Контрольно-измерительный материал по литературному чтению для 4 класса ( по программе "Начальная школа XXI века")
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)

Контрольно-измерительный материал по литературному чтению для 4 класса ( по программе "Начальная школа XXI века").

Автор учебника: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова

Входной контроль знаний. Тексты для проверки техники чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы.

4 класс.

Литературное чтение. Автор учебника: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова

Нормы

контрольных работ по литературному чтению

1 триместр

2 триместр

3 триместр

год

Умение читать вслух (способ, темп, правильность, понимание).

 Итоговая проверка

( сентябрь, декабрь, апрель)

1

1

1

3

Сформированность  учебной и читательской деятельности.

Диагностические работы

( декабрь, апрель)

-

1

1

2

Входной контроль знаний

Цель: проверить сформированность учебной и читательской деятельности за 3 класс.

Вариант 1.

1. Отметь фамилию баснописца.

□ С.А. Есенин

□ И.С. Никитин

 □ И.А. Крылов

□ С.Д. Дрожжин

2. Что такое абзац? Отметь ответ.

 □ рассказ

□ произведение

□ часть текста

□ пословица

□ текст

3. Отметь слова, которыми можно дополнить предложение. И.А. Крылов писал басни, а А.С. Пушкин — ... □ стихи

 □ сказки

 □ басни

 □ былины

 □ загадки

4. Отметь лишнее слово. Объясни свой выбор.

 □ пословица     □ загадка     □ стихотворение    □ былина    □ потешка _______________________________________________________________________________________

 5. Допиши предложение. Рассказы о природе писал ___________________________________________

6. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор. Заголовок, фамилия автора, титульный лист, аннотация, ________________________________________________________

Вариант 2.

1. Отметь фамилию автора сказок.

□ И. А. Крылов

□ И.З. Суриков

□ А.С. Пушкин

 □ И.С. Тургенев

□ В.Ю. Драгунский

2. Что такое мораль басни?

□ установка

 □ правило

□ нравоучение

□ закон

 □ развитие

3. Допиши предложение. Пушкина зовут Александр Сергеевич, а Пришвина _____________________

4. Отметь лишнее слово. Объясни выбор.

□ Илья Муромец   □ Алёша Попович   □ Добрыня Никитич   □ Лесной Дед   □ Соловей-разбойник _________________________________________________________________________________________ 5. Закончи предложение. Иван Сергеевич Тургенев писал рассказы, а Иван Андреевич Крылов —_____________

6. Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь правильный ответ.

 □ аннотация □ титульный лист □ обложка □ предисловие □ оглавление (содержание)

Проверка навыка чтения вслух №1.  

Цель: проверить умение учащихся читать текст произведения вслух, выполнять задания на понимание прочитанного.

1 вариант

Утро

    Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца — ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росою, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой - точно говорят мягким теням ночи:

—Не бойтесь —это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему- королю, кланяются и поют:

 — Приветствуем вас, владыка мира!

Доброе солнце смеется: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

— Добрый день! — говорит солнце, поднимаясь над морем. — Добрый день, красавицы! Но — довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли? Из трещин камней выбегают зелёные ящерицы и, мигая сонными глазками, говорят друг дружке:

—Сегодня будет жарко! (170 слов)

Вопросы и задания

1. Назови произведение и определи его жанр.

 2. Какие чувства передаёт автор? –

3. Какое предложение заключает главную мысль произведения? Прочитай.

4. Прочитай последнее предложение предпоследнего абзаца. Ответь на вопрос.

2 вариант

И.С. Соколов-Макитов Бурундук

                В самом конце лета, охотясь на берегах реки Камы, я жил у приятеля моего, лесника, в глухом прикамском лесу. Сидя у открытого окна, я увидел, как в лесниковом небольшом огороде, почти рядом с окном, сам собою колышется тяжёлый цвет дозревающего подсолнуха, На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк. Он хлопотливо выдергивал из гнезд зерна спелого подсолнуха и набивал ими защёчные мешки.

              Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк, похожий на маленькую белку. Живут бурундуки под деревьями, в земляных неглубоких норах. В этих норах они устраивают вместительные кладовые, где прячут обильные запасы: кедровые орехи, подсолнухи, хлебные семена. Быстрый бурундук всегда, находится в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста, сложенного в лесу. Живого, очень любопытного зверька нетрудно поймать. Я видел, как ловят бурундуков в лесу деревенские ребята. В руках они держат лёгкую палочку с привязанной на конце волосяной петлёю. Стоит посвистеть в берестяную или ивовую дудочку — и любопытный 10 бурундук выбегает из своей норы. На шею ему нетрудно накинуть лёгкую петельку. В неволе весёлые бурундуки приживаются быстро. Их можно держать в большой клетке, кормить орехами, семенами. Они очень весело гоняются друг за дружкой по клетке, и на их весёлые игры и схватки приятно любоваться.

           У бурундуков в лесу много лютых врагов. Их уничтожают хищные птицы, ловят домашние кошки, а кладовые бурундуков находят и разоряют в лесу медведи.

             Мне очень приятно вспоминать маленьких бурундуков. Я помню глухой таёжный лес, освещённые солнцем, окружённые высокими деревьями зелёные поляны и маленьких зверьков, оживляющих таёжную глушь и тишину. (240 слов)

Вопросы и задания

1. Как автор описывает бурундуков? Прочитай.

2. Какое чувство вызвала у автора встреча с бурундуками? Подтверди ответ словами текста.

3. Какие факты из жизни бурундуков сообщил автор? Что тебя удивило, заинтересовало? Расскажи.

Проверка навыка чтения вслух №2.

 Цель: проверить умение учащихся читать текст произведения вслух, выполнять задания на понимание прочитанного.

1 вариант

Песенки подо льдом.

         Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы. А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри, и стынут зубы.

         Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!

         И песенка их — как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.

         Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушел...

         Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал. За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рожденные из пара сосульки?

         А песня звенит. Живая она и чистая, такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть — птица...

         Я стукнул лыжей по льду — песенка смолкла. Я постоял тихо — песенка зазвенела опять.

         Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась.

         — Здравствуй, подлёдная певунья!

        Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню.

        —А я ведь знаю тебя! —сказал я.. —Ты оляпка —водяной воробей!

         Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё звенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь!

             А нам чего бы его не послушать. (304 слова)

Вопросы и задания

1. Назови правильно произведение. –

2. Чьи песни слушал зимой автор? Расскажи. В.

3. Оляпка -это кто?

 4. Как автор называет оляпку? Найди ответ в тексте. Прочитай.

5. Какие новые факты сообщил автор? Расскажи.

2 вариант

Подкидыш.

             Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.

           Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.

          Но как это сделать?

           Кто выведет его из яйца?

           Кто вскормит?

          Я знал неподалёку гнездо другой птички — пеночки-пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.

           Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки — чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те — розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать.

            Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

            Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой.

            Когда я подошел к березе, пересмешка слетела с гнезда.

           Она порхала, по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не 31 трогать ее гнезда.

           Я положил голубое яичко к ее малиновым, отошёл и спрягался за куст. Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда наконец подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.

           Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем. Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца? Когда утром на следующий день я подошёл к березе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой — хвост пересмешки.

          Сидит!

            Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними — голый слепенький птенчик каменки.

           Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничной в клюзе и сунула её в рот маленькой каменке.

           Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.

           Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца.

            Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать ей в этом важном деле.

           На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду». Но нет, - в гнезде лежала живая каменка! Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта.

          Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.                   Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички — высиживал её птенцов.

         Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.

         Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.

         И как раз к этому времени: выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов — и выкормила их на славу. (441 слово)

Вопросы и задания

1. Какое событие произошло в лесу? Расскажи.

 2. Почему автор озаглавил свой рассказ «Подкидыш»?

 3. Что нового о жизни птиц мы узнаём из этого рассказа? Что тебя удивило, заинтересовало? Расскажи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Программа разработана к учебникам Л. Ефросининой, 2011 год издания,  Учебник+ учебная христоматия (3 ч в неделю)...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая  программа по литературному  чтению  4  класс  разработана  на  основе  примерной  программы  по  литературному чтению...

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Литературное чтение" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"чтение"

Календарно-тематическое планирование учебного куоса "Литературное чтение" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-те...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Литературное чтение" 3 класс (УМК " Начальная школа XXI века")...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...