Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Корнева Дарья Андреевна

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  о стихотворений И.П. Токмаковой «Плим», «В чудной стране»

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • Знать: об авторе И.Токмаковой
  • Уметь: работать с учебником

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, оценивать собственную и коллективную деятельность.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование: программа: Учебник: литературное чтение 2 класс 2 часть, Л.Ф Климанова (УМК «Школа России») компьютер, презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_plim.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:15.04

Школа: Куртамышская СОШ№1

Класс: 2

                                                         Учитель: Иванова О.Н.

                                                    Студент: Корнева Д.

Методист: Пометун Н.Н.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  

Тема: «И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».»

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  о стихотворений И.П. Токмаковой «Плим», «В чудной стране»

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • Знать: об авторе И.Токмаковой
  • Уметь: работать с учебником

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, оценивать собственную и коллективную деятельность.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование: программа: Учебник: литературное чтение 2 класс 2 часть, Л.Ф Климанова (УМК «Школа России») компьютер, презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2021

Этапы урока

Методы и приёмы

Вре-мя

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный:

Слово учителя

1 мин

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

Проверьте, ребята, все готовы к уроку? На партах у всех лежат учебники?

- Приветствуют учителя.

Л: самоопределение;
Л.: формирование мотивации к обучению;

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

Слово учителя

Совместное чтение

Проверка д/з

Наглядный:

Стих-ие на экране

Практический:

Проверка пересказов в группе.

7

мин

-Ребята, кто скажет, с каким разделом вы работаете на последних уроках?

-Что значит и в шутку и всерьез? Какие произведения в этом разделе?

-Хорошо, я приготовила для вас корзину с интересными заданиями. В этой корзине разнообразные задания по нашему разделу. Вы будете по одному выходить и выполнять определенное задание. Проверим, как вы запомнили рассказы и стихотворения. Приступим.

И в шутку и всерьез

То есть, встречаются произведения смешные, с юмором и серьезные, значит, вовсе не смешные

П: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

 Р: принимать и сохраняют учебную задачу.

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

Беседа

Наглядный: Тема, цели

1-2

мин

Ребята, откройте учебник на стр. 153-154,прочитайте названия стихотворений.

-Кто догадался, какая будет тема урока?

- Какие цели перед собой поставим? Что будем делать на уроке?

- Правильно, сегодня на уроке мы будем работать над стихотворениями И.П.Токмаковой «Плим» и «В чудной стране».

-«Плим», «В чудной стране»

- Тема урока: И.П.Толмакова «Плим», «В чудной стране»

- Познакомимся со стихотворениями И.Токмаковой, будем читать, отвечать на вопросы, анализировать стихотворение, читать выразительно.

.

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи.

П:самостоятельное выделение и постановка цели

IV. «Открытие» нового знания

Словесный:

Слово учителя

беседа

слово об авторе

рассказ

Наглядный:

иллюстрации

Практический:

Работа с учебником

Чтение стихотворения

Динамическая пауза

10

мин

Биография И.П.Токмаковой (портрет)

- Она родилась 3 марта 1929 года в городе Москве, Токмакова - наш современник. Весёлые и серьёзные, добрые и тёплые стихи, сказочные повести, переводы и «весёлые» учебники – всё творчество посвящено детям дошкольного и школьного возраста.

Ирина Петровна всегда была отличницей: школу закончила с золотой медалью, имея особые успехи в литературе и английском языке.

Становиться писателем и поэтом И.Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Первая её книжка для детей – перевод шотландских песенок для собственного сына. Муж И.Токмаковой – художник Лев Токмаков – увидел книжку и нарисовал к ним иллюстрации. Так появилась на свет первая книга.

И.Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы.

- А вы знаете какие-нибудь стихотворения И. Токмаковой?

- Ребята, обратите внимание на слайд. На слайде представлены некоторые книги стихотворений И.Токмаковой.

- А сейчас я зачитаю вам несколько стихотворений. Слушаем внимательно.

- Стихотворение «Весна»:

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.

