Конспект урока литературного чтения «И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Данько Анастасия Николаевна

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведениями И. Токмаковой «Плим», «В чудной стране» ; развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения; развитие умения понимать комические ситуации.

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь планировать виды работ с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

- знать содержание стихотворения.

Личностные: умение объективно оценивать себя, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Литературное чтении» В 2 ч. Ч. 1 [ Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – стр. 104-105., презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 16.04.2021                                                                                                                Учитель: Седых Е.Ю.

Школа: ОЦ № 5                                                                                                                Студент: Данько А.Н.

Класс: 2 – 7                                                                                                                Методист: Солопова Т.В.

Кабинет: 3.49

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведениями И. Токмаковой «Плим», «В чудной стране» ; развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения; развитие умения понимать комические ситуации.

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь планировать виды работ с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

- знать содержание стихотворения.

Личностные: умение объективно оценивать себя, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Литературное чтении» В 2 ч. Ч. 1 [ Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – стр. 104-105., презентация.

Челябинск, 2021

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

Чтобы урок принес каждому новые знания давайте подумаем, что мы возьмем с собой, а что спрячем подальше.

(На доске слова: работа, сон, внимание, лень, активность, капризы, хорошее настроение.)

Настраиваются на урок.

Л: самоопределение

II. Актуализация и мотивация

Практический – работа со стихотворением

Метод выразительного чтения

4 мин

- Ребята, давайте вспомним, творчество какого автора мы изучали на прошлом уроке?

автора мы с вами на прошлом уроке?

- Какое произведение мы с вами читали?

- Вспомните, кто такой Д.Хармс?

Проверка Д\З

Прежде чем приступить к работе, проведём речевую разминку, обратите внимание на слайд.

чтение

творчеством И.П. Токмаковой.

Ива

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого – то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?      

Может, ива хочет пить?  

Может, нам пойти спросить?

- Прочитайте исправленное стихотворение с удивлением (1 ряд), с огорчением (2 ряд), выразительно, используя вопросительную интонацию (3 ряд). Кто прочитает сам выразительно?

- Д.Хармс

- «Вы знаете?»

- Поэт.

.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

III. Постановка учебной задачи

Наглядный - презентация

Словесный - беседа

4 мин.

- Чтобы начать урок, мы должны знать тему нашего урока. А чтобы её узнать, обратите внимание на доску. (На слайде портрет И. Токмаковой и её книги)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Какую цель мы поставим?

- И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

Р: целеполагание.

Л:смыслообразование.

ПО: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

IV. Открытие нового знания

Словесный – беседа

Наглядный – презентация, биография автора

Практический – первичное восприятие текста

Словесный – выразительное чтение

8 мин.

- Сегодня у нас встреча с Ириной Петровной Токмаковой.

- Она родилась 3 марта 1929 года в городе Москве, Токмакова - наш современник. Весёлые и серьёзные, добрые и тёплые стихи, сказочные повести, переводы и «весёлые» учебники – всё творчество посвящено детям дошкольного и школьного возраста.

Ирина Петровна всегда была отличницей: школу закончила с золотой медалью, имея особые успехи в литературе и английском языке.

Становиться писателем и поэтом И.Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Первая её книжка для детей – перевод шотландских песенок для собственного сына. Муж И.Токмаковой – художник Лев Токмаков – увидел книжку и нарисовал к ним иллюстрации Так появилась на свет первая книга.

И.Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы.

- И так, ребята, что пишет Ирина Токмакова?

творчеством И.П. Токмаковой.

- Верно. Откройте учебник на с. 104, кто прочитает учебную задачу?

- Обратимся к первому стихотворению. Прочитайте название, как вы думаете, о чем оно? Рассмотрите иллюстрацию, она вам поможет.

- Герои стихотворений И. Токмаковой – очень внимательны к окружающему миру, добры и справедливы, фантазёры и выдумщики. Они очень любит играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове её стихотворение “Плим”.

- Послушаем стихотворение и проверим верны ли наши предположения. (Первичное восприятие текста)

- И так, ребята, что такое плим?

- О чем это стихотворение?

– Чем оно необычно?

- Какое открытие сделал мальчик?

– Как характеризует писательницу то, что она в простых, ничем не примечательных вещах видит необычное?

- Часто ли встречаются такие слова, которые ничего не значат? Где мы можем их встречать?

- Как надо читать это стихотворение?

- А сейчас давайте выразительно прочитаем стихотворение. Какие критерии необходимо соблюдать при чтении?

- С какой интонацией будем читать произведение?

Динамическая пауза

(Видео)

- Стихи, рассказы, повести, сказки и даже пьесы.

- Докажем, что юмор развивает воображение.

- Рассказывается об истории веселого мальчика

- Слово, которое придумал мальчик

- О том, что мальчик придумал слово и повторял его

- Тем, что автор дает необычные определения слов. Например ложка- это ложка

- Слово плим – ничего не значит

- Она творческий человек

Выражают свое мнение

Предлагают варианты

- Правильность чтения, выразительность, соблюдение настроения

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ПО: поиск и выделение необходимой информации

V. Первичное

закрепление во внешней речи

Практический: повторное чтение

Практический: составление вспомогательного плана

5 мин.

- А мы переходим к чтению следующего произведения.

- Прочитайте название произведения

- Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, о чем будет произведение?

