович".

Знать основное содержание былины, тему произведения

Уметь анализировать содержание, составлять план; рассказывать по плану, подробно пересказывать отдельные эпизоды

11

Доп. чтение

Былина «Вольга Святославович»

Знать героев  басен, их характеры и поступки

 Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику; называть, выделять части басни, объяснять мораль басни

12

 «Легенда о граде Китеже»

Знать понятие легенда

понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы; находить в произведении      слова и выражения, изображающих поступки героев

13

Народные легенды. «Легенда о покорении Сибири Ермаком».

14

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

Знать основное содержание текста, тему произведения

Уметь выделять основную мысль произведения, находить в произведении      слова и выражения, изображающих поступки героев.  

15

Доп. чтение

Песня – слава «Русская Земля»; героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море»

Знать виды народных песен

Уметь выделять исторические факты, выразительно читать народные песни

16

Обобщение по разделу «Произведения фольклора»

 Проверка техники  чтения

Знать жанры фольклора

Уметь самостоятельно выполнять задания в учебнике и

тетради

17

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей».

Знать басня, мораль, вступление, рассказ, герой персонаж, его характер, поступки

Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

18

И. И. Хемницер

«Стрекоза».  Л.Н.Толстой

«Стрекоза и муравьи»

19

И.И. Хемницер «Друзья».

 Доп. чт.

 И. А. Крылов «Крестьянин в беде»

Знать героев и их поступки

Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно

20

А.Е.Измайлов «Кукушка»

Доп.чт. А.Е.Измайлов

«Лестница»

Знать героев  басен, их характеры и поступки

 Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику; называть, выделять части басни, объяснять мораль басни

21

И.А.Крылов «Мартышка и очки»

Доп. чт.          И. Крылов        «Осел и соловей», С. Михалков «Слово о Крылове»

Знать понятия: олицетворение, сравнение

Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям; умение пользоваться выразительными средствами  чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация)

22

И.А.Крылов «Квартет»

Доп. чт.          И. Крылов        «Осел и соловей»

23

И. Дмитриев «Муха»

Доп. чт.  

И. Дмитриев        

«Петух, кот и мышонок»

Знать героев  басен, их характеры и поступки

 Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику; называть, выделять части басни, объяснять мораль басни

24

Обобщение по разделу

 "Басни. Русские баснописцы".  

Знать героев басен, части басен, особенности языка

Уметь понимать основное содержание басен, характеризовать героев, выражать свое отношение к их поступкам и характерам

25

В.А.Жуковский «Песня»

Доп.чтение

 В. А. Жуковский «Загадки»

Знать понятия: эпитеты, сравнения, рифма, логическое ударение

Уметь находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;

понимать содержание стихотворения;

самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения

26

В.А.Жуковский «Ночь»

Доп.чтение

В. А. Жуковский «Вечер»

27

Волшебные сказки.

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

Знать виды сказок: о животных, бытовые, волшебные

Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных, находить эпитеты и сравнения

28

Волшебные сказки.

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

29

Доп. чт. В.А.Жуковский «Сказка о Царе Беерендее, о сыне его Иване-царевиче…»

30

Обобщение по разделу «Произведения В.А.Жуковского»

Проверка техники чтения

Знать сюжеты сказок, формы произведений

Уметь характеризовать героев положительных и отрицательных, умение пользоваться выразительными средствами  чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация)

31

А.С.Пушкин «Осень»

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма

Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать, определять точку зрения автора и выражать свое отношение к произведению, героям

32

А.С.Пушкин «И.И. Пущину».

И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок).

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма

Уметь определять интонационный рисунок; сравнивать

эмоциональное настроение; выразительно читать наизусть

сюжет, герои, поступки

наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль, читать наизусть

33

А.С.Пушкин «Зимняя дорога»

34

Доп. чт.

А. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль

Знать способы решения конкретных учебных задач.

Планировать действия по их решению.

35

Дополнительное чтение «Песнь о вещем Олеге»

36

«Проверьте себя». Тематический тест №1

Знать пройденный материал.

Уметь работать самостоятельно

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

37

Стихи М.Ю. Лермонтов "Москва, Москва! Люблю тебя как сын…"

Анализ  теста.

