Читательская конференция в 3-4 классах по "Рассказам о войне" С.Алексеева
методическая разработка по чтению (3, 4 класс)

Наталья Викторовна Серегина

На читательской конференции дети знакомятся с биографией С.Алексеева и его рассказами "Сила", "Генерал Жуков" и "Генерал Федюнинский". К каждому из рассказов дано задание. Дети узнают о личности нашего земляка- Г.К.Жукове, генерале Федюнинском, о военных действиях на калужской земле, о блокадном Ленинграде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazy_alekseeva_o_voyne.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская конференция

в начальных классах

по "Рассказам о войне" С.Алексеева

Учитель начальных классов МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» с.Хвастовичи Калужской области Серегина Н.В.

Цель: познакомить детей с героическим прошлым нашего народа через произведения С.Алекссеева

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (можно привлечь к рассказу о писателе детей)

Сергей Алексеев родился в маленьком городке Плискове. Отец его был врачом, а мама медицинской сестрой. Родители Серёжи мечтали видеть сына образованным человеком и обязательно врачом. Но дома была только начальная школа и после долгих раздумий его отвезли в Москву к сёстрам матери, которые были учёными. В их доме царил образцовый порядок. Они и своего племянника Серёжу приучили к строгой дисциплине.

В старших классах Серёжа записался в аэроклуб. Тогда все мальчики мечтали стать лётчиками. В школе он особенно увлёкся историей, которая казалась такой же заманчивой, таинственной и великой, как небо. Он выбрал небо и поступил в авиационное училище.

Наступила Великая Отечественная война. В училищах будущих лётчиков учили летать по ускоренной программе. Так как Сергей был одним из лучших, то вскоре он знал все современные самолёты. Без отрыва от лётной учёбы он окончил педагогический институт – исторический факультет.

По окончании училища надо было показать умения владеть машиной, стрелять, вести воздушный бой. Сергей отлично справился с заданием и ему предложили стать инструктором, то есть учить других. Однажды у его самолёта отказал мотор и Алексеев получил тяжёлые травмы. Врачи запретили ему летать.

Когда ему предложили стать редактором издательства “Детская литература”, он не раздумывая, согласился. А однажды он решил принять участие в конкурсе на новый учебник по истории страны и победил. По его учебнику дети учились много лет.

Прежде чем начать писать свои повести и рассказы, Алексеев долго и подробно изучал то время, о котором он хотел написать. Он мог целый год ходить в историческую библиотеку и изучать много книг, прежде чем чувствовал, что готов писать. Он как бы начинал жить в том времени. Иногда он даже ездил в те места, где происходили исторические события.

Книги С. Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни. Давайте познакомимся с некоторыми из произведений.

2. Практическая часть- выступление детей в группах по рассказам, которые они прочитали заранее.

1 группа Рассказ «СИЛА»

   Наступают фашисты. С юга идут на Брянск, на Орёл. С севера движутся к Калинину. Идут на Вязьму, Калугу, Юхнов.    Город Юхнов. Река Угра. Здесь на Угре под Юхновом обороняли солдаты мост.

   Вышли к мосту фашисты. Танки столпились. Сгрудилась артиллерия. Пехота забила весь правый берег. Необходима для войск переправа. Нужен фашистам мост.    Смотрят солдаты на фашистские пушки, на танки, на правый берег:

   — Братцы, сила смотри какая!

   Глянешь на эту силу, и вправду, как молот, сила. Мало здесь наших войск. Обороняет мост совсем небольшой отряд, немногим больше стрелковой роты. Защищает мост и солдат Гаркуша.    Молод совсем Гаркуша. Первый бой впереди у солдата. Расположились бойцы в окопах. Обещали солдатам помощь. Ждут защитники свежей силы.

   Пошли фашисты на штурм моста. Открыли пулемётный огонь по нашим. Изрешетили весь левый берег. Несутся теперь в атаку. Вот-вот и захватят мост.

   Бьются солдаты отважно. Не подпускают к мосту фашистов. И всё же понимает Гаркуша: не устоять им без свежей силы. Ожидают бойцы подкрепления.

   — Где же помощь? — тревожиться стал Гаркуша. — Не удержим мы левый берег.

