Конспект урока по литературному чтению на тему: А.П. Гайдар «Горячий камень»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ефимова Анастасия Евгеньевна

Класс: 3

УМК: «Начальная школа ХХI века»

Тема урока: А.П. Гайдар «Горячий камень»

 Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: познакомить детей с жизнью и творчеством А.П.Гайдара, на примере сказки «Горячий камень» учить ценить каждый момент своей жизни, раскрыть смысл слов «счастье человека»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gaydar_goryachiy_kamen.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

УМК: «Начальная школа ХХI века»

Тема урока: А.П. Гайдар «Горячий камень»

 Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: познакомить детей с жизнью и творчеством А.П.Гайдара, на примере сказки «Горячий камень» учить ценить каждый момент своей жизни, раскрыть смысл слов «счастье человека»

Задачи урока:

Предметные:

  • Выделять суть нравственных поступков героев, видеть мотивы поведения героев.
  • Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности.
  • Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения

Личностные:

  • Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
  • Проявление творческого отношения к процессу обучения.
  • Оценивать собственное отношение к пониманию «что такое счастье» .
  • Воспитание чувства любви к своей стране, родине.

Метапредметные.

Познавательные умения:

  • Применять методы информационного поиска.
  • Регулятивные умения:
  • Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
  • Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные умения:

  • Слушать и вступать в диалог.
  • Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
  • Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
  • Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 2 часть, Л.А. Ефросинина, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал

Диагностический блок.
Описание диагностики исходного уровня УУД (на основе письменных работ)                              

    Коммуникативные УУД      

  Методика «Кто прав?»

(методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

возраст: 8—10 лет.

Умение работать в паре и группе

Умение оформлять свою мысль в устной речи

Умение выразительно читать и пересказы-вать текст

Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, др.) в соответствии с задачами учебной деятельности

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

План урока с хронометражем

I .   Организационный момент. Введение в тему  - 1-2 мин.

II.Проверка знаний. Актуализация знаний  -   -7 – 5 мин.

III. Создание проблемной ситуации.   -  5 мин.

IV.  Словарная работа.  -   3-4 мин.

V. Работа в над содержанием текста   - 10-12 мин.

VI. Физкультминутка - 2 мин.( или можно исключить)

VII. . Размышления детей о счастье, опираясь на произведение и собственный опыт. 2-4мин

VIII. Подведение итогов урока. – 6 мин.

IX. Рефлексия урока.   – 5 мин.

X. . Домашнее задание.  – 2 мин.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Теоретическое обоснование

I.Организационный момент. Введение в тему

Слайд 2.  Девиз нашего урока будет: «С маленькой удачи начинается большой успех»

Я желаю вам удачи на уроке, надеюсь, что все у вас получится.

Приветствуют учителя.

II.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы прочитали произведение Л.Пантелеева «Честное слово». Проведём блиц-опрос.

1)О чем этот рассказ?

2)Кто плакал около стены в саду?

3)Как называл себя мальчик?

4)Кто освободил мальчика от караула?

5) Что значит «несолоно хлебавши»?

- Над какой темой будем сегодня работать?

- Сегодня мы прочитаем новое произведение.

- Ответим на вопросы: Как оно называется? Кто его автор?

- Определим жанр прочитанного произведения.

-Определим главную мысль произведения

(Дети пишут ответы на листочках)

Развитие регулятивного УУД – действия контроля

Регулятивные УУД: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Задание: постановка вопросов

III. Создание проблемной ситуации

-Что, по вашему мнению, такое  счастье?

:  Счастье человека это…

(ответы детей)

IV. Словарная работа. 

- Данное предложение пока оставим незаконченным, а окончание его допишем  в конце урока.

Поговорим об еще одном известном русском писателе, Аркадии Павловиче Гайдаре.

Аркадий Петрович Гайдар - детский советский писатель, он создал множество произведений. Среди них "Тимур и его команда", "РВС", "Чук и Гек", "Голубая чашка". Сочинил и записал Аркадий Гайдар "Горячий камень".

На самом деле фамилия известного писателя Голиков, а Гайдар - это литературный псевдоним. Родился он 9 января 1904 года в Льгове Курской области, погиб в Великую Отечественную войну, 26 октября 1941 года. По профессии Голиков был военным. Уже в неполные 18 лет он командовал полком, еще в 14 был принят в коммунистическую партию. В 1922-24 годах написал первую свою повесть, которая называется "В дни поражения и побед". С 1935 года начал работать в газете "Звезда" специальным корреспондентом. По долгу службы ездил по города, селам, встречался с разными людьми, что помогало ему создавать свои произведения, в том числе и "Горячий камень". Отзыв В.И. Семенова, редактора детского журнала "Мурзилка", о чтении Аркадием Петровичем этого своего рассказа был весьма положительным. Он говорил, что тот как будто не читал ему, а просто рассказывал важный случай. Многие отзывались восторженно об этом последнем произведении писателя.