Знать изученные произведения

М. Ю.Лермонтова

Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта)

38

Стихи  М.Ю.

Лермонтов

"Парус"

39

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…»

Знать признаки выразительного чтения

 Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений

40

М.Ю. Лермонтов «Утес…»

41

Книги М. Ю. Лермонтова

Доп.чтение.

М.Ю. Лермонтов

«Казачья колыбельная»

Знать жанры произведений

Уметь работать с книгами-

справочниками, выразительно читать произведения

42

Волшебные сказки.

П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».

Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных

Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

43

П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».

44

П.П. Ершов стихотворение  «Кто он?»

Знать понятия: ритм, тон, темп чтения стихотворения.

Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать

45

Обобщение по разделу «Русские поэты»

Творческая работа «Иллюстрирование стихотворения»

46

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Знать отличия авторской (литературной) сказки от народной

Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану

47

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

48

Доп. чт.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Стихотворение «Пленница»

Знать сюжеты, поступки героев, главную мысль

Уметь составлять плана сказки; рассказывать по плану

49

Обобщение по разделу «Произведения В.М.Гаршина»

Знать сюжеты, поступки героев, главную мысль

Уметь анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану, рассказывать отдельные эпизоды

50

Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» главы из повести «Детство Темы»

Знать героев, персонажей, их характеры, поступки

Уметь характеризовать главных героев (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный

момент и выразительно читать этот эпизод

51

Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»

52

Доп. чтение

К. М. Станюкович «Максимка».

Знать героев, персонажей, их характеры, поступки; произведения русских писателей о детях

Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста;

выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам

53

54

Проверь себя.

Доп.  чтение:

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Вертел»

Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста.

55

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

Знать некоторые произведения зарубежных авторов. Уметь слушать, работать с текстом каждой главы

56

57

Марк Твен "Приключения Тома Сойера" (отдельные главы)

Знать структурные единицы произведения.

Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)

58

59

Слушание и работа с книгами. Произведения М. Твена и В.Гюго  о детях

Знать зарубежных писателей.

Уметь работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях

60

Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».

Знать о новом жанре произведения
Х. К. Андерсена

Уметь пользоваться структурными  единицами текста (глава, абзац, смысловая часть, эпизод); уметь  называть произведения Г.Х. Андерсена

61

62

Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».

Доп. чтение

Х.-К. Андерсен «Самое невероятное»

63

Х.К.Андерсен  "Дети года

Знать структурные единицы произведения;  некоторые произведения зарубежных авторов            

Уметь понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувств автора)

64

Доп. чтение

Х. К. Андерсен «Девочка со спичками».

К. Г. Паустовский «Великий сказочник».

Знать жанр произведения - очерк

Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу, анализировать произведение

65

Обобщение по разделу

«Произведения зарубежных писателей»

Творческая работа «Книгочей класса»

Знать понятия: строфа (двустишие) рифма, тон, темп чтения

 Уметь определять жанр произведения и называть произведения разных жанров

66

Тематический тест №2

Знать пройденный материал.

Уметь работать самостоятельно

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать

67

Книга книг-библия.

Анализ теста.

Уметь понимать основное содержание текста

Знать главную книгу христиан, главные заповеди.

68

 «Деятельность Ярослава. Похвала книгам»

Знать авторов первых древних книг (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, князь Владимир)

Уметь понимать основное содержание текста, определять главную мысль

69

Первая славянская азбука.

Творческая работа «Наставление для себя»

Уметь пользоваться словарями.

Знать жанры древнерусской литературы

70

Первая печатная книга на Руси.

Знать историю развития книгопечатания.

Уметь работать с различными книгами.

71

Защита проекта «Книга -  наш лучший друг»

Уметь

работать с сюжетом и планом

Знать

жанры , профессии людей, которые трудятся над созданием книги

72

Повторение произведений Л. Н. Толстого.

 Знать героев произведения, сюжет, кульминация произведения

Уметь понимать главную мысль – идею, пользоваться выразительными средствами  чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация)

73

Л.Н.Толстой "Акула".