- Стихотворение «Осень»

Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

-Знакомы вам эти стихотворения?

Вы знакомились с ним в 1 классе

- Ребята, у Ирины Токмаковой очень много интересных стихотворений. Если вам понравились стихотворения И. Токмаковой, то вы можете прочитать их дома

Читают стихотворение

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей.

П: поиск и выделение необходимой информации.

Р: оценка выделения того, что нужно усвоить.

П: осознание материала в письменной и устной форме.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный:

Беседа

Практический:

Выразительное чтение

7

мин

-Вернитесь к первому стихотворению. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?

-Почему вы так решили?

-Хорошо, а прочитайте название.

-А что означает слово плим?Вы знаете.

-А как вы думаете, есть такое слово?

-Герои стихотворений И. Токмаковой – очень внимательны к окружающему миру, добры и справедливы, фантазёры и выдумщики. Они очень любят играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове её стихотворение “Плим”.

Я вам прочту стихотворение, и проверим правы вы или нет.

Кто главный герой? Как вы это поняли?

- Понравилось ли вам стихотворение?                          

- Чем необычно стихотворение?

мальчик, «Я придумал…»

- Да

- Радость, веселье

-тем, что мальчик дает необычные значения слов и тем, что придумал слово, которое ничего не значит

П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

Сам-ая работа в парах

4-5

мин

-А теперь вы прочитайте стихотворение самостоятельно

-О чем стихотворение?

-Ребята, на сколько смысловых частей можем поделить это стихотворение? Почему?

-Я с вами согласна. Какие слова в 1 части он описывает?

-Как он описывает их? Прочитайте.

-Продолжите сами ряд этих слов, также со значением

-Хорошо. Ваши предположения были верны. Какое слово он придумал?

-Мы с вами выяснили, что это слово не имеет значения, а как автор описывает это слово?

-прочитайте из стихотворения строки.

.

- Самостоятельная работа в парах.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

Беседа

Обобщение урока

Домашнее задание

5

мин

-Какими еще словами он описывает это слово? Прочитайте из текста

-Ребята, обратите внимание, он описывает слово «плим» смешным, говорит, что оно прыгает и скачет. на кого похоже слово? Что прыгает и скачет?

- Да, оно подобно мячу. Слово ничего не значит, но что с помощью него выражает?

- Что он чувствует? Почему?

-Какое открытие он сделал?

-Да, что можно пофантазировать и придумать слово

-  Что мы можем сказать об авторе, которая в простых вещах видит необычные вещи?

– А какие чувства вызывают у вас это стихотворение? Почему?

-Как будем читать первую часть?

- Какие знаки препинания подсказывают нам, как надо читать? Что означает тире между словами?

-А с каким чувством будем читать 2 часть?

-Какие знаки препинания нам подсказывают? Как будем читать?

- С какой интонацией читает автор?

-Давайте выразительно прочитаем стихотворение.

-Ребята, удалось ли ребятам передать настроение мальчика?

- Хорошо, молодцы ребята!

Ребята, посмотрите на стр. 154 вам дано еще одно стихотворение.

-Прочитайте название стихотворения.

-Ребята, можно прочитать и «чУдной» и «чуднОй». Вы с вами сейчас выясним, как в нашем стихотворении нужно поставить ударение.

-Рассмотрите иллюстрацию, как думаете, о чем это стихотворение?

-А вы верите в чудеса?

- А как вы можете объяснить значение слова «чУдный».

-Чудный-дивный, красивый, прекрасный, вызывающий удивление;

-А что значит  «в чуднОй»?

-Чудной, -а́я, -о́е; -дён, -дна́, -дно́. Разг. Странный, необычайный, вызывающий удивлений.

- А что для вас является чуднЫм?

Давайте послушаем стихотворение и узнаем, про какую чуднУю страну нам рассказывает автор.

Прослушивание, просмотр видеоролика.

-О чем же это стихотворение?

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое чувство, настроение возникло у вас, когда вы его слушали?    

