Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Муравьёва Анастасия Владиковна

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: А. Платонов «Цветок на земле»

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  у учащихся о творчестве А. Платонова и его произведения «Цветок на земле»;  развитие умения делать серьезные выводы из юмористических рассказов.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: содержание произведения «Цветок на земле»

Уметь: определять главную мысль произведения; делать выводы; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения.

Личностные: проявлять положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие;  показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия; оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Тип урока: открытие «нового» знания

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дата: 21.04.2021

ФИО учителя: Синицына Т.Г.

Школа: «Миасская СОШ № 2»

ФИ студента: Муравьёва А., 45 группа

Класс: 3 «Б»

ФИО руководителя практики: Колотухина Я.А.

        

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: А. Платонов «Цветок на земле»

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  у учащихся о творчестве А. Платонова и его произведения «Цветок на земле»;  развитие умения делать серьезные выводы из юмористических рассказов.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: содержание произведения «Цветок на земле»

Уметь: определять главную мысль произведения; делать выводы; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения.

Личностные: проявлять положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие;  показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия; оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Тип урока: открытие «нового» знания

Оборудование: Литературное чтение 3 класс. Ч 2 / В.Г.  Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012., презентация.

Челябинск 2021

Этап урока

Методы и приемы

Хроно

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой.

1 мин

- Здравствуйте, ребята.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Присаживайтесь на свои места.

- Улыбнитесь друг другу и передайте соседу хорошее настроение.

Ученики приветствуют учителя, стоя возле своих парт.

Выполняют речевую разминку.

Р.: самоорганизация

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: проверка д/з.

Словесный: беседа.

7 мин

Проверка домашнего задания:

-Сейчас, я предлагаю вам небольшой тест по произведению «Федина задача».

-На этот тест вам 5 минут
1. В какое время года происходит действие рассказа?

А. Осень     Б. Лето     В. Зима     Г. Весна

2. Как звали младшую сестру Феди?

А. Лина     Б. Рина     В. Амина

3. Какую передачу показывали по телевизору?

А. концерт по заявкам     Б. мультфильм     В. юмористическую программу

4. Почему Федя был доволен, что дома никого нет?

А. никто не будет проверять домашнюю работу

Б. никто не будет мешать делать уроки

В. никто не будет заставлять делать уроки

5. Про кого пелось в первой песне?

А. про короля и блоху    

Б. про пастуха и собаку    

В. про небо и самолёт

6. Вспомните номер задачи, которую решал Федя.

А. 52     Б. 7     В. 639

7. Что случилось из – за того, что Федя стал отвлекаться?

А. он перепутал задачи    

Б. он потерял ручку    

В. не услышал звонок от мамы

8. Сколько раз прочитал Федя задачу, но так ничего и не понял?

А. 4     Б. 100     В. 20

9. Про что была последняя песня?

А. про алмазы и жемчужины     Б. про драгоценные камни     В. про тёплое море

10. Что привезли в задаче на мельницу?

А. пшеницу     Б. рожь     В. ячмень

-Сдаем карточки с последних парт на первую

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы:

1. В

2. Б  

3. А  

4. Б  

5. А  

6. В  

7. А  

8. В  

9. А

10. Б

К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний.

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

2 мин

-Рассмотрите иллюстрации на с. 133, 137.

-  О чём, по-вашему,  рассказ?

-  Кто герои рассказа?

-  Какими могут быть события в рассказе с таким названием?

- Верно. Тогда назовите тему сегодняшнего урока.

- Поставьте цель своей деятельности на уроке.

Отвечают на вопросы.

Дед Тик и внук Афоня.

Рассказ «Цветок на земле».

Познакомиться с произведением «Цветок на земле».

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

Р.: целепологание

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Словестный: беседа

10 мин

- Какие произведения автора вы уже читали?

- Сейчас вы узнаете подробнее о Андрее Платоновиче Платонове (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.

Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище.

Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.

Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельничество, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения.

С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.

С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.

-Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь в данном рассказе?

- Ребята, вы мыслите правильно.

- Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.

-Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке?

-Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита.

-Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит, Афоне?»

-Прочтем по цепочки рассказ.

-Начну я, а вы продолжите

Слушают информацию о писателе

- Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.

- Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять

П: построение речевого высказывания

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: словарная работа

5 мин

- Понравилось ли вам произведение?

- Что особенно понравилось?

-Что особенно поразило вас в рассказе?

-Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему?

-Что можете сказать об отношениях деда и внука.

Отвечают на вопросы.

Чтение текста

К.: участие в учебном диалоге.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: викторина

Словесный: викторина

7 мин.

-Небольшая викторина по рассказу.

-Слушайте вопрос, за каждый правильный ответ, получаете жетон, чей ряд соберет больше всех жетонов, тот и побеждает.

1- Почему дедушка Тит всё время спит?

2-Как к этому относится Афоня?

3-Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?

4-Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

5-Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?

6-Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?

7-Как реагировал дедушка на вопросы внука?

8-Почему Афоня решил остановить маятник у часов?

9-От чего дедушка проснулся?

10-Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?

11-Почему дедушка «осерчал» на внука?

12- Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?

13-Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?

14-Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.

15-Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа?

16- Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»

 -Ребята скажите, можем ли мы ответить на самый главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку.

После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами.

Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем ,каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.

П: построение речевого высказывания

П: осмысление читаемого  текста

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

5 мин.

- Вернемся к иллюстрациям на стр.133, 137.

-Что там изображено? Опишите иллюстрацию.
-Как вы думает, каком момент из рассказа запечатлен на этом рисунке?

-Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.
- Поделитесь Вашими впечатлениями от услышанного рассказа.

-Откройте дневник, запишите домашнее задание: выразительное чтение по ролям стр.133 – 1138.

Уметь пересказывать кратко.

Анализируют иллюстрацию по рассказу.

Отвечают на вопросы. Делятся восприятием, зачитывают нужные отрывки из рассказа.


Записывают домашнее задание.

Р.: анализировать собственную работу;

 К.: построение речевого высказывания.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя.

3 мин.

-С каким новым рассказом, мы познакомились сегодня.

-Прочитав рассказом, какой вывод вы сделали для себя?

Урок окончен. Спасибо за работу!

Оценивают свою деятельность на занятии.
Оценивают свою работу на уроке.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя:  формирование навыков беглого         чтения и выра...

Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя:  развитие умений анализировать героев произведение и само произведение, делать серьезн...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.Платонов "Цветок на земле" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о произведении А. Платонова «Цветок на земле», о его героях и главной мысли.Задач...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.Платонов "Цветок на земле" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок общей методологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования представления о произведении А. Платонова «Цветок на земле», о его героях и главной мысли...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.Платонов "Цветок на земле" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления представлений о произведении А. Платонова «Цветок на земле», о его героях и главной мысли рассказа.Задачи урокаДидакти...

Технологическая карта по литературному чтению "А. Платонов «Цветок на земле" (3 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: создание условий для формирования представления о произведении А. Платонова «Цветок на земле», о его героях и главной мысли.Задачи урока:Дидактические:1 познакомить с сюжетом п...