Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения по теме "Чебурашка". 2 класс.
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Марина Владимировна Воропаева

    Урок содержит элементы мнемотехники: составление мнемического плана.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnol_karta_cheburashka.docx948.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Э. Успенский «Чебурашка».

    Тип урока: Изучение новых знаний.

    Цели:

    1. Познакомить с жизнью и творчеством Э. Н.Успенского и его произведением “Крокодил Гена и его друзья”.
    2. Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте, строить словесный рисунок.
    3. Воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.

    Планируемые результаты

    Предметные результаты:

    • Знать произведения Э. Успенского.
    • Развивать умения характеризовать героев произведения.
    • Читать осознанно, выразительно, передавая особенности характера героя.
    • Определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; выделять опорные слова в произведении.

    Метапредметные результаты:

    • Анализировать иллюстрации в книге, соотносить содержание с иллюстрациями.
    • Определять учебную задачу урока.
    • Восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете.

    Личностные результаты:

    • Проявлять интерес к чтению юмористических произведений.
    • Понимать важную роль юмора, хорошей шутки в жизни человека.
    • Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.
    • Ценить друзей и дружбу.

    Межпредметные связи:

    • Русский язык. Виды текста.

    Ресурсы урока:

    • Учебник «Литературное чтение».
    • Портрет Э. Успенского, Алана Милна.
    • Презентация к уроку.
    • Бланк теста.

    Ход урока

    Технологии, методы, приёмы

    Содержание деятельности

    учителя

    Содержание деятельности обучающихся

    Формирование УУД

    Организационный этап

    Эмоциональная подготовка к усвоению материала.

    Все расселись по местам,

    никому не тесно,

    По секрету вам скажу:

    “Будет интересно!”

    А теперь тихонько сели,  

    на меня все посмотрели.

    Проверьте, все ли готово у вас к уроку. Начинаем наш урок.

    Учащиеся проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя. Садятся за парты, проверяют посадку.

    Регулятивные УУД:

    • умение организовывать рабочее место.
    • умение психологически настроится на работу, собраться.

    Проверка домашнего задания.

    Актуализация знаний.

    Речевая разминка.

    Прочитайте чистоговорку про себя, а теперь вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – четко произносите звуки.

    Слайд 1.

    Говорим всегда красиво,

    Смело и неторопливо,

    Ясно, четко, говорим,

    Потому что не спешим.

    Паузы мы соблюдаем,

    Звук ударный выделяем,

    Хорошо мы говорим,

    Потому что не спешим.

    Учащиеся читают вслух чистоговорку. Отрабатывают чёткость произношения.

    Регулятивные УУД:

    • умение выполнять поставленную задачу.

    Беседа.

    – С какой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.)

    – Произведения какого автора читали? (Б.В. Заходера.)

    - Под каким номером его портрет? Кого ещё вы узнаёте?

    – Что знаете о писателе? Выберете подходящие характеристики. (Он поэт, прозаик, переводчик.)

    – Какие по характеру стихотворения писал Б. Заходер? (Весёлые, забавные, смешные, поучительные)

    Учащиеся отвечают на вопросы.

    Познавательные УУД:

    • умение актуализировать ранее полученную информацию.

    Чтение наизусть.

    – Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (Алан Милн)

    – Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Б. Заходер)

    – Давайте расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением.

    Учащиеся отвечают на вопросы. Рассказывают наизусть.

    Регулятивных УУД:

    •        умение выполнять поставленную задачу – читать выразительно.

    Постановка цели и задач урока.

    Мотивация учебной деятельности обучающихся.

    Беседа.

     - Отгадайте загадку:

    Постучался в нашу дверь

    Необычный чудо-зверь –

    Ты внимательно послушай,

    У него большие уши,

    Он коричневого цвета,

    Его любят все на свете,

    Знает каждая дворняжка

    Друга Гены – ..... (ЧЕБУРАШКУ)

    – Правильно – это Чебурашка.

    – Ребята, кто написал это произведение? (Э. Успенский)

    – Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок “Чебурашка” из повести-сказки “Крокодил Гена и его друзья” Э. Успенского.) А сейчас каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (Учиться быстро читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку и т. п.)

    Отгадывают загадку.

    Формулируют тему урока.

    Формулируют цели и задачи урока.

    Регулятивных УУД:

    •        самостоятельно формулировать цель деятельности.

    •        составлять план действий.

    Рассказ о жизни и деятельности Э.Н. Успенского.

    Составление мнемического плана.

    Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. (Портрет) В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.

