Урок во 2 классе по литературному чтению "Урок-обобщение по теме "Я и мои друзья"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Телицына Инесса Зиновьевна

Урок во 2 классе по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_tiz_urok_po_literaturnomu_chteniyu_vo_2_klasse_.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме

«Урок-обобщение по теме «Я и мои друзья»

Учитель: Телицына И.З. первая кв. категория

Цель урока: обобщить знания по разделу «Я и мои друзья»

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения работать в группах в режиме интерактивного обучения;

3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;

2) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

3) формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

4) Развитие творческих способностей.

Тип урока: закрепление изученного материала

Формы работы: индивидуальная, работа в группах

Оборудование:

- карточки с заданиями;

- электронная презентация.

- презентация ученика

  • Использование технологий: здоровьесберегающие, ИКТ, технология сотрудничества, работа в группах, дифференцированный подход, проектная деятельность, технология    творческих мастерских, коммуникационо-диалоговые

 

                                                          Ход урока

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой. (1 мин) 

( Звучит музыка «Голубой вагон» - сл. Э.Успенского, муз. В. Шаинского).

-Давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся им.

- Улыбнитесь теперь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.

2. Введение в тему. Сообщение темы занятия.

        Как  здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. А тему нашего урока, я думаю, нам подскажет стихотворение.      

Слово это серьёзное

Главное важное

То, что значит оно

Очень нужно для каждого.

В нём отношения, основанные на доверии,

На тепле и радости,

На заботе и привязанности,

На верности и преданности.

В нём стремленье

Другому быть нужным.

Что же это? Конечно, дружба!

-Я думаю, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь?

- Наш разговор будет о дружбе и о друзьях. СЛАЙД

3. Постановка цели урока.

- Ребята, а какой раздел мы закончили с вами изучать? .(Я и мои друзья)

-А теперь попробуйте сформулировать цель урок.

-(Цель нашего урока обобщить и повторить изученный материал.)

-На предыдущих уроках мы говорили о разных человеческих качествах, которые помогают или мешают дружбе, хорошим, добрым отношениям между людьми и животными, читали произведения, посвященные этому.

- В конце урока предстоит дать ответ на вопросы.

- Кого можно назвать настоящим другом?

- Как стать настоящим другом?

-Составим законы дружбы

4.Работа по теме урока

-  Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»?

 (Это когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу, помогают, у них общие интересы, с кем можно поделиться секретом)

1)Работа со словарем.

Что такое дружба? 

А сейчас мы узнаем, какие определения дружбы  даны в толковых словарях.

У ребят было задание, найти определения дружбы в словарях С.И.Ожегова, В.И.Даля. (словари)

1. «Толковый словарь» С.И.Ожегова.                Слайд 3

«Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью».

Вот какое значение этих слов в словаре

2.«Толковый словарь»   В.И.Даль                           Слайд 4

«Дружба - … это бескорыстная  приязнь»

Бескорыстие — …нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград и возмездий…Толковый словарь В.Даля

- Что такое бескорыстие? Как вы это понимаете?

Учитель. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

Дружба-это великая ценность. подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться. работать. житьОна делает нас добрее, лучше, сильнее. Без друзей человеку просто не возможно жить....

2)-.На предыдущих уроках вы читали стихи, рассказы о дружбе и друзьях. Сегодня вы вернётесь к этим произведениям, пролистаете страницы ещё раз. Слайд2

1задание. Давайте вспомним. Слайд2

- С произведениями каких авторов мы познакомились в разделе «Я и мои друзья»?

Давайте вспомним.

В.Лунин «Я и Вовка»

Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

В.Осеева «Волшебное слово»

В.Осеева «Хорошее»

- Что объединяет все эти произведения?

2.Задание. Узнай автора и произведение.(портрет) Слайд2

-Его герои ссорились, мирились и спорили порой, а также глядели с высоты на обиду?(Валентин Дмитриевич Берестов)(За игрой)

-Какое еще стихотворение этого автора есть в этом разделе (Гляжу с высоты на обиду)

- Её герои узнают волшебные слова, учатся делать что-то хорошее и задаются вопросом «почему»?(Валентина Алекандровна Осеева)(«Волшебное слово»-пожалуйста, «Почему?», «Хорошее»)

-Его герой задавался вопросом: «А как же я?» (Виктор Лунин)(«А как же я?»)

-Её герой ушёл в свою обиду и обидел и щенка, и кота? (Эмма Мошковская)(«Я ушел в свою обиду»)

-Его героини путешествовали по Африке и ели пирожные? (Юрий Ермолаев- «Два пирожных»)

В жизни не всегда просто разобраться, как нужно поступить в том, или ином случае. Научиться понимать самих себя, других людей нам помогают книги. Они делают нас добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее.

- На какого героя из прочитанных рассказов вы хотели бы быть похожими?

- А с кем хотели бы дружить?

- На кого вы ни за что не согласились бы быть похожими?

  1. В.Осеева                              «Почему?»                                        Бум  
  2. В.Берестов                           «За игрой»                                        Ребята
  3. Э. Мошковская                   «Я ушёл в свою обиду»                   Я
  4. В Лунин                               «Я и Вовка»                                      Вовка
  5. Н.Булгаков                          «Анна, не грусти!»                           Катя,Анна
  6. Ю. Ермолаев                       «Два пирожных»                              Наташа,Оля
  7. В.Осеева                              «Волшебное слово»                         Павлик,старик
  8. В.Осеева                              «Хорошее»                                        Юрик

5.Физминутка.         Танец «Дружба» Песня - видео

Много пословиц о дружбе, но и песен сложено немало. Сейчас мы послушаем песню «Дружба -  не работа» и станцуем под неё.

