Конспект урока по теме "Э.Н.Успенский «Чебурашка»." (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Шалагина Юлия Александровна

Цели деятельности учителя: знакомство с творчеством детского писателя Э.Успенского и его произведением «Чебурашка»; формирование и развитие навыка чтения.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: биографию и творчество Э. Успенского;

уметь: анализировать произведения; давать полные ответы на вопросы.

Личностные:проводить самооценку своих действий; желание получать новые знания; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование:УМК «Школа России», учебник литературного чтения: 2 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, Голованова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.n.uspenskiy_cheburashka.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 26.04.2021г.                                                                                ФИО учителя: Лапаева Е.М.

Школа: Увельская СОШ №2                                                                ФИ студента: Шалагина Ю.А. 46 группа

Класс:2а                                                                                                                                          ФИО методиста: Кошкарова Л.С.

Кабинет:  24

КОНСПЕКТ УРОКАЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Э.Н.Успенский «Чебурашка»».

Цели деятельности учителя: знакомство с творчеством детского писателя Э.Успенского и его произведением «Чебурашка»; формирование и развитие навыка чтения.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: биографию и творчество Э. Успенского;

уметь: анализировать произведения; давать полные ответы на вопросы.

Личностные:проводить самооценку своих действий; желание получать новые знания; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование:УМК «Школа России», учебник литературного чтения: 2 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, Голованова, презентация.

П.Увельский 2021г.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1мин

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь

Начинаем мы урок.

Прозвенел давно звонок.

Мы отставим все дела!

Заниматься нам пора!

Приветствуют учителя

(читают хором)

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод:

опрос

Наглядный метод представление

презентаций

3 мин

- Ребята, прочитайте стихотворение про себя:

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

- Прочитайте хором.

- Прочитайте грустно.

- Прочитайте весело.

- Прочитайте с восхищением.

- Прочитайте громко, тихо.

- Хорошо, молодцы!

- Ребята, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках?

- С какими его произволениями мы познакомились?

- Какой из этих трех произведение вам больше всего понравилось и запомнилось?


- С творчество Бориса Заходер.

- «Что красивее всего?», «Товарищам детям», «Песенки Вини-Пуха».

П: осмысление читаемого текста

К.: участие в учебном диалоге, построение речевых высказываний

П.: постановка звука

3.Постановка учебной задачи

Словесный:

диалог.

3мин

- Ребята, а сейчас внимательно послушайте песню одного сказочного героя, попробуйте определить, что же это за герой. Только не выкрикивать, а отвечать по поднятой руке (играет песня Чебурашки).

Какой сказочный герой пел вам свою песенку?

- Верно.

- Сегодня мы с вами познакомимся с этим героем поближе. Как вы думаете, как будет называться произведение, с которым мы познакомимся?

- Кто-нибудь из вас знает, кто является автором этого произведения?

- Верно, сегодня мы познакомимся с биографией  

Э. Успенского и его произведением «Чебурашка».

- Какие цели поставим на этот урок? Что узнаем?


- Чебурашка.

- Произведение «Чебурашка».

- Эдуард Успенский.

- Цели: познакомиться с биографией и творчеством Э.Н. Успенского; познакомиться с произведением «Чебурашка».

К.: участиевучебном

диалоге; построение

речевых

высказываний.

4. Открытие нового знания

Словесный:беседа

10мин

- Ребята, посмотрите на экран. На экране представлен портрет Эдуарда Успенского.

- Как вы думаете, каков характер автора?

- Какие произведения мог написать человек с таким добрым, веселым характером?

- Эдуард Николаевич Успенский родился в ЕгорьевскеМосковской области. Окончил Московский авиационный институт и три года работал инженером.

Ещё учась в институте, начал печататься. Первая книга стихов для детей «Смешной слонёнок», а через год – повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья». С тех пор написал много стихотворений, весёлых, озорных, во многом поучительных. Циклы произведений о крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино  послужили основой для создания мультфильмов, которые с интересом смотрят уже многие поколения.

  Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, - «Крокодил Гена и его друзья» - вышла в свет в 1966 году.

- Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем «Вы». В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу «на вырост». Ребёнок упал, а папа сказал: «Опять чебурахнулся!» Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки.

- Сейчас  я буду читать вам сказку, а вы внимательно слушайте и следите за тем, где я читаю.

(Чтение произведения учителем)

А сейчас будем читать по цепочке. Я буду говорить стоп, и тогда продолжит читать следующий. Следите внимательно.

- Добрый, веселый, любит детей и животных…

- Смешные, веселые, забавные, интересные и т.д.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П:построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К.: построение

речевого

высказывания.

К: умение полно и точно выражать мысли; вырабатывать отстаивать собственную точку зрения

5. Первичное закрепление

Словесный метод: беседа

6мин

ФИЗМИНУТКА

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку, 
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Мы похлопаем в ладоши
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

- Ребята, встретились ли слова, которые были вам непонятны?

Тропическом –наиболее жаркая местность на земном шаре.

Бракованный - предмет с изъяном, некачественный.