   И вдруг смотрит солдат — отходят назад фашисты.  Доволен Гаркуша.    — Ура!

   Видимо, помощь прибыла.

   Только «Ура!» прокричал солдат, как открыли фашисты миномётный огонь по нашим. Минным градом штурмуют берег. Снова идут в атаку. Вот-вот и захватят мост. Вместе со всеми в бою Гаркуша. Присмотрелся к другим молодой солдат. Грозен в бою Гаркуша.

   — А ну, подходи. А ну, подходи! — Это фашистам кричит Гаркуша. Винтовка в руках у Гаркуши как пулемёт стреляет.

   Стойко дрались солдаты. Смотрит Гаркуша — отходят фашисты.

   Доволен Гаркуша: значит, добавилась к нашим сила, значит, помощь и вправду прибыла.    Ударила по нашему берегу фашистская артиллерия. Всковырнули, как плуги, снаряды землю. Вспахали металлом берег.

   Снова фашисты в атаку идут на мост. Не сдаётся упрямый мост. Не пропускают солдаты вперёд фашистов. Оживился совсем Гаркуша:

   — Ура! Братцы, не трусь! Братцы, вперёд!

   На атаку врагов ответили наши солдаты своей атакой. Вместе с другими бежит Гаркуша. Кончик штыка, как алмаз, сверкает.    Смотрит Гаркуша — отходят фашисты.    Доволен солдат Гаркуша: значит, снова добавилась к нашим сила, значит, вовремя помощь прибыла.

   Повернулся Гаркуша назад, посмотреть на героев, на тех, кто прибыл. За спиной у солдата пустое поле. Глянул налево, глянул направо. Не видно нигде пополнения. Всё те же кругом бойцы — друзья по геройской роте.

   — Где же сила? Была же сила? — смотрит солдат на соседа. — Где же оно, пополнение?

   Пожимает сосед плечами: о чём, мол, солдат толкует?

   Смутился Гаркуша, стоит в удивлении.    Где она, сила? Была же сила! Клянётся солдат — была!

   Три дня бойцы у Угры держались. Не пропускали вперёд фашистов.

2 группа Рассказ «ГЕНЕРАЛ ЖУКОВ»

   Командующим Западным фронтом — фронтом, в состав которого входило большинство войск, защищавших Москву, был назначен генерал армии Георгий Константинович Жуков.

   Прибыл Жуков на Западный фронт. Докладывают ему штабные офицеры боевую обстановку.  Бои идут у города Юхнова, у Медыни, возле Калуги.

   Находят офицеры на карте Юхнов.

   — Вот тут, — докладывают, — у Юхнова, западнее города… — и сообщают, где и как расположены фашистские войска у города Юхнова.

   — Нет, нет, не здесь они, а вот тут, — поправляет офицеров Жуков и сам указывает места, где находятся в это время фашисты.

   Переглянулись офицеры. Удивлённо на Жукова смотрят.

   — Здесь, здесь, вот именно в этом месте. Не сомневайтесь, — говорит Жуков.

   Продолжают офицеры докладывать обстановку.

   — Вот тут, — находят на карте город Медынь, — на северо-запад от города, сосредоточил противник большие силы, — и перечисляют, какие силы: танки, артиллерию, механизированные дивизии…

   — Так, так, правильно, — говорит Жуков. — Только силы не вот здесь, а вот тут, — уточняет по карте Жуков.

   Опять офицеры удивлённо на Жукова смотрят. Забыли они про дальнейший доклад, про карту.

   — Слушаю дальше, — сказал командующий.

   Вновь склонились над картой штабные офицеры. Докладывают Жукову, какова боевая обстановка у города Калуги.

   — Вот сюда, — говорят офицеры, — к югу от Калуги, подтянул противник мотомехчасти. Вот тут в эту минуту они стоят.

   — Нет, — возражает Жуков. — Не в этом месте они сейчас. Вот куда передвинуты части, — и показывает новое место на карте.

   Остолбенели штабные офицеры. С нескрываемым удивлением на нового командующего смотрят. Уловил Жуков недоверие в глазах офицеров. Усмехнулся.