Прежде чем начать, давайте вы откроете учебники и ознакомитесь с текстом, найдете незнакомые вам слова и узнаете их значение.

- Как вы заметили, в тексте действительно встретились слова, которые сейчас редко употребляются. Давайте выясним их значение:    

Восвояси – домой;

Сельсовет – сельский совет: так называлась в Советской России власть, управляющая селом; дом (контора) где работали служащие сельсовета;

 Кооператив – здесь: сельский магазин;

Колхозный – коллективный, принадлежащий всем жителям села;

Тиф – тяжёлая инфекционная болезнь;

Цигарка – скрученная из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса.

(Находят слова в тексте.Страницы указывает учитель)

Познавательные УУД:

Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

V. Чтение текста

(Слушание аудиозаписи с остановками для ответов на вопросы)

1)Назовите главных героев  сказки .

- Почему люди думали, что старик в жизни видел много горя?

-Чем он занимался на селе?

2)

- Зачем Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад?

- Что с ним произошло?

-Почему старик отпустил Ивашку?

3)

-Как Ивашка набрел на камень?

-Почему он решил, что камень волшебный?

-Почему надпись на камне огорчила Ивашку?

4)

-Как решил Ивашка поступить?

-Что старик приказал ему сделать?

5)

-О чем думал Ивашка, когда тянул камень на гору?

6)

-Почему старик не стал разбивать камень?

-Для чего старик приказал Ивашке вытащить камень

на гору?

7)

Почему долгие годы камень оставался неразбитым?                          

Дети слушают и отвечают на вопросы

VI. .

Работа в над содержанием текста

- Сейчас мы хорошо поработали над произведением, но мы не ответили на вопрос «Что такое счастье?»

- Давайте разделимся на группы и найдём в тексте ,что сказано о внешности героев, об их действиях и поступках, и об их отношеии к счастью.

- Одна группа будет создавать кластер об Ивашке, а другая о Старике.

- А. Гайдар описал нам двух людей. Можно ли их назвать счастливыми?

Проверка работы  

Счастье Ивашки

Счастье старика

Подвезли до школы не блестящей легковой машине

 Справился с тяжёлой болезнью

Голыми руками поймал большую щуку

Враг разбит и наша армия наступает

Дядя Митрофан взял в город на  праздник Первого мая

Мечтал о том, чтобы страна была могучей и великой

Жизнь прошла трудно, но ясно и честно

ответы детей)

(Дети составляют кластер по группам;

о старике

об Ивашке)

(самостоятельная работа)

 (слушаем варианты детей)    

VII. Размышления детей о счастье, опираясь на произведение и собственный опыт.

 - А теперь закройте глаза и представьте себя героем сказки А. Гайдара. Вот вы стоите на горе, перед вами лежит волшебный камень, вы можете его разбить и начать жизнь сначала. Как вы поступите?

(Ответы детей)

Коммуникативные УУД:

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Задание «Работа в группе по созданию кластера»

Личностное УУД: Понимание и сопереживание чувствам других людей

Познавательные УУД:

Установление причинно-следственных связей.

VIII.Работа по картинкам, восстанавливаю -щим последова -

тельность текста.

Итак, вернёмся к незаконченному предложению, которое записано на доске, давайте его продолжим. Перед вами на листочках начало этого предложения, продолжите его.

  Итог: «Счастье человека – это сама его жизнь!»

Мы начинали наш урок с девиза  «С маленькой удачи начинается большой успех».

- Как вы считаете вы  добились успеха?

- Что для вас удачей или успехом было на уроке? – Что было трудно? – Что понравилось? (Таблица самооценки)

(Дети оценивают себя по шкале успешности)

Познавательные УУД:

Установление причинно-следственных связей.

IX. Подведение итогов урока.

Стр. 116 вопрос 5, пересказ текста по плану

(Записывают дом.зад.)

Развитие регулятивного УУД –действия самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».

Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:•          повторить и изученный материал;•...

Конспект урока по литературному чтению на тему: А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

Класс: 3УМК: «Начальная школа ХХI века»Тема урока: А.П. Гайдар «Тимур и его команда» Тип урока: урок открытия нового знания....

Презентация по литературному чтению 3 класс "А.П.Гайдар Горячий камень" (закрепление)

Урок-закрепление биографических данных об А.П.Гайдаре, вторичное восприятие и анализ рассказа "Горячий камень"...