    Учащиеся слушают, отвечают на вопросы.

    Учащиеся по опорным схемам повторяют информацию о писателе.

    Познавательные УУД:

    • умение работать со схемами, знаками.

    Обзор книг Э.Н. Успенского.

    Подготовленный ученик.

    – Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые произведения.

    •        “Крокодил Гена и его друзья”.

    •        “Дядя Федор, пес и кот”.

    •        “Тетя дяди Федора”.

    •        “Любимая девочка дяди Федора”.

    •        “Про Веру и Анфису”.

    •        “Разноцветная семейка” и др.

    Учащиеся рассматривают книги.

    Отвечают на вопросы по содержанию книг.

    Познавательные УУД:

    • осуществлять поиск необходимой информации.
    • представлять информацию в кратком виде.

    Актуализация знаний. Подготовка к первичному чтению.

    Кто же такой Чебурашка? Опишите его внешний вид.

    Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.

    Конечно, всех интересует, как писатель придумал такое необычное существо с таким необычным именем. Существует несколько версий.

    Якобы в детстве у Успенского была такая бракованная игрушка  - Чебурашка -  изображавшая странного зверя: не то медвежонок, не то заяц с большими ушами. Но сам писатель отвергает такую версию и рассказывает следующую историю.

    Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу. Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И её отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» — это значит «упасть». Так и появилось имя моего героя.

    Найдите в “Толковом словаре живого великорусского языка” В. И. Даля значение слова – “чебурахнуться”. (Работа со словарём)

    Учащиеся работают со словарём.

    Коммуникативные УУД

    •        вычитывать ин-формацию, данную в явном виде.

    Словарно-лексическая работа.

    1. Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:

    Тро-пи-чес-ком---------тропическом

    Гип-по-по-там----------гиппопотам

    От-пра-вил-ся-----------отправился

    А-пель-си-на-ми--------апельсинами

    Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться

    Соб-ствен-но-го----------собственного

    1. Читайте целыми словами:

    Груз-----погрузили

    Фрукт---фруктовый

    Брак------бракованную

    Зверь-----зверёк

    Город----городской

    Учащиеся читают по слогам, целыми словами.

    Регулятивные УУД:

    • умение выполнять поставленную задачу.

    Первичное усвоение новых знаний.

    Чтение вслух учителем, хорошо читающими учащимися.

    – Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (Дети читают “цепочкой”.)

    Учащиеся слушают чтение учителя.

    Учащиеся читают вслух.

    Регулятивные УУД:

    • умение работать в команде.

    Словарная работа с лексическим значением слов.

    Давайте поработаем с лексическим значением слов:

    Чебурахнуться

    Каюта

    Уценённые товары

    Телефонная будка

    Бракованная игрушка

    Тропический лес

    Учащиеся объясняют лексическое значение слов.

    Коммуникативные УУД:

    • объяснять смысл слов и словосочетаний.

    Познавательные УУД:

    • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    Физкультминутка

    Проверка понимания. Закрепление.

    Беседа по прочитанному тексту. Выборочное чтение.

     - Где жил забавный зверёк?

     - Как он попал в ящик с апельсинами?
    - Как он оказался в магазине?
    - Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?

     - Найдите отрывок, где зверёк получил своё имя?
    - Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
    - Куда директор магазина отнёс Чебурашку после зоопарка?
    - Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?
    - Где он стал жить?
    - К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга.)

    – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней?

    – К каким моментам в произведении вы сделали бы рисунок и что изобразили бы? Опишите его словами.

    Учащиеся отвечают на вопросы по содержанию текста.

    Учащиеся отвечают на вопросы, читая ответы из текста.

    Учащиеся создают словесный рисунок.

    Коммуникативные УУД

    •        вычитывать информацию, данную в явном виде.

    •        понимать смысл текста в целом (главную мысль).

    • уметь вступать в диалог.

    Чтение отрывка из произведения по ролям.

    Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.

    Учащиеся читают по ролям.

    Регулятивные УУД:

    •        умение работать в команде.

    Обобщение

    Беседа по вопросам.

    – Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)

    – Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?

    – Нашел ли друзей Чебурашка?

    – Какие пословицы о дружбе вы знаете? (ответы детей)

    – Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.

    – Дополните пословицы: (работа в парах)

    Не имей 100 рублей, а имей … .

    Нет друга – ищи, а нашёл … .

    Хочешь дружить – сам будь … .

    Доброе братство – лучше … .

    – Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя кота Леопольда.

    Учащиеся отвечают на вопросы.

    Учащиеся работают по презентации, восстанавливая пословицы.

