Программа по литературному чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)

Горбунова Виталина Андреевна

Программа по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Ханты – Мансийского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа д. Согом»

Приложение 2

к основной образовательной программе начального

общего образования на 2020-2021 учебный год

МКОУ ХМР «СОШ д. Согом»

Адаптированная рабочая программа

по литературному чтению

для обучающихся с ОВЗ (УО)

3 класс    

(68 часов)

Составитель: Горбунова В.А.,

                                                                                                                                                           учитель начальных классов

д. Согом

 2020 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для 3 класса VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой.Для реализации Рабочей  программы используется учебно-методический комплект: учебник  (С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева). Чтение 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Данный учебник допущен Министерством образования РФ. Количество уроков чтения и развития речи в 3 классе по данной программе и учебному плану – 68 ч. (2 часа в неделю).

Для чтения в 3 классе подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. Тематика произведений для чтения подбирается с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся, воспитанники с ОВЗ в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся, воспитанники овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в 3 классе в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроке чтения  и развития речи позволяет обучающимся, воспитанникам получать

*опыт ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

*опыт коммуникации;

*начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

 *ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, русскому и родному  языку, народным традициям, старшему поколению;

*ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям, трудолюбие;

*элементарные представления о различных профессиях.

Большое внимание на уроках чтения и развития речи  уделяется формированию коммуникативных навыков, а это непосредственно способствует социализации обучающихся, воспитанников.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Цель: формирование у обучающихся навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Задачи:

-  сформировать у детей способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

-  обогащать чувственный опыт детей, реальные представления об окружающем мире и природе;

-  обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

-  воспитывать любовь к родному языку.

Коррекционная задача:

-  использовать процесс обучения чтению и развитию речи как одно из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.

Нормативно-правовые документы.

  1. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования программы по чтению и развитию речи (под редакцией В.В. Воронковой) и требований к уровню подготовки обучающихся 3 класса с учётом регионального компонента и особенностей школы.

2. Общая характеристика предмета.

Цель курса:

Создать условия для успешного овладения уровнем образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.

Задачи:

  • Учить правильно и осмысленно читать доступный пониманию текст.
  • Повышать уровень общего и речевого развития.
  • Формировать нравственные качества.
  • Учить последовательно и правильно излагать мысли в устной форме.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Коррекционная задача:

-  использовать процесс обучения чтению и развитию речи как одно из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.

Нормативно-правовые документы.

  1. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования программы по чтению и развитию речи (под редакцией В.В. Воронковой) и требований к уровню подготовки обучающихся 3 класса с учётом регионального компонента и особенностей школы.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи,
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

  • совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

Специфика программы

Отличительной особенностью адаптированной рабочей программы является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими устной связной речью, навыками чтения, своеобразием их общего развития, имеющихся психофизических функций.

Технология обучения по данной программе предполагает, что обучение осуществляется индивидуально. Обучение происходит в совместной работе ученицы с педагогом, что облегчает процесс овладения знаниями, умениями и навыками по предмету. Для самостоятельного выполнения предлагаются облегченные варианты заданий. Одной из основных задач по предмету является развитие речи и навыков общения.

3. Место предмета в учебном плане.

Базисный учебный план по программе 2  часа в неделю, 68  часов в год.

4. Планируемые результаты освоения предмета.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  • Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Межпредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные

  • Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  • Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

5. Содержание предмета.

Программа 3 класса знакомит школьников с такими жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям и взрослым.

Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.

Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.

Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.

Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.

Раздел «Формирование библиографической культуры»

Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество.

Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.

Жанр пословицы.

Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.

Авторское творчество

Жанр басни.

Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Жанр бытовой сказки.

Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.

Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.

Поэзия

Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)

Лента времени.

Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»

Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

6. Тематическое планирование

Название разделов и тем

Дата

Примечание

К-во часов

1 час

По плану

Фактически

О школе и школьниках

1

В. Суслов «Веселый звонок»,С. Погореловский «Отчего краснеют буквы»

2

И. Дик «Тяп-ляп», Б. Заходер «Перемена»

3

В. Голявкин «Не везет», И. Молчанов-Сибирский «Есть ли время для задачек?»

4

В. Суслов «Веселый звонок»

5

По С. Багрову «Чужая отметка»

Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о школе и школьниках

6

Я. Аким «Митины каникулы», С. Михалков «Могут даже у ребят…»

7

Латышская народная песенка,  К. Бальмонт «Осень»

8

По С. Багрову «Поспела брусника», В. Орлов «Осеннее наступление»

9

По А. Баркову «Золотая осень у тихих дорог»

10

М. Исаковский «Родное»,  И. Мазнин «Посмотри, как день прекрасен!»