   — Не сомневайтесь. Всё именно так. Вы молодцы — обстановку знаете, похвалил Жуков штабных офицеров. — Но у меня точнее.

   Оказывается, побывал уже генерал Жуков и под Юхновом, и под Медынью, и под Калугой. Прежде чем в штаб — поехал прямо на поле боя. Вот откуда точные сведения.

   Во многих битвах принимал участие генерал, а затем Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков — выдающийся советский полководец, герой Великой Отечественной войны. Это под его руководством и под руководством других советских генералов советские войска отстояли Москву от врагов. А затем в упорных сражениях и разбили фашистов в Великой Московской битве.- Поднимите руку, кто живёт на этой улице.

- Предположите, почему во многих городах России есть улица, названная именем этого человека.

- Кем он был? Когда жил? Вам интересно это узнать?

- Посмотрите на доску. Вы видите портрет этого человека. Послушайте краткую справку о нём из энциклопедии.

- Федюнинский Иван Иванович родился в 1900 году. В армии с 1919 года. Герой СССР с 1939 года. Генерал армии с 1955 года. Умер в мирное время в 1977 году. Имел награды: 4 ордена Ленина, 5 орденов Красного знамени, 2 ордена Суворова 1 степени, орден Красной звезды, медаль “За службу родине в вооружённых силах СССР” 3 степени.

- Прочитав рассказ, мы узнаем некоторые факты жизни этого человека. Возьмите листки с текстами. Послушайте. (Читают вслух 3 хорошо подготовленных ученика).

- Если вам встретились непонятные слова, отметьте их.

3 группа «ГЕНЕРАЛ ФЕДЮНИНСКИЙ»

Генерал Иван Иванович Федюнинский был одним из героев обороны Ленинграда. Это его войска не пустили фашистов к Волхову. Это 54-я армия, которой он командовал, вместе с другими громила фашистов под городом Тихвином.

Ещё в январе 1942 года советские войска предприняли первую попытку прорвать блокаду Ленинграда.

Знали об этом в Ленинграде. Пошли по городу разговоры:

— Наши идут к Ленинграду.

— Скоро пробьются наши.

Но это было не так. Не смогли тогда одолеть фашистов советские войска. Не было достаточных сил у наших.

Не пробили советские армии ни зимой, ни весной 1942 года дорогу к осаждённому Ленинграду.

По-прежнему Ленинград оставался в блокаде.

Как-то после весенних боёв 1942 года генерал Федюнинский направился в одну из своих дивизий. Поехал генерал на танке. Для удобства надел ватную фуфайку, на голову простую солдатскую шапку-ушанку.

Танк шёл по железнодорожной насыпи. Распутица. Размокла, раскисла кругом земля. Лишь насыпь одна пока сохраняла твёрдость. Неважное настроение у Федюнинского. Не пробились наши войска к Ленинграду. По дороге в дивизию и повстречал генерал солдата. Солдат был из пожилых. Хитринка в глазах играет. Бывалый, видать, солдат. Посмотрел на него Федюнинский. Ватная фуфайка на солдате — точь-в-точь такая, как на самом Федюнинском. Шапка-ушанка на голове — простая, солдатская, такая же, как на голове генерала Федюнинского.

Остановились генерал и солдат.

— Здравствуй, земляк,— произнёс солдат. Не думал, что по шпалам шёл генерал.

— Здравствуй,— ответил Федюнинский.

Решил Федюнинский закурить. Полез в карман. Достал пачку папирос, протянул солдату.

- Ну и даёшь! — произнёс солдат. Папиросы в то время, особенно здесь, на фронте под Ленинградом, были почти как чудо. Покрутил папиросу в руке солдат, посмотрел на Федюнинского, на фуфайку, на шапку солдатскую, сказал:

— Ты, видать, земляк, близко к начальству ходишь. Ясно Федюнинскому: не признал за генерала его солдат.

- Бывает,— усмехнулся Федюнинский.

- В ординарцах небось гоняешь?

— Да так...— смутился, не знал, что ответить ему, Федюнинский.

Понравился солдат генералу. Разговорились они. О том, о сём, какие вести идут из дома.

Затем речь пошла о недавних боях.