 - А теперь давайте прочитаем стихотворение.

-Как ритм стихотворения помогает правильно определить ударение в слове чудной? Прочитайте

– Какие же странные вещи происходят в этой стране?

        

-Кого нам напоминает ботинок? Почему?

-А картошка? А бутылка и стул?

- А почему, описанные в стихотворении предметы, кажутся нам сказочными?

-Почему не могут?

-Вы правы, а автор наделил их живыми свойствами.

-А автор как нам помогает понять, что в жизни такие вещи не происходят? Прочитайте

-К кому автор обращается в конце стихотворения?

-Вы верите ей? Почему?

- А как вы думаете, где может находиться такая страна?

-Чем похожи в стихотворении слова: язычок, глазок, горлышко, ножки?

-А как называются слова в русском языке? (как называются слова, которые имеют несколько значений?)

-Что это значит?

-Какое значение имеет слово язычок?

-Придите свои примеры многозначных слов

– Какое настроение передает автор этого произведения?

-Ребята, а как надо читать это стихотворение?

- Какие знаки препинания нам помогают?

-Обратите внимание на многоточие. Для чего служит?

-Многоточие служит для обозначения прерванности речи, незаконченности высказывания или пропуска в тексте

- С какой интонацией прочитаем последнее предложение? Почему?

-А теперь давайте выразительно прочитаем стихотворение.

-странной,  необычной,

-когда происходят странные вещи

-О стране, в которой происходят вещи, которые в реальной жизни не могут происходить

-Да

- удивление, любопытство, радость

Читают стихотворение

-В чужой стране, в чудной стране

- ботинок лакает молочко, картошка глядит в окно, бутылка поет, стул танцует

-кошку, потому что они любят молоко

картошка- человека, потому что человек может сидеть и смотреть в окошко

бутылка- певца, потому что поют, а танцоры танцуют

-Потому что в нашей обычной жизни не могут происходить такие вещи

-Потому что это неодушевленные предметы

-Где не бывать тебе и мне

-к читателям, к нам

Да/нет ответы детей

-в сказках

-тем, что являются органами человека/употребляются ласково

- многозначные

-одно слово, но много значений

-язык у людей, а также у ботка есть язычок

-ключ, кисть, ручка

- сказочное, веселое

-Спокойно, загадочно

-точки, триточие

-для паузы

-

-с вопросительной

-потому знак вопроса на конце

Читают выразительно

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный:

Рефлексия

2

мин

- С каким автор мы сегодня познакомились?

-С какими стихотворениями познакомились?

- О чем они? Что их объединяет?

-Что в них было необычного?

- Как вы думаете, нравится ли И.Токмаковой мечтать, фантазировать? Почему?

- Какое настроение она хотела передать?

- Ребята, я надеюсь, что вам понравились стихотворения, с которыми мы сегодня познакомились. И они вас заинтересовали, и вы прочитаете другие ее стихотворения.

Посмотрите, я рекомендую вам прочитать следующие стихотворения: 
«А я рано утром залез на сосну...», «Аист», «Баиньки», «Береза», «Букваринск». Они тоже очень интересные и загадочные. Я уверенна вам понравятся.

А теперь вы сами оцените свою работу. У вас на партах кружочки, нарисуйте необычно ваше настроение. И покажите друг другу.

 Мне сегодня очень приятно было с вами работать. Все очень старались.

- Ребята, спасибо вам за урок. Урок окончен. До свидания.

- Анализируют себя.

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

План-конспект урока по литературному чтению в 1 классе УМК "Школа России"

Обобщающий урок по теме: «О братьях наших меньших»...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Ю.Ермолаев "Два пирожных" ("Школа России")

Конспект разработан с учётом требований ФГОС с применением деятельностного подхода....

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Волшебное слово» В.А.Осеевой УМК «Школа России» Урок 2

Конспект урока по литературному чтению«Волшебное слово» В.А.Осеевой  УМК «Школа России» Урок 2. Цель урока : обучение анализу текста...