6.Защита  проекта «В дружбе –сила»

Мы с вами много говорили о дружбе, делали проекты «Пословицы о дружбе», рисовали на тему дружбы.

А… приготовила проект «В дружбе –сила». Давайте посмотрим этот проект.

7. Работа в группах.

Соня приготовила задание «Восстанови пословицы о дружбе»

У каждой команды на парте лежит начало пословицы и конец. Нужно объединить начало и конец пословицы, прочитать, объяснить её значение и определить, с какими произведениями можно соотнести?

1.Лучше хорошо поступить,         чем хорошо говорить

( В.Осеева «Хорошее»)

2.Вежливости             открываются все двери.

( В. Осеева «Волшебное слово»)

3. Красив тот,          кто красиво поступает.

( В. Осеева «Почему?»)

8. Анализ ситуаций.

1) А теперь послушайте другой рассказ (инсценировка) В.А.Осеевой  «До первого дождя».(зонт, папка, портфели)                    

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. У Маши был в зонт, а Таня – в одном платье.

Таня - Поделись своим зонтом, мы укроемся вместе.

Маша.- Я не могу, я промокну!

 В школе учительница сказала:

Учительница - Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе, вы же подруги?

Таня - У Маши был зонт, а я шла в одном платье.

Учительница - Так вы могли бы укрыться под одним зонтом,- сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.

- Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?

- Почему обе девочки густо покраснели?

Вывод. Не будь жадным. Делись с товарищем всем, что у тебя есть вещами, интересными книгами, игрушками.  Не жадничай

2)Инсценировка стихотворения  «Мы – друзья»   Б. Заходера    

В. С виду мы

Не очень схожи:

Петька толстый,

Я худой,

П. Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!

В. Дело в том,

Что он и я -

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем.

Даже вместе

Отстаем!

П. Дружба дружбою,

Однако

И у нас случилась драка.

В. Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

П.Что-то, Вова,

Позабыл!

В.И я забыл...

Ну, неважно! Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

П.Я как тресну!

В.Он как даст!

П.А я как дам!..

В.Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

П. Словом, скромничать не буду -

Драка вышла хоть куда!

В. Только смотрим - что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

П. Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

В. С нас вода ручьями льется,

А она еще смеется:

Р.Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

-Что вы можете сказать о мальчиках и их дружбе?

Вывод. Нужно всегда мириться. Умей прощать друг друга.  Не помнить зла, не ябедничать. Не бойся попросить прощения. Надо быть постоянным в дружбе.

9. Выведение законов дружбы.                                      

Учитель: - В песне были такие строки 

«Если каждый друг планеты другу ромашкой помашет
То станет ясно, дружба это - планета ромашек».
-И мы сегодня составим свою одну ромашку. Ромашка будет необычная, на ее лепестках будут законы дружбы. Посмотрите на доску  там уже есть серединка(законы дружбы). Давайте выведем несколько законов дружбы

 Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. Давайте еще раз прочитаем их.

Есть много других законов дружбы, мы о них поговорим на других занятиях.

Основные законы дружбы.

  • Не выдавать чужие секреты;
  • Всегда быть откровенным с другом;
  • Не бойся попросить прощения;
  • Не груби;
  • Не надо менять друзей;
  • Надо быть постоянным в дружбе;
  • Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
  • Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
  • Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
  • Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).

Составление ромашки

10. Подведение итогов урока

- Мы обсудили много рассказов и стихотворений. Какое из произведений понравилось вам больше и почему?

- Какие выводы вы для себя сделали?

- Кого можно назвать настоящим другом?

- Как стать настоящим другом?

Да! Для некоторых из вас «друг» - это одноклассник, для других – мама, которая всё понимает, для третьих – верный пёс. Другом может стать умная книга, интересный человек, даже любимая игрушка.

Умению дружить учатся с детства. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям.

Дружба-это великая ценность. подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться. работать. Жить. Она делает нас добрее, лучше, сильнее. Без друзей человеку просто не возможно жить....

Закончить наш урок хочу вот такими словами.

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!

Выставление оценок

 11. Рефлексия деятельности.

1) Ладошки.

 - Если тема нашего классного часа вас взволновала, вы считаете, что она важная, и вы хотите еще больше узнать об этом, то поднимите ладошки верх.

-Если вы еще не определились, интересна ли вам эта тема, то ладошки опустите вниз.

2) Упражнение «Мостик дружбы» (звучит музыка –видео Настоящий друг

Давайте позовем наших гостей и все вместе построим мостик дружбы. А может и ручеек дружбы. Давайте поиграем в эту игру, а можно в неё поиграть и на перемене.

Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая "Мост дружбы".

12. Домашнее задание

Написать мини- сочинения о своих друзьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему "Я и мои друзья".

Урок литературного чтения на тему "Я и мои друзья"....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: С.Михалков "Как друзья познаются". Главная мысль.

Основной целью данного урока является создание условий для формирования у учащихся умения работать с информацией. На уроке ребята познакомятся с произведением С.Михалкова "Как друзья познаются", потре...

Урок литературного чтения на тему "Я и мои друзья." 2 класс

Урок литературного чтения во 2 классе. Обобщающий урок по оразделу: "Я и мои друзья"....

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения во 2 классе "Наши домашние друзья"

Конспект интегрированного урока "Наши домашние друзья" поднимает проблему ответственного отношения к жизни и здоровью наших питомцев....

конспект урока 3 класс по литературному чтению "Сивка - Бурка"

конспект урока 3 класс по литературному чтению "Сивка - Бурка"...