- Не получается что-то,— сказал солдат. И тут же: — Ничего, не сразу оно, земляк. Сегодня не удалось, завтра удастся. Помяни: лёд под напором всегда проломится.

Поднял глаза Федюнинский.

- Это уж точно скажу, земляк. Слову поверь. Сил не жалей — проломится. А что там начальство думает?

Улыбнулся Федюнинский:

- Считает, проломится. Считает, получится.

- Вот видишь,— сказал солдат.

Возвращался Федюнинский в штаб, всё о солдате думал.

— Сил не жалей. Проломится,— повторял генерал Федюнинский.

4. Словарная работа.

- Какие непонятные слова вам встретились в тексте? Найдите их, попробуем объяснить.

- Посмотрите на доску. Вот эти слова.

дивизия

распутица

земляк

ординарец

- Предположите, что означает это слово.

- А вот как объясняет словарь Ожегова. (Читает учитель).

5. Анализ прочитанного.

- В какое время происходят описываемые события?

- Где?

- Посмотрите, на доске карта. Я покажу вам те места под Ленинградом, где происходили описываемые события.

- Кто герои рассказа?

- Что вы поняли, прочитав этот рассказ?

- Какие мысли и чувства у вас вызвал рассказ? (Доказательства текстом: найди и прочитай).

- Прочитайте ещё раз последнюю часть.

- Найдите предложение, где выражена главная мысль. Посмотрите, я записала её на доске.

- Что имел в виду солдат?

- Какие ещё качества помогли ленинградцам выстоять в блокаду?

- Я обойду всех, а вы возьмите каждый по одной полоске бумаги с написанными на ней качествами характера человека. Прочитайте про себя.

Смелость
Взаимовыручка
Эгоизм
Взаимопомощь
Жестокость
Злость
Предательство
Лень

ненависть
доброта
героизм
храбрость
взаимовыручка
дружба
патриотизм
грубость

сила воли
ответственность
самоотверженность
любовь к Родине
взаимопонимание
коллективизм
скромность
справедливость

           - Встаньте те, кто считает, что качество, написанное на его листке, могло помочь людям блокадного Ленинграда. Назовите это качество вслух.

- Защищать свою Родину, воевать, можно и не имея оружия в руках. Мы читали с вами о стариках, женщинах и детях, которые своим трудом и своими поступками демонстрировали свою силу духа, любовь к Родине, храбрость, смелость, взаимопомощь. Встречаете ли вы сегодня людей, обладающих этими качествами?

-У нас в гимназии работали и сейчас работают учителя – жители блокадного Ленинграда. Это Матвеева Лидия Николаевна, учитель математики. Дедова Александра Алексеевна – учитель немецкого языка и педагог театральной студии.

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы могли бы проявить эти качества? (Рассказы детей).

- Много блокадников живёт и в ваших семьях. В своих работах, представленных на конкурс “Ленинград. Война. Блокада”, многие из вас описывают события из их жизни. Вы можете ознакомиться с выставочными работами, которые мы подали на городской конкурс.

-Чтобы лучше представить жизнь детей в блокадном Ленинграде, мы посмотрим фрагмент художественного фильма “Жила-была девочка”.

6. Просмотр фрагмента художественного фильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к читательской конференции

Презентация к читательской конференции по книге А.Лиханова "Мой генерал". Урок внеклассного чтения в 4 классе....

Читательская конференция по книге А.Лиханова "Мой генерал"

Урок внеклассного чтения в 4 классе. Читательская конференция по книге А.Лиханова "Мой генерал"...

технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

Читательская конференция в 4 классе по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

В этой разработке дан подробный сценарий проведения  читательской конференции.Отмечены все этапы предварительной подготовки.Используются разнообразные виды работы с текстом: чтение наизусть, ...

Читательская конференция по страницам любимых книг и журналов в 3 классе

Читательская конференция по страницам любимых книг и журналов...

Читательская конференция «Родник души», 3-4 класс.

Читательская конференция  «Родник души», посвещена к 180-летию Ы.Алтынсарина. Учащиеся расширят  и углубят знания о творчестве Ы. Алтынсарина,  о судьбе человека, ...