Знать понятие: кульминация произведения

Уметь понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев

74

Л.Н.Толстой  «Два брата».

Знать литературоведческие понятия: тема, идея, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод

Уметь понимать главные мысли – идеи

75

Л.Н.Толстой  «Мужик и Водяной».

Знать произведения
Л. Н. Толстого разных жанров

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев, выразительно читать

76

Л.Н.Толстой  «Черепаха».

Знать произведения

Л. Н. Толстого разных жанров

 Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев, выразительно читать

77

Л.Н.Толстой  «Русак».

Знать типы текстов

Уметь различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы;

– работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания);

– понимать содержания литературного произведения

78

Л.Н.Толстой  

Былина «Святогор-богатырь»

Знать типы текстов

Уметь различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы ибылины;

понимать содержания литературного произведения

79

Обобщение по разделу  «Произведения  Л.Н.Толстого»

Знать литературоведческие понятия: тема, идея, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод

Уметь понимать главные мысли – идеи, различать произведенияпо жанрам

80

Стихи о Родине.  

А. А. Блок «Россия»

Знать признаки выразительного чтения

Уметь определять тему, определять тон, темп,

ритм; выразительно читать стихотворение

81

А. А. Блок «Рождество»

Знать что значит «читать выразительно»

Уметь определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа

82

Доп. чтение

Стихи русских поэтов.

А.А. Блок «На поле Куликовом»

83

Стихи о Родине, о природе.  К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме»

Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть

84

Стихи о природе. К.Д.Бальмонт

«Снежинка», «Камыши»

Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет

выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения

85

К.Д. Бальмонт

«У чудищ», «Как я пишу стихи».

Знать понятия: рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора

86

Стихи русских поэтов.

Доп. чтение

К.Д.Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка».

Знать произведения русских поэтов, художественные образы, созданные поэтом

Уметь понимать основное содержание текста, выразительно читать стихотворения

87

А.И. Куприн «Скворцы».

Знать произведения

А. И. Куприна разных жанров

Уметь объяснять заголовок, выполнение заданий в тетради

88

89

Сказки и легенды русских писателей.  

Доп. чтение

 А. Куприн «Четверо нищих»

Знать особенности языка легенды

Уметь выделять факты, случаи и обычаи, описанные в легенде, понимать основное содержание текста, сравнивать легенды

90

И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет»,

Знать выразительные средства языка поэта

Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм

91

И.А.Бунин «Детство», «Шире грудь, распахнись для принятия…»

92

И.А.Бунин «Листопад»

Знать понятия: эпитет, сравнение, олицетворение, рифма

Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения

93

Тест «Произведения о животных»

Знать авторов и героев его произведений

Уметь работать самостоятельно

94

Обобщение по разделу

«Стихи И.А. Бунина

Анализ теста

Знать выразительные средства языка поэта

Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль

94

Повторение изученных произведений С.Я.Маршака« 

С.Я. Маршак "Словарь"

Знать жанры произведений С. Я. Маршака.

Уметь работать со стихотворением, понимать чувства поэта и выражать свои, определять виды загадок С.Я Маршака

95

Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Знать понятия: заголовок, подзаголовок, диалог

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины.

96

97

98

Доп. чтение Пьеса С.Я. Маршака  «Сказка про козла»

Знать понятия: заголовок, подзаголовок, диалог

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины

99

С. Я. Маршак – переводчик.

Р. Бернс «В горах мое сердце…» (перевод С.Я. Маршака).  

Знать жанры произведений С. Я. Маршака.

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради

100

 «С.Я. Маршак- сказочник, поэт, драматург».

Творческая  работа «Иллюстрациик любимым произведениям С. Маршака»

Знать книги автора и его героев

Уметь работать самостоятельно

101

Н.А.Заболоцкий «Детство»

Знать тему, главную мысль, понятия: сравнение, рифма

Уметь определять темы и главные мысли стихотворений Н. А.Заболоцкого, выразительно читать стихи

102

Н.А.Заболоцкий

«Лебедь в зоопарке»

   

Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение»

Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения

103

Библиотечный урок

«Стихи русских поэтов»

Знать книги автора и его героев

Уметь работать самостоятельно

104

Доп.чтение

В. П. Катаев «Сын полка»

Знать героя повести - Ваню Солнцева

Уметь объяснять позицию автора и выражать свою точку зрения

105

Детские журналы и книги.