11

По Ю. Ковалю «Листобой»,  Г. Ладонщиков «Поздняя осень»

12

По К. Паустовскому «Первый снег»

Верные помощники

13

Потешка «Пастушок» (русская народная) Таджикская песенка «Беглец», Украинская сказка «Овечка и волк»

14

Потешка «Уж как я ль мою коровушку люблю» (русская народная),   Считалочка «Конь ретивый…»,  Шведская песенка «Едем, едем на лошадке»

15

Русская песенка «Козел». Загадки

16

Русская народная песенка «Как у нашего кота»

Русская народная потешка «Пошел котик по дорожке». Загадка  

17

В. Бианки «Кошкин питомец», Колыбельная песенка «Баю, баю, баю-бай…» (русская народная)

18

Русская сказка «Собака и волк».

19

По Г. Снегиреву «Верблюжья варежка»

Крылатые друзья

20

Закличка «Кукушечка, кукушечка…». Потешка «Вот сказали…» (русская народная)

Белорусская песенка «Воробей»

21

Н. Рубцов «Воробей»,

Русская народная потешка «Сорока-ворона»

22

По Н. Коростелеву «Наша Галя».

23

По А. Баркову «Внезапное открытие»

24

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?».

К. Чуковский. Загадка «Был белый дом…»

25

По Н. Сладкову «Говорящие яички»,

С. Михалков «Зяблик»

26

По Т. Чинаревой «Угощенье для синиц».

Здравствуй, Зимушка-зима!

27

И. Бунин «Первый снег»

28

По Р. Погодину «Неприятностей не оберешься»

29

Г. Ладонщиков «Здравствуй, Зимушка-зима!»,  Г. Скребицкий «Зима».

30

И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь»,  По Ю. Ковалю «Снегири и коты». Загадки

31

В. Осеева «На катке»,  О. Высотская «Пришла зима с морозами»

32

По В. Голявкину «Как я встречал Новый год»

33

В. Орлов «Снежная баба». Загадки

Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о зиме

Сказочные истории

34

Таджикская сказка «Три арбузных семечка»

35

Английская сказка «Дочка пекаря»

36

Литовская сказка «Алмазный топор»

37

Дагестанская сказка «Львиная доля»

38

Латышская сказка «В шутку едим, в шутку работаем». Загадки

Трудолюбие – это клад

39

Русская народная потешка «Стучит, бренчит на улице…» Русская народная потешка «Тит, а Тит!»,  Русская народная колыбельная песня «Котик серый, хвостик белый»

40

Венгерская песенка «Пирог»,  Шведская песенка «Трудолюбивый Ниссе»

41

Украинская сказка «Колосок»

42

Русская народная сказка «По работе и награда»

43

С. Маршак «Сказка про двух лодырей»

44

Р. Абдрахманов «Новая перина»,  по Е. Пермяку «Хитрый коврик»

Настали дни весенние

45

Г. Скребицкий «Любимое время года»,

По Л. Толстому «Солнце – тепло»

46

Г. Витез «Весна подарила»,  По А. Баркову «Березовый сок»,  Украинская песенка «Веснянка»

47

М. Пришвин «Разговор деревьев»  (отрывок),  Н. Хазри «Весна – это я!»

48

К. Ушинский «Пчелки на разведках»,  О. Высотская «Гришины подарки»,   А. Седугин «Тихо-тихо»

49

Н. Голь, Г. Григорьев «Песенка о бабушкиных ладонях», А. Барто «Весенняя гроза»

50

По С. Алексееву «Огородники»

51

К. Ушинский «Наше отечество»,  А. Матутис «Твоя родина»

Вот такие истории…

52

В. Азбукин «Пример аккуратности»,   Е. Пермяк «Случай с кошельком»

53

В. Торопыгин «Удивительные люди»,   По С. Лежневой «Как Вовка праздновал день рождения»

54

Е. Серова «Ябеда»,   Г. Ладонщиков «Чай с вареньем»

55

По Н. Носову «Карасик»,

56

Р. Сеф «Мена», Э. Шим «Жук на ниточке»

57

По В. Сутееву «Мешок яблок» (сказка, ч.1,2,3))

Летняя пора

58

Т. Шорыгина «В лесу»,  Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», З. Александрова «Одуванчик»

59

Арсений М-ий «Светлячок»,  

60

Заклички «Дождик, дождик, пуще…», «Дождь, дождь, дождь» Закличка «Радуга-дуга»

61

Э. Шим «Крот и заяц»  Русская народная потешка «Сеть тяну…»

62

В. Голявкин «Ника на даче»,

63

Е. Пермяк «Удачливый рыбак», Г. Ладонщиков «Не клюет»

64

И. Гамазкова «Прошлым летом»,

65

Ю. Кушак «Я капелька лета…»,  

66

Г. Виеру «Какое время года?»

67

Обобщение по теме: «Летняя пора»

68

Итоговый урок.

7. Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение.

1. С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева.  Книга для чтения. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. / М., Просвещение,.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...