    Коммуникативные УУД:

    •        вычитывать информацию, данную в неявном виде.

    Познавательные УУД:

    • установление причинно-следственных связей. 
    • умение на основе анализа объектов делать выводы.

    Тест. Работа в группах.

    Работаем в четвёрках.

    Давайте вспомним правила совместной работы.

    Выберете правильный ответ. Проверьте по шкале.

    Учащиеся повторяют правила совместной работы.

    Учащиеся в группах решают тест.

    Личностные УУД:

    • определять важные для себя и окружающих правила поведения.

    Регулятивные УУД:

    • проверять и оценивать результаты работы.

    Коммуникативные УУД:

    • сотрудничество с членами группы.
    • участвовать в коллективном обсуждении учебной задачи.
    • умение слушать и понимать других.

    Рефлексия.

    Дополнение предложений.

     - Достигли ли вы своей цели в течении урока?

     - Закончите предложения.

     - На сегодняшнем уроке я узнал …

     - На уроке мне особенно удалось …

     - Мне еще необходимо поработать над …

    Учащиеся анализируют достижение поставленных целей.

    Учащиеся заканчивают предложения.

    Регулятивные УУД:

    проверять и оценивать результаты работы.


    ТЕСТ

    1. Как называется сказка, отрывок которой прочитали?

    А. Приключение Чебурашки.

    Б. Крокодил Гена и его друзья.

    В. Чебурашка и старуха Шапокляк.

    2.  Где жил Чебурашка?

    А. В пустыне.

    Б. На необитаемом острове.

    В. В тропическом лесу.

    3. Почему его сначала никак не звали?

    А. Он был ещё маленький.

    Б. Он ещё не встречался с людьми.

    В. Другие звери с ним не дружили.

    4. Сколько апельсинов Чебурашка съел на завтрак?

    А. 2 апельсина.

    Б. 3 апельсина.

    В. 1 апельсин.

    5. Куда погрузили ящик с Чебурашкой?

    А. На поезд.

    Б. На корабль.

    В. На самолёт.

    6. Где оказались ящики после долгого плавания?

    А. Во фруктовом магазине.

    Б. В продовольственном магазине.

    В. В хозяйственном магазине.

    7. Почему Чебурашка падал со стула и стола?

    А. Затекли лапы.

    Б. Кружилась голова.

    В. Его укачало.

    8. Кто назвал зверька Чебурашкой:

    А. Директор зоопарка.

    Б. Директор магазина.

    В. Директор музея.

    9. Где Чебурашка стал жить?

    А. В витрине.

    Б. В зоопарке.

    В. В телефонной будке.

    Правильные ответы:                                                


    1

    Б

    2

    В

    3

    Б

    4

    А

    5

    Б

    6

    А

    7

    А

    8

    Б

    9

    В


    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Б

    В

    Б

    А

    Б

    А

    А

    Б

    В

    http://knigaplus.ru/images/cms/data/import_files/8c/krokodil_gena_i_ego_druz_ya.jpeg



    http://uslide.ru/images/15/22038/960/img1.jpg

    22.12.

    1937 г.


    Стихи -

    Проза -

    поэт

    прозаик

    http://cnit.ssau.ru/virt_lab/krilo/su15/pic/d8_5.jpg

    МАИ


    https://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/17/52/1528438.jpghttp://www.vnikitskom.ru/antique/images/lots-new/60/55-466-2019-1-C5239791.jpghttp://first-ever.ru/images/2009/11/d181d0b0d0bcd0b0d18f-d0bfd0b5d180d0b2d0b0d18f-d0b2-d0bcd0b8d180d0b5-d0bfd0b5d187d0b0d182d0bdd0b0d18f-d0bcd0b0d188d0b8d0bdd0bad0b0.jpghttp://oorlova.ucoz.ru/_nw/0/81044208.jpg

    3 года

    инженер

    г. Москва


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

    Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

    внеурочная деятельность: занятие "Умники и умницы" 2 класс автор Холодова,конспекты уроков 1- 2 классы УМК "Школа России"

    конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО  Использование на уроке интерактивной доски, "рабочего места учителя".Календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс УМК "Школа России"...

    Конспект урока в начальных классах (1 класс) по теме «Знакомство с задачей»

    Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по теме «Знакомство с задачей». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, работающих по программе развивающего обучения Л.В.З ...

    Конспект урока математики 1 класс "Повторение изученного в 1 классе"

    В папке содержится конспект урока, материал для учащихся, презентация по теме....

    План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

    План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...