К.М. Симонов «Сын артиллериста»

Знать жанр, тему произведения, главную мысль

Уметь слушать, рассказывать о любимом литературном герое - ребёнке

106

Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов «Березы».

Знать главную мысль, понятия: эпитет, сравнение

Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора

107

Стихи о родине. Н.М.Рубцов

«Тихая моя родина» 

Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение».

Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения,

1109

Обобщение по разделу "Стихи Н.М. Рубцова ".

Знать литературоведческие понятия: «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение».

Уметь определять главную мысль стихотворения,

выразительно читать

110

Произведения С.В. Михалкова

«Школа»

Знать произведения

С.В. Михалкова

Уметь выразительно читать стихотворения, выражать свое отношение к героям произведений

111

С.В. Михалков

 «Хижина дяди Тома»

112

С.В. Михалков «Зеркало»

Доп. чт. С. Михалков «Любитель книг», «Чужая беда»

Знать понятия: басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение

Уметь читать басни, находить и комментировать части текста

113

Доп. чтение. С.В. Михалков «Как старик корову продавал».

Знать тему и жанр произведений

Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения; пользоваться выразительными средствами  чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация).

114

Юмористические рассказы о детях и для детей.

Н.Н.Носов "Федина задача".

Знать понятия:  юмор, ирония, юмористический рассказ, автор - рассказчик, автор – герой.

Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора, выразительно читать диалог

115

Юмористические стихи.

И.Л. Гамазкова «Страдания».

Знать понятия:  юмор, ирония, юмористический рассказ, автор - рассказчик, автор – герой.

Уметь выразительно читать стихотворение, выделять особенности юмористических рассказов (иронический тон, юмористические слова и выражения)

116

Доп. чтение

В. Драгунский «Тайное становится явным»

117

Очерки о Родине. И.С.Соколов-Микитов «Родина»

Знать тему произведения и авторскую позицию

Уметь определять тему произведения и авторскую  позицию

118

Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина»

Знать основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста, пользоваться выразительными средствами  чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы, интонация)

119

Очерки о людях.

Н.Шер "Картины-сказки"

120

Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Детские журналы и газеты.

Знать основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста

121

 Творческая работа  «Мой любимый писатель»

Знать книги автора и его героев

Уметь понимать основное содержание текста

122

Обобщение по разделу

«Очерки». Проверочная работа

Доп. чтение

М. Горький «О книгах», Ю. Яковлев «Право на жизнь»

Знать писателей , которые писали о детях.

Уметь

работать самостоятельно

123

Н.П.Вагнер «Фея Фантаста»

Знать тему произведения, основную мысль, понятия:  эпитеты, сравнения

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, находить эпитеты, сравнения

124

Н.П.Вагнер «Береза».

125

Доп. чтение

Н. П. Вагнер «Сказка»,

Знать основное содержание текста

понимать основное содержание текста, работать с книгами для дополнительного чтения

126

Доп. чтение

Н. П. Вагнер

«Руф и Руфина»

127

Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы)

Знать книгу автора и его героя

Уметь выявлять авторское и свое отношение к событиям, героям, фактам, пользоваться выразительными средствами  чтения (тон, темп, логическое ударение, паузы)

128

129

130

131

Обобщение по разделу «Путешествия, приключения, фантастика»

Знать книги и произведения писателей из круга чтения

Уметь работать самостоятельно, в паре, в группе

132

 Тематический тест «Путешествия, приключения, фантастика»

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

133

Библиотечный урок        

«Книги о путешествиях и приключениях»

Анализ теста.                

Знать книги и произведения писателей из круга чтения

Уметь работать самостоятельно, в паре, в группе

134

Проверка техники чтения.  

Уметь читать бегло, в соответствии с нормами.

135

Итоговая контрольная работа

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

136

Урок-отчет. Что читать летом.

Знать жанры фольклора

Уметь самостоятельно выполнять задания в

тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...