Чебурахнулся – чебурахнулся, упал или ударился с шумом.

Забавный – интересный, занимательный.

Каюта – отдельное помещение на судне.

Уценённые товары - товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

- Итак, вы внимательно читали и слушали сказку, скажите, где жил Чебурашка?

- Как он попал в ящик с апельсинами? Прочитайте.

-  Как Чебурашка попал в магазин?

-  Почему зверьку дали такое странное имя? 

- Куда отнёс директор Чебурашку?

- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

- Почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?

- Где стал работать и жить Чебурашка?  


- Тропически лес, бракованный, чебурахнулся, забавный, каюта, уцененный товар.

- Чебурашка жил в густомтропическом лесу.

- Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая, Чебурашка забрался  один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и  улегся спать.

- Когда Чебурашка залез в ящик с апельсинами, он наелся и уснул там. Затем, рабочиеего не заметили и заколотили ящик. Погрузили в корабль и отправили в далекое путешествие. Ящики с апельсинами, в которых был Чебурашка, отправили в магазин.

- Когда Чебурашка в очередной раз упал с ящика из-под апельсинов, директор магазина воскликнул - опять чебурахнулся! Вот это имя и прижилось.

- Директор отнес Чебурашку в зоопарк.

- Зоопарк был переполнен и Чебурашка был неизвестным науке зверьком.

- Потому что он был похож на бракованную игрушку.

- Чебурашка стал работать и жить в телефонной будке.

П: структурирование знаний.

6. Самостоятельнаяработа

Словесный: беседа

12 мин

- Сейчас подпишите свой листочек. На экране будут появляться вопросы. Ваша задача выбрать и указать только одну букву, под которой указан верный ответ.

Выбери правильный ответ.

1.  Как называется сказка, отрывок которой ты прочитал?

A) «Приключения Чебурашки»;

Б) «Крокодил Гена и его друзья»;

B) «Чебурашка и старуха Шапокляк».

2.  Объясни значение выражения «Уценённые товары».

A) мелкие бытовые товары;
Б) товары, которые стоят меньше прежней стоимости;

B  непродовольственные товары.

3. Где жил Чебурашка?

A) в пустыне;

Б) на необитаемом острове;

B) в тропическом лесу.

4. Почему его сначала  никак не звали?

A) он был ещё маленький;

Б) он ещё не встречался с людьми;

B) другие звери с ним не дружили.

5. Как он попал в ящик с апельсинами?

А) его поймали и посадили туда;

Б) он туда полез за апельсинами;

В) он туда случайно упал с дерева.

6. Куда привезли ящик с апельсинами?

А) во фруктовый магазин большого города;

Б) в зоопарк большого города;

В) на деревенский рынок.

(Взаимопроверка)


1 – Б

2 – Б

3 - В

4 – Б

5 – Б

6 - А

П: структурирование знаний.

7. Включение в систему знаний

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

4 мин

- Ребята, что вы можете сказать про Чебурашку? Какой он?

- Ребята, почему Чебурашке было некому позвонить?

- Какие пословицы о дружбе вы знаете?

- Как вы понимаете значение этих пословиц?

- Чебурашка добрый, безобидный.

- У Чебурашки не было друзей, поэтому ему некому было позвонить.

- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.Нет друга - ищи, а нашел – береги.Хочешь дружить – сам будь другом.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем

8. Рефлексия деятельности

Словесный:

вопрос- ответ;

слово учителя

1мин

  С каким произведением мы сегодня познакомились и кто его автор?

- Какую главную мысль автор хотел донести до читателей?

- Понравилось ли вам это произведение?

- Мы познакомились с произведением Эдуарда Успенского  «Чебурашка».

 - Основная мысль произведения: трудно жить одному, хорошо, когда есть верные друзья.

- Да, нам понравилось это произведение.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Чебурашка". 2 класс.

Урок содержит элементы мнемотехники: составление мнемического плана....

Конспект урока литературного чтения "Э. Успенский «Чебурашка»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование читательской компетентности при изучении творчества детского писателя Э. Успенского и его произведения «Чебурашка»; формирование и развитие на...

Конспект урока литературного чтения "Э. Успенский "Чебурашка"" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения повести Э. Успенского «Чебурашка»; формирование знаний о жанровых особенностях повести; формиро...

Конспект урока литературного чтения "Э. Успенский. Чебурашка" (2 класс, Школа России).

Конспект урока литературного чтенияТема: Э. Успенский "Чебурашка"Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством Э.Успенского и отрывком из его произведения "Крокоди...

Конспект урока литературного чтения «Э.Успенский «Чебурашка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья») Цели деятельности учителя: формирование литературной компетентности в процессе...

Конспект урока по теме «Э. Успенский «Чебурашка»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения повести Э. Успенского «Чебурашка»; знаний о жанровых особенностях повести; умения составлять план и ...

Конспект урока литературного чтения: "Эдуард Успенский «Чебурашка»" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Эдуард Успенский «Чебурашка»Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Э. Успенского «Чебурашка»; развитие навыков выразительного, правильного и осо...