- (Первичное восприятие текста) Давайте послушаем.

– Чем оно необычно произведение?

– Кого вам напомнил ботинок?

- А остальные вещи?

- К кому обращается И.Токмакова в конце стихотворения?

- Верите ли вы ей?

- Почему?

- Где может находиться такая страна?

- Чем похожи в стихотворении слова: язычок, глазок, горлышко, ножки?

- Как такие слова называются в русском языке?

- Как это понимать?

- Приведите примеры таких слов сами.

- Как ритм стихотворения помогает правильно определить ударение в слове чудной?

- Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

- С какой интонацией будем читать произведение?

— Понравилось стихотворение? Почему?

- В чудной стране

- О том, что в этой стране есть что-то необычное

Слушают

- Тем, что предметы живые и выполняют необычные действия

- Ботинок напомнил кошку

- Картошка – человека, бутылка – певицу, стул - танцора

- К нам

Высказывают свое мнение

- В сказках

- Называют предмет ласково, могут быть органами человека

- Многозначные слова

- Слово одно, а значений несколько

- Кисть, ручка, двойка

- Правильность чтения, выразительность, соблюдение настроения

ПЛ: построение логической цепочки рассуждений.

ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

ПО: поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.

VI.

Самостоятельная работа

Словесный: объяснение

Практический: составление рассказов

5 мин

- Сейчас мы будем развивать своё воображение.

Сейчас я включу вам музыку, ваша задача закрыть глаза и в полной тишине представить какие картины вы могли бы нарисовать к стихотворению «Плим»? На работу 2 минуты.

- Кто готов описать какая картина у вас получилась?

- Правильно ребята!

Придумывают картины.

ПЛ: построение логической цепочки рассуждений.

VII. Включение в систему знаний

Словесный – беседа

Практический – работа с карточками

7 мин.

Итак, ребята, а сейчас мы с вами узнаем, как вы хорошо запомнили содержание стихотворений «Плим». Вам необходимо найти и составить продолжение строчек.

(На столах карточки)

1 Вариант «Плим»

Ложка — это ложка, Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка, У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка, Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка, Оделся и пошел.

2 вариант «В чудной стране»

Ботинок черным язычком С утра лакает молочко,
И целый день в окошко Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку.

- Проверяем, какие предложения у вас получились! Молодцы!

- Д/З с. 104, 105 выучить любое стихотворение на выбор.

Ложка — это ложка, Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка, У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка, Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка, Оделся и пошел. 

Ботинок черным язычком С утра лакает молочко,
И целый день в окошко Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный - беседа

2 мин.

- А вот теперь подведём итог нашей удивительной беседе. 

– Что вы узнали на уроке?

– Кто их автор?

- Какие произведения пишет Ирина Токмакова?

– За что вы похвалили бы себя?

– Что у вас особенно получилось?

- Понравились ли вам произведения?

- Почему?

- Оцените свою работу на уроке. Поднимите руки, если вам понравилось работать на уроке, вы все поняли

Поднимите руки, если работать вам понравилось, но возникали трудности

Поднимите руки, если вы многое не поняли и у вас возникали трудности

- Ребята, кому за работу на уроке можно поставить 5?

- Почему вы так думаете?

- Спасибо за работу

- Новые произведения «Плим», «В чудной стране»

- Ирина Токмакова

- Детские

- Да/нет

Высказывают свое мнение

Поднимают руки

Оценивают свою работу на уроке

Р: оценка.

ПО: структурирование знаний.

ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ива Возле речки, у обрыва, Плачет ива, плачет ива. Может , ей кого – то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дернул иву? Может , ива хочет пить? Может , нам пойти спросить?

Слайд 2

Ирина Петровна Токмакова (3.03.1929 – 5.04.2018)

Слайд 3

Тема: И.П. Токмакова « Плим », «В чудной стране» Цель: Познакомиться с автором И.П. Токмаковой и её произведениями. Учиться выразительно читать.

Слайд 4

Ложка — это ложка, Ложкой суп едят. Кошка — это кошка, У кошки семь котят. Тряпка — это тряпка, Тряпкой вытру стол. Шапка — это шапка, Оделся и пошел. « Плим »

Слайд 5

«В чудной стране» Ботинок черным язычком С утра лакает молочко, И целый день в окошко Глазком глядит картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: Шарль Перро. Кот в сапогах. 2 класс. Школа России

Тема: Шарль Перро «Кот в сапогах»Задачи урока:1. В ходе организованной учителем познавательной деятельности уточнить содержание и последовательность событий в сказке.2. На основе анализа полученной ин...

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства) 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства)Цели урока:- расширять читательский кругозор детей. Ознако­мить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «Мо...

Конспект урока литературного чтения: "И. Токмакова «Плим», «В чудной стране» " ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: И. Токмакова «Плим», «В чудной стране» Цель деятельности учителя:  формирование знаний о биографии И. Токмаковой и ее произведениях «Плим», «В чудн...

Конспект урока литературного чтения «И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».» ( УМК " Школа России", 2 класс )

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема: «И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».» Цели деятельности учителя:  формирование представлений  о ст...

Технологическая карта урока литературного чтения "И. Токмакова «Плим» и «В чудной стране»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства со стихотворениями «Плим» ,  «В чудной стране», развитие навыка осознанного и выразительного чтения...