Литературное чтение. "Мои любимые писатели. В. Бианки "Хитрый Лис и умная Уточка"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Лонгортова Татьяна Валериановна

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса УМК "Перспектива". На тему "Мои любимые писатели. В. Бианки "Хитрый Лис и умная Уточка".

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема: «Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка».

Тип урока: открытие новых знаний .

Цели: 

- познакомить с творчеством В.Бианки;

- составлять план произведения на основе опорных слов;

- учить читать выразительно;

- развивать память, внимание, мышление, прививать любовь к природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Познавательные:

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план);

- проводить исследование иллюстрации и текста сказки.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- осуществлять совместную деятельность в парах, группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

- договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

- производить самооценку, взаимопроверку.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний, обобщение изученного материала

- Какой раздел мы с вами изучаем? «Люблю всё живое» (на доске)

- Какие понятия мы с вами должны раскрыть в этой теме? (сочувствие, сопереживание )

- Вспомните фамилии авторов, произведения которых мы уже изучали.

- Кто из авторов сам иллюстрировал свои произведения? (Е. Чарушин) (анималист)

- Произведения каких жанров уже читали? (стихи, рассказы)

- Чему учили нас произведения? (наблюдать, понимать, сопереживать, наслаждаться красотой, уважать, ухаживать, дружить)

- Выполните работу в паре: соедините фамилию автора и его произведение:

С. Чёрный – «Жеребёнок»

С.Михалков – «Мой щенок»

Г.Снегирёв – «Отважный пингвинёнок»

М.Пришвин – «Ребята и утята»

Е.Чарушин – «Страшный рассказ»  

(Читает выполненную работу 1 ученик)

- Проверьте, оцените свою работу (на доске)

3. Речевая разминка

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях –

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок и поймёшь.

- Прочитайте про себя, вслух медленно, весело, с удивлением.

4. Выявление проблемы.  Цели урока

- Какая новая фамилия встретилась в стихотворении? Что вы уже узнали об авторе?

- Сформулируйте тему урока: «Знакомство с творчеством В.В Бианки, с его произведениями».

- Знаете ли вы что-нибудь об авторе, читали его произведения? Хотите узнать подробнее?

- Послушайте рассказ об авторе.

«Виталий Валентинович Бианки (1894 – 1959) – писатель, автор произведений для детей. Вырос в семье известного учёного. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по России. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – птицы, звери, растения. Он написал около 300 произведений. Бианки – мастер литературной научной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о мире природы, учат детей, бережно к ней относится, любить её».  

- Откройте учебник на стр. 105 – прочитаем статью  об авторе .

- Что вас удивило? Рассмотрите фотографию – как вам кажется, какой человек?

- Сколько абзацев? (4)

- Прочитайте 1 абзац про себя,  задайте вопросы к каждому абзацу об авторе.

5. Физминутка

6. Работа с текстом.  Постановка и решение учебной задачи

- Прочитайте название произведения на стр. 106, можете определить о ком оно?

- Рассмотрите иллюстрацию, назовите  героев, назовите тему произведения.

- Сколько частей в произведении? (3) 

- Случайно ли текст разделен на части?

- Поставьте учебную задачу:  чему будем учиться на уроке? 

(озаглавливать и  подробно пересказывать) (на доске)

- А зачем нужно это умение – пересказывать?

- По какому плану будем работать? (прочитать, понять смысл, озаглавить, найти опорные слова, пересказать)

- Какого жанра произведение?  (литературная, научная сказка) Почему?

 (утки – водоплавающие и перелётные птицы)

- Какие реальные события в природе могли служить опорой для рассказа?  Ваши эмоции?

- Как понимаете выражения: «утки в отлёт собрались», «утятиной раздобудусь»,  «поднялась на крыло», «полынья».

Чтение 1 части.

- Как Лис напал на Уточку? Что он ей сделал? Озаглавьте.

 Чтение 2 части.

- Что задумал Лис зимой? Что спасло Уточку? Озаглавьте.

Чтение 3 части.

- Что же оказалось весной? Как в это раз спаслась Уточка? Озаглавьте.

- Как автор назвал Лиса?  Был ли он действительно хитрый? (его планы провалились, значит расчёты были неверные)  

- Какой автор показал свою Уточку? (умной – перехитрила, терпеливой, т.к. выдержала столько страданий)

-  Сопереживал ли автор Уточке, жалел ли её?

- Какова главная мысль сказки? Какую цель ставил перед собой автор, создавая это произведение?  (рассказать о трудностях, с которыми сталкиваются перелётные птицы)

Составление плана.

План.

1. Лис сломал уточке крыло.     

2. Уточка нырнула и спаслась .

3. Крыло зажило и Уточка улетела.

- Достаточно ли плана для пересказа? (нет)

 - Следующий этап работы – найти опорные слова.

- Будем работать в группах: выберите самые важные и нужные слова (опорные, ключевые)

-  Подчеркните их, подготовьтесь к пересказу по частям.

- Сравните свои слова и слова на доске

 - Перескажите, используя план и опорные слова. Оценивание.

7. Рефлексия

 - Какова была цель? Выполнили?  С каким автором познакомились?  Произведением?

- Какое название дали бы сказке – вы?

- Какова была учебная задача?  Выполнили? Что помогло? (план работы)

- Перед вами на столе – разрезной план работы над текстом, соберите его по порядку, проверяем.

- Оцените свою работу, используя смайлики.

Домашнее задание. Подготовить полный пересказ сказки.

- Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению"Великие русские писатели"."Школа России", 3 класс

Данный тест можно использовать на обобщающем уроке по литературному  чтению по  теме "Великие русские писатели"....

Тест по литературному чтению по теме "Писатели -детям"

Тест можно использовать в  целях проверки знаний по теме "Писатели - детям"...

Конспект урока литературного чтения по теме: Писатели о детях. Произведение К.М. Станюковича "Максимка"

В разработке приводится материал по работе над прочитанным материалом....

Урок по литературному чтению во 2 классе. Тема: А.Седугин "Про умную собаку"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тип урока: работа с новым текстомТехнологии: технология продуктивного чтения, технология критического мышления...

Урок по литературному чтению во 2 классе. Тема: А.Седугин "Про умную собаку"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тип урока: работа с новым текстомТехнологии: технология продуктивного чтения, технология